Постановление ФАС Центрального округа от 26.02.2010 по делу N А09-6747/2009 Учитывая, что у регистрирующего органа отсутствовали основания для отказа в регистрации сделки по отчуждению объекта недвижимого имущества, запрет на перерегистрацию и отчуждение указанного имущества был снят в соответствии с постановлением судебного пристава-исполнителя, суд обоснованно отказал в удовлетворении заявленных обществом требований о признании незаконными действий ответчика по регистрации сделки по отчуждению объекта недвижимого имущества и внесению записи в Госреестр.
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГАПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 26 февраля 2010 г. по делу N А09-6747/2009
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Центрального округа, рассмотрев кассационную жалобу Общества с ограниченной ответственностью “ВЭСТА“ на решение Арбитражного суда Брянской области от 22.09.2009 г. по делу N А09-6747/2009,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью “ВЭСТА“ (далее - ООО “ВЭСТА“, Общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными действий Брянского отдела Управления Федеральной регистрационной службы по Брянской области (далее - УФРС по Брянской области, Управление, регистрирующий орган) по регистрации сделки по отчуждению Открытым акционерным обществом “Брянскагроспецмонтаж“ (далее - ОАО “Брянскагроспецмонтаж“, Общество, должник) объекта недвижимого имущества - помещения здания ЦЗМ и конторы (кадастровый номер 15-01/02-14-6) и внесению записи в Госреестр.
Решением Арбитражного суда Брянской области от 22.09.2009 г. в удовлетворении заявленных Обществом требований отказано.
В апелляционной инстанции законность и обоснованность состоявшегося по делу судебного акта не проверялась.
В кассационной жалобе ООО “ВЭСТА“ просит отменить решение суда, полагая, что оно принято в нарушение норм материального права.
Изучив материалы дела, рассмотрев доводы жалобы, заслушав объяснения представителей УФРС по Брянской области, кассационная инстанция не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, на основании исполнительного листа от 12.05.2009 г. N 168381, выданного Арбитражным судом Брянской области по делу N А09-7680/2008-9, о взыскании с ОАО “Брянскагроспецмонтаж“ в пользу Общества с ограниченной Ответственностью “ВЭСТА“ (далее - ООО “ВЭСТА“, взыскатель) 7903455,24 руб. неосновательного обогащения судебным приставом-исполнителем Брянского районного отдела судебных приставов Управления Федеральной службы судебных приставов по Брянской области (далее - судебный пристав-исполнитель) возбуждено исполнительное производство N 15/5/13688/13/2009, в рамках которого вынесено постановление 08.06.2009 г. о запрете на перерегистрацию и отчуждение недвижимого имущества, принадлежащего должнику: помещения здания ЦЗМ и конторы, расположенного по адресу: Брянская область, Брянский район, с. Супонево, ул. Фрунзе, д. 32А, кадастровый номер 15-01/02-14-6.
УФРС по Брянской области 11.06.2009 г. произведена государственная регистрация ареста, наложенного на спорное имущество.
Судебный пристав-исполнитель постановлением от 29.06.2009 г. отменил запрет на перерегистрацию и отчуждение вышеуказанного недвижимого имущества, принадлежащего должнику.
Управлением 30.06.2009 г. зарегистрировано снятие запрета на перерегистрацию и отчуждение помещения здания ЦЗМ и конторы, расположенного по адресу: Брянская область, Брянский район, с. Супонево, ул. Фрунзе, д. 32А.
ОАО “Брянскагроспецмонтаж“ и ООО “Снабстрой“ 30.06.2009 г. заключили соглашение об отступном, одним из условий которого являлась передача ОАО “Брянскагроспецмонтаж“ в качестве отступного указанных помещений.
