Постановление ФАС Центрального округа от 10.03.2010 по делу N А35-4509/2009-С5 Поскольку денежные средства перечислены ответчику в качестве субсидии на основании справок-расчетов на предоставление субсидий на поддержку племенного животноводства, суд первой инстанции обоснованно указал, что у ответчика отсутствовали правовые основания для их получения, а следовательно, данные денежные средства являются для ответчика неосновательным обогащением и подлежат возврату истцу.
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГАПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 10 марта 2010 г. по делу N А35-4509/2009-С5
(извлечение)
Резолютивная часть постановления объявлена 10.03.2010.
Постановление изготовлено в полном объеме 10.03.2010.
Федеральный арбитражный суд Центрального округа, рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Федерального государственного учреждения “Санаторий “Марьино“ Управления делами Президента РФ, Курская область, на решение Арбитражного суда Курской области от 09.10.2009 по делу N А35-4509/2009-С5,
установил:
Комитет агропромышленного комплекса Курской области обратился в Арбитражный суд Курской области, г. Курск, с иском к Федеральному государственному учреждению “Санаторий “Марьино“ Управления делами Президента РФ (далее - ФГУ “Санаторий Марьино“), п. Марьино Рыльского района Курской области, о взыскании 1 687 033 руб. неосновательного обогащения и 200 757 руб. процентов за пользование чужими денежными средствами (с учетом уточнения иска в порядке ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса РФ).
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Комитет финансов по Курской области, Управление Федерального казначейства по Курской области, Министерство сельского хозяйства Российской Федерации.
Решением Арбитражного суда Курской области от 09.10.2009 исковые требования удовлетворены в части взыскания с ответчика в пользу истца неосновательного обогащения в сумме 1 687 033 руб. В удовлетворении остальной части иска отказано.
В суде апелляционной инстанции законность и обоснованность данного судебного акта не проверялись.
Не согласившись с решением в части удовлетворения иска, ответчик подал кассационную жалобу, в которой просит решение от 09.10.2009 отменить, в удовлетворении иска отказать в полном объеме.
При этом заявитель кассационной жалобы ссылается на несоответствие выводов, содержащихся в обжалуемом судебном акте, фактическим обстоятельствам дела, допущенные судом первой инстанции нарушения норм материального права.
В судебном заседании представитель ответчика поддержал доводы кассационной жалобы.
Иные лица, участвующие в деле и надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного заседания, своих представителей в суд округа не направили. Судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в порядке ч. 3 ст. 284 АПК РФ в их отсутствие.
Изучив материалы дела, с учетом положений ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса РФ обсудив доводы кассационной жалобы и отзывов на нее, выслушав представителя ответчика, суд кассационной инстанции полагает, что обжалуемый судебный акт следует оставить без изменения в связи с нижеизложенным.
Как установлено судом первой инстанции и усматривается из материалов дела, Постановлением Правительства РФ N 997 от 29.12.2007 утверждены Правила предоставления в 2008 - 2010 годах субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление государственной поддержки по основным направлениям сельскохозяйственного производства.
Согласно п. 5 названных Правил субсидии предоставляются по ставкам, определяемым Министерством сельского хозяйства РФ, в целях поддержки племенного животноводства сельскохозяйственным товаропроизводителям, включенным в перечень, утверждаемый Министерством сельского хозяйства РФ по согласованию с высшим органом исполнительной власти субъекта РФ.
На основании Постановления Правительства РФ N 997 от 29.12.2007 Администрация Курской области Постановлением N 118 от 22.04.2008 утвердила Правила предоставления в 2008 - 2010 годах субсидий из областного бюджета на осуществление государственной поддержки по основным направлениям сельскохозяйственного производства.
Согласно п. 2 указанных Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ N 997 от 29.12.2007, субсидии на поддержку основных направлений сельскохозяйственного производства предоставляются из областного бюджета на осуществление государственной поддержки по основным направлениям сельскохозяйственного производства в размере 30% объема средств федерального бюджета, предоставляемых по каждому направлению государственной поддержки сельскохозяйственного производства, указанному в п. 1 настоящих Правил.
Главным распорядителем средств областного бюджета, выделяемых на предоставление субсидий, является Комитет агропромышленного комплекса Курской области.
Субсидии предоставляются по ставкам согласно Приложению к настоящим Правилам.
Письмом N 24-04/79 от 21.01.2008 Министерство сельского хозяйства РФ направило в адрес Комитета агропромышленного комплекса Курской области выписку из Перечня организаций и крестьянских (фермерских) хозяйств по племенному животноводству для выделения субсидий из федерального бюджета на содержание племенного маточного поголовья сельскохозяйственных животных в 2008 году.
Как следует из материалов дела, данный Перечень утвержден министром сельского хозяйства РФ 29.12.2007 года.
В перечень организаций и КФХ по племенному животноводству, имеющих право на получение субсидий в 2008 году из федерального бюджета на поддержку племенного животноводства, включено ФГУ “Санаторий “Марьино“.
Платежным поручением N 285 от 14.05.2008 ФГУ “Санаторий “Марьино“ перечислено из средств федерального бюджета, выделенных бюджету Курской области на предоставление субсидии в 2008 году, 1 400 000 руб.
