Решения и постановления судов

Постановление ФАС Центрального округа от 24.02.2010 N Ф10-2/10 по делу N А09-2931/2009 Дело по иску о взыскании задолженности по оплате тепловой энергии направлено на новое рассмотрение, поскольку арбитражный суд в процессе разрешения спора не выяснил, соответствует ли примененный истцом метод определения количества тепловой энергии требованиям Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства N 306 от 23.05.2006 г.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 24 февраля 2010 г. N Ф10-2/10

Дело N А09-2931/2009

(извлечение)

Федеральный арбитражный суд Центрального округа, рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью “Жилищно-эксплуатационная компания-2000“ на решение Арбитражного суда Брянской области от 03.08.2009 и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.10.2009 делу N А09-2931/2009,

установил:

открытое акционерное общество “Брянские коммунальные системы“ (далее - ОАО “БКС“), обратилось в Арбитражный суд Брянской области с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью “Жилищно-эксплуатационная компания-2000“ (далее - ООО “ЖЭК-2000“) о взыскании (с учетом уточнения) 8 585 404 руб. 66 коп. задолженности по оплате тепловой энергии за период с декабря 2008 года по апрель 2009 года.

Решением Арбитражного суда Брянской области от 03.08.2009 исковые требования удовлетворены.

Постановлением суда апелляционной инстанции 20.10.2009 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.

Не соглашаясь с принятыми по делу судебными актами, ООО “ЖЭК-2000“ обратилось в Федеральный арбитражный суд Центрального округа с кассационной жалобой, в которой просит принятые по делу судебные акты отменить.

Заявитель кассационной жалобы указывает на то, суды не учли, что ООО “ЖЭК-2000“ является ненадлежащим ответчиком по делу, так как договор между ним и истцом на поставку тепловой энергии не заключался, тепловую энергию получало непосредственно население, и оно самостоятельно оплачивало ее через ООО “РИРЦ“.

В тексте документа, видимо, допущена опечатка: Приказ Госстроя РФ N 105 имеет дату 06.05.2000, а не 06.05.200.

Заявитель кассационной жалобы считает, что при расчете суммы долга истец необоснованно применяет Методику определения количества тепловой энергии, утвержденную Приказом Госстроя РФ от 06.05.200 N 105.

В судебном заседании представители ответчика поддержали доводы кассационной жалобы по изложенным в ней мотивам.

Представители истца, доводы, изложенные в кассационной жалобе, отклонили, считают принятые по делу судебные акты законными и обоснованными.

Изучив материалы дела, заслушав представителей сторон, оценив доводы кассационной жалобы и отзыва на нее, арбитражный суд кассационной инстанции считает необходимым отменить принятые по делу судебные акты и направить дело на новое рассмотрение в Арбитражный суд Брянской области.

Как установлено судом, в период с декабря 2008 года по апрель 2009 года истец поставлял ответчику тепловую энергию для отопления жилых домов, в силу чего выставлял ответчику к оплате счета-фактуры и соответствующие акты приемки-сдачи выполненных работ за тот же период.

Договор энергоснабжения тепловой энергией истцом с ООО “ЖЭК-2000“ заключен не был.

Ответчик акты приемки-сдачи выполненных работ не подписал, однако частично оплатил стоимость потребленной тепловой энергии, указанную в счетах-фактурах и актах выполненных работ за спорный период, в связи с чем образовалась задолженность в размере 8585404 руб. 66 коп.

Поскольку в установленный законом срок ответчик не исполнил обязательство по оплате потребленной тепловой энергии, истец обратился с иском о взыскании 8585404 руб. 66 коп. задолженности по оплате тепловой энергии за период с декабря 2008 года по апрель 2009 года.

Суды первой и апелляционной инстанции, рассматривая дело, пришли к выводу о правомерности заявленных требований, на основании чего удовлетворили их.

Суд кассационной инстанции полагает, что данные выводы арбитражных судов сделаны без учета ряда обстоятельств имеющих существенное значения для данного спора.

В соответствии со ст. 539 ГК РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.

