Решения и определения судов

Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.10.2010 по делу N А12-8893/2010 По делу о признании незаконным решения об отказе в предоставлении земельного участка для строительства нежилого объекта.

ДВЕНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 1 октября 2010 г. по делу N А12-8893/2010

Резолютивная часть постановления объявлена 24 сентября 2010 года.

Полный текст постановления изготовлен 01 октября 2010 года.

Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе

председательствующего судьи Жевак И.И.,

судей Акимовой М.А., Веряскиной С.Г.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Цинцадзе И.Э.,

при участии в судебном заседании представителей общества с ограниченной ответственностью “Шеврон-Авто“ Ефремова В.В. - директора, действующего на основании решения от 13 ноября 2009 года N 1, Винокурова А.О., действующего на основании доверенности от 10 марта 2010 года, Гудименко Г.И., действующего на основании доверенности от 28 мая 2010 года,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу администрации
городского округа - город Волжский Волгоградской области (г. Волжский Волгоградской области)

на решение арбитражного суда Волгоградской области от 28 июня 2010 года

по делу N А12-8893/2010, принятое судьей Середа Н.Н.,

по заявлению общества с ограниченной ответственностью “Шеврон-Авто“ (г. Волжский Волгоградской области)

к администрации городского округа-город Волжский Волгоградской области (г. Волжский Волгоградской области)

о признании незаконным решения,

установил:

В арбитражный суд Волгоградской области обратилось общество с ограниченной ответственностью “Шеврон-Авто“ (далее по тексту - ООО “Шеврон-Авто“, заявитель, общество) к администрации городского округа - город Волжский Волгоградской области (далее по тексту - администрация) с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании незаконным решения об отказе в предоставлении земельного участка для строительства нежилого объекта - магазина с офисными помещениями, гаражных боксов для ремонта, хранения автомобилей.

В порядке восстановления нарушенного права заявитель просил суд обязать администрацию в месячный срок после вынесения решения суда предоставить обществу на условиях долгосрочной аренды с правом выкупа сроком на 49 лет земельный участок площадью 10000 кв. м, расположенный по адресу: Волгоградская область, г. Волжский, ул. 87-я Гвардейская, между 31 и 38 микрорайонами для строительства нежилого объекта - магазина с офисными помещениями, гаражных боксов для ремонта, хранения автомобилей путем осуществления следующих действий:

- выбрать земельный участок и в установленном статьей 31 Земельного кодекса Российской Федерации порядке принять решение о предварительном согласовании места размещения объекта с оформлением акта о выборе участка;

- выполнить в отношении земельного участка кадастровые работы, осуществить его кадастровый учет;

- в течение двух недель после осуществления кадастрового учета земельного участка принять решение о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными
статьей 32 Земельного кодекса Российской Федерации.

Решением арбитражного суда Волгоградской области 28 июня 2010 года заявленные требования удовлетворены в полном объеме.

Администрация, не согласившись с принятым решением, обратилась в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит его отменить и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных обществом требований в полном объеме.

От ООО “Шеврон-Авто“ в материалы дела поступил отзыв на жалобу, в котором просило суд оставить решение без изменения, апелляционную жалобу администрации - без удовлетворения.

Представитель администрации городского округа - город Волжский в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения жалобы извещен надлежащим образом в соответствии с требованиями статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, что подтверждается уведомлением о вручении почтового отправления N 78013 5.

В соответствии с частью 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при неявке в судебное заседание иных лиц, участвующих в деле и надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, суд рассматривает дело в их отсутствие.

В порядке статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судом объявлялся перерыв в судебном заседании до 24 сентября 2010 года до 09 часов 20 минут. После перерыва судебное заседание продолжено.

Изучив материалы дела, рассмотрев доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, арбитражный суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.

