Решения и определения судов

Постановление ФАС Центрального округа от 09.03.2010 по делу N А14-8612-2009/229/26 Дело по заявлению о признании незаконным требования, предъявленного заявителю, о внесении платы за негативное воздействие на окружающую среду вследствие размещения отходов производства и потребления, а также взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду вследствие размещения отходов производства и потребления направлено на новое рассмотрение, поскольку содержащиеся в обжалуемых судебных актах выводы не соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 9 марта 2010 г. по делу N А14-8612-2009/229/26

(извлечение)

Резолютивная часть постановления объявлена 2 марта 2010 года.

Федеральный арбитражный суд Центрального округа, рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью “Мостдорпроект-плюс“ на решение Арбитражного суда Воронежской области от 21.10.09 г. и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.12.09 г. по делу N А14-8612-2009/229/26,

установил:

общество с ограниченной ответственностью “Мостдорпроект-плюс“ (далее - Общество) обратилось в суд с заявлением к Верхнее-Донскому управлению Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (далее - Управление) о признании незаконным требования, предъявленного Обществу, о внесении платы за негативное воздействие на окружающую среду вследствие размещения
отходов производства и потребления, а также взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду вследствие размещения отходов производства и потребления.

Решением Арбитражного суда Воронежской области от 21.10.09 г. в удовлетворении заявленных требований отказано.

Постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.12.09 г. решение суда оставлено без изменения.

В кассационной жалобе Общество просит отменить принятые судебные акты, ссылаясь на неправильное применение норм материального права, несоответствие выводов судов первой и апелляционной инстанций фактическим обстоятельствам дела.

Управление в отзыве на жалобу просит оставить ее без удовлетворения.

Рассмотрев доводы жалобы, выслушав представителей Общества, поддержавших доводы жалобы, изучив материалы дела, суд кассационной инстанции полагает, что решение и постановление суда следует отменить и направить дело на новое рассмотрение в связи со следующим.

Как видно из материалов дела, Управление обратилось к Обществу с требованием, выраженным в письме от 07.04.09 г., о внесении платы за негативное воздействие на окружающую среду вследствие размещения отходов производства и потребления с разъяснением порядка определения платы, предоставления расчетов.

Письмом от 30.06.09 г. N 15-27/126 административный орган также разъяснил Обществу обязанность внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду, необходимость представить расчеты платы и погашения задолженности в срок до 10.07.09 г., указав, что в случае отказа от добровольной уплаты материалы в отношении Общества будут направлены в соответствующие органы для возбуждения дела о привлечении к административной ответственности по ст. 8.41 КоАП РФ.

Общество добровольно произвело оплату за негативное воздействие на окружающую среду.

Вместе с тем, Общество, полагая, что действия Управления нарушают его права и законные интересы, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Суды первой и апелляционной инстанций, отказывая Обществу в удовлетворении заявленных требований, исходя из
положений ст. 1, ст. 16 Федерального закона “Об охране окружающей среды“ от 10.01.02 г. N 7-ФЗ и ст. 1, ст. 4, п. 1 ст. 23 Федерального закона “Об отходах производства и потребления“ от 24.06.98 г. N 89-ФЗ сделали вывод о том, что Общество, имеющая в процессе осуществления своей деятельности такие отходы, как картон, офисная бумага, лампы накаливания и люминесцентные лампы, использованные картриджи, от размещения которых происходит негативное воздействие на окружающую среду, является собственником таких отходов и лицом, ответственным за размещение своих отходов, следовательно, обязано в установленном порядке вносить плату за негативное воздействие на окружающую среду.

Однако судом не учтено следующее.

Статьей 8.41 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за невнесение в установленные сроки платы за негативное воздействие на окружающую среду.

Согласно ст. 1 Федерального закона “Об охране окружающей среды“ от 10.01.02 г. N 7-ФЗ (далее - Закон об охране окружающей среды) негативным воздействием на окружающую среду является воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды.

В соответствии со ст. 16 Закона об охране окружающей среды негативное воздействие на окружающую среду является платным. К видам негативного воздействия на окружающую среду относятся: выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ и иных веществ; сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади; загрязнение недр, почв; размещение отходов производства и потребления; загрязнение окружающей среды шумом, теплом, электромагнитными, ионизирующими и другими видами физических воздействий; иные виды негативного воздействия на окружающую среду.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.08.92 г. N 632 утвержден Порядок определения платы и ее предельных
размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия, который согласно пункту 1 распространяется на предприятия, учреждения, организации, иностранных юридических и физических лиц, осуществляющих любые виды деятельности на территории Российской Федерации, связанные с природопользованием, и предусматривает взимание платы за следующие виды вредного воздействия на окружающую природную среду: выброс в атмосферу загрязняющих веществ от стационарных и передвижных источников; сброс загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты; размещение отходов; другие виды вредного воздействия (шум, вибрация, электромагнитные и радиационные воздействия и т.п.).

