Решения и определения судов

Постановление ФАС Центрального округа от 13.01.2010 по делу N А68-2849/09-103/18 Исходя из необходимости соблюдения баланса частных и публичных интересов и отражения в “Справке о состоянии расчетов по налогам, сборам, платежам“ объективной информации о состоянии расчетов, в данном случае в ней должны содержаться не только сведения о задолженности, но и указание на утрату налоговым органом возможности ее взыскания.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 13 января 2010 г. по делу N А68-2849/09-103/18

(извлечение)

Федеральный арбитражный суд Центрального округа, рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам Тульской области на решение Арбитражного суда Тульской области от 30.07.09 г. и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.09.09 г. по делу N А68-2849/09-103/18,

установил:

Открытое акционерное общество “Косогорский металлургический завод“ (далее - Общество) обратилось в суд к Межрайонной инспекции ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам Тульской области (далее - налоговый орган) с требованиями: 1) о признании незаконными действий налогового органа по включению в “Справку о состоянии расчетов по налогам, сборам, платежам“ N
221 по состоянию на 01.04.09 г.: - недостоверных сведений о наличии у Общества неисполненной обязанности по уплате пеней: по налогу на прибыль, зачисляемую в федеральный бюджет, в сумме 2862900,1 руб., по налогу на прибыль, зачисляемую в субъекты РФ, в сумме 1451142,55 руб., по НДФЛ в сумме 18084668,67 руб., по ЕСН зачисляемому в федеральный бюджет, в сумме 6272302,47 руб., по ЕСН, зачисляемому в ФСС в сумме 4681,07 руб., по ЕСН, зачисляемому в ФОМС РФ в сумме 35409,87 руб., по ЕСН, зачисляемому в ТФОМС РФ в сумме 943601,77 руб., на страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, направленные на выплату страховой части трудовой пенсии, в сумме 120429,68 руб., на страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, направленное на выплату накопительной части трудовой пенсии, в сумме 7882,9 руб., по НДС на товары, производимые на территории РФ, в сумме 23400026,52 руб., на платежи за добычу подземных вод в сумме 411627,88 руб., на отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы, зачисляемые в федеральный бюджет, в сумме 17059,53 руб., на отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы, зачисляемые в бюджет субъекта РФ, в сумме 54956,92 руб., на налог на имущество предприятий в сумме 4976879,67 руб., на прочие налоги и сборы в сумме 2536,54 руб., на налог с продаж в сумме 35417,77 руб., на налог на рекламу в сумме 2006,04 руб., на целевые сборы с граждан и с предприятий на содержание милиции, благоустройство территорий и др. цели в сумме 67793,07 руб., на прочие местные налоги и сборы в сумме 3102233,67 руб., а всего в сумме 61853556,69 руб.

- сведений о задолженности по налоговым санкциям:
по налогу на прибыль, зачисляемую в федеральный бюджет, в сумме 61134,08 руб., по налогу на прибыль, зачисляемую в субъекты РФ, в сумме 45515,21 руб., по налогу на доходы физических лиц в сумме 10050813,45 руб., по НДС на товары, произведенные на территории РФ, в сумме 315641,15 руб., по отчислениям на воспроизводство минерально-сырьевой базы, зачисляемым в федеральный бюджет, в сумме 4119,3 руб., по прочим налогам и сборам в сумме 300 руб., по прочим местным налогам и сборам в сумме 390 руб., по денежным взысканиям (штрафам), применяемым в качестве налоговых санкций, в сумме 4750 руб., а всего в сумме 10482663,19 руб.

2) об обязании Инспекции исключить из “Справки о состоянии расчетов по налогам, сборам, платежам“ N 221 по состоянию на 01.04.09 г.: - сведения о наличии у ОАО “КМЗ“ неисполненной обязанности по уплате пеней в общей сумме 61853556,69 руб.; - сведения о задолженности по налоговым санкциям в общей сумме 10482663,19 руб.;

3) об обязании Инспекции исключить из лицевого счета Общества: - сведения о наличии у Общества неисполненной обязанности по уплате пеней в общей сумме 61853556,69 руб.; - сведения о задолженности по налоговым санкциям в общей сумме 10482663,19 руб.

Решением Арбитражного суда Тульской области от 30.07.09 г. заявленные требования удовлетворены в части: признания незаконными действий налогового органа по включению в “Справку о состоянии расчетов по налогам, сборам, платежам“ N 221 по состоянию на 01.04.09 г. недостоверных сведений о наличии у Общества неисполненной обязанности по уплате пеней в сумме 61853556,69 руб., а также сведений о задолженности по налоговым санкциям в общей сумме 10482663,19 руб.; обязании исключить из “Справки
о состоянии расчетов по налогам, сборам, платежам“ N 221 по состоянию на 01.04.09 г. недостоверные сведения о наличии у Общества неисполненной обязанности по уплате пеней в сумме 61853556,69 руб., а также сведения о задолженности по налоговым санкциям в общей сумме 10482663,19 руб.

В удовлетворении требований об обязании налогового органа исключить из лицевого счета Общества сведения о наличии неисполненной обязанности по уплате пеней и штрафов в оспариваемых суммах отказано.

Постановлением Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.09.09 г. решение суда оставлено без изменения.

В кассационной жалобе налоговый орган просит отменить принятые судебные акты в части удовлетворенных требований Общества, ссылаясь на неправильное применение норм материального права.

В соответствии с ч. 1 ст. 286 АПК РФ арбитражный суд кассационной инстанции проверяет законность решений, постановлений, принятых арбитражным судом первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях относительно жалобы, если иное не предусмотрено АПК РФ.