Как следует из материалов дела, ООО “Шеврон-Авто“ обратилось к администрации с заявлением от 20 декабря 2009 года о предоставлении земельного участка площадью приблизительно 10000 кв. м, расположенного между 31 и 38 микрорайонами по ул. 87-й Гвардейской г. Волжского для строительства магазина с офисными помещениями, гаражных боксов для ремонта и хранения
автомобилей, а также примерной схемой участка, свидетельства о государственной регистрации и постановке на налоговый учет.

В связи с отсутствием проекта планировки данной территории, письмом от 05 февраля 2010 года администрация отказала обществу в предоставлении испрашиваемого земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта.

Считая, что отказ администрации не соответствует требованиям статей 30 - 32 Земельного кодекса Российской Федерации, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его незаконным.

Удовлетворяя заявленные обществом требования, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что отсутствие проекта планировки территории и проектов межевания земельного участка не является основанием для отказа в предоставлении земельного участка под строительство с предварительным согласованием места размещения объекта.

Апелляционная инстанция считает позицию суда первой инстанции правомерной и обоснованной.

Граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными действий (бездействия) органов местного самоуправления, если полагают, что действие (бездействие) не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и нарушает их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, что предусмотрено частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и статьей 13 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Президиум Верховного Суда Российской Федерации и Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пункте 6 Постановления от 01 июля 1996 года N 6/8 разъяснили, что основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта недействительным является одновременное его несоответствие закону или иному правовому акту и нарушение им гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием.

В соответствии с частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального
кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.

Отказ администрации в предоставлении земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта обоснован положениями статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации, статьи 24 Градостроительного кодекса Волгоградской области от 21 ноября 2008 года N 1786-ОД, пункта 1.2.5 Городского положения от 15 октября 2009 года N 480-ВГД “Правила землепользования и застройки городского округа - город Волжский Волгоградской области.

Пунктом 1 статьи 24 Градостроительного кодекса Волгоградской области установлено, что предоставление земельных участков без утвержденных в установленном порядке проектов планировки территории не допускается.

Постановлением Волжской городской Думы от 09 октября 2009 года N 68/4 утверждено городское положение “Правила землепользования и застройки городского округа - город Волжский Волгоградской области“.

Отказывая ООО “Шеврон-Авто“ в предоставлении испрашиваемого земельного участка, администрация сослалась на пункт 1.2.5 указанных Правил.

Однако данный пункт устанавливает, что порядок использования и застройки территории применяется в следующих случаях:

- при формировании новых и изменении существующих земельных участков, которое осуществляется на основе документации по планировке территории г. Волжского, подготавливаемой в порядке, установленном в разделе 3 Правил;

- при изменении видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, осуществляемом в порядке, установленном в разделе 4 Правил;

- при строительстве (реконструкции) капитальных зданий и сооружений, осуществляемом в порядке, установленном в разделе 5 Правил.

Из указанного следует,
что суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что пункт 1.2.5 Правил землепользования и застройки городского округа - город Волжский Волгоградской области не содержит каких-либо ограничений или запретов на предоставление земельных участков для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта при отсутствии проекта планировки территории.

В соответствии с частью 1 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию либо с предварительным согласованием места размещения объекта, либо без предварительного согласования места размещения объекта.

В силу пункта 5 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта осуществляется в следующем порядке:

1) выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьей 31 Земельного кодекса Российской Федерации, решения о предварительном согласовании места размещения объекта;

2) проведение работ по формированию земельного участка;

3) государственный кадастровый учет земельного участка в соответствии с правилами, предусмотренными статьей 70 Земельного кодекса Российской Федерации;

4) принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными статьей 32 Земельного кодекса Российской Федерации.

Частью 1 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что лицо, заинтересованное в предоставлении земельного участка, обращается в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления с заявлением о выборе земельного участка, в котором должно быть указано назначение объекта, предполагаемое место его размещения, обоснование примерного размера участка, а также испрашиваемое право на земельный участок.

