Решения и определения судов

Постановление ФАС Центрального округа от 09.03.2010 по делу N А62-7711/2009 В удовлетворении заявленных требований о привлечении ответчика к административной ответственности, предусмотренной ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ, отказано правомерно, поскольку суды, руководствуясь ст. 26.1, ст. 26.2, ст. 28.2 КоАП РФ, сделали обоснованные выводы о том, что протокол об административном правонарушении и представленные в материалы дела документы бесспорно не свидетельствуют о фактическом осуществлении деятельности ответчиком по оказанию третьему лицу самостоятельных услуг связи по передаче данных.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 9 марта 2010 г. по делу N А62-7711/2009

(извлечение)

Федеральный арбитражный суд Центрального округа, рассмотрев кассационную жалобу Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Смоленской области на решение Арбитражного суда Смоленской области от 15.10.2009 г. и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.12.2009 г. по делу N А62-7711/2009,

установил:

Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Смоленской области обратилось в арбитражный суд с заявлением о привлечении открытого акционерного общества “Центральная телекоммуникационная компания“ к административной ответственности, предусмотренной ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ.

Решением Арбитражного суда Смоленской области
от 15.10.2009 г. в удовлетворении заявленных требований отказано.

Постановлением Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.12.2009 г. решение суда оставлено без изменения.

Не согласившись с решением и постановлением судов, управление обратилось с кассационной жалобой.

Изучив материалы дела, обсудив доводы жалобы, выслушав объяснения представителей сторон, кассационная инстанция не находит оснований для удовлетворения жалобы.

Как следует из материалов дела, Управлением Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Смоленской области проведена проверка выполнения ОАО “ЦентрТелеком“ лицензионных условий и обязательных требований при осуществлении деятельности в области связи в соответствии с лицензией N 54687.

По результатам проверки составлены акт от 17.09.2009 г. N 54687-67Т-04/196 и протокол об административном правонарушении от 17.09.2009 г. N 20.

Как указано в протоколе, в результате анализа договора на предоставление услуг “Доступ к сети Интернет по технологии АDSL “Домолинк“ от 24.03.2009 г. N 17859, заключенного между ОАО “ЦентрТелеком“ и гр. Поляковым Ю.Б., установлено несоответствие данного договора требованиям нормативных актов, что является нарушением ст. 44 Федерального закона от 07.07.2003 г. N 126-ФЗ “О связи“, п. 26, п. 27, пп. “а“ п. 33, п. 66 Правил оказания услуг связи по передаче данных, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.01.2006 г. N 32, п. 5 лицензионных условий.

В соответствии со ст. 23.1 КоАП РФ материалы об административном правонарушении были направлены управлением в суд для привлечения ОАО “ЦентрТелеком“ к административной ответственности по ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ.

Частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ установлена административная ответственность за осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).

Согласно ст. 2 Федерального закона от 08.08.2001 г. N 128-ФЗ “О лицензировании
отдельных видов деятельности“ лицензия - специальное разрешение на осуществление конкретного вида деятельности при обязательном соблюдении лицензионных требований и условий, выданное лицензирующим органом юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю. Лицензионные требования и условия - совокупность установленных положениями о лицензировании конкретных видов деятельности требований и условий, выполнение которых лицензиатом обязательно при осуществлении лицензируемого вида деятельности.

Из материалов дела видно, что общество имеет лицензию на оказание услуг связи по передаче данных, за исключением услуг связи по передаче данных для целей передачи голосовой информации. Пунктом 5 Условий осуществления деятельности в соответствии с данной лицензией определено, что лицензиат обязан оказывать услуги связи в соответствии с правилами оказания услуг связи, утвержденными Правительством Российской Федерации.

В соответствии со ст. 44 Федерального закона от 03.03.2007 г. “О связи“ на территории Российской Федерации услуги связи оказываются операторами связи пользователям услугами связи на основании договора об оказании услуг связи, заключаемого в соответствии с гражданским законодательством и правилами оказания услуг связи.

Правила оказания услуг связи утверждаются Правительством Российской Федерации.

Правилами оказания услуг связи регламентируются взаимоотношения пользователей услугами связи и операторов связи при заключении и исполнении договора об оказании услуг связи, а также порядок и основания приостановления оказания услуг связи по договору и расторжения такого договора, особенности оказания услуг связи, права и обязанности операторов связи и пользователей услугами связи, форма и порядок расчетов за оказанные услуги связи, порядок предъявления и рассмотрения жалоб, претензий пользователей услугами связи, ответственность сторон.

