Решения и определения судов

Постановление ФАС Центрального округа от 12.03.2010 по делу N А09-748/2009 Поскольку заявителю было отказано в признании решения налогового органа недействительным, то выводы суда о том, что данный ненормативный акт сохраняет свое действие в полном объеме, у налогового органа отсутствуют основания для уменьшения штрафных санкций и пени, в связи с чем решение об отказе в осуществлении зачета (возврата) вынесено правомерно, являются правильными.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 12 марта 2010 г. по делу N А09-748/2009

(извлечение)

Резолютивная часть постановления объявлена 12.03.2010.

Федеральный арбитражный суд Центрального округа, рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу индивидуального предпринимателя Ф.И.О. на решение от 25.08.2009 Арбитражного суда Брянской области и постановление от 19.11.2009 Двадцатого арбитражного апелляционного суда по делу N А09-748/2009,

установил:

индивидуальный предприниматель Ф.И.О. (далее - Общество, налогоплательщик) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Брянской области (далее - Инспекция, налоговый орган) о признании недействительным решения от 29.10.2008 в части отказа в возврате из бюджета 132 328 руб. штрафа, а также об обязании возвратить
102 278 руб. штрафа за непредставление налоговых деклараций по единому социальному налогу, 12 021 руб. штрафа за неполную уплату ЕСН, 18 029 руб. штрафа за неполную уплату НДФЛ от предпринимательской деятельности (с учетом уточнения).

Решением Арбитражного суда Брянской области от 16.04.2009 признано недействительным решение Инспекции от 29.10.2008 в части отказа в возврате 132 328 руб. штрафа. На налоговый орган возложена обязанность возвратить Предпринимателю из бюджета 132 328 руб. штрафа.

В остальной части производство по делу прекращено в связи с отказом от заявленных требований.

В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.

Постановлением Федерального арбитражного суда Центрального округа от 21.07.2009 судебный акт по делу был отменен в части признания недействительным решения Инспекции от 29.10.2008 об отказе в возврате 132 328 руб. штрафа, а также обязания налоговый орган возвратить из бюджета указанную сумму. Дело в отмененной части направлено на новое рассмотрение.

Решением Арбитражного суда Брянской области от 25.08.2009 в удовлетворении заявленных требований отказано.

Постановлением Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.11.2009 решение оставлено без изменения.

В кассационной жалобе Предприниматель просит отменить решение и постановление суда в связи с нарушением норм материального права.

Изучив материалы дела, рассмотрев доводы кассационной жалобы и отзыва, выслушав объяснение представителей сторон, кассационная инстанция не находит оснований для отмены или изменения обжалуемых решения и постановления.

Как следует из материалов дела, Инспекцией проведена выездная налоговая проверка Предпринимателя по вопросам соблюдения законодательства о налогах и сборах.

По результатам проверки налоговым органом вынесено решение от 27.06.2007 N 33, согласно которому налогоплательщик, в том числе, привлечен к налоговой ответственности по п. 2 ст. 119 НК РФ, п. 1 ст. 122 НК РФ в виде взыскания штрафов
в общей сумме 243 377 руб.

Решением Арбитражного суда Брянской области от 24.09.2008 по делу N А09-7489/2008-24, вступившим в законную силу, отказано в удовлетворении заявления Предпринимателя о признании решения Инспекции недействительным в связи с нарушением установленного ч. 4 ст. 198 АПК РФ срока.

При этом, как установлено судом, решение налогового органа исполнено Предпринимателем в полном объеме, в том числе по платежным квитанциям от 03.10.2007 N 0561, 0520, 0559, 0552 уплачены штрафы по ЕСН и НДФЛ в общей сумме 147 351 руб.

01.11.2007 Предпринимателем поданы корректирующие налоговые декларации (с подтверждающими расходы документами) по ЕСН за 2004 - 2005 годы, согласно которым итоговые суммы к начислению за эти годы равны нулю. Какого-либо решения по результатам проверки указанных деклараций Инспекцией принято не было.

11.02.2008 налогоплательщиком поданы корректирующие налоговые декларации по НДФЛ за 2004 и 2005 годы. По итогам камеральной проверки деклараций 10.07.2008 Инспекцией приняты решения от 10.07.2008 N N 1904, 1906, которыми подтвердила профессиональные налоговые вычеты Предпринимателя.

Полагая, что с учетом представленных уточненных деклараций суммы доначисленных недоимок, пеней и штрафов изменились, 15.10.2008 Предприниматель обратилась с заявлением в налоговый орган о возврате излишне уплаченных штрафов и пеней.

Решением Инспекции от 29.10.2008 N 4211 в осуществлении возврата сумм пеней и штрафов отказано.

