Решения и определения судов

Постановление ФАС Центрального округа от 09.03.2010 по делу N А14-7332/2009/124/30 Заявленные требования о признании незаконным отказа регистрирующего органа в государственной регистрации права собственности муниципального образования на квартиру удовлетворены правомерно, поскольку представленные заявителем документы не противоречат предъявляемым к ним требованиям, подтверждают фактическое нахождение спорного объекта недвижимости в муниципальной собственности, никем не оспорены, а их совокупность позволяет достоверно идентифицировать спорный объект недвижимости.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 9 марта 2010 г. по делу N А14-7332/2009/124/30

(извлечение)

Федеральный арбитражный суд Центрального округа, рассмотрев кассационную жалобу Управления Федеральной регистрационной службы по Воронежской области на решение Арбитражного суда Воронежской области от 20.10.2009 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.12.2009 по делу N А14-7332/2009/124/30,

установил:

Администрация Панинского муниципального района Воронежской области (далее - Администрация) обратилась в Арбитражный суд Воронежской области с заявлением, уточненным в порядке ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), о признании незаконным отказа Управления Федеральной регистрационной службы по Воронежской области (далее - УФРС, Управление, регистрирующий орган) в государственной регистрации права собственности муниципального образования
Панинский муниципальный район Воронежской области на квартиру, расположенную по адресу: Воронежская область, Панинский район, с. Александровка, ул. Крестьянская, д. 2, кв. 7, выраженный в сообщении от 28.04.2009 N 22/001/2009-448, обязании УФРС произвести регистрацию права собственности муниципального образования Панинский муниципальный район Воронежской области на квартиру, расположенную по адресу: Воронежская область, Панинский район, с. Александровка, ул. Крестьянская, д. 2, кв. 7.

Решением суда от 20.10.2009 заявленные требования удовлетворены в полном объеме.

Постановлением апелляционной инстанции от 23.12.2009 решение суда от 20.10.2009 оставлено без изменений.

В кассационной жалобе Управление просит отменить решение, постановление суда в связи с неправильным применением норм материального права.

Проверив материалы дела, изучив доводы, указанные в жалобе, заслушав объяснения представителя Администрации, кассационная инстанция не усматривает оснований для отмены обжалуемых судебных актов.

Как следует из материалов дела, решением Арбитражного суда Воронежской области от 11.12.2003 по делу N А14-8882-2003/31/16б СХА “Александровское“ признано несостоятельным (банкротом).

18 июля 2005 года конкурсным управляющим СХА “Александровское“ Закарьяном Д.П. было направлено в адрес Администрации уведомление с предложением о принятии в собственность Панинского муниципального района объектов жилищного фонда, в том числе, восьми квартир двенадцатиквартирного дома N 2 по ул. Крестьянская с. Александровка Панинского района Воронежской области.

По акту приема-передачи от 18.07.2005 указанные в уведомлении объекты жилищного фонда, в том числе квартиры N N 2, 3, 5, 6, 7, 8, 9, 11, 12 двенадцатиквартирного дома N 2 по ул. Крестьянская с. Александровка, были переданы СХА “Александровское“ Администрации.

26 декабря 2005 года Панинский районный Совет народных депутатов Воронежской области, рассмотрев указанное уведомление от 18.07.2005, принял решение N 22 “О приеме в муниципальную собственность жилого фонда СХА “Александровское“, которым дано
согласие на прием в муниципальную собственность жилого фонда СХА “Александровское“ в связи с признанием его несостоятельным (банкротом), отделу по управлению муниципального имущества Администрации предписано произвести прием-передачу в соответствии с действующим законодательством и решено произвести передачу жилого фонда в собственность Мартыновского сельского поселения в соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации“ в части разграничения муниципального имущества.

12 декабря 2006 года СХА “Александровское“ ликвидировано, о чем в Единый государственный реестр юридических лиц внесена соответствующая запись.

26 марта 2009 года Администрация обратилась в ФРС с заявлением о регистрации права собственности муниципального образования Панинский муниципальный район Воронежской области на квартиру, расположенную по адресу: Воронежская область, Панинский район, с. Александровка, ул. Крестьянская, д. 2, кв. 7. К заявлению был приложен ряд документов, в том числе кадастровый паспорт помещения, акт приема-передачи от 18.07.2005, решение от 26.12.2005 N 22, уведомление от 18.07.2005, выписка из реестра муниципального имущества Панинского муниципального района.

