Постановление ФАС Центрального округа от 10.03.2010 N Ф10-621/10 по делу N А35-4139/09-С5 В удовлетворении исковых требований о взыскании убытков, причиненных в результате неправомерного списания денежных средств с лицевого счета истца, отказано правомерно, поскольку списание ответчиком спорной денежной суммы произведено в соответствии с действующим законодательством и условиями договора банковского счета, оснований для признания действия банка незаконными и удовлетворения исковых требований в части обязания ответчика перечислить на счет истца денежную сумму не имелось.
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГАПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 10 марта 2010 г. N Ф10-621/10
Дело N А35-4139/09-С5
(извлечение)
Резолютивная часть постановления принята 03.03.2010.
Постановление изготовлено в полном объеме 10.03.2010.
Федеральный арбитражный суд Центрального округа, рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Центрального банка Российской Федерации в лице Главного управления ЦБ РФ по Курской области на решение Арбитражного суда Курской области от 30.09.2009 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.12.2009 по делу N А35-4139/09-С5
установил:
Комитет жилищно-коммунального хозяйства г. Курска обратился в арбитражный суд с иском к Центральному банку Российской Федерации в лице Главного управления ЦБ РФ по Курской области о взыскании убытков в сумме 1 671 699 руб. 70 коп., причиненных в результате неправомерного списания денежных средств с лицевого счета истца, открытого в ГРКЦ г. Курска.
В судебном заседании 24.09.2009 истец изменил предмет иска и просил признать незаконными действия ЦБ РФ в лице ГУ Банка России по Курской области по списанию со счета Комитета ЖКХ г. Курска N 40302810238070000076 денежных средств в размере 1 679 898,47 руб., а также обязать ЦБ РФ в лице ГУ ЦБ РФ по Курской области перечислить денежные средства в размере 1 679 898,47 рублей на счет комитета N 40302810238070000076.
В качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, к участию в деле были привлечены: Комитет финансов г. Курска, ЦФК по Курской области, ООО “Межрегиональная юридическая коллегия“ и др.
Решением Арбитражного суда Курской области от 30.09.2009 исковые требования удовлетворены в полном объеме.
Постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.12.2009 решение суда от 30.09.2009 оставлено без изменения.
В тексте документа, видимо, допущена опечатка: имеется в виду пункт 12 статьи 242.5 Бюджетного кодекса Российской Федерации, а не пункт 12 статьи 242.5.
В кассационной жалобе ответчик - ЦБ РФ в лице ГУ Банка России по Курской области просит принятые по делу судебные акты отменить, ссылаясь на нарушение судом норм материального права и процессуального права. Заявитель указывает на неприменение судом закона, подлежащего применению - п. 12 ст. 245.5 БК Российской Федерации, ст. 70 ФЗ “Об исполнительном производстве“, считает неправомерным одновременное изменение истцом предмета и основания иска.
В судебном заседании представители ответчика и третьего лица ООО “Межрегиональная юридическая коллегия“ поддержали доводы жалобы.
Представитель Комитета ЖКХ г. Курска, считая оспариваемые судебные акты законными и обоснованными, просила оставить их без изменения.
В отзывах на кассационную жалобу УФК по Курской области, отделения по городу Курску УФК по Курской области просили оставить судебные акты без изменения.
Дело рассмотрено по правилам ст. 284 АПК РФ в отсутствие третьих лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства.
Изучив материалы дела, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, обсудив доводы кассационной жалобы и отзывов на нее, судебная коллегия считает необходимым оспариваемые судебные акты отменить, в удовлетворении исковых требований Комитета жилищно-коммунального хозяйства г. Курска отказать по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, 28.03.2008 между ЦБ РФ в лице ГУ Банка России по Курской области (банк) и Комитетом ЖКХ г. Курска (клиент) заключен договор банковского счета по учету средств, поступающих во временное распоряжение бюджетных учреждений N 22-19/01/10.
Предметом указанного договора является регулирование отношений сторон по открытию, ведению, закрытию счета по учету средств, поступающих во временное распоряжение бюджетных учреждений, по расчетно-кассовому обслуживанию клиента, а также иные отношения, связанные с указанной деятельностью.