Не согласившись с решением налогового органа от 29.10.2008 N 4211, налогоплательщик обратился с соответствующим заявлением в арбитражный суд.

Отказывая при новом рассмотрении в удовлетворении заявленных требований, суды первой и апелляционной инстанции обоснованно исходили следующего.

Статьей 227 НК РФ установлены особенности исчисления сумм налога для физических лиц, зарегистрированных в установленном действующим законодательством порядке и осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица.

Пунктом 1 ст.
221 НК РФ определено, что при исчислении налоговой базы в соответствии с п. 2 ст. 210 настоящего Кодекса указанные налогоплательщики имеют право на получение профессиональных налоговых вычетов в сумме фактически произведенных ими и документально подтвержденных расходов, непосредственно связанных с извлечением доходов.

При этом состав указанных расходов, принимаемых к вычету, определяется налогоплательщиком самостоятельно в порядке, аналогичном порядку определения расходов для целей налогообложения, установленному главой “Налог на прибыль организаций“.

Согласно пп. 2 п. 1 ст. 235 НК РФ плательщиками единого социального налога признаются лица, производящие выплаты физическим лицам, в том числе индивидуальные предприниматели.

Пунктом 3 ст. 237 НК РФ установлено, что налоговая база для данной категории налогоплательщиков определяется как сумма доходов, полученных такими налогоплательщиками за налоговый период как в денежной, так и в натуральной форме от предпринимательской либо иной профессиональной деятельности, за вычетом расходов, связанных с их извлечением.

При этом состав расходов, принимаемых к вычету в целях налогообложения данной группой налогоплательщиков, определяется в порядке, аналогичном порядку определения состава затрат, установленных для налогоплательщиков налога на прибыль соответствующими статьями главы 25 настоящего Кодекса.

В соответствии с п. 1 ст. 252 НК РФ налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов (за исключением расходов, указанных в статье 270 настоящего Кодекса).

Расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных статьей 265 настоящего Кодекса, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.

Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме.

Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации. Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.

Исходя
из вышеуказанных положений, обязанность подтверждения понесенных в целях налогообложения расходов лежит на налогоплательщике, а в случае их неподтверждения налогоплательщик несет риск наступления неблагоприятных последствий.

В соответствии с п. 9 ст. 101 НК РФ решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения вступает в силу по истечении 10 дней со дня вручения лицу (его представителю), в отношении которого было вынесено соответствующее решение.

Согласно выводам Инспекции, изложенным в решении от 27.06.2007 N 33, задолженность по налогам образовалась в результате занижения доходов от предпринимательской деятельности.

Как следует из материалов дела, указанное решение не было отменено в рамках дела N А09-7489/2008-24.

Поскольку Предпринимателю было отказано в признании его недействительным, то выводы суда о том, что данный ненормативный акт сохраняет свое действие в полном объеме, у Инспекции отсутствуют основания для уменьшения штрафных санкций и пени, в связи с чем решение об отказе в осуществлении зачета (возврата) от 29.10.2008 N 4211 вынесено правомерно, следует признать правильными.

При таких обстоятельствах, у суда имелось достаточно оснований для отказа в удовлетворении заявленных налогоплательщиком требований.

Принимая во внимание, что фактические обстоятельства, имеющие существенное значение для разрешения спора по существу, установлены судом на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, отвечающих признакам относимости, допустимости и достаточности, им дана надлежащая правовая оценка, кассационная инстанция не находит оснований для отмены или изменения оспариваемых судебных актов.

Нарушений процессуального закона, влекущих отмену обжалуемых решения и постановления, не установлено.

Исходя из положений пп. 3, 12 п. 1 ст. 333.21 НК РФ при подаче кассационной жалобы по настоящему делу государственная пошлина подлежала уплате Предпринимателем в размере 100 руб.

Вместе с тем, государственная пошлина
была уплачена налогоплательщиком в размере 2000 руб.

Учитывая изложенное, налогоплательщику подлежит возврату излишне уплаченная государственная пошлина в размере 1900 руб.

Руководствуясь ст. 110, п. 1 ч. 1 ст. 287, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

постановил:

решение от 25.08.2009 Арбитражного суда Брянской области и постановление от 19.11.2009 Двадцатого арбитражного апелляционного суда по делу N А09-748/2009 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.

Возвратить индивидуальному предпринимателю Ф.И.О. 243020, Брянская область, г. Новозыбков, ул. 307-й Дивизии, д. 23, кв. 4, государственную пошлину за подачу кассационной жалобы в размере 1900 руб., излишне уплаченную по квитанции от 02.02.2010.

Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.