Решения и определения судов

Постановление ФАС Центрального округа от 04.03.2010 по делу N А23-2151/09А-18-87 Суд пришел к правомерному выводу о том, что непредставление сертификата соответствия и санитарно-эпидемиологического заключения при таможенном оформлении ввезенного товара, при условии, что они имелись у декларанта, не образует состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 16.3 КоАП РФ.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 4 марта 2010 г. по делу N А23-2151/09А-18-87

(извлечение)

Резолютивная часть постановления объявлена 2 марта 2010 года.

Полный текст постановления изготовлен 4 марта 2010 года.

Федеральный арбитражный суд Центрального округа, рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Центральной акцизной таможни на решение Арбитражного суда Калужской области от 15.09.2009 и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.11.2009 по делу N А23-2151/09А-18-87,

установил:

общество с ограниченной ответственностью “НПК сервис“ (далее - Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Калужской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Центральной акцизной таможни Федеральной таможенной службы (далее - таможня, таможенный орган) от 20.05.2009 N 10009000-178/2009 по делу
об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 16.3. КоАП РФ.

Решением Арбитражного суда Калужской области от 15.09.2009 заявление Общества удовлетворено в полном объеме.

Постановлением Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.11.2009 решение суда первой инстанции оставлено без изменений.

Таможня обратилась с кассационной жалобой на состоявшиеся по делу решение и постановление, в которой, ссылаясь на нарушение норм материального права и несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам спора, просит их отменить.

Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, выслушав пояснения представителя Общества кассационная коллегия не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.

Как усматривается из материалов дела, 31.07.2008 ООО “НПК Сервис“ подало в Калужский акцизный таможенный пост грузовую таможенную декларацию N 10009180/310708/0000820.

Согласно указанной декларации к оформлению заявлен, в частности, товар N 3 и N 5 - стаканы стеклянные механического набора с логотипом “Броганс“ в подарочном наборе по 2 штуки (6 наборов в картонном коробе).

В графе 44 ГТД декларантом заявлены сведения о сертификате соответствия РОСС IE.AE83.B14836 сроком действия с 26.10.2007 по 25.10.2008, который выдан на продукцию - ликеры кремы “Броганс Айриш Крим“. В дополнительной информации в сертификате указано, что в упаковке - стеклянная бутылка емкостью от 0,05 л до 3,0 л в подарочных упаковках (в том числе с двумя стаканами) и без нее.

Выпуск товара по указанной ГТД разрешен 31.07.2008.

В результате проверочных мероприятий таможенным органом установлено, что ООО “НПК сервис“ при декларировании по ГТД N 10009180/310708/0000820 товара - стаканов стеклянных, представило документы - сертификат соответствия РОСС IE.AE83.B14836 и санитарно-эпидемиологическое заключение “40.01.05.917.П.001220.10.07, относящиеся к товарам - ликерам кремам “Броганс Айриш крим“, “Броганс Айриш крим“ мята, “Броганс Айриш крим“ крем-карамель, “Броганс Айриш крим“ белый
шоколад. Сертификат соответствия и санитарно-эпидемиологическое заключение на товар - стаканы стеклянные - при таможенном оформлении представлены не были.

Указанные обстоятельства послужили основанием для вынесения таможенным органом 06.03.2009 определения о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования N 10009000-178/2009.

В процессе административного расследования ООО “НПК сервис“ 06.04.2009 представило в административный орган заверенные копии сертификата соответствия на стаканы N РОСС CN. AE83.B14870 сроком действия с 29.10.2007 по 28.10.2008 и санитарно-эпидемиологическое заключение N 40.01.05.590.П.001215.10.07. от 24.10.2007.

Усмотрев в действиях Общества состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 16.3 КоАП РФ, таможенный орган 06.04.2009 составил протокол об административном правонарушении.

Постановлением Центральной акцизной таможни по делу об административном правонарушении от 20.05.2009 N 10009000-178/2009 ООО “НПК сервис“ привлечено к административной ответственности по ч. 1 ст. 16.3 КоАП РФ с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 100 000 руб.

Считая привлечение к административной ответственности необоснованным, Общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным и отмене указанного постановления.

Разрешая спор по существу и удовлетворяя заявленные требования, суд правомерно руководствовался следующим.

В силу ч. 6 ст. 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.

В соответствии с ч. 1 ст. 16.3 КоАП РФ несоблюдение установленных в соответствии с
законодательством РФ о государственном регулировании внешнеторговой деятельности и не носящих экономического характера запретов и (или) ограничений на ввоз товаров на таможенную территорию РФ и (или) вывоз товаров с таможенной территории РФ, за исключением случаев, предусмотренных ч. 3 ст. 16.2 КоАП РФ, влечет наложение на юридических лиц административного штрафа в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей.

