Решения и определения судов

Постановление ФАС Центрального округа от 03.03.2010 по делу N А64-6141/08-6 Учитывая, что истцом не доказан факт нахождения в спорном помещении на период разграничения государственной и муниципальной собственности органов местной власти, а также принимая во внимание, что спорное имущество относится к федеральному, суды первой и апелляционной инстанций пришли к обоснованному выводу об отказе в удовлетворении иска о признании права собственности городского округа с обременением - содержание объекта культурного наследия федерального значения.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 3 марта 2010 г. по делу N А64-6141/08-6

(извлечение)

Резолютивная часть постановления объявлена 03.03.2010

Постановление изготовлено в полном объеме 03.03.2010

Федеральный арбитражный суд Центрального округа, рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Комитета по управлению муниципальным имуществом города Администрации г. Тамбова на решение Арбитражного суда Тамбовской области от 16.06.2009 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.09.2009 по делу N А64-6141/08-6,

установил:

Комитет экономического развития и управления муниципальной собственностью Администрации города Тамбова обратился в Арбитражный суд Тамбовской области с иском к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Тамбовской области (далее - ТУ Росимущества по Тамбовской области), г. Тамбов, о
признании права собственности городского округа город Тамбов на помещение N 13, расположенное по адресу: г. Тамбов, ул. Советская/Интернациональная, д. 108/8, общей площадью 942,1 кв. м., с обременением - содержание объекта культурного наследия федерального значения.

К участию в деле в качестве третьих лиц Арбитражным судом Тамбовской области были привлечены Управление Федеральной службы по надзору в сфере массовых коммуникаций, связи и охраны культурного наследия по Тамбовской области, Управление культуры и архивного дела Тамбовской области, ТОГУК “Центр по сохранению историко-культурного наследия Тамбовской области“, Управление Федеральной регистрационной службы по Тамбовской области, Администрация Тамбовской области.

Решением Арбитражного суда Тамбовской области от 16.06.2009 в удовлетворении иска отказано.

Постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.09.2009 указанное решение оставлено без изменения.

Не согласившись с названными судебными актами, истец подал кассационную жалобу, в которой просит решение от 16.06.2009 и постановление апелляционной инстанции от 10.09.2009 отменить, исковые требования удовлетворить.

При этом заявитель кассационной жалобы ссылается на несоответствие выводов, содержащихся в обжалуемых судебных актах, фактическим обстоятельствам дела, допущенные судами первой и апелляционной инстанций нарушения норм материального права.

В судебном заседании представитель истца поддержал доводы кассационной жалобы.

Иные лица, участвующие в деле и надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного заседания, своих представителей в суд округа не направили. Судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в порядке ч. 3 ст. 284 АПК РФ в их отсутствие.

Изучив материалы, обсудив доводы кассационной жалобы и отзыва ответчика на нее, выслушав представителя истца, суд кассационной инстанции полагает, что обжалуемые судебные акты следует оставить без изменения в связи с нижеизложенным.

Как усматривается из материалов дела, в соответствии с историческим паспортом здание, расположенное по адресу: г.
Тамбов, ул. Советская, 108, значится как памятник истории и культуры Российской Федерации “Градостроительный комплекс: женская гимназия и сиротский дом 1840 - 1845 гг.“.

Решением исполкома Тамбовского областного Совета народных депутатов от 05.12.1979 N 513 “О принятии на государственную охрану памятников истории и архитектуры“ градостроительный комплекс - женская гимназия и сиротский дом, расположенные по адресу: г. Тамбов, ул. Советская, 108, поставлен на государственный учет памятников архитектуры как памятник местного значения.

На основании Указа Президента РФ от 20.02.1995 N 176 объект включен в перечень объектов исторического и культурного наследия федерального (общероссийского) значения как памятник архитектуры и строительства федерального значения.

В 2001 году объект внесен в реестр федеральной собственности с присвоением реестрового N 06 800 497, что подтверждается выпиской из реестра федерального имущества от 30.01.2001.

15.06.2005 на указанный объект недвижимости выдан паспорт памятника истории и культуры Российской Федерации и оформлено охранное свидетельство.

16.06.2008 УФРС по Тамбовской области произведена государственная регистрация за Российской Федерацией права общей долевой собственности (99/100 долей) на административное здание площадью 5 461,4 кв. м, расположенное по адресу: г. Тамбов, ул. Советская/Интернациональная, д 108/8, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права серии 68-АА N 807129 (т. 1 л.д. 54).

