Решения и постановления судов

Постановление ФАС Центрального округа от 24.02.2010 по делу N А36-3323/2009 Производство по заявлению о признании недействующим пункта приложения к постановлению органа местного самоуправления прекращено на основании пункта 1 части 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, поскольку Земельный кодекс Российской Федерации не содержит норм, относящих к компетенции арбитражного суда рассмотрение дел об оспаривании нормативных правовых актов по утверждению кадастровой оценки земель.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 24 февраля 2010 г. по делу N А36-3323/2009

(извлечение)

Федеральный арбитражный суд Центрального округа, рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу администрации Липецкой области на решение Арбитражного суда Липецкой области от 21.08.2009 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.10.2009 по делу N А36-3323/2009,

установил:

общество с ограниченной ответственностью “Спецпромснаб“ (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Липецкой области с заявлением о признании недействительным пункта 49941 приложения N 2 к Постановлению администрации Липецкой области (далее - Администрация) от 10.10.2008 N 277.

Решением суда от 21.08.2009 заявленное требование удовлетворено.

Постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.10.2009 решение суда оставлено без изменения.

В кассационной жалобе Администрация просит обжалуемые судебные акты отменить в связи с неправильным применением судом норм процессуального и материального права.

Исследовав материалы дела, ознакомившись с доводами, изложенными в жалобе, кассационная инстанция полагает, что обжалуемые судебные акты подлежат отмене с прекращением производства по настоящему делу.

Как следует из материалов дела, ООО “Спецпромснаб“ с 25.09.2006 является собственником кирпичного здания производственного цеха с гаражом площадью 1984 кв. м., находящегося по адресу: г. Липецк, ул. Ковалева, строение 115/7 и расположенного на земельном участке площадью 5979 кв. м. кадастровый номер 48:20:02 75 02:45.

До 28.05.2008 Общество пользовалось указанным земельным участком на праве аренды, а с 28.05.2008 на праве собственности, являясь плательщиком земельного налога.

Разрешенным видом использования земельного участка с кадастровым номером 48:20:02 75 02:45 являлось “для здания производственного цеха с гаражом“, что подтверждается выпиской из государственного кадастра недвижимости.

Постановлением главы администрации Липецкой области от 10.10.2008 N 277 утверждены результаты государственной кадастровой оценки земельных участков и результаты расчета удельных показателей кадастровой стоимости земельных участков, представленные Управлением Роснедвижимости по Липецкой области.

Как следует из приложения 2 (пункт 49941) к указанному постановлению, при осуществлении государственной кадастровой оценки земельного участка, принадлежащего ООО “Спецпромснаб“, учитывался разрешенный вид его использования “Земельные участки, предназначенные для размещения гаражей и автостоянок“.

Вид функционального использования земельного участка относится к удельным показателям, учитываемым при проведении государственной кадастровой оценки земельных участков.

Полагая, что при осуществлении кадастровой оценки земельного участка с кадастровым номером 48:20:02 75 02:45 неправильно применен удельный показатель кадастровой стоимости (по виду разрешенного использования) ООО “Спецпромснаб“ обратилось в суд с настоящим заявлением.

Рассматривая дело, суд первой инстанции исходил из того, что Постановление главы администрации Липецкой области от 10.10.2008 N 277 (приложение N 2) относится к ненормативным правовым актам.

Указанные выводы поддержаны и судом апелляционной инстанции.

Кассационная инстанция полагает, что состоявшиеся по настоящему делу судебные акты подлежат отмене с прекращением производства по делу в связи со следующим.

Оспариваемым постановлением Администрации на основании пункта 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации, Постановления Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316 “Об утверждении Правил проведения государственной кадастровой оценки земель“ были утверждены результаты государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов Липецкой области и результаты расчета удельных показателей кадастровой стоимости земельных участков.

Указанное постановление было опубликовано 23.12.2008 в издании “Липецкая газета“ N 245 и вступило в силу с 1 января 2009 года (пункт 4 данного документа).

В силу пункта 4 Закона Липецкой области от 27.03.1997 N 64-ОЗ “О нормативных правовых актах Липецкой области“ официальным опубликованием нормативного правового акта области считается первая публикация его полного текста в “Липецкой газете“, в электронном виде - включение в федеральный регистр нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.