На основании ч. 2 ст. 131 Таможенного кодекса РФ (далее - ТК РФ) при декларировании товаров таможенному органу в числе прочего предоставляются сертификаты и (или) иные документы, подтверждающие соблюдение ограничений, установленных в соответствии с законодательством РФ о государственном регулировании внешнеторговой деятельности.

Согласно ч. 1 ст. 32 Федерального закона от 08.12.2003 N 164-ФЗ “Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности“ в соответствии с международными договорами РФ и федеральными законами исходя из национальных интересов могут вводиться меры, не носящие экономического характера и затрагивающие внешнюю торговлю товарами, если эти меры необходимы для охраны жизни или здоровья граждан, окружающей среды, жизни или здоровья животных и растений, а также для обеспечения соблюдения не противоречащих международным договорам Российской Федерации нормативных правовых актов Российской Федерации, касающихся в том числе применения таможенного законодательства Российской Федерации; представления таможенным органам Российской Федерации одновременно с грузовой таможенной декларацией документов о соответствии товаров обязательным требованиям.

В силу ч. 1 ст. 29 Федерального закона N 184-ФЗ от 27.12.2002 “О техническом регулировании“ для помещения продукции, подлежащей обязательному подтверждению соответствия, под таможенные режимы, предусматривающие возможность отчуждения или использования этой продукции в соответствии с ее назначением на таможенной территории Российской Федерации, в таможенные органы одновременно с таможенной декларацией заявителем либо уполномоченным заявителем лицом
представляются декларация о соответствии или сертификат соответствия либо документы об их признании в соответствии со ст. 30 данного Федерального закона.

В соответствии с п. п. 1, 2 ст. 16 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ “О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения“ продукция, ввозимая на территорию Российской Федерации гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами и предназначенная для реализации населению, не должна оказывать вредное воздействие на человека и среду обитания. Данная продукция допускается к ввозу на территорию Российской Федерации при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии ее санитарным правилам.

В список товаров, на которые должны быть оформлены санитарно-эпидемиологические заключения или свидетельства о государственной регистрации при таможенном оформлении, утвержденный письмом ФТС РФ от 27.03.2008 г. N 01-11/11534, включены стеклянные изделия.

На основании письма ФТС России от 19.12.2006 N 06-73/44906 “О списке товаров, для которых требуется подтверждение проведения обязательной сертификации при выпуске на таможенную территорию Российской Федерации“ - “посуда стеклянная“ входят в список товаров, подлежащих обязательной сертификации при ввозе товара на таможенную территорию Российской Федерации.

Как установлено судом, фирма “П.Г. Броган и Ко.“ (Ирландия) поставляет ООО “НПК Сервис“ (Россия) алкогольную продукцию, в частности, ликер “Броганс Айриш Крим“ в подарочной упаковке со стаканами, что предусмотрено контрактом от 29.09.2007 N 7-09/2007 и спецификацией к нему N 1.

Сертификат соответствия РОСС IE.AE83.B14836 и санитарно-эпидемиологическое заключение “40.01.05.917.П.001220.10.07, относящиеся к товарам - ликерам кремам “Броганс Айриш крим“, “Броганс Айриш крим“ мята, “Броганс Айриш крим“ крем-карамель, “Броганс Айриш крим“ белый шоколад от 24.10.2007 и сертификат соответствия на стаканы N РОСС CN. AE83.B14870 сроком действия с 29.10.2007 по 28.10.2008 и санитарно-эпидемиологическое заключение N 40.01.05.590.П.001215.10.07. от 24.10.2007 выдавались Обществу в
2007 году.

По запросам таможенного органа Управлением Роспотребнадзора по Калужской области и АНО “Юридическо-правовая компания “Прогресс“ подтверждены факты выдачи ООО “НПК сервис“ представленных сертификата и заключения.

В ходе административного расследования 06.04.2009 таможенному органу Обществом представлены заверенные копии сертификата соответствия на стаканы N РОСС CN. AE83.B14870 сроком действия с 29.10.2007 по 28.10.2008 и санитарно-эпидемиологическое заключение N 40.01.05.590.П.001215.10.07. от 24.10.2007.

Таким образом, на момент декларирования товаров (стаканы) по ГТД N 10009180/310708/0000820 у Общества в наличии имелись соответствующий сертификат соответствия и санитарно-эпидемиологическое заключение, которые, как установлено судом, были представлены Обществом в ходе административного расследования до составления протокола об административном правонарушении.

Следовательно, установленные в соответствии с законодательством РФ о государственном регулировании внешнеторговой деятельности и не носящие экономического характера запреты и ограничения на ввоз товаров на таможенную территорию Российской Федерации, Обществом были соблюдены.