Распоряжением ТУ Росимущества по Тамбовской области от 11.09.2008 N 303-р за Управлением Федеральной службы по надзору в сфере массовых коммуникаций, связи и охраны культурного наследия по Тамбовской области закреплено на праве оперативного управления недвижимое имущество - комнаты общей площадью 815,3 кв. м. в здании, расположенном по адресу: г. Тамбов, ул. Советская/Интернациональная, д. 108/8.

Ссылаясь на то, что вышеуказанное имущество является собственностью МО городской округ город Тамбов, поскольку, начиная с
1938 года и по сегодняшний день здание используется органами местной власти, Комитет экономического развития и управления муниципальной собственностью Администрации города Тамбова (в настоящее время Комитет по управлению муниципальным имуществом города Администрации г. Тамбова) обратился в арбитражный суд с настоящим иском.

Отказывая в удовлетворении заявленных исковых требований, суды первой и апелляционной инстанций исходили из следующего.

В соответствии с п. 3 ст. 214 Гражданского кодекса РФ отнесение государственного имущества к федеральной собственности и к собственности субъектов Российской Федерации осуществляется в порядке, установленном законом.

Согласно Приложению N 1 к Постановлению Верховного Совета РФ от 27.12.1991 N 3020-1 “О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность“ исключительно к федеральной собственности отнесены объекты историко-культурного и природного наследия и художественные ценности общероссийского значения.

Из материалов дела следует, что на основании Указа Президента РФ от 20.02.1995 N 176 спорный объект недвижимости включен в перечень объектов исторического и культурного наследия федерального (общероссийского) значения как памятник архитектуры и строительства федерального значения, в связи с чем отнесен судебными инстанциями к объектам федеральной собственности.

Кроме того, спорное имущество в 2001 году внесено в реестр федеральной собственности, а в 2008 году в установленном законом порядке зарегистрировано право собственности Российской Федерации на 99/100 долей спорного объекта, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права серии 68-АА N 807129 (т. 1 л.д. 54).

При этом правомерность включения ответчиком спорного объекта недвижимости в реестр федерального имущества подтверждена решением Арбитражного суда Тамбовской области от 15.03.2006 по делу N А64-10886/05-14, оставленным без
изменения постановлениями Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.05.2006 и Федерального арбитражного суда Центрального округа от 24.08.2006.

Довод истца о том, что в спорном здании на момент разграничения государственной и муниципальной собственности располагался исполнительный комитет Ленинского районного Совета народных депутатов, исследовался судами первой и апелляционной инстанций и отклонен как не подтвержденный доказательствами.

Ссылка истца на то, что в настоящее время в спорном здании расположены органы местного самоуправления, в частности, Комитет социального развития и демографии Администрации г. Тамбова и органы ЗАГСа не может быть принята во внимание, так как данное обстоятельство не имеет правового значения для разрешения спора. Более того, как установлено судами, Управление записи актов гражданского состояния Администрации города Тамбова находится в спорном помещении на основании договора от 29.12.2006 N 284/1 о передаче в аренду недвижимого имущества, являющегося федеральной собственностью.

При таких обстоятельствах, учитывая, что истцом не доказан факт нахождения в спорном помещении на период разграничения государственной и муниципальной собственности органов местной власти, а также принимая во внимание, что решением Арбитражного суда Тамбовской области от 15.03.2006 по делу N А64-10886/05-14, оставленным без изменения постановлениями Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.05.2006 и Федерального арбитражного суда Центрального округа от 24.08.2006, было отказано в удовлетворении исковых требований Комитета по управлению имуществом Тамбовской области о признании права собственности Тамбовской области на спорное имущество со ссылкой на то, что оно относится к федеральному, суды первой и апелляционной инстанций пришли к обоснованному выводу об отказе в удовлетворении иска Комитета экономического развития и управления муниципальной собственностью Администрации города Тамбова (в настоящее время - Комитет по управлению муниципальным имуществом города Администрации г.
Тамбова).

Доводы кассационной жалобы были известны судам первой и апелляционной инстанций, оценивались ими и отклонены по мотивам, изложенным в обжалуемых судебных актах.

Руководствуясь ст. ст. 284, 286, п. 1 ч. 1 ст. 287, 289 АПК РФ, суд

постановил:

решение Арбитражного суда Тамбовской области от 16.06.2009 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.09.2009 по делу N А64-6141/08-6 оставить без изменения, а кассационную жалобу без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу с его момента принятия.