Решения и определения судов

Постановление ФАС Центрального округа от 15.01.2010 по делу N А09-60/2009 Российская организация не обязана удерживать налог на доходы иностранных юридических лиц и перечислять его в бюджет в случае, если иностранная организация представит налоговому агенту подтверждение постоянного местонахождения в том государстве, с которым Российская Федерация имеет международный договор (соглашение), регулирующий вопросы налогообложения, которое должно быть заверено компетентным органом соответствующего иностранного государства и содержать перевод на русский язык.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 15 января 2010 г. по делу N А09-60/2009

(извлечение)

Резолютивная часть постановления объявлена 15.01.2010.

Федеральный арбитражный суд Центрального округа, рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 6 по Брянской области на решение от 01.09.2009 Арбитражного суда Брянской области по делу N А09-60/2009,

установил:

закрытое акционерное общество “Управляющая компания “Брянский машиностроительный завод“ (далее - налоговый агент, Общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 6 по Брянской области (далее - Инспекция, налоговой орган) о признании недействительным решения от 29.12.2008 N 205 в части обязания удержать налог на доходы иностранных юридических
лиц в размере 8 383 257 руб., начисления пени в сумме 2 741 146 руб., а также привлечения к налоговой ответственности по п. 1 ст. 123 НК РФ в виде взыскания штрафа в размере 838 326 руб. (с учетом уточнения).

Решением Арбитражного суда Брянской области от 10.04.2009 заявленные требования удовлетворены.

В апелляционной инстанции законность принятого решения не проверялась.

Постановлением Федерального арбитражного суда Центрального округа от 13.07.2009 решение арбитражного суда отменено, дело направлено на новое рассмотрение.

Решением Арбитражного суда Брянской области от 01.09.2009 заявленные требования удовлетворены.

В апелляционной инстанции законность принятого решения не проверялась.

В кассационной жалобе Инспекция просит отменить решение суда в связи с несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела.

Изучив материалы дела, рассмотрев доводы кассационной жалобы и отзыва, выслушав объяснения представителей Общества и Инспекции, кассационная инстанция не усматривает оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.

Как следует из материалов дела, Инспекцией проведена выездная налоговая проверка Общества по вопросам соблюдения законодательства о налогах и сборах.

По результатам проверки налоговым органом составлен акт от 07.11.2008 N 205 и вынесено решение от 29.12.2008 N 205, согласно которому Обществу, в том числе, предложено удержать налог на доходы иностранных юридических лиц в размере 8 383 257 руб., уплатить пени в сумме 2 741 146 руб., а также налоговый агент привлечен к налоговой ответственности по п. 1 ст. 123 НК РФ в виде взыскания штрафа в размере 838 326 руб.

Основанием для указанных доначислений послужил вывод Инспекции о том, что Обществом не был исчислен, удержан и перечислен в бюджет налог на доходы иностранных юридических лиц в общем размере 8 383 257 руб. По мнению
налогового органа, представленные налоговым органом документы по доходам, выплаченным в адрес фирмы “MAN B&W Diesel A/S“ в виде лицензионных платежей, не подтвердили регистрацию данной иностранной фирмы на территории Королевства Дания.

Не согласившись в указанной части с решением Инспекции, Общество обратилось с соответствующим заявлением в арбитражный суд.

Удовлетворяя при новом рассмотрении заявленные требования, суд первой инстанции обоснованно исходил из следующего.

Пунктом 1 статьи 309 НК РФ установлен перечень доходов, получаемых иностранной организацией, не имеющей постоянного представительства на территории Российской Федерации, от источников в Российской Федерации, которые подлежат налогообложению налогом на прибыль.

В силу п. 1 ст. 310 НК РФ налог с доходов, полученных иностранной организацией от источников в Российской Федерации, исчисляется и удерживается российской организацией, выплачивающей доход иностранной организации при каждой выплате указанных в пункте 1 статьи 309 НК РФ доходов. Сумма налога, удержанного с доходов иностранных организаций в соответствии с настоящим пунктом, перечисляется налоговым агентом в федеральный бюджет одновременно с выплатой дохода.