В соответствии с пунктом 1.4 Инструктивно-методических указаний по взиманию платы за загрязнение окружающей природной среды, утвержденных Министерством охраны окружающей среды и природных ресурсов Российской Федерации 26.01.93 г., плата за загрязнение взимается с природопользователей, осуществляющих следующие виды воздействия на окружающую природную среду: выброс в атмосферу загрязняющих веществ от стационарных и передвижных источников; сброс загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, а также любое подземное размещение загрязняющих веществ; размещение отходов.

Следовательно, обязанность по внесению платы за негативное воздействие на окружающую среду возложена на физических и юридических лиц только в том случае, если в результате их деятельности происходит такое воздействие на окружающую среду, которое подпадает под виды негативного воздействия, установленные в Законе об охране окружающей среды.

Суд указал, что у Общества в процессе осуществления своей деятельности образуются такие отходы, как картон, офисная бумага, лампы накаливания и люминесцентные лампы, использованные картриджи, от размещения которых происходит негативное воздействие на окружающую среду.

Однако, в соответствии со ст. 1 Федерального закона “Об отходах производства и потребления“ от 24.06.98 г. N 89-ФЗ (далее - Закон об отходах) под
размещением отходов понимается их хранение и захоронение.

Закон об отходах определяет хранение отходов как их содержание в объектах размещения отходов в целях их последующего захоронения, обезвреживания или использования, а захоронение отходов - как изоляцию не подлежащих дальнейшему использованию отходов в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую природную среду.

Объектом размещения отходов является специально оборудованное сооружение, предназначенное для размещения отходов (полигон, шламохранилище, хвостохранилище, отвал горных пород и другое).

Статья 12 Закона об отходах устанавливает особые требования к объектам размещения отходов: их создание допускается на основании разрешений, выданных специально уполномоченными федеральными органами исполнительной власти; определение места строительства таких объектов осуществляется на основе специальных исследований и при наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы; объекты размещения отходов вносятся в государственный реестр объектов размещения отходов. Ведение государственного реестра объектов размещения отходов осуществляется в порядке, определенном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Таким образом, деятельность по размещению отходов носит специализированный характер и осуществляется в специально оборудованных местах.

Однако из материалов дела не следует, что Общество занималось размещением отходов в смысле, придаваемом этой деятельности нормами Закона об отходах.

Данный правовой подход, изложенный в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 17.03.09 г. N 14561/08, судом не был принят во внимание при разрешении возникшего спора. Кроме того, обратившись в суд с заявлением, Общество неоднократно уточняло свое заявление, и предметом судебного разбирательства было заявление о признании незаконным требование о внесении платы за негативное воздействие на окружающую среду, предъявленное Обществу Управлением. Между тем, суды не учли, что Правительством Российской Федерации Постановлением от 29 мая 2008 г. N 404 полномочия по
нормативному правовому регулированию вопросов взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду были переданы от Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору Министерству природных ресурсов и экологии Российской Федерации.

Постановлением Правительства РФ “Об осуществлении государственного контроля в области охраны окружающей среды (государственного экологического контроля)“ от 27.01.09 г. N 53, принятым в соответствии со ст. 65 Закона об охране окружающей среды, государственный экологический контроль осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере природопользования и органами, уполномоченными высшими исполнительными органами государственной власти соответствующих субъектов Российской Федерации на осуществление государственного экологического контроля (далее - уполномоченные органы), в соответствии с установленной компетенцией.

Таким образом, суды при рассмотрении дела должны были установить, входит ли в компетенцию Управления направление юридическим лицам, предпринимателям и гражданам требований о внесении платы за негативное воздействие на окружающую среду, а также установить, какие права и интересы Общества нарушает мнение Управление, изложенное в письменных ответах на запросы Общества.

При таких обстоятельствах содержащиеся в обжалуемых судебных актах выводы не соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам, в связи с чем эти акты подлежат отмене с направлением дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции.

Суду при новом рассмотрении дела необходимо дать оценку данным обстоятельствам, и правильно применив нормы действующего законодательства, вынести законное и обоснованное решение.

Руководствуясь п. 3 ч. 1 ст. 287, ст. ст. 288, 289 АПК РФ, суд

постановил:

решение Арбитражного суда Воронежской области от 21 октября 2009 года и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29 декабря 2009 года по делу N А14-8612-2009/229/26 отменить, дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Воронежской области в ином
судебном составе.

Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.