По условиям договора от 24.03.2009 г. N 17859, заключенного обществом с Поляковым Ю.Б., абоненту оператором оказывается услуга “Доступ к сети Интернет по технологии ADSL “Домолинк“, при этом в приложении к
договору под услугой, оказываемой по договору, понимается предоставление постоянного доступа в сеть Интернет, организованного по технологии ADSL с использованием абонентской линии стационарного телефона по сетям оператора.

Исходя из положений Перечня наименований услуг связи, вносимых в лицензии на осуществление деятельности в области оказания услуг связи, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 18.02.2005 г. N 87, Правил оказания телематических услуг связи, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 10.09.2007 г. N 575, анализируя Руководящий документ отрасли “Телематические службы“ (РД 45.129-2000), утвержденный Приказом Министерства Российской Федерации по связи и информатизации от 23.07.2001 г. N 175, оценивая условия названного договора, суды пришли к выводам, что при оказании телематических услуг по названному договору в качестве транспортной сети электросвязи и сети доступа выступают собственные сети передачи данных ОАО “ЦентрТелеком“. Самостоятельная услуга связи по передаче данных в рамках указанного договора абоненту оператором не оказывается, сеть передачи данных общества задействована в качестве технологического обеспечения оказания абоненту телематических услуг, а именно услуги доступа в сеть Интернет.

Оценивая представленные в материалы дела доказательства, суды, руководствуясь ст. 26.1, ст. 26.2, ст. 28.2 КоАП РФ, сделали обоснованные выводы, что протокол об административном правонарушении и представленные в материалы дела документы, бесспорно не свидетельствуют о фактическом осуществлении деятельности обществом по оказанию Полякову Ю.Б. самостоятельных услуг связи по передаче данных.

Согласно ст. 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность; характер и размер
ущерба, причиненного административным правонарушением; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.

В соответствии со ст. 28.2 КоАП РФ в протоколе об административном правонарушении указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, фамилии, имена, отчества, адреса места жительства свидетелей и потерпевших, если имеются свидетели и потерпевшие, место, время совершения и событие административного правонарушения, статья настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение, объяснение физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело, иные сведения, необходимые для разрешения дела.

Подпунктами “а“ - “н“ пункта 26 Правил оказания услуг связи по передаче данных, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.01.2006 г. N 32, установлен перечень сведений, которые должны быть указаны в договоре.

Согласно п. 27 указанных Правил, в договоре должны быть указаны следующие существенные условия: используемые абонентские интерфейсы и протоколы передачи данных; оказываемые услуги связи по передаче данных; система оплаты услуг связи по передаче данных; порядок, сроки и форма расчетов.

Подпунктом “а“ пункта 33 Правил предусмотрено, что абонент вправе отказаться в любое время в одностороннем порядке от исполнения договора при условии оплаты фактически понесенных оператором связи расходов по оказанию этому абоненту услуг связи по передаче данных.

Порядок рассмотрения претензий оператором связи установлен п. 66 Правил.

Согласно содержания протокола об административном правонарушении, обществу вменяется несоответствие договора от 24.03.2009 г. N 17859, заключенного между ОАО “ЦентрТелеком“ и гр. Поляковым Ю.Б.,
требованиям ст. 44 Федерального закона от 07.07.2003 г. N 126-ФЗ “О связи“, п. 26, п. 27, пп. “а“ п. 33, п. 66 Правил оказания услуг связи по передаче данных, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.01.2006 г. N 32, п. 5 лицензионных условий.

Как правомерно указали суды, в протоколе об административном правонарушении наряду с другими обязательными сведениями, необходимо подробное описание существа совершенного правонарушения, что связано с определением его юридической квалификации в точном соответствии с нормами КоАП РФ или закона субъекта РФ, иного нормативного акта, которым предусмотрена административная ответственность за совершение противоправного деяния.

Между тем, описание существа вменяемых обществу правонарушений в протоколе отсутствует, в чем конкретно заключается нарушение обществом указанных норм права, какие конкретные действие или бездействие допустило общество, административный орган в протоколе об административном правонарушении не указывает.

Выводы судов о недоказанности управлением факта совершения обществом административного правонарушения основаны на материалах дела и соответствует нормам права.

Учитывая изложенное, ссылки в кассационной жалобе на обстоятельства, которые не были установлены управлением и не отражены в протоколе об административном правонарушении, отклоняются.

Опровергающих выводы судов доводов, позволяющих отменить обжалуемые судебные акты, кассационная жалоба не содержит, в связи с чем удовлетворению не подлежит.

Руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 287, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса РФ,

постановил:

решение Арбитражного суда Смоленской области от 15.10.2009 г. и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.12.2009 г. по делу N А62-7711/2009 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.