Согласно пп. 4 п. 2 ст. 310 НК РФ исчисление и удержание суммы налога с доходов, выплачиваемых иностранным организациям, производятся налоговым агентом по всем видам доходов, указанных в пункте 1 статьи 309 настоящего Кодекса, во всех случаях выплаты таких доходов, за исключением случаев выплаты доходов, которые в соответствии с международными договорами (соглашениями) не облагаются налогом в Российской Федерации, при условии предъявления иностранной организацией налоговому агенту подтверждения, предусмотренного пунктом 1 статьи 312 настоящего Кодекса.

В соответствии с п. 1 ст. 312 НК РФ при применении положений международных договоров Российской Федерации иностранная организация должна представить налоговому агенту, выплачивающему доход, подтверждение того, что эта иностранная организация имеет
постоянное местонахождение в том государстве, с которым Российская Федерация имеет международный договор (соглашение), регулирующий вопросы налогообложения, которое должно быть заверено компетентным органом соответствующего иностранного государства. В случае, если данное подтверждение составлено на иностранном языке, налоговому агенту предоставляется также перевод на русский язык.

При представлении иностранной организацией, имеющей право на получение дохода, подтверждения, указанного в пункте 1 настоящей статьи, налоговому агенту, выплачивающему доход, до даты выплаты дохода, в отношении которого международным договором Российской Федерации предусмотрен льготный режим налогообложения в Российской Федерации, в отношении такого дохода производится освобождение от удержания налога у источника выплаты или удержание налога у источника выплаты по пониженным ставкам.

Между Правительством Российской Федерации и Правительством Королевства Дания 08.02.1996 была заключена Конвенция “Об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от налогообложения в отношении налогов на доходы и имущество“ (далее - Конвенция).

Как установлено п. 1 ст. 12 Конвенции доходы от авторских прав и лицензий, возникающие в одном Договаривающемся Государстве и выплачиваемые лицу с постоянным местопребыванием в другом Договаривающемся Государстве, подлежат налогообложению только в этом другом Государстве, если такое лицо с постоянным местопребыванием обладает правом собственности на доходы от авторских прав и лицензий.

Таким образом, российская организация не обязана удерживать налог на доходы иностранных юридических лиц и перечислять его в бюджет в случае, если иностранная организация представит налоговому агенту подтверждение постоянного местонахождения в том государстве, с которым Российская Федерация имеет международный договор (соглашение), регулирующий вопросы налогообложения, которое должно быть заверено компетентным органом соответствующего иностранного государства и содержать перевод на русский язык.

Как установлено судом, 22.05.1998 между ОАО “Брянский машиностроительный завод“, правопредшественником ЗАО “УК “БМЗ“ (Лицензиат)
и “MAN B&W Diesel A/S“ (Лицензиар) заключено лицензионное соглашение.

Согласно разд. 1 Соглашения Лицензиар является обладателем патентов, торговых знаков и ноу-хау проектирования конструкции, установки, испытаний и обслуживания дизельных двигателей MAN B&W, Лицензиат получает от Лицензиара лицензию на производство, продажу, установку и обслуживание дизельных двигателей MAN B&W.

Лицензионные платежи, уплачиваемые Лицензиатом в адрес Лицензиару, являются доходом иностранного юридического лица.

Как установлено судом при новом рассмотрении, Обществом с 26.01.2009 в адрес “MAN Diesel A/S“ Copenhagen Denmark направлен запрос с просьбой предоставить сертификаты о постоянном местопребывании компании “MAN B&W Diesel A/S“ и компании “MAN Diesel A/S“, с указанием периодов.