УФРС по Брянской области на основании заявлений ОАО “Брянскагроспецмонтаж“ и ООО “Снабстрой“ и прилагавшихся к ним документов, в том числе соглашения об отступном от 30.06.2009 г., 03.07.2009 г. зарегистрировало переход права собственности и право собственности ООО “Снабстрой“ на помещения здания ЦЗМ и конторы, расположенного по адресу: Брянская область, Брянский район, с. Супонево, ул. Фрунзе, д. 32А, кадастровый номер 15-01/02-14-6.
Судебным приставом-исполнителем в рамках исполнительного производства N 15/5/13688/13/2009 вынесено постановление от 06.07.2009 г. о запрете на перерегистрацию и отчуждение помещения здания ЦЗМ и конторы.
Полагая, что действия регистрирующего органа по регистрации сделки по отчуждению ОАО “Брянскагроспецмонтаж“ объекта недвижимого имущества нарушают права ООО “ВЭСТА“ как взыскателя в исполнительном производстве, Общество обратилось в суд с соответствующим заявлением.
Суд полно и всесторонне исследовал доказательства, представленные сторонами, и, правильно применив нормы материального права, принял обоснованный судебный акт по существу спора.
В соответствии с п. 1 ст. 4 Федерального закона от 21.07.1997 г. N 122-ФЗ “О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним“ (далее - Федеральный закон N 122-ФЗ) государственной регистрации подлежат права собственности и другие вещные права на недвижимое имущество и сделки с ним.
Согласно п. 1 ст. 13 Федерального закона N 122-ФЗ государственная регистрация прав проводится в следующем порядке: прием документов, представленных для государственной регистрации прав, регистрация таких документов; правовая экспертиза документов и проверка законности сделки; установление отсутствия противоречий между заявляемыми правами и уже зарегистрированными правами на данный объект недвижимого имущества, а также других оснований для отказа или приостановления государственной регистрации прав; внесение записей в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество при отсутствии указанных противоречий и других оснований для отказа или приостановления государственной регистрации прав; совершение надписей на правоустанавливающих документах и выдача удостоверений о произведенной государственной регистрации прав.
Орган, осуществляющий государственную регистрацию прав, обязан осуществлять проверку юридической силы представленных на государственную регистрацию прав правоустанавливающих документов, проверку законности сделок и проверку действительности поданных заявителем документов и наличия соответствующих прав у подготовившего документ лица или органа власти (абз. 2 п. 3 ст. 9, абз. 3 п. 1 ст. 13 и абз. 11 п. 1 ст. 17 Федерального закона N 122-ФЗ).
Пунктом 1 ст. 18 Федерального закона N 122-ФЗ предусмотрено, что правоустанавливающие документы, представляемые на государственную регистрацию прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации.
Вместе с тем, правовые нормы, обязывающие регистратора при проведении правовой экспертизы правоустанавливающих документов проверять законность и обоснованность постановлений судебного пристава-исполнителя отсутствуют.
Учитывая, что у Управления отсутствовали основания для отказа в регистрации сделки по отчуждению ОАО “Брянскагроспецмонтаж“ объекта недвижимого имущества, предусмотренные Федеральным законом N 122-ФЗ, и на момент совершения регистрационных действий (03.07.2009 г.) запрет на перерегистрацию и отчуждение указанного имущества был снят в соответствии с постановлением судебного пристава-исполнителя от 29.06.2009 г., суд обоснованно отказал в удовлетворении заявленных Обществом требований.
Кроме того, ООО “ВЭСТА“, в нарушение ст. 65 АПК РФ, не представило суду доказательств нарушения оспариваемыми действиями регистрационного органа его прав и законных интересов.
Доводы кассационной жалобы Общества направлены на переоценку доказательств по делу, что находится вне компетенции суда кассационной инстанции.
Нарушений процессуального закона, влекущих отмену обжалуемого судебного акта, не установлено, и оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 287, ст. 289 АПК РФ,
постановил:
решение Арбитражного суда Брянской области от 22.09.2009 г. по делу N А09-6747/2009 оставить без изменения, а кассационную жалобу Общества с ограниченной ответственностью “ВЭСТА“ - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.