Официальным периодическим изданием администрации области является приложение к “Липецкой газете“ - “Ведомости администрации Липецкой области“.

Постановлением Пленума ВС РФ от 29.11.2007 N 48 “О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части“ определен перечень существенных признаков, характеризующих нормативный правовой акт: издание его в установленном порядке управомоченным органом государственной власти, органом местного самоуправления или должностным лицом, наличие в нем правовых норм (правил поведения), обязательных для неопределенного круга лиц, рассчитанных на неоднократное применение, направленных на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений.

Согласно пункту 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).

Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель определяется Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.08.2004 N 418 “Об утверждении Положения о Федеральном агентстве кадастра объектов недвижимости“ функции по проведению государственной кадастровой оценки всех категорий земель на территории Российской Федерации возложены на Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости для целей последующего налогообложения и иных целей, установленных законом.

В силу пункта 10 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316 “Об утверждении Правил проведения государственной кадастровой оценки земель“, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости утверждают результаты государственной оценки земель.

Пунктом 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 25.08.1999 N 945 “О государственной кадастровой оценке земель“ органам государственной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Государственного комитета Российской Федерации по земельной политике рекомендовано принимать нормативные правовые акты, необходимые для проведения государственной кадастровой оценки земель, а также утверждать ее результаты.

Оспариваемое постановление администрации Липецкой области принято во исполнение требований земельного законодательства, указанных постановлений Правительства РФ и в совокупности является составной частью этих актов, что свидетельствует о его нормативно-правовом характере.

Кроме того, Постановлением Администрации от 10.10.2008 N 277 утвержден расчет удельных показателей кадастровой стоимости земельных участков по видам разрешенного их использования.

Указанные нормы постановления обязательны для неопределенного круга лиц, рассчитаны на неоднократное применение, направлены на урегулирование правоотношений, вытекающих из земельного, налогового законодательства.

Утверждение оспариваемым постановлением результатов государственной кадастровой оценки отдельно взятых земельных участков не исключает нормативно-правовой характер данного акта.

Учитывая данные обстоятельства, кассационная коллегия приходит к выводу о том, что Постановление Администрации от 10.10.2008 N 277 содержит нормативные положения, установленные органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации.

В соответствии со статьей 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражные суды рассматривают дела об оспаривании нормативных правовых актов, затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, если федеральным законом их рассмотрение отнесено к компетенции арбитражного суда.

В пункте 3 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 09.12.2002 N 11 “О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации“ разъяснено, что при применении статьи 29 Кодекса необходимо учитывать, что к подведомственности арбитражных судов относятся дела об оспаривании нормативных правовых актов и дела об административных правонарушениях, если в соответствии с федеральным законом их рассмотрение отнесено к компетенции арбитражного суда.

В связи с этим указанные дела, в том числе отнесенные к подсудности Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 34, а также названные в статье 192 Кодекса, подлежат рассмотрению в арбитражном суде только в тех случаях, когда арбитражный суд прямо назван в федеральном законе в качестве суда, компетентного рассматривать эти дела.

Земельный кодекс Российской Федерации не содержит норм, относящих к компетенции арбитражного суда, рассмотрение дел об оспаривании нормативных правовых актов по утверждению кадастровой оценки земель.

Другие федеральные законы, относящие рассмотрение дел об оспаривании названных нормативных правовых актов к компетенции арбитражных судов, также отсутствуют, а следовательно, указанные споры, в соответствии с главой 24 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации подведомственны судам общей юрисдикции.

Таким образом, производство по заявлению Общества о признании недействующим пункта 49941 приложения N 2 к Постановлению Администрации от 10.10.2008 N 277 подлежит прекращению на основании пункта 1 части 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Учитывая изложенное, руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 150, п. 6 ч. 1 ст. 287, ст. 288 ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

решение Арбитражного суда Липецкой области от 21.08.2009 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.10.2009 по делу N А36-3323/2009 отменить.

Производство по делу N А36-3323/2009 по заявлению общества с ограниченной ответственностью “Спецпромснаб“ о признании недействительным постановления администрации Липецкой области от 10.10.2008 N 277 в части пункта 49941 приложения N 2 к постановлению прекратить.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.