Уведомлением от 06.04.2009 УФРС уведомило заявителя о наличии неустранимых причин, препятствующих проведению государственной регистрации, а сообщением от 28.04.2009 N 22/001/2009-448 Администрации отказано в осуществлении испрашиваемых регистрационных действий со ссылкой на абзацы 8 и 10 п. 1 ст. 20 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ “О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним“ (далее - Закон N 122-ФЗ), поскольку представленные на государственную регистрацию правоустанавливающие документы, а именно: решение от 26.12.2005 N 22, акт приема-передачи от 18.07.2005 и уведомление от 18.07.2005, свидетельствуют об отсутствии у заявителя прав на заявленный к регистрации объект недвижимого имущества, а также не представлены документы,
необходимые для государственной регистрации прав в соответствии с Законом N 122-ФЗ.

Полагая, что данный отказ противоречит действующему законодательству, нарушает права и законные интересы заявителя, последний обратился за судебной защитой с рассматриваемыми требованиями.

Удовлетворяя заявленные требования, арбитражный суд правомерно исходил из следующего.

На основании ч. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Статьей 17 Закона N 122-ФЗ предусмотрено, что основаниями для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним являются, в том числе, акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания; акты (свидетельства) о правах на недвижимое имущество, выданные уполномоченными органами государственной власти в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания; иные акты передачи прав на недвижимое имущество и сделок с ним в соответствии с законодательством, действовавшим в месте передачи на момент ее совершения; иные документы, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации подтверждают
наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав.

При этом не допускается истребование у заявителя дополнительных документов, за исключением указанных выше, если представленные им документы отвечают требованиям ст. 18 Закона N 122-ФЗ и если иное не установлено законодательством Российской Федерации.

В статье 18 Закона N 122-ФЗ закреплено, что документы, устанавливающие наличие, возникновение, переход, ограничение прав на недвижимое имущество и представляемые на государственную регистрацию прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре прав, должны содержать описание недвижимого имущества и вид регистрируемого права.

Согласно абзацам 8 и 10 п. 1 ст. 20 Закона N 122-ФЗ в государственной регистрации прав может быть отказано в случаях, если правоустанавливающий документ об объекте недвижимого имущества свидетельствует об отсутствии у заявителя прав на данный объект недвижимого имущества или не представлены документы, необходимые в соответствии с названным Законом для государственной регистрации прав.

Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в постановлении от 25.02.1998 N 8 “О некоторых вопросах практики разрешения споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав“ разъяснил, что субъектами права федеральной, государственной и муниципальной собственности являются Российская Федерация, соответствующие субъекты Российской Федерации, муниципальные образования на переданное в их собственность имущество в порядке, установленном Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 года N 3020-1 “О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность“.

При этом документом, подтверждающим право собственности субъектов права федеральной, государственной и муниципальной собственности на
отдельные объекты, является соответствующий реестр федеральной, государственной и муниципальной собственности.

Администрацией в регистрирующий орган была представлена выписка из реестра муниципального имущества от 25.03.2009 N 471, подтверждающая право собственности Панинского муниципального района Воронежской области на заявленный к регистрации объект недвижимого имущества. Данная выписка содержит необходимые сведения об объекте недвижимости, выдана надлежащим органом и подписана компетентным лицом.

Представленные заявителем на государственную регистрацию документы не противоречат предъявляемым к ним требованиям, подтверждают фактическое нахождение спорного объекта недвижимости в муниципальной собственности, никем не оспорены, а их совокупность позволяет достоверно идентифицировать спорный объект недвижимости, что в силу статей 6 и 17 Закона N 122-ФЗ является основанием для государственной регистрации соответствующего права.

Необходимое для осуществления государственной регистрации права собственности описание спорного объекта недвижимости содержится в кадастровом паспорте помещения от 24.06.2008 N 241.

На основании изложенного кассационная инстанция считает, что судами первой и апелляционной инстанций фактические обстоятельства дела установлены полно, представленным доказательствам и доводам сторон дана надлежащая оценка, судебные акты соответствуют нормам материального и процессуального права.

Руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 287, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

решение Арбитражного суда Воронежской области от 20.10.2009 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.12.2009 по делу N А14-7332/2009/124/30 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.