Решения и определения судов

Постановление ФАС Центрального округа от 03.03.2010 N Ф10-97/10 по делу N А64-2049/09 Кассационная инстанция удовлетворила исковые требования о взыскании задолженности по договору транспортировки газа, поскольку вывод арбитражного суда об отсутствии у ответчика задолженности по оплате услуг по транспортировке газа не соответствует требованиям действующего законодательства.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 3 марта 2010 г. N Ф10-97/10

Дело N А64-2049/09

(извлечение)

Резолютивная часть постановления изготовлена 25 февраля 2010 года.

Постановление изготовлено в полном объеме 3 марта 2010 года.

Федеральный арбитражный суд Центрального округа, рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу ОАО по газификации и эксплуатации газового хозяйства Тамбовской области “Тамбовоблгаз“ на решение Арбитражного суда Тамбовской области от 30.06.2009 г. и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19 октября 2009 года по делу N А64-2049/09,

установил:

открытое акционерное общество по газификации и эксплуатации газового хозяйства Тамбовской области “Тамбовоблгаз“ обратилось в Арбитражный суд Тамбовской области с иском к открытому акционерному обществу “Тамбовская сетевая компания“ о взыскании
126 014,30 руб. задолженности по договору транспортировки газа N 08-8-17-29-2283 от 30.01.2008 г. за период с августа по декабрь 2008 года.

Решением Арбитражного суда Тамбовской области от 30 июня 2009 года в удовлетворении исковых требований отказано.

Постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19 октября 2009 года решение суда первой инстанции оставлено без изменения.

Не соглашаясь с принятыми по делу судебными актами, ОАО по газификации и эксплуатации газового хозяйства Тамбовской области “Тамбовоблгаз“ обратилось в Федеральный арбитражный суд Центрального округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить решение Арбитражного суда Тамбовской области от 30.06.2009 г. и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19 октября 2009 года и принять по делу новый судебный акт.

При этом заявитель кассационной жалобы указывает на то обстоятельство, что арбитражным судом при рассмотрении спора не учтены Методические указания по регулированию тарифов на услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям, утвержденные Приказом ФСТ РФ от 04.09.2007 г. N 223-э/2.

Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав объяснения представителей сторон, суд кассационной инстанции считает необходимым решение Арбитражного суда Тамбовской области от 30.06.2009 г. и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19 октября 2009 года отменить и взыскать с ОАО “Тамбовская сетевая компания“ в пользу ОАО “Тамбовоблгаз“ 126 014 руб. 30 коп. задолженности.

Как следует из материалов дела и установлено арбитражным судом, 30.01.2008 г. между ОАО “Тамбовоблгаз“ (газораспределительная организация) и ОАО “Тамбовская сетевая компания“ (потребитель) заключен договор N 08-8-17-29-2283 транспортировки газа по газораспределительным сетям, находящимся в собственности ОАО “Тамбовская сетевая компания“ или на иных законных основаниях, по условиям которого газораспределительная организация обязалась осуществлять заказчику транспортировку природного
газа, поставляемого поставщиками согласно заключенным договорам поставки газа по газораспределительной сети, находящейся в собственности, а потребитель обязался оплатить услуги по транспортировке газа в соответствии с установленным тарифом.

После 01.10.2006 г. ОАО “Тамбовская сетевая компания“ получило дополнительное газопотребляющее оборудование, расположенное в зонах обслуживания филиалов ОАО “Тамбовоблгаз“ “Кирсановмежрайгаз“ и “Мичуринскмежрайгаз“.

В период с августа по декабрь 2008 г. ответчик определял стоимость транспортировки газа по тарифам, определенным из годового объема транспортируемого газа с учетом переданного (принятого) после 01.10.2006 г. газопотребляющего оборудования (от 10 до 100 млн. м. куб. /год). Исходя из указанного тарифа, ответчиком транспортировка газа оплачена.

Ссылаясь на то обстоятельство, что транспортировка газа должна быть оплачена ответчиком исходя из тарифа, определенного с учетом требований п. 13 Методических указаний, утвержденных Приказом ФСТ N 223-э/2 от 04.09.2007 г., и п. 14 Методических указаний, утвержденных Приказом ФСТ N 172-э/4 от 17.09.2008 г., истец обратился в Арбитражный суд Тамбовской области с настоящим иском.

Отказывая в удовлетворении заявленных исковых требований, арбитражный суд исходил из их необоснованности и неправомерности.

Суд кассационной инстанции считает указанный вывод арбитражного суда недостаточно обоснованным и не соответствующим фактическим обстоятельствам дела и требованиям действующего законодательства.

В силу п. 1 ст. 426 Гражданского кодекса Российской Федерации договор на поставку газа является публичным и согласно п. 2 данной статьи цена товаров, работ, услуг, а также иные условия публичного договора устанавливаются одинаковыми для всех потребителей.