По платежному поручению N 84752 от 06.06.2008 ФГУ “Санаторий “Марьино“ перечислено из средств бюджета Курской области, выделенных на предоставление субсидии в 2008 году, 287 033 руб.
В назначении платежа в данных платежных поручениях указано: “в качестве субсидии на содержание племенного маточного поголовья коров в 2008 году“.
Ссылаясь на то, что Федеральным законом N 63-ФЗ от 26.04.2007 “О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части регулирования бюджетного процесса и приведения в соответствие с бюджетным законодательством Российской Федерации отдельных законодательных актов“ в статью 161 Бюджетного кодекса РФ с 01.01.2008 внесены изменения, в соответствии с которым субсидии и бюджетные кредиты бюджетным учреждениям не предоставляются, в связи с чем, считая, что ФГУ “Санаторий “Марьино“ получило денежные средства в сумме 1 687 033 руб. без законных к тому оснований, то есть неосновательного обогатилось на данную сумму, Комитет агропромышленного комплекса Курской области, как главный распорядитель средств областного бюджета, выделяемых на предоставление субсидий, обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Удовлетворяя заявленные исковые требования в части взыскания неосновательного обогащения в сумме 1 687 033 руб., суд первой инстанции руководствовался следующим.
В соответствии со ст. 1102 Гражданского кодекса РФ лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 настоящего Кодекса.
Из материалов дела следует, что по платежным поручениям N 285 от 14.05.2008 и N 84752 от 06.06.2008 ФГУ “Санаторий “Марьино“ перечислены из средств федерального бюджета и бюджета Курской области в качестве субсидии на содержание племенного маточного поголовья коров в 2008 году денежные средства в общей сумме 1 687 033 руб.
Однако Федеральным законом N 63-ФЗ от 26.04.2007 “О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части регулирования бюджетного процесса и приведения в соответствие с бюджетным законодательством Российской Федерации отдельных законодательных актов“ в статью 161 Бюджетного кодекса РФ внесены изменения, в соответствии с которым субсидии и бюджетные кредиты бюджетным учреждениям не предоставляются.
Согласно ст. 5 названного Федерального закона N 63-ФЗ от 26.04.2007 настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2008 года, за исключением положений, для которых статьей 5 установлены иные сроки вступления в силу.
В этой связи, учитывая, что денежные средства перечислены ФГУ “Санаторий “Марьино“ в качестве субсидии в мае и июне 2008 года на основании справок-расчетов на предоставление в 2008 году субсидий на поддержку племенного животноводства, подписанных 05.03.2008 и 02.06.2008 (л.д. 69, 70 т. 1), суд первой инстанции обоснованно указал, что у ответчика отсутствовали правовые основания для их получения, а, следовательно, данные денежные средства являются для ФГУ “Санаторий “Марьино“ неосновательным обогащением и подлежат возврату истцу.
Довод заявителя кассационной жалобы о том, что ФГУ “Санаторий “Марьино“ включено в перечень организаций и крестьянских (фермерских) хозяйств по племенному животноводству для выделения субсидий из федерального бюджета на содержание племенного маточного поголовья сельскохозяйственных животных в 2008 году, утвержденный Министерством сельского хозяйства РФ 29.12.2007, то есть до вступления в силу редакции ст. 161 Бюджетного кодекса РФ, в соответствии с которой субсидии бюджетным учреждениям не предоставляются, не может быть принят во внимание, поскольку все действия по предоставлению ФГУ “Санаторий “Марьино“ спорных денежных средств в качестве субсидии были совершены в 2008 году за счет средств бюджета 2008 года на основании заявки ответчика и справок-расчетов, оформленных в 2008 году.
Ссылка ответчика на то, что Комитет агропромышленного комплекса Курской области является ненадлежащим истцом по делу, так как спорные бюджетные средства не могут быть взысканы в пользу данного органа, несостоятельна, поскольку согласно Постановлению Администрации Курской области N 118 от 22.04.2008 Комитет агропромышленного комплекса Курской области является главным распорядителем средств областного бюджета, выделяемых на предоставление субсидий в 2008 - 2010 годах.
Согласно Правилам, утвержденным Постановлением Правительства РФ N 997 от 29.12.2007, субсидии предоставляются из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации и в дальнейшем предоставляются получателям субсидий уполномоченным высшим органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, которым в рассматриваемом случае является Комитет агропромышленного комплекса Курской области. При этом в силу п. 13 названных Правил уполномоченный орган несет ответственность за осуществление расходов бюджета субъекта Российской Федерации, источником финансового обеспечения, которых являются субсидии, в соответствии с условиями их предоставления.
В связи с изложенным, учитывая, что нарушений норм материального права, допущенных судом при вынесении обжалуемого судебного акта и влекущих его отмену, кассационной коллегией не установлено, а обстоятельства, имеющие существенное значение для разрешения спора были предметом рассмотрения суда первой инстанции и им дана надлежащая правовая оценка, оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 284, 286, п. 1 ч. 1 ст. 287, ст. 289 АПК РФ, суд
постановил:
решение Арбитражного суда Курской области от 09.10.2009 по делу N А35-4509/2009-С5 оставить без изменения, а кассационную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента принятия.