Решения и определения судов

Постановление ФАС Центрального округа от 02.03.2010 N Ф10-281/2010 по делу N А14-6829/2009/246/14 Арбитражный суд пришел к обоснованному выводу о правомерности заявленного истцом к муниципальному образованию требования о взыскании убытков, образовавшихся в виде разницы между стоимостью тепловой энергии, отпускаемой истцом, и стоимостью коммунальных услуг, оплачиваемых населением по тарифам, установленным органом местного самоуправления.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 2 марта 2010 г. N Ф10-281/2010

Дело N А14-6829/2009/246/14

(извлечение)

Резолютивная часть постановления изготовлена 24 февраля 2010 года

Постановление изготовлено в полном объеме 2 марта 2010 года

Федеральный арбитражный суд Центрального округа, рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу муниципального образования городской округ город Воронеж в лице ФКУ администрации ГО г. Воронеж на решение Арбитражного суда Воронежской области от 25 августа 2009 года и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 6 ноября 2009 года по делу N А14-6829/2009/246/14,

установил:

открытое акционерное общество “Территориальная генерирующая компания N 4“ обратилось в Арбитражный суд Воронежской области с исковым заявлением к ТСЖ “Лидер 2“ о взыскании 6
000 руб. задолженности по договору N 3571 от 28.01.2008 г. и к муниципальному образованию городской округ город Воронеж в лице Финансово-казначейского управления администрации городского округа город Воронеж о взыскании 6 000 руб. убытков, возникших в связи с невозмещением межтарифной разницы за тепловую энергию.

В порядке ст. 49 АПК РФ истец уточнил исковые требования и просил взыскать с муниципального образования городской округ город Воронеж в лице Финансово-казначейского управления администрации городского округа город Воронеж 18 141,2 руб. убытков, возникших в связи с невозмещением межтарифной разницы за поставленную ТСЖ “Лидер 2“ в январе - декабре 2008 года тепловую энергию. В части исковых требований к ТСЖ “Лидер 2“ истец отказался.

Решением Арбитражного суда Воронежской области от 25 августа 2009 года исковые требования удовлетворены в полном объеме. В части требований к ТСЖ “Лидер 2“ производство по делу прекращено.

Постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 6 ноября 2009 года решение суда первой инстанции оставлено без изменения.

Не соглашаясь с вынесенными по делу судебными актами, МО ГО г. Воронеж в лице ФКУ обратилось в Федеральный арбитражный суд Центрального округа с кассационной жалобой, в которой просит об отмене принятых судебных актов.

При этом заявитель кассационной жалобы указывает на то обстоятельство, что при расчете с истцом неправомерно применялся тариф на тепловую энергию, установленный для населения органом местного самоуправления.

По мнению заявителя кассационной жалобы, суд не учел то обстоятельство, что количество тепловой энергии, поставленной товариществу собственников жилья, неправомерно рассчитывалось истцом балансовым методом с применением Методики определения количества тепловой энергии и теплоносителя в водяных системах коммунального теплоснабжения, утвержденной приказом Госстроя России от 06.05.2000 г. N 105.

Представители ответчиков
в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом. В порядке ст. 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный кассационный суд считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.

Изучив материалы дела, выслушав объяснения представителя ОАО “ТГК N 4“, обсудив доводы кассационной жалобы, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены принятых по делу судебных актов.

Как установлено арбитражным судом, 28.01.2008 г. между ОАО “ТГК N 4“ (энергоснабжающая организация) и ТСЖ “Лидер 2“ (абонент) был заключен договор N 3571 на снабжение тепловой энергии в горячей воде для целей отопления и горячего водоснабжения, в соответствии с которым энергоснабжающая организация отпускает абоненту до границы балансовой принадлежности через присоединенную сеть тепловую энергию в горячей воде и теплоноситель для нужд отопления и горячего водоснабжения, а абонент принимает (потребляет) и своевременно оплачивает полученную тепловую энергию и теплоноситель.

Пунктом 3.2. договора установлено, что расчеты за принятую тепловую энергию осуществляются абонентом и администрацией города по тарифам, утвержденным Главным управлением по государственному регулированию тарифов Воронежской области.

