Постановление ФАС Центрального округа от 01.03.2010 по делу N А23-2150/09А-11-72 Суд пришел к правомерному выводу о том, что непредставление сертификата соответствия и санитарно-эпидемиологического заключения при таможенном оформлении ввезенного товара, при условии, что они имелись у декларанта, не образует состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 16.3 КоАП РФ.
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГАПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 1 марта 2010 г. по делу N А23-2150/09А-11-72
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Центрального округа, рассмотрев кассационную жалобу Центральной акцизной таможни Федеральной таможенной службы на решение Арбитражного суда Калужской области от 15.09.2009 г. и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.11.2009 г. по делу N А23-2150/09А-11-72,
установил:
общество с ограниченной ответственностью “НПК сервис“ (далее - Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Калужской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Центральной акцизной таможни Федеральной таможенной службы (далее - таможенный орган) от 20.05.2009 г. N 10009000-179/2009.
Решением Арбитражного суда Калужской области от 15.09.2009 г. заявленные требования удовлетворены.
Постановлением Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.11.2009 г. решение Арбитражного суда Калужской области от 15.09.2009 г. оставлено без изменения.
Заявитель кассационной жалобы просит отменить названные судебные акты и принять по делу новый судебный акт.
Центральная акцизная таможня 27.02.2010 по факсу направила ходатайство об отложении рассмотрения кассационной жалобы на другой день. Рассмотрев данное ходатайство, руководствуясь ст. ст. 284, 285 АПК РФ суд не усматривает оснований для его удовлетворения.
Изучив материалы дела, заслушав представителя заявителя, обсудив доводы жалобы, суд кассационной инстанции приходит к выводу, что кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Как установлено судом и видно из материалов дела, 20.08.2008 г. ООО “НПК сервис“ подало в Калужский акцизный таможенный пост грузовую таможенную декларацию N 10009180/200808/0000951.
Согласно указанной декларации к оформлению заявлен, в частности, товар N 5 - стаканы стеклянные механического набора с логотипом “Броганс“ в подарочном наборе по 2 штуки (6 наборов в картонном коробе).
В графе 44 ГТД декларантом заявлены сведения о сертификате соответствия РОСС IE.AE83.B14836 сроком действия с 26.10.2007 г. по 25.10.2008, который выдан на продукцию - ликеры кремы “Броганс Айриш Крим“. В дополнительной информации в сертификате указано, что в упаковке - стеклянная бутылка емкостью от 0,05 л до 3,0 л в подарочных упаковках (в том числе с двумя стаканами) и без нее.
Выпуск товара по указанной ГТД разрешен 21.08.2008 г.
В результате проверочных мероприятий таможенным органом установлено, что ООО “НПК сервис“ при декларировании по ГТД N 10009180/200808/0000951 товара - стаканов стеклянных, представило документы - сертификат соответствия РОСС IE.AE83.B14836 и санитарно-эпидемиологическое заключение “40.01.05.917.П.001220.10.07, относящиеся к товарам - ликерам кремам “Броганс Айриш крим“, “Броганс Айриш крим“ мята, “Броганс Айриш крим“ крем-карамель, “Броганс Айриш крим“ белый шоколад. Сертификат соответствия и санитарно-эпидемиологическое заключение на товар - стаканы стеклянные - при таможенном оформлении представлены не были.
Указанные обстоятельства послужили основанием для вынесения таможенным органом 06.03.2009 г. определения о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования.
В процессе административного расследования ООО “НПК сервис“ 06.04.2009 г. представило в административный орган заверенные копии сертификата соответствия на стаканы N РОСС CN. AE83.B14870 сроком действия с 29.10.2007 г. по 28.10.2008 г. и санитарно-эпидемиологическое заключение N 40.01.05.590.П.001215.10.07. от 24.10.2007 г.
Усмотрев в действиях Общества состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 16.3 КоАП РФ, таможенный орган 06.04.2009 г. составил протокол об административном правонарушении.
Постановлением Центральной акцизной таможни по делу об административном правонарушении от 20.05.2009 г. N 10009000-179/2009 ООО “НПК сервис“ привлечено к административной ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 16.3 КоАП РФ, с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 100 000 рублей.
Не согласившись с указанным постановлением, ООО “НПК сервис“ обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Рассматривая спор, суд первой инстанции обоснованно удовлетворил заявленные требования, а суд апелляционной инстанции - оставил решение суда без изменения, мотивируя следующим.
В соответствии с ч. 1 ст. 16.3 КоАП РФ несоблюдение установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности и не носящих экономического характера запретов и (или) ограничений на ввоз товаров на таможенную территорию Российской Федерации и (или) вывоз товаров с таможенной территории Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных частью 3 статьи 16.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, влечет наложение на юридических лиц административного штрафа в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей.