При этом в силу п. 1 ст. 424 Гражданского кодекса Российской Федерации в предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами.

Из системного толкования приведенных норм следует, что доминирующий на
рынке определенного товара хозяйствующий субъект в оговоренных законом случаях обязан заключать договоры с учетом цен (тарифов), устанавливаемых уполномоченными государственными органами.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2000 N 1021 “О государственном регулировании цен на газ и тарифов на услуги по его транспортировке на территории Российской Федерации“ утверждены “Основные положения формирования и государственного регулирования цен на газ и тарифов на услуги по его транспортировке на территории Российской Федерации“, согласно которым тарифы на транспортировку газа подлежат государственному регулированию.

В силу требований статей 21 и 23 Федерального закона от 31.03.1999 N 69-ФЗ “О газоснабжении в Российской Федерации“ государственное регулирование тарифов на услуги по транспортировке газа, отнесенные Федеральным законом “О естественных монополиях“ к сфере деятельности субъектов естественных монополий, осуществляет федеральный орган исполнительной власти в области регулирования тарифов. Федеральный орган исполнительной власти в области регулирования тарифов утверждает тарифы на услуги организаций - собственников газораспределительных систем по транспортировке газа и порядок их применения. Указанные тарифы могут быть дифференцированы с учетом экономических и социальных условий газоснабжения частей территорий субъектов Российской Федерации.

Факт оплаты оказанных услуг по тарифу, утвержденному уполномоченным органом для конечных потребителей с объемом потребления газа от 10 до 100 млн. куб. м./год сторонами не оспаривается, разногласий по объемам оказанных услуг между сторонами не имеется.

По существу между сторонами возник спор о том, какой тариф подлежит применению при расчетах за услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям конечными потребителями в случае получения ими после 01.10.2006 г. в собственность газоиспользующего оборудования.

Условиями договора транспортировки газа N 08-8-17-29-2283 от 30.01.2008 г. установлено, что оказанные услуги должны быть оплачены в соответствии с действующим законодательством.

Постановлением Правительства
РФ N 332 от 30.06.2004 г. утверждено Положение о Федеральной службе по тарифам, в соответствии с п. 5.2.1 которого Федеральная служба по тарифам принимает следующие нормативные правовые акты в установленной сфере деятельности, в частности, методические указания (методики) по расчету регулируемых цен на газ, тарифов на транспортировку газа.

В соответствии с п. 12 Методических указаний по регулированию тарифов на услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям, утвержденным Приказом Федеральной службы по тарифам N 223-э/2 от 04.09.2007, на услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям ГРО до сетей конечного потребителя (под ним понимаются юридические лица, использующие газ в качестве топлива и (или) сырья) устанавливается тариф на транспортировку до конечных потребителей.

Согласно п. 13 Методических указаний отнесение конечных потребителей (кроме населения) к группам, по которым дифференцируется тариф на транспортировку, осуществляется исходя из годового договорного объема транспортировки газа данному конечному потребителю по всем договорам транспортировки (в случае их отсутствия по всем договорам поставки) через газораспределительные сети данной ГРО с учетом заключенных до начала периода поставки газа дополнительных соглашений.

Суд кассационной инстанции считает вывод арбитражного суда о том, что поскольку договором транспортировки газа установлено, что годовой объем транспортировки газа конечному потребителю составляет от 10 до 100 млн. куб. м./год, ответчик должен быть отнесен к группе потребителей, для которых установлен тариф 285 руб. 84 коп./1000 куб. м., является ошибочным и не соответствующим обстоятельствам дела.

В соответствии с абз. четвертым п. 13 Методических указаний конечные потребители, получившие после 01.10.2006 в собственность или на иных законных условиях газоиспользующее оборудование (кроме вновь вводимого в эксплуатацию), разносятся по группам потребителей исходя из объемов потребления
газа конечными потребителями, ранее потреблявшими газ на указанном газоиспользующем оборудовании, либо в случае невозможности использования указанного подхода исходя из годового объема потребителя газа отдельно по точкам подключения к газораспределительным сетям.

В соответствии с Письмом ФСТ N 9-177 от 17.03.2009 г. (л.д. 142 т. 1) с целью поэтапного перехода на модифицированные принципы отнесения конечных потребителей к группам исходя из распределения объемов отдельно по точкам присоединения к газораспределительным сетям с ноября 2006 года редакциями “Методических указаний...“, утвержденными Приказами ФСТ России от 15.08.2006 г. N 186-э/3 и от 04.09.2007 г. N 223-э/2 был предусмотрен особый порядок отнесения потребителей к группам, по которым дифференцируется тариф на услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям, в случае появления новых точек подключения конечных потребителей для газоснабжения нового газоиспользующего оборудования. Например, при передаче в собственность или на иных законных основаниях газовой котельной от одного потребителя к другому после 01.10.2006 г., потребитель, получивший данную котельную, оплачивает услуги по транспортировке газа данной котельной по тарифам для той же группы конечных потребителей, к которой указанная котельная относилась ранее.