Согласно п. 1.2 договора клиенту в Головном расчетно-кассовом центре ГУ ЦБ РФ по Курской области (ГРКЦ ГУ ЦБ РФ по Курской области) открыт балансовый счет N 40302810238070000076.
В соответствии с п. 2.2 договора списание средств со счета клиента производится по его поручению (распоряжению) или с его согласия (акцепта) в пределах остатка средств на его счете с соблюдением установленной законом очередности платежей. Без распоряжения клиента списание средств с его счета осуществляется банком в случаях, предусмотренных законодательством.
Судом первой и апелляционной инстанции установлено, что на указанный лицевой счет поступали денежные средства юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в качестве обеспечения заявки на участие в конкурсе или аукционе, организатором проведения которого является Комитет ЖКХ г. Курска как муниципальный заказчик по выполнению работ, оказанию услуг для муниципальных нужд по отрасли “жилищно-коммунальное хозяйство города Курска“.
06.04.2009 в ГРКЦ г. Курска с заявлением о взыскании денежных средств с Комитета ЖКХ г. Курска в соответствии с решением Арбитражного суда Курской области от 15.09.2008 по делу N А35-4080/08-С11 и выданным исполнительным листом N 13457 обратилось ООО “Межрегиональная юридическая коллегия“.
По инкассовому поручению N 1 от 03.04.2009 денежные средства в сумме 1 679 898,47 руб. были списаны со счета Комитета ЖКХ г. Курска N 40302810238070000076 в пользу ООО “Межрегиональная юридическая коллегия“.
Списание денежных средств со счета Комитета ЖКХ г. Курска произведено ГРКЦ г. Курска по платежным ордерам в период с 07.04.2009 по 22.05.2009.
Ссылаясь на нарушение ответчиком установленного Бюджетным кодексом РФ порядка исполнения судебных актов об обращении взыскания на средства бюджета, а также на нарушение статей 68, 70 Федерального закона “Об исполнительном производстве“, предусматривающих возможность обращения взыскания на собственные денежные средства должника, Комитет ЖКХ г. Курска обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Удовлетворяя заявленные требования, суды первой и апелляционной инстанции исходили из того, что исполнительный лист Арбитражного суда Курской области N 13457 подлежал исполнению Отделением Федерального казначейства по г. Курску УФК по Курской области в порядке, предусмотренном ст. 242.5 Бюджетного кодекса РФ.
Между тем, исполнительный лист был предъявлен взыскателем в ГРКЦ ГУ ЦБ РФ по Курской области для принудительного взыскания со счета Комитета ЖКХ г. Курска N 40302810238070000076.
Признавая неправомерным списание денежных средств со счета ответчика, открытого в ГРКЦ Управления ЦБ РФ по Курской области, судебные инстанции исходили из того, что поступившие на указанный счет денежные средства, не являются собственными средствами Комитета ЖКХ г. Курска, в связи с чем, на них не может быть обращено взыскание по исполнительному листу.
Между тем судом первой и апелляционной инстанции при принятии судебных актов не было учтено следующее.
Пунктом 3 статьи 239 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлено, что обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации на основании судебных актов производится в соответствии с главой 24.1 БК РФ.
В соответствии с п. 1 ст. 242.5 БК РФ исполнительный документ, предусматривающий обращение взыскания на средства местного бюджета по денежным обязательствам его бюджетного учреждения-должника, направляется судом по просьбе взыскателя или самим взыскателем вместе с документами, указанными в пункте 2 статьи 242.1 БК РФ, в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов муниципальных бюджетных учреждений для учета средств местного бюджета, а также средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности.
Согласно пункту 12 ст. 242.5 Бюджетного кодекса РФ в случае, если счета должнику открыты в учреждении Банка России или в кредитной организации, исполнение исполнительного документа производится в соответствии с Законом об исполнительном производстве, каких-либо исключений для счетов, открытых в учреждениях банка, законом не установлено.
В соответствии с п. 2 ст. 70 Федерального закона N 229-ФЗ “Об исполнительном производстве“ перечисление денежных средств со счетов должника производится на основании исполнительного документа и (или) постановления судебного пристава-исполнителя без представления в банк или иную кредитную организацию взыскателем или судебным приставом-исполнителем расчетных документов.