Суд кассационной инстанции соглашается с выводами арбитражных судов о том, что в спорном случае к правоотношениям сторон подлежат применению Правила N 307.

Согласно п. п. 1, 2 Правил N 307 настоящие Правила регулируют отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливают их права и обязанности, ответственность, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, порядок перерасчета размера платы за отдельные виды коммунальных услуг в период временного отсутствия граждан в занимаемом жилом помещении и порядок изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность. Действие настоящих Правил распространяется на отношения, касающиеся предоставления коммунальных услуг гражданам, проживающим на законных основаниях в жилых помещениях частного, государственного и муниципального жилищных фондов.

В силу п. 3 указанных Правил исполнителем является юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, предоставляющие коммунальные услуги, производящие или приобретающие коммунальные ресурсы и отвечающие за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых потребителю предоставляются коммунальные услуги. Исполнителем могут быть управляющая организация, товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив, а при непосредственном управлении многоквартирным домом собственниками помещений - иная организация, производящая или приобретающая коммунальные ресурсы.

Как следует из материалов дела, договор энергоснабжения тепловой энергией истцом с ООО “ЖЭК-2000“ не заключен.

В силу ст. 424 ГК РФ исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон. В предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами.

Оплата энергии на основании пункта 1 статьи 544 ГК РФ производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.

Вместе с тем тепловая энергия в спорный период поставлялась для отопления жилищного фонда, обслуживанием которого занимается ответчик и в отношении которого он является управляющей компанией.

По смыслу вышеизложенных положений Правил N 307 ООО “ЖЭК-2000“ является исполнителем коммунальных услуг, так занимается управлением, содержанием и ремонтом жилищного фонда, который был объектом поставки теплоэнергии, и, следовательно, как на управляющей организации на ответчике лежала обязанность по оплате фактически поставленной теплоэнергии.

Однако суд кассационной инстанции не может согласиться с выводами судов о правомерности применения расчетного метода, определенного исходя из Методики определения количества тепловой энергии, утвержденную Приказом Госстроя РФ от 06.05.200 N 105.

Правоотношения, возникающие в сфере расчетов оплаты коммунальных услуг, являются предметом регулирования жилищного законодательства Российской Федерации и, следовательно, эти нормы имеют приоритетное значение.

Согласно ст. 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами местного самоуправления, за исключением нормативов потребления коммунальных услуг по электроснабжению и газоснабжению, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Правила предоставления коммунальных услуг гражданам устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

В силу Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства N 306 от 23.05.2006 г. (далее - Правил N 306) - норматив потребления коммунальных услуг - месячный (среднемесячный) объем (количество, норма) потребления коммунальных ресурсов (холодной и горячей воды, сетевого газа, электрической и тепловой энергии) потребителем в многоквартирном доме или жилом доме при отсутствии приборов учета (п. 2).

Установленные в соответствии с настоящими Правилами нормативы потребления коммунальных услуг применяются при отсутствии приборов учета и предназначены для определения размера платы за коммунальные услуги (п. 3).

В тексте документа, видимо, допущена опечатка: имеется в виду пункт 5 Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ N 306 от 23.05.2006 г., а не пункт 3.

При этом при определении нормативов потребления коммунальных услуг учитываются конструктивные и технические параметры многоквартирного дома или жилого дома: а) в отношении холодного и горячего водоснабжения - этажность, износ внутридомовых инженерных коммуникаций и оборудования, вид системы теплоснабжения; д) в отношении отопления - материал стен, крыши, объем жилых помещений, площадь ограждающих конструкций и окон, износ внутридомовых инженерных коммуникаций и оборудования (п. 3).

Согласно Правилам N 306 нормативы потребления коммунальных услуг утверждаются уполномоченными органами, то есть органами местного самоуправления (п. 4).

Поэтому вопрос о методе определения объема и количества потребленной тепловой энергии может решаться исходя из установленных органами местного самоуправления нормативов потребления коммунальных услуг, которые в свою очередь учитываются согласно Приложению N 2 к Правилам N 307 при расчете размере платы за коммунальные услуги.