В соответствии с ч. 2 ст. 131 Таможенного кодекса РФ (далее - ТК РФ) при декларировании товаров таможенному органу в числе прочего предоставляются сертификаты и (или) иные документы, подтверждающие соблюдение ограничений, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности.
Согласно части 1 статьи 32 Федерального закона от 08.12.2003 г. N 164-ФЗ “Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности“ в соответствии с международными договорами Российской Федерации и федеральными законами исходя из национальных интересов могут вводиться меры, не носящие экономического характера и затрагивающие внешнюю торговлю товарами, если эти меры необходимы для охраны жизни или здоровья граждан, окружающей среды, жизни или здоровья животных и растений, а также для обеспечения соблюдения не противоречащих международным договорам Российской Федерации нормативных правовых актов Российской Федерации, касающихся в том числе применения таможенного законодательства Российской Федерации; представления таможенным органам Российской Федерации одновременно с грузовой таможенной декларацией документов о соответствии товаров обязательным требованиям.
В силу ч. 1 ст. 29 Федерального закона N 184-ФЗ от 27.12.2002 г. “О техническом регулировании“ для помещения продукции, подлежащей обязательному подтверждению соответствия, под таможенные режимы, предусматривающие возможность отчуждения или использования этой продукции в соответствии с ее назначением на таможенной территории Российской Федерации, в таможенные органы одновременно с таможенной декларацией заявителем либо уполномоченным заявителем лицом представляются декларация о соответствии или сертификат соответствия либо документы об их признании в соответствии со ст. 30 данного Федерального закона.
В соответствии с п.п. 1, 2 ст. 16 Федерального закона Российской Федерации от 30.03.1999 г. N 52-ФЗ “О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения“ продукция, ввозимая на территорию Российской Федерации гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами и предназначенная для реализации населению, не должна оказывать вредное воздействие на человека и среду обитания. Данная продукция допускается к ввозу на территорию Российской Федерации при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии ее санитарным правилам.
В список товаров, на которые должны быть оформлены санитарно-эпидемиологические заключения или свидетельства о государственной регистрации при таможенном оформлении, утвержденный письмом ФТСРФ от 27.03.2008 г. N 01-11/11534, включены стеклянные изделия.
На основании письма ФТС России от 19.12.2006 г. N 06-73/44906 “О списке товаров, для которых требуется подтверждение проведения обязательной сертификации при выпуске на таможенную территорию Российской Федерации“ - “посуда стеклянная“ входят в список товаров, подлежащих обязательной сертификации при ввозе товара на таможенную территорию Российской Федерации.
Судом установлено, что фирма “П.Г. Броганс и Ко.“ (Ирландия) поставляет ООО “НПК Сервис“ (Россия) алкогольную продукцию, в частности, ликер “Броганс Айриш Крим“ в подарочной упаковке со стаканами, что предусмотрено контрактом от 07.09.2007 г. N 7-09/2007 и спецификацией к нему N 1.
Сертификат соответствия РОСС IE.AE83.B14836 и санитарно-эпидемиологическое заключение “40.01.05.917.П.001220.10.07, относящиеся к товарам - ликерам кремам “Броганс Айриш крим“, “Броганс Айриш крим“ мята, “Броганс Айриш крим“ крем-карамель, “Броганс Айриш крим“ белый шоколад от 24.10.2007 г. и сертификат соответствия на стаканы N РОСС CN. AE83.B14870 сроком действия с 29.10.2007 г. по 28.10.2008 г. и санитарно-эпидемиологическое заключение N 40.01.05.590.П.001215.10.07. от 24.10.2007 г. выдавались Обществу в 2007 г.
По запросам административного органа Управлением Роспотребнадзора по Калужской области и АНО “Юридическо-правовая компания “Прогресс“ подтверждены факты выдачи ООО “НПК сервис“ представленных сертификата и заключения.
06.04.2009 г. в ходе административного расследования таможенному органу Обществом представлены заверенные копии сертификата соответствия на стаканы N РОСС CN. AE83.B14870 сроком действия с 29.10.2007 г. по 28.10.2008 г. и санитарно-эпидемиологическое заключение N 40.01.05.590.П.001215.10.07. от 24.10.2007 г.
Таким образом, на момент декларирования товаров (стаканы) по ГТД N 10009180/200808/0000951 у Общества в наличии имелись соответствующий сертификат соответствия и санитарно-эпидемиологическое заключение, которые, как установлено судом, были представлены Обществом в ходе административного расследования до составления протокола об административном правонарушении.