На указанный запрос 20.02.2009 Министерством по налогообложению Королевства Дания были выданы апостилированные:

- сертификат о постоянном местопребывании компании “MAN B&W Diesel A/S“ с регистрационным номером 39661314, адрес Tegholmsgade 41, почтовый индекс DK-2450, город Copenhagen SV в период с 01.01.2005 по 31.12.2005;

- сертификат о постоянном местопребывании компании “MAN B&W Diesel A/S“ с регистрационным номером 39661314, адрес Tegholmsgade 41, почтовый индекс DK-2450, город Copenhagen SV в период с 01.01.2006 по 31.08.2006;

- сертификат о постоянном местопребывании компании “MAN Diesel A/S“ с регистрационным номером 39661314, адрес Tegholmsgade 41, почтовый индекс DK-2450, город Copenhagen SV в периоде 01.09.2006 по 31.12.2006.

Судом также обоснованно приняты имеющиеся в материалах дела документы, подтверждающие длительную переписку ЗАО “УК “БМЗ“ с компанией “MAN B&W Diesel A/S“, впоследствии с “MAN Diesel A/S“, из которых усматривается, что везде указан один и тот же адрес иностранной компании и почтовый индекс, не изменены номера телефонов, факсов и адрес электронной почты.

Лицензионные платежи перечислялись налогоплательщиком на основании документов на оплату, выставленных иностранной фирмой. Платежные документы оформлялись
на основании инвойсов, выставленных иностранным контрагентом. В выставленных инвойсах были указаны наименование компании-получателя платежа “MAN B&W Diesel A/S“ рег. N 39661314, реквизиты: Свифт-код DABADKKK, Danske Bank A/S, 2-12 HOLMENS Kanal, DK-1092 Copenhagen, Denmark, счет N DK 63 3000 3015 1289 09.

Инвойсы на перечисление лицензионных платежей, выставленные в 2007 году, содержали уже указание на наименование компании-получателя платежа “MAN Diesel A/S“ с тем же регистрационным номером 39661314, и теми же реквизитами.

Перечислив в ноябре и декабре 2006 года лицензионные платежи по вышеуказанным реквизитам и на указанное имя получателя платежа “MAN B&W Diesel A/S“, Общество не получило возврата денежных средств или каких-либо претензий от иностранной компании о неуплате лицензионных платежей, платежные документы были приняты получателем и банками как надлежащие.

Как следует из копии сертификата Датского Агентства по Регистрации Компаний и Коммерческих предприятий от 24.05.2006 компания “MAN B&W Diesel A/S“ ранее имела регистрационный номер N A/S 24.231, однако данным сертификатом Агентство сертифицирует и подтверждает регистрацию на территории Королевства Дания компании “MAN B&W Diesel A/S“ под регистрационным номером 39661314.

Из копии сертификата Датского Агентства по Регистрации Компаний и Коммерческих предприятий от 18.02.2008 следует, что Агентство сертифицирует и подтверждает регистрацию на территории Королевства Дания компании “MAN Diesel A/S“ под тем же регистрационным номером 39661314.

Как следует из материалов дела, официальное уведомление о переименовании компании с переводом было представлено в адрес налогоплательщика 06.12.2006.

В соответствии со ст. 71 АПК РФ арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.

Согласно ч. 2 ст. 71 АПК РФ арбитражный суд оценивает относимость, допустимость, достоверность
каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.

С учетом имеющихся в материалах дела доказательств, кассационная коллегия считает правильным указание суда на то, что иностранная компания “MAN B&W Diesel A/S“ изменила в сентябре 2006 года наименование на “MAN Diesel A/S“ без изменения места нахождения, регистрационного номера и иных реквизитов, а не прекратила свое существование и не утратила регистрацию на территории Королевства Дании.

При таких обстоятельствах, вывод суда о том, что у Общества не возникла обязанность по удержанию и перечислению налога на доходы иностранных юридических лиц при выплате лицензионных платежей 30.11.2006 и 27.12.2006 иностранному контрагенту, является законным и обоснованным.

Таким образом, у суда имелось достаточно оснований для удовлетворения заявленных Обществом требований.

На основании изложенного, кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.

Нарушений процессуального закона, влекущих отмену обжалуемого решения, также не установлено.

Руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 287, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

постановил:

решение от 01.09.2009 Арбитражного суда Брянской области по делу N А09-60/2009 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.