Решения и определения судов

Постановление ФАС Центрального округа от 11.03.2010 по делу N А35-5777/08-С22 Суд сделал правильный вывод о необоснованном отказе заявителю в возмещении спорной суммы расходов на выплату пособия по социальному страхованию, поскольку фонд социального страхования не доказал наличия в действиях заявителя искусственной схемы, направленной на неправомерное получение средств фонда в спорной сумме.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 11 марта 2010 г. по делу N А35-5777/08-С22

(извлечение)

Федеральный арбитражный суд Центрального округа, рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Государственного учреждения - Курского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации на постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.11.2009 по делу N А35-5777/08-С22,

установил:

общество с ограниченной ответственностью “Новые окна-2“ (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Курской области с заявлением о признании недействительным решения от 18.08.2008 N 21/4629106269 комиссии по рассмотрению материалов камеральной проверки страхователя по обязательному социальному страхованию Государственного учреждения - Курское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - фонд, ГУ-КРО ФСС РФ, орган социального
страхования).

Решением Арбитражного суда Курской области от 23.04.2009 в удовлетворении заявленного требования отказано.

Постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.11.2009 решение суда первой инстанции отменено в части отказа в удовлетворении требований общества о признании недействительным указанного решения фонда об отказе в выделении денежных средств заявителю в сумме 50358,70 руб. Суд апелляционной инстанции в данной части признал решение фонда от 18.08.2008 N 21/4629106269 недействительным и обязал ГУ-КРО ФСС РФ устранить допущенные нарушения прав и законных интересов общества. В остальной части решение суда оставлено без изменения.

В кассационной жалобе фонд просит постановление отменить, так как выводы суда не соответствуют фактическим обстоятельствам дела, судебный акт принят с нарушением норм материального права и оставить в силе решение суда первой инстанции.

Изучив материалы дела, обсудив доводы жалобы, заслушав в судебном заседании представителя Государственного учреждения - Курского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации, кассационная инстанция не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.

Как следует из материалов дела, 19.06.2008 ООО “Новые окна-2“ обратилось в Государственное учреждение - Курское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации с заявлением о выделении денежных средств для выплаты пособий по социальному страхованию принятому на работу работнику - Литвиновой Т.Ю., в сумме 50358,70 руб., в том числе: 50 033,20 руб. - пособие по беременности и родам, подтвержденное листком нетрудоспособности серии ВН N 8229872 от 16.05.2008, и 325,50 руб. - единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности.

По результатам рассмотрения представленных документов 01.07.2008 составлен акт камеральной проверки N 464064210, в соответствии с которым произведено частичное выделение денежных средств ООО “Новые окна-2“ в
сумме 11 504,50 руб.

24 июля 2008 года общество представило фонду возражения по указанному акту камеральной проверки с приложением (приказ “о премировании Литвиновой Т.Ю.“, приказ от 29.06.2007 N 28 “об изменении оклада“), рассмотрев которые, комиссия приняла решение об отказе в полном выделении денежных средств в сумме 50 358,70 руб., и частичном выделении денежных средств в сумме 11 504,50 руб., в том числе: 11 179 руб. пособия по беременности и родам и 325,50 руб. единовременного пособия женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности.

Считая решение органа социального страхования незаконным, общество оспорило его в арбитражном суде.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, арбитражный суд сделал вывод о том, что обществом искусственно создана ситуация для возмещения из Фонда социального страхования РФ средств на выплату пособия по беременности и родам Литвиновой Т.Ю. в завышенном размере.

Арбитражный апелляционный суд, отменяя решение суда, исходил из факта наступления страхового случая, наличия трудовых отношений и отсутствия достаточных доказательств, свидетельствующих о завышении заработной платы.

Согласно статье 9 Федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ “Об основах обязательного социального страхования“ отношения по обязательному социальному страхованию у страхователя (работодателя) возникают с момента заключения с работником (застрахованным лицом) трудового договора. Основанием для назначения и выплаты страхового возмещения является наступление документально подтвержденного страхового случая (пункт 1 статьи 22 Закона), в связи с чем фонд обязан своевременно выплатить страховое возмещение (статья 11 Закона).

В силу подпункта 7 пункта 2 статьи 8 названного Закона пособие по беременности и родам является видом страхового обеспечения.

Условия, размер и порядок обеспечения пособиями по беременности и родам граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию, предусмотрены Федеральным
законом от 29.12.2006 N 255-ФЗ “Об обеспечении пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию“ (далее - Закон N 255-ФЗ).

Из части 1 и пункта 1 части 2 статьи 2 Закона N 255-ФЗ (в редакции, применяемой в спорный период) следует, что право на пособия по беременности и родам имеют граждане Российской Федерации, а также постоянно или временно проживающие на территории Российской Федерации иностранные граждане и лица без гражданства, работающие по трудовым договорам.

В пункте 1 статьи 11 Федерального закона N 255-ФЗ предусмотрено, что пособие по беременности и родам выплачивается застрахованной женщине в размере 100 процентов среднего заработка. Пунктом 2 данной статьи, (в редакции, действовавшей в рассматриваемый период), предусмотрено, что размер пособия по беременности и родам не может превышать максимальный размер пособия по беременности и родам, установленный федеральным законом о бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на очередной финансовый год.

В соответствии с частью 1 статьи 13 Закона N 255-ФЗ назначение и выплата пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам осуществляются работодателем по месту работы застрахованного лица.

Согласно части 4 названной статьи Закона N 255-ФЗ (в редакции Закона от 29 декабря 2006 года) для назначения и выплаты пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам застрахованное лицо представляет листок нетрудоспособности, выданный медицинской организацией по форме и в порядке, которые установлены федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере обязательного социального страхования.

Работодатель назначает пособие по беременности и родам в течение 10 календарных дней со дня обращения застрахованной женщины за его получением с необходимыми
документами (пункт 1 статьи 15 Федерального закона N 255-ФЗ).

Апелляционный суд установил и материалами дела подтверждается, что обществом соблюдены все условия, необходимые для возмещения страхователю расходов по обязательному социальному страхованию, а именно наличие между обществом-страхователем и работником - застрахованным лицом Литвиновой Т.Ю. трудовых отношений, наступление страхового случая подтверждается листком нетрудоспособности, наличие документов, подтверждающих выплату пособия застрахованному лицу.

В силу статей 132 и 135 Трудового кодекса РФ установление работнику размера заработной платы относится к исключительным полномочиям работодателя.

Доказательств несоразмерности установленного размера заработной платы сотруднице среднему размеру зарплаты по должности помощника генерального директора по договорной работе и делопроизводству в г. Курске фондом социального страхования не представлено.

В силу части 1 статьи 65 и части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами и должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.

Оценив имеющиеся в деле документы, суд пришел к выводу о том, что фонд социального страхования не доказал наличия в действиях общества искусственной схемы, направленной на неправомерное получение средств фонда в спорной сумме.

При таких обстоятельствах суд сделал правильный вывод о необоснованном отказе обществу в возмещении спорной суммы расходов на выплату пособия по социальному страхованию.

Выводы суда сделаны на основе всестороннего, полного и объективного исследования доказательств, представленных сторонами в дело, и им не противоречат. Доводы заявителя, изложенные в кассационной жалобе, не опровергают эти выводы и отклоняются судом кассационной инстанции как несостоятельные.

Нормы материального права применены судом апелляционной инстанции правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи
288 АПК РФ в любом случае основаниями для отмены принятого судебного акта, судом кассационной инстанции не установлено.

Обжалуемый судебный акт является законным и отмене не подлежит.

Руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 287, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.11.2009 по делу N А35-5777/08-С22 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.