Методические указания, утвержденные Приказом ФСТ России N 223-э/2 от 04.09.2007 г., утратили силу в связи с изданием Приказа ФСТ РФ от 17.09.2008 г. N 172-э/4, вступивших в силу с 28 октября 2008 г.

В соответствии с абзацем четвертым п. 14 Методических указаний, утвержденных Приказом ФСТ РФ от 17.09.2008 г. N 172-э/4 отнесение всех конечных потребителей (кроме населения) к группам, по которым дифференцируется тариф на транспортировку, производится на основании данных о годовом объеме потребления газа конечным потребителям отдельно по точкам подключения сетей конечных потребителей к газораспределительным сетям.

Согласно
информационному письму Федеральной службы по тарифам от 30.12.2008 г. N НБ-7906/9, учитывая возможные различные распределения объемов потребления газа конечным потребителям по точкам подключения, один конечный потребитель в части различных точек подключения может быть отнесен к различным группам, по которым дифференцируются тарифы на услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям и размер платы за снабженческо-сбытовые услуги. При этом под точкой подключения для целей применения Методических указаний следует понимать место соединения газопроводов потребителя газа с магистральным газопроводом или газопроводом газораспределительной сети, которые находятся соответственно газотранспортной или газораспределительной организации в собственности или на иных законных основаниях.

Из материалов дела усматривается, что конечный потребитель ОАО “Тамбовская сетевая компания“ получило после 1 октября 2006 года на законных основаниях газопотребляющее оборудование.

Материалы дела свидетельствуют о том, что в 2007 г. на указанном газопотребляющем оборудовании конечные потребители относились к группе потребителей с объемом потребления газа до 10 млн. куб. м./год.

Учитывая данные обстоятельства, а также требования п. 13 и п. 14 соответствующих Методических указаний, в 2008 году конечный потребитель ОАО “Тамбовская сетевая компания“ был правомерно отнесен истцом по группам потребителей исходя из объемов потребления газа его прежними конечными потребителями, а также отдельно по каждой точке подключения.

Однако, как усматривается из материалов дела, за период с августа 2008 г. по декабрь 2008 г. ответчик принимал и оплачивал услуги по транспортировке газа в отношении газораспределяющего оборудования, переданного ему после 01.10.2006 г., по тарифу для группы потребителей с объемом потребления от 10 до 100 млн. м. куб./год, то есть общего годового объема газа. Задолженность ответчика перед истцом за спорный период составила 126 014 руб.
30 коп.

Таким образом, вывод арбитражного суда об отсутствии у ответчика задолженности по оплате услуг по транспортировке газа, не соответствует требованиям действующего законодательства.

Учитывая вышеизложенное, суд кассационной инстанции считает необходимым решение Арбитражного суда Тамбовской области от 30.06.2009 г. и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19 октября 2009 года отменить и взыскать с ОАО “Тамбовская сетевая компания“ в пользу ОАО “Тамбовоблгаз“ 126 014 руб. 30 коп. задолженности.

В соответствии со ст. 110 АПК РФ судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.

Поскольку обжалуемые судебные акты отменены и ответчика в пользу истца взыскана задолженность в сумме 126 014 руб. 30 коп., в силу ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы по делу подлежат перераспределению между сторонами.

С учетом цены иска в размере 126 014 руб. 30 коп. истцом была уплачена государственная пошлина по иску в размере 4020 руб. 29 коп.

Принимая во внимание то обстоятельство, что обжалуемые судебные акты отменены и исковые требования удовлетворены полностью, с ответчика в пользу истца подлежит взысканию государственная пошлина в порядке возмещения судебных расходов по иску в размере 4020 руб. 29 коп.

Судебные расходы по апелляционной и кассационной жалобам относятся на ответчика в размере 2000 рублей.

Руководствуясь п. 2 ч. 1 ст. 287, ч 1 - 3 ст. 288, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

решение Арбитражного суда Тамбовской области от 30.06.2009 г. и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19 октября 2009 года по делу N А64-2049/09 по делу N А62-10418/2004 отменить.

Взыскать с ОАО “Тамбовская сетевая компания“ в пользу
ОАО “Тамбовоблгаз“ 126 014 руб. 30 коп. задолженности.

Взыскать с ОАО “Тамбовская сетевая компания“ в пользу ОАО “Тамбовоблгаз“ 4020 руб. 29 коп. государственной пошлины в порядке возмещения судебных расходов по иску.

Взыскать с ОАО “Тамбовская сетевая компания“ в пользу ОАО “Тамбовоблгаз“ 2000 рублей в порядке возмещения судебных расходов по апелляционной и кассационной жалобам.

Постановление вступает в законную силу с момента принятия.