Согласно пункту 6 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации первый этап предоставления земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения
объекта завершается принятием исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления решения о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающего акт о выборе земельного участка, или об отказе в размещении объекта.

В соответствии с пунктом 8 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации предусматривается, что решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием последующего принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства.

Без предварительного согласования места размещения объекта земельный участок для строительства предоставляется в случаях, если земельный участок испрашивается в собственность (пункт 2 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации), для жилищного строительства и комплексного освоения (пункт 1 статьи 30.1, статья 30.2 Земельного кодекса Российской Федерации), при размещении объекта в городском или сельском поселении в соответствии с градостроительной документацией о застройке и правилами землепользования и застройки (зонированием территорий), а также в случае предоставления земельного участка для нужд сельскохозяйственного производства или земельных участков из состава земель лесного фонда либо гражданину для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства (пункт 11 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации).

Постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 29 октября 2002 года N 150 утверждена Инструкция о порядке разработки, согласовании, экспертизы и утверждения градостроительной документации, которая включена в Систему нормативных документов в строительстве.

Часть 2.3 указанной инструкции предусматривает, что градостроительная документация о застройке территорий поселений включает в себя:

- проекты планировки частей территорий поселений;

- проекты межевания территорий;

- проекты застройки кварталов, микрорайонов, других элементов планировочной структуры поселений.

Часть 1 пункта 3.2.1 указанной инструкции предусматривает, что проект планировки - градостроительная документация, разрабатываемая для частей территорий поселений.

Статьей 42 Градостроительного кодекса Российской Федерации установлено,
что подготовка проекта планировки территории осуществляется для выделения элементов планировочной структуры, установления параметров планируемого развития элементов планировочной структуры. Проект планировки территории является основой для разработки проектов межевания территорий. Подготовка документации по планировке территории осуществляется в целях обеспечения устойчивого развития территорий, выделения элементов планировочной структуры (кварталов, микрорайонов, иных элементов), установления границ земельных участков, предназначенных для строительства и размещения линейных объектов.

Согласно статье 43 Градостроительного кодекса Российской Федерации подготовка проектов межевания территорий осуществляется применительно к застроенным и подлежащим застройке территориям, расположенным в границах элементов планировочной структуры, установленных проектами планировки территорий. Подготовка проектов межевания застроенных территорий осуществляется в целях установления границ застроенных земельных участков и границ незастроенных земельных участков.

Как правомерно указано судом первой инстанции, установление границ застроенных земельных участков и границ незастроенных земельных участков не является основанием, предусмотренным пунктом 4 статьи 28 Земельного кодекса российской Федерации, для отказа в предоставлении земельного участка под строительство с предварительным согласованием места размещения объекта.

Отсутствие проекта планировки территории и соответственно проектов межевания земельного участка не может являться препятствием для выбора земельного участка, поскольку в соответствии с пунктом 2 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации, орган местного самоуправления по заявлению юридического лица либо по обращению предусмотренного статьей 29 Земельного кодекса РФ исполнительного органа государственной власти обязан обеспечить выбор земельного участка на основе документов государственного земельного кадастра и документов землеустройства с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями.

При изложенных выше обстоятельствах
судом первой инстанции с учетом положений земельного и градостроительного законодательства правомерно удовлетворены предъявленные обществом к администрации требования.

Апелляционная инстанция, оценив имеющиеся в материалах дела доказательства на основании статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, считает довод заявителя апелляционной жалобы о том, что оспариваемое решение администрации подписано неуполномоченным лицом необоснованным, в силу следующего.

Согласно материалам дела письмо администрации от 05 февраля 2010 года N 07-04/1034, направленное в адрес ООО “Шеврон-Авто“, подписано заместителем главы администрации Кузьминой Э.М.

На основании пункта 1.7 Устава городского округа-город Волжский Волгоградской области глава городского округа передает в собственность граждан и юридических лиц земельные участки в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации.