Из пункта 3.4. договора следует, что источниками оплаты потребленной тепловой энергии являются платежи населения, перечисляемые энергоснабжающей организации на основании тарифов, утвержденных постановлением главы городского округа г. Воронеж, при этом возмещение затрат по выпадающим доходам и льготам, предоставляемым населению, производится за счет средств соответствующего бюджета; возмещение за счет средств городского бюджета межтарифной разницы (разница между фактическими затратами энергоснабжающей организации и платежами населения).

Во исполнение договорных обязательств ОАО “ТГК-4“ за спорный период (январь - декабрь 2008 года) поставило ТСЖ “Лидер 2“ тепловой энергии в горячей воде в количестве 1316,59 Гкал на общую сумму 903
435,63 руб.

Разница между фактической стоимостью отпущенной тепловой энергии, рассчитанной по тарифу, установленному для истца ГУТ Воронежской области и суммой, начисленной МУП “МИВЦ“ к оплате населению ТСЖ “Лидер 2“, по тарифам, установленным действовавшим в спорный период постановлением главы городского округа город Воронеж, составила за спорный период (январь - декабрь 2008 года) 18 141,42 руб.

Ссылаясь на то обстоятельство, что межтарифная разница муниципальным образованием городской округ г. Воронеж в лице ФКУ администрации городского округа г. Воронеж истцу в полном объеме не возмещена, ОАО “ТГК N 4“ обратилось в Арбитражный суд Воронежской области с настоящим иском.

Удовлетворяя заявленные исковые требования, арбитражный суд исходил из их обоснованности и правомерности.

Суд кассационной инстанции считает указанный вывод арбитражного суда соответствующим фактическим обстоятельствам дела и требованиям действующего законодательства.

В соответствии со статьей 539 ГК РФ по договору энергоснабжения организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.

Согласно статье 544 ГК РФ оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. Порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.

В силу ст. 424 ГК РФ исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон. В предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами.

При рассмотрении спора арбитражный суд обоснованно исходил
из того, что правоотношения, возникающие в сфере установления тарифов на коммунальные услуги, являются предметом государственного регулирования.

Подпунктом “а“ п. 17 ст. 2 ФЗ РФ от 30.12.2004 “Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса“ предусмотрено, что в жилищном секторе потребителями услуг тепло-, водоснабжения в многоквартирных домах являются товарищества собственников жилья, жилищные кооперативы, управляющие организации, которые приобретают товары, услуги для предоставления их лицам, пользующимся помещениями в данном многоквартирном доме, или собственники помещений в случае непосредственного управления таким домом последними.

В силу п. 1 ст. 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Согласно п. 8 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 N 307 условия договора о приобретении коммунальных ресурсов и водоотведении (приеме (сбросе) сточных вод), заключаемого с ресурсоснабжающими организациями с целью обеспечения потребителя коммунальными услугами, не должны противоречить Правилам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации.

В соответствии с п. 15 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, в случае, если исполнителем является управляющая организация, то размер платы за коммунальные услуги, а также приобретение исполнителем холодной воды, горячей воды, услуг водоотведения, тепловой энергии осуществляется по тарифам, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации и используемым для расчета размера платы за коммунальные услуги гражданами.

В процессе рассмотрения спора арбитражным судом установлено, что для ОАО “ТГК N 4“ приказами Главного управления по государственному регулированию тарифов Воронежской области от 15.11.2007 N 30/1 от 21.11.2007 N 31/9 установлены тарифы на тепловую энергию.

Вместе с тем, ТСЖ “Лидер 2“ производило оплату полученной тепловой энергии в пределах платежей, поступающих от населения. В спорный период
тарифы на горячую воду для расчета размера платы граждан за горячее водоснабжение установлены постановлением главы городского округа г. Воронеж N 427 от 07.03.2008.

В силу п.п. 2 п. 1 ст. 8 ГК РФ гражданские права и обязанности возникают из актов государственных органов и органов местного самоуправления, которые предусмотрены законом в качестве основания возникновения гражданских прав и обязанностей.