Однако арбитражный суд в процессе разрешения спора не выяснил, соответствует ли примененный истцом метод определения количества тепловой энергии требованиям указанных Правил.

Не выяснил суд и соответствие расчетов потребления тепловой энергии, представленных сторонами, требованиям данных Правил.

В соответствии с п. 15 Правил N 307 размер платы за холодное водоснабжение, горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение и отопление рассчитывается по тарифам, установленным для ресурсоснабжающих организаций в порядке, определенном законодательством Российской Федерации. В случае, если исполнителем является товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив либо управляющая организация, то расчет размера платы за коммунальные услуги, а также приобретение исполнителем холодной воды, горячей воды, услуг водоотведения, электрической энергии, газа и тепловой энергии осуществляются по тарифам, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации и используемым для расчета размера платы за коммунальные услуги гражданами.

Правилами N 307 установлен аналогичный ст. 157 ЖК РФ порядок расчета размера платы за коммунальные услуги, в том числе за теплоснабжение.

Указанное положение конкретизируется в Правилах N 307, предусматривающих порядок расчета размера платы за коммунальные услуги в зависимости от оборудования многоквартирных жилых домов и помещений в них коллективными (общедомовыми), общими (квартирными) и индивидуальными приборами учета (пункты 16, 19, 20, 21 и 22).

Согласно подпункту “а“ пункта 19 Правил N 307 при отсутствии коллективных (общедомовых), общих (квартирных) и индивидуальных приборов учета размер платы за отопление в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 Приложения N 2 к Правилам определяется исходя из нормативов потребления тепловой энергией на отопление. Один раз в год исполнитель производит корректировку размера платы за отопление в соответствии с подпунктом 2 пункта 1 Приложения N 2 к Правилам.

Подпунктом “б“ пункта 19 Правил N 307 и подпунктом 4 пункта 1 Приложения N 2 к названным Правилам установлено, что при отсутствии коллективных (общедомовых), общих (квартирных) и индивидуальных приборов учета размер платы за коммунальные услуги в жилых помещениях по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению, водоотведению и электроснабжению определяется в соответствии с подпунктом 3 пункта 1 Приложения N 2 к Правилам N 307.

В этой связи суду при новом рассмотрении дела необходимо дать оценку доводу ответчика о применении к спорным правоотношениями расчета исходя из норматива потребления и правомерности применения Методики определения количества тепловой энергии, утвержденной Приказом Госстроя РФ от 06.05.200 N 105.

Кроме того, учитывая, что при расчетах с населением ООО “Региональный информационно-расчетный центр“ Брянской области также исходил из нормативов потребления коммунальных услуг при новом рассмотрении дела суду надлежит рассмотреть вопрос о возможности привлечения в участию в деле ООО “Региональный информационно-расчетный центр“ Брянской области.

В соответствии со ст. ст. 15, 71, 168, 170 АПК РФ принимаемое арбитражным судом решение должно быть законным, обоснованным, мотивированным, основанным на результатах оценки полученных по делу доказательств.

Однако суд кассационной инстанции считает, что принятые по делу судебные акты не соответствуют вышеназванным нормам права, ввиду неполного исследования судами всех обстоятельств дела, имеющих существенное значение для его правильного разрешения, данного спора, и находит их подлежащими отмене, а дело направлению на новое рассмотрение в Арбитражный суд Брянской области.

При новом рассмотрении дела, суду необходимо устранить отмеченные недостатки, разрешить вопрос о необходимости привлечения к участию в деле представителя ООО “Региональный информационно-расчетный центр“ Брянской области и, дав надлежащую оценку заявленным требованиям и доводам сторон, разрешить спор в соответствии с действующим законодательством.

Руководствуясь п. 3 ч. 1 ст. 287, ст. ст. 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

решение Арбитражного суда Брянской области от 03.08.2009 и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.10.2009 делу N А09-2931/2009 отменить и дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Брянской области.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.