В силу пункта 2.6 постановления главы городского округа - город Волжский Волгоградской области от 01 апреля 2008 года N 131а-ГО “О распределении обязанностей между руководителями администрации городского округа - город Волжский Волгоградской области“, глава городского округа, являясь должностным лицом, представляет гражданам и юридическим лицам земельные участки в границах городского округа для строительства в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации и земельные участки для целей, не связанных со строительством, в порядке, утвержденном Волжской городской Думой.

Однако постановления и распоряжения главы городского округа по вопросам, отнесенным к компетенции администрации города Волжского, подписываются как главой городского округа, так и заместителем главы в соответствии с распределением обязанностей (пункт 3 статьи 23 Устава городского округа - город Волжский Волгоградской области).

Так, согласно пункту 2.4 постановления главы городского округа - город Волжский Волгоградской области от 01 апреля 2008 года N 131а-ГО “О распределении обязанностей между руководителями администрации городского округа - город Волжский Волгоградской области“, заместитель главы администрации городского
округа по вопросам муниципального имущества, земельных отношений, архитектуры и градостроительства обеспечивает организацию муниципального земельного контроля за использованием земель на территории городского округа, в том числе, организацию работы и контроль по предоставлению земельных участков, связанных и не связанных со строительством. Кроме того, заместитель главы городского округа, согласно пункту 10 указанного постановления, рассматривает заявления и обращения граждан и юридических лиц по вопросам своей деятельности и принимает решения в пределах своей компетенции.

Следовательно, заместитель главы администрации городского округа имеет право принять решение по заявлению о предоставлении земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта.

Ссылка заявителя апелляционной жалобы на то, что поскольку испрашиваемый земельный участок, на основании городского положения “Генеральный план городского округа-город Волжский Волгоградской области (основные положения о территориальном планировании)“ от 05 декабря 2007 года N 274-ВГД, относится к зоне объектов здравоохранении и социального назначения, следовательно, строительство на нем нежилого объекта - гаражных боксов для ремонта автомобилей, автомойки и кафе не представляется возможным, несостоятельна в силу следующего.

Порядок предоставления земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, а также регулирование застройки территорий городских и сельских поселений регламентируются Земельным и Градостроительным кодексами Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Земельного кодекса Российской Федерации земельное законодательство регулирует отношения по использованию и охране земель в Российской Федерации.

В силу статьи 29 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.

Указанными статьями определены полномочия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления в области земельных отношений.

Статьей 15 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с настоящим Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.

В силу статьи 4 Градостроительного кодекса Российской Федерации законодательство о градостроительной деятельности регулирует отношения по территориальному планированию, градостроительному зонированию, планировке территории, архитектурно-строительному проектированию, отношения по строительству объектов капитального строительства, их реконструкции, а также по капитальному ремонту, при проведении которого затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности таких объектов.

Положениями статьи 35 Градостроительного кодекса Российской Федерации установлено, что в результате градостроительного зонирования могут определяться жилые, общественно-деловые, производственные зоны, зоны инженерной и транспортной инфраструктур, зоны сельскохозяйственного использования, зоны рекреационного назначения, зоны особо охраняемых территорий, зоны специального назначения, зоны размещения военных объектов и иные виды территориальных зон.

В состав общественно-деловых зон могут включаться:

1) зоны делового, общественного и коммерческого назначения;

2) зоны размещения объектов социального и коммунально-бытового назначения;

3) зоны обслуживания объектов, необходимых для осуществления производственной и предпринимательской деятельности;

4) общественно-деловые зоны иных видов.

Общественно-деловые зоны предназначены для размещения объектов здравоохранения, культуры, торговли, общественного питания, социального и коммунально-бытового назначения, предпринимательской деятельности, объектов среднего профессионального и высшего профессионального образования, административных, научно-исследовательских учреждений, культовых зданий, стоянок автомобильного транспорта, объектов делового, финансового назначения, иных объектов, связанных с обеспечением жизнедеятельности