В соответствии с п. 6 ст. 6 Федерального закона от 14.04.1995 г. N 41-ФЗ “О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации“ органы местного самоуправления могут наделяться законом субъекта Российской Федерации полномочиями на государственное регулирование тарифов на тепловую энергию (за исключением производимой электростанциями, осуществляющими производство в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии), отпускаемую непосредственно источниками тепловой энергии, обеспечивающими снабжение тепловой энергией потребителей, расположенных на территории одного муниципального образования.

Закон субъекта о передаче полномочий по установлению тарифов органам местного самоуправления принят не был.

Во исполнение решения Центрального районного суда г. Воронежа от 19.12.2008 г. постановлением главы городского округа город Воронеж от 19.01.2009 г. N 18 постановление главы городского округа город Воронеж от 07.03.2008 г. N 427 “О тарифах на тепловую энергию для расчета платы за отопление и тарифах на горячую воду для расчета размера платы граждан за горячее водоснабжение“ признано недействующим.

Таким образом, в спорный период МУП “МИВЦ“, руководствуясь постановлением главы городского округа город Воронеж от 07.03.2008 г. N 427 “О тарифах на тепловую энергию для расчета платы за отопление и тарифах на горячую воду для расчета размера платы граждан за горячее водоснабжение“, правомерно осуществляло централизованное начисление населению стоимости потребленной тепловой энергии для целей
отопления и горячей воды исходя из тарифов на тепловую энергию 686,19 рублей за 1 Гкал и 42,76 рублей за 1 куб. м горячей воды, а не согласно тарифам, установленным решениями ГУТ Воронежской области N 30/1 от 15.11.2007 г. и N 31/9 от 21.11.2007 г. для ОАО “ТГК-4“ при расчете с управляющими компаниями в размере 47,64 рублей за 1 куб. м и 581,52 рублей за 1 Гкал.

В соответствии с Положением о Финансово-казначейском управлении администрации городского округа город Воронеж, утв. распоряжением главы ГО г. Воронеж от 02.06.2008 г. N 325-р, Финансово-казначейское управление администрации городского округа город Воронеж является уполномоченным органом администрации городского округа город Воронеж по управлению средствами бюджета городского округа город Воронеж, обеспечивающим проведение единой финансовой политики городского округа и осуществляющим функции по составлению и исполнению бюджета городского округа.

В силу ст. 15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).

Довод ФКУ о необходимости применения ТСЖ “Лидер 2“ при расчетах с истцом тарифов, установленных для поставщика ГУТ Воронежской области, был предметом исследования и оценки арбитражного суда и обоснованно им отклонен, поскольку в спорный период, до вступления в законную силу решения Центрального районного суда города Воронежа, постановление главы городского
округа город Воронеж от 07.03.2008 N 427 “О тарифах на тепловую энергию для расчета платы за отопление и тарифах на горячую воду для расчета размера платы граждан за горячее водоснабжение“ являлось действующим, и, соответственно, подлежащим применению.

Довод заявителя кассационной жалобы о том, что арбитражным судом неправомерно принят расчет истца, определившего количество тепловой энергии без учета норматива потребления коммунальных услуг, не принимается во внимание судом кассационной инстанции, поскольку ответчиком данный довод в суд первой и апелляционной инстанции не заявлялся. Кроме того, из объяснений представителя истца следует, что количество потребленной тепловой энергии определялось за спорный период по приборам учета, что отражено в соответствующих актах, подписанных сторонами.

Принимая во внимание нормы действующего законодательства и оценивая обстоятельства дела, арбитражный суд пришел к обоснованному выводу о правомерности заявленного истцом к муниципальному образованию городской округ город Воронеж в лице Финансово-казначейского управления администрации городского округа город Воронеж требования о взыскании 18 141,42 руб. убытков, образовавшихся в виде разницы между стоимостью тепловой энергии, отпускаемой истцом, и стоимостью коммунальных услуг, оплачиваемых населением по тарифам, установленным органом местного самоуправления.

При указанных обстоятельствах, суд кассационной инстанции не находит оснований к отмене принятых по делу судебных актов.

Руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

решение Арбитражного суда Воронежской области от 25 августа 2009 года и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 6 ноября 2009 года по делу N А14-6829/2009/246/14 оставить без изменения а кассационную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу с момента принятия.