Как установлено пунктом 7 указанной правовой нормы, в случае получения банком или иной кредитной организации исполнительного документа непосредственно от взыскателя исполнение содержащихся в исполнительном документе требований о взыскании денежных средств осуществляется путем их перечисления на счет, указанный взыскателем.
В силу п. 8 ст. 70 Закона не исполнить исполнительный документ полностью банк или иная кредитная организация может в случае отсутствия на счетах должника денежных средств либо в случае, когда на денежные средства, находящиеся на указанных счетах, наложен арест или когда в порядке, установленном законом, приостановлены операции с денежными средствами.
В данном случае оснований для отказа в исполнении исполнительного документа, приведенных в указанной норме, у банка не было.
Таким образом, вывод судебных инстанций о том, что исполнительный лист подлежал исполнению только Управлением Федерального казначейства по Курской области в порядке, предусмотренном ст. 242.5 Бюджетного кодекса Российской Федерации, является ошибочным.
Принимая судебные акты, суды руководствовались положениями ст. 69 ФЗ “Об исполнительном производстве“
Однако статья 69 Закона определяет порядок обращения взыскания на имущество должника, что является одной из мер принудительного исполнения (пункт 3 статьи 68 Закона).
Органами принудительного исполнения являются Федеральная служба судебных приставов и ее территориальные органы (статья 5 Закона).
Кредитные организации не являются органами принудительного исполнения, на них лишь возложена обязанность по исполнению требований судебных актов и актов других органов о взыскании денежных средств (статья 7 Закона), следовательно, пункт 3 статьи 69 Закона не подлежал применению в рассматриваемом случае.
Суды в соответствующих судебных актах указали, что денежные средства, находящиеся на счете N 4030281023807000076, не являются собственными средствами Комитета ЖКХ г. Курска, не могут быть признаны обязательствами бюджета города Курска, в связи с чем на них не может быть обращено взыскание по исполнительному листу.
В соответствии с п. 1 ст. 854 Гражданского кодекса Российской Федерации списание денежных средств со счета осуществляется на основании распоряжения клиента.
Без распоряжения клиента списание денежных средств, находящихся на счете, допускается по решению суда, а также в случаях, установленных законом или предусмотренных договором между банком и клиентом (п. 2 ст. 854).
Пунктом 2.2. договора банковского счета N 22-19/01/10 от 28.03.2008, заключенного между Комитетом ЖКХ г. Курска и Банком России в лице Главного управления по Курской области, предусмотрена возможность списания денежных средств со счета комитета без его распоряжения.
Списание денежных средств со счетов плательщиков в бесспорном порядке производится на основании инкассового поручения в соответствии с требованиями главы 12 Положения о безналичных расчетах в Российской Федерации от 03.10.2002 N 2-П.
Пунктом 12.2. указанного Положения N 2-П определены случаи, при которых применяются инкассовые поручения.
При этом в соответствии с пунктом 12.9. упомянутого Положения N 2-П, банки не рассматривают по существу возражений плательщиков против списания денежных средств с их счетов в бесспорном порядке.
Суд кассационной инстанции не может признать обоснованным вывод суда
Таким образом, учитывая, что списание ответчиком с расчетного счета истца спорной денежной суммы произведено в соответствии с действующим законодательством и условиями договора банковского счета, оснований для признания действия банка незаконными и удовлетворения исковых требований в части обязания ответчика перечислить на счет истца 1 679 898 руб. 47 коп., не имелось.
С учетом изложенного решение Арбитражного суда Курской области от 30.09.2009 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.12.2009 подлежат отмене как принятые с нарушением норм материального права.
Поскольку обстоятельства дела установлены полно, суд кассационной инстанции считает возможным в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 287 АПК РФ принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований Комитета жилищно-коммунального хозяйства г. Курска.
Руководствуясь п. 2 ч. 1 ст. 287, ч. 1 - 3 ст. 288, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
постановил:
решение Арбитражного суда Курской области от 30.09.2009 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.12.2009 по делу N А35-4139/09-С3 отменить.
В удовлетворении исковых требований Комитета жилищно-коммунального хозяйства г. Курска отказать.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.