С учетом изложенного суд пришел к правомерному выводу о том, что непредставление сертификата соответствия и санитарно-эпидемиологического заключения при таможенном оформлении ввезенного товара, при условии, что они имелись у декларанта, не образует состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 16.3 КоАП РФ.

Довод таможни о том, что Обществом в представленной ГТД N 10009180/310708/0000820 при декларировании товаров N 3 и N 5 - стаканов стеклянных указан сертификат соответствия РОССIE.AE83.B14836 сроком действия с 26.10.2007 по 25.10.2008 и представлено санитарно-эпидемиологическое заключение 40.01.05.917.П.001220.10.07, относящиеся к другому товару, обоснованно отклонен судом исходя из следующего.

В силу п. 2 ч. 1 ст. 149 ТК РФ необходимым условием для выпуска товаров является представление на товары, в отношении которых в соответствии с законодательством РФ о государственном регулировании внешнеторговой деятельности или международными договорами РФ установлены ограничения, документов, подтверждающих соблюдение
таких ограничений.

При выявлении таможенным органом в ходе проверки таможенной декларации, иных документов, представленных при декларировании, и декларируемых товаров несоблюдения условий выпуска, предусмотренных ст. 149 настоящего Кодекса, выпуск товаров не осуществляется.

Таможенный орган незамедлительно уведомляет декларанта о том, какие именно условия выпуска товаров не соблюдены и какие именно декларант должен совершить действия, достаточные для соблюдения условий выпуска товаров в соответствии с положениями настоящей статьи (ч. 1 ст. 153 ТК РФ).

Из представленной ГТД N 10009180/310708/0000820 усматривается, что Обществом при декларировании товаров N 3 и N 5 - стаканы стеклянные в графе 44 заявлены сведения о сертификате соответствия РОСС IE.AE83.B14836.

Согласно протоколу опроса старшего государственного таможенного инспектора Гвоздевой О.А. от 21.04.2009 последней осуществлялось принятие и регистрация документов, документальный контроль и выпуск товаров по ГТД N 10009180/310708/0000820. При этом, по устному согласованию с ОТН и ТО ЦАТ было решено, что, если в сертификате соответствия в дополнительной информации есть ссылка на стаканы, следовательно, данный товар - стаканы проходил сертификацию одновременно с ликерами и поэтому сертификат соответствия распространяется как на ликеры, так и на стаканы.

На основании имеющегося на вышеуказанной ГТД штампа Центральной акцизной таможни выпуск товаров был разрешен 31.07.2008.

Следовательно, в ходе проверки ГТД N 10009180/310708/0000820 и иных документов, представленных Обществом при декларировании товара, несоблюдение условий выпуска товаров, предусмотренных п. 2 ч. 1 ст. 149 ТК РФ, таможней не выявлено.

В соответствии с ч. 4 ст. 153 ТК РФ, если таможенным органом обнаружено, что при декларировании товаров заявлены недостоверные сведения, которые влияют на применение к товарам запретов или ограничений, установленных в соответствии с законодательством РФ о государственном регулировании внешнеторговой деятельности,
в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, таможенный орган направляет декларанту требование осуществить корректировку таких сведений и представить документы, подтверждающие соблюдение соответствующих ограничений. В требовании таможенного органа должно быть указано, какие именно сведения необходимо скорректировать для выпуска товаров и какие именно документы, подтверждающие соблюдение соответствующих ограничений, должны быть представлены.

Вместе с тем лишь 01.04.2009 таможенным органом в адрес Общества направлено письмо N 25013/6801 о необходимости представления сертификата соответствия и санитарно-эпидемиологического заключения на товары N 3 и N 5 - стаканы стеклянные.

Названные документы у Общества имелись и представлены в таможенный орган до составления протокола об административном правонарушении по ч. 1 ст. 16.3 КоАП РФ.

При таких обстоятельствах суд обоснованно посчитал, что в действиях ООО “НПК Сервис“ отсутствует состав вменяемого ему административного правонарушения.

Правовая оценка судов первой и апелляционной инстанций соответствует нормам действующего законодательства. Оснований считать, что судами неполно исследованы обстоятельства дела не имеется.

Доводы, изложенные в кассационной жалобе, не опровергают выводов судов и не свидетельствуют о наличии оснований для отмены принятых по делу судебных актов.

Нарушений требований процессуального законодательства не установлено.

Руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 287, ст. 289 АПК РФ,

постановил:

решение Арбитражного суда Калужской области от 15.09.2009 и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.11.2009 по делу N А23-2151/09А-18-87 оставить без изменения, а кассационную жалобу Центральной акцизной таможни - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.