Следовательно, установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности и не носящие экономического характера запреты и ограничения на ввоз товаров на таможенную территорию Российской Федерации, Обществом были соблюдены.
При таких обстоятельствах суд пришел к правомерному выводу о том, что непредставление сертификата соответствия и санитарно-эпидемиологического заключения при таможенном оформлении ввезенного товара, при условии, что они имелись у декларанта, не образует состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 16.3 КоАП РФ.
Довод таможни о том, что Обществом в представленной ГТД N 10009180/200808/0000951 при декларировании товара N 5 - стаканов стеклянных указан сертификат соответствия РОССIE.AE83.B14836 сроком действия с 26.10.2007 г. по 25.10.2008 г. и представлено санитарно-эпидемиологическое заключение 40.01.05.917.П.001220.10.07, относящиеся к другому товару, обоснованно отклонен судом исходя из следующего.
Пунктом 2 части 1 статьи 149 ТК РФ установлено, что необходимым условием для выпуска товаров является представление на товары, в отношении которых в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности или международными договорами Российской Федерации установлены ограничения, документов, подтверждающих соблюдение таких ограничений.
При выявлении таможенным органом в ходе проверки таможенной декларации, иных документов, представленных при декларировании, и декларируемых товаров несоблюдения условий выпуска, предусмотренных статьей 149 настоящего Кодекса, выпуск товаров не осуществляется.
Таможенный орган незамедлительно уведомляет декларанта о том, какие именно условия выпуска товаров не соблюдены и какие именно декларант должен совершить действия, достаточные для соблюдения условий выпуска товаров в соответствии с положениями настоящей статьи (ч. 1 ст. 153 ТК РФ).
Как видно из представленной ГТД N 10009180/200808/0000951, Обществом при декларировании товара N 5 - стаканы стеклянные в графе 44 заявлены сведения о сертификате соответствия РОСС IE.AE83.B14836.
Вместе с тем, в материалах дела имеется протокол опроса старшего государственного таможенного инспектора Гвоздевой О.А. от 21.04.2009 г., согласно которому ею осуществлялось принятие и регистрация документов, документальный контроль и выпуск товаров по ГТД N 0009180/200808/0000951. При этом по устному согласованию с ОТН и ТО ЦАТ было решено, что, если в сертификате соответствия в дополнительной информации есть ссылка на стаканы, следовательно, данный товар - стаканы проходил сертификацию одновременно с ликерами и поэтому сертификат соответствия распространяется как на ликеры, так и на стаканы.
Согласно имеющемуся на вышеуказанной ГТД штампу Центральной акцизной таможни выпуск товаров был разрешен 21.08.2008 г.
Таким образом, в ходе проверки ГТД N 10009180/200808/0000951 и иных документов, представленных Обществом при декларировании товара, несоблюдение условий выпуска товаров, предусмотренных п. 2 ч. 1 ст. 149 ТК РФ, таможенным органом не выявлено.
В соответствии с ч. 4 ст. 153 ТК РФ, если таможенным органом обнаружено, что при декларировании товаров заявлены недостоверные сведения, которые влияют на применение к товарам запретов или ограничений, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, таможенный орган направляет декларанту требование осуществить корректировку таких сведений и представить документы, подтверждающие соблюдение соответствующих ограничений. В требовании таможенного органа должно быть указано, какие именно сведения необходимо скорректировать для выпуска товаров и какие именно документы, подтверждающие соблюдение соответствующих ограничений, должны быть представлены.
Между тем лишь 01.04.2009 г. таможенным органом в адрес Общества направлено письмо N 25013/6801 о необходимости представления сертификата соответствия и санитарно-эпидемиологического заключения на товар N 5 - стаканы стеклянные.
Названные документы у Общества имелись и представлены в таможенный орган до составления протокола об административном правонарушении по ч. 1 ст. 16.3 КоАП РФ.
При таких обстоятельствах суд обоснованно посчитал, что в действиях Общества отсутствует состав вменяемого ему административного правонарушения.
Правовая оценка судов первой и апелляционной инстанций соответствует нормам действующего законодательства.
Оснований считать, что судами неполно исследованы обстоятельства дела не имеется.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, не опровергают выводов судов и не свидетельствуют о наличии оснований для отмены принятых по делу судебных актов.
В силу изложенного, кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 287, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
решение Арбитражного суда Калужской области от 15.09.2009 г. и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.11.2009 г. по делу N А23-2150/09А-11-72 оставить без изменения, а кассационную жалобу Центральной акцизной таможни Федеральной таможенной службы - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.