Рассмотрев доводы жалобы, изучив материалы дела, суд кассационной инстанции полагает, что решение и постановление суда следует отменить в части обязания Инспекции исключить из “Справки о состоянии расчетов по налогам, сборам, платежам“ N 221 по состоянию на 01.04.09 г. недостоверные сведения о наличии у Общества неисполненной обязанности по уплате пеней в сумме 61853556,69 руб., а также сведения о задолженности по налоговым санкциям в общей сумме 10482663,19 руб., и направить дело в указанной части на новое рассмотрение в связи со следующим.

Как видно из материалов дела, Общество обратилось к налоговому органу с просьбой выдать справку
о состоянии расчетов по налогам и сборам.

По этому запросу Инспекцией на основании данных лицевого счета выдана справка N 221, согласно которой по состоянию на 01.04.09 г. налогоплательщик имеет неисполненную обязанность по уплате пеней в размере 61853556,69 руб., а также налоговых санкций в размере 10482663,19 руб.

Не согласившись с действиями налогового органа по указанию недостоверных сведений, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Удовлетворяя заявленные требования Общества в части признания незаконными действий налогового органа по включению в “Справку о состоянии расчетов по налогам, сборам, платежам“ N 221 по состоянию на 01.04.09 г. недостоверных сведений о наличии у Общества неисполненной обязанности по уплате пеней, а также по налоговым санкциям, и обязании исключить из “Справки о состоянии расчетов по налогам, сборам, платежам“ N 221 по состоянию на 01.04.09 г. недостоверные сведения о наличии у Общества неисполненной обязанности по уплате пеней и по налоговым санкциям, суд исходил из следующего.

В соответствии с п. 2 ст. 44 НК РФ обязанность по уплате конкретного налога или сбора возлагается на налогоплательщика и плательщика сбора с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога или сбора.

Согласно п. 3 ст. 44 НК РФ обязанность по уплате налога и (или) сбора прекращается: с уплатой налога и (или) сбора налогоплательщиком или плательщиком сбора; со смертью физического лица - налогоплательщика или с признанием его умершим в порядке, установленном гражданским законодательством Российской Федерации; с ликвидацией организации-налогоплательщика после проведения всех расчетов с бюджетной системой Российской Федерации в соответствии со ст. 49 НК РФ; с возникновением иных обстоятельств, с которыми законодательство о
налогах и сборах связывает прекращение обязанности по уплате соответствующего налога или сбора.

Как установлено судом и следует из материалов дела, сроки на взыскание задолженности по пени и штрафным санкциям, установленные налоговым законодательством, истекли, что свидетельствует о невозможности взыскания данной задолженности в установленном порядке.

В связи с этим, суд сделал вывод о том, что отражение спорных сумм пени в справке о состоянии расчетов, выданной по требованию налогоплательщика, неправомерно, поскольку данные действия нарушают права и интересы налогоплательщика в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Вместе с тем, судом не учтено следующее.

Согласно п.п. 10 п. 1 ст. 32 НК РФ налоговый орган обязан представлять налогоплательщику по его запросу справки о состоянии расчетов указанного лица по налогам, сборам, пеням и штрафам на основании данных налогового органа.

В справке по состоянию на 01.04.09 г., выданной Обществу, содержатся сведения о задолженности по пеням и налоговым санкциям без отражения информации о невозможности взыскания этого долга в принудительном порядке.

Неполная информация о задолженности по налогам, сборам, пеням и штрафам, числящейся за налогоплательщиком, затрагивает его право на достоверную информацию, необходимую ему для осуществления своих прав и законных интересов, в том числе в предпринимательской и (или) иной экономической деятельности.

В тексте документа, видимо, допущена опечатка: Приказ Федеральной налоговой службы от 23.05.05 имеет N ММ-3-19/206@, а не N ММ-3-19/206.

Приказ Федеральной налоговой службы от 23.05.05 г. N ММ-3-19/206, утвердивший форму справки, не предусматривающей информацию об утрате возможности взыскания числящегося за налогоплательщиком долга перед бюджетом в принудительном порядке, не может служить препятствием к выдаче справки с отражением в ней реального состояния расчетов по налоговым платежам.

Исходя из необходимости соблюдения баланса
частных и публичных интересов и отражения в справке объективной информации о состоянии расчетов, в данном случае в ней должны содержаться не только сведения о задолженности, но и указание на утрату Инспекцией возможности ее взыскания. Данная правовая позиция изложена в Постановлении Высшего Арбитражного суда РФ от 01.09.09 г. N 4381/09

Таким образом, при новом рассмотрении дела суду необходимо устранить допущенные нарушения, дать оценку доводам сторон, и правильно применив нормы действующего законодательства, вынести законное и обоснованное решение.

Руководствуясь п. 3 ч. 1 ст. 287, ст. ст. 288, 289 АПК РФ, суд

постановил:

решение Арбитражного суда Тульской области от 30 июля 2009 года и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 24 сентября 2009 года по делу N А68-2849/09-103/18 в части обязания Межрайонной инспекции ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам Тульской области исключить из “Справки о состоянии расчетов по налогам, сборам, платежам“ N 221 по состоянию на 01.04.09 г. недостоверные сведения о наличии у Открытого акционерного общества “Косогорский металлургический завод“ неисполненной обязанности по уплате пеней в общей сумме 61853556,69 руб., а также сведения о задолженности по налоговым санкциям в общей сумме 10482663,19 руб. отменить и направить дело в указанной части на новое рассмотрение в Арбитражный суд Тульской области.

В остальной части указанные судебные акты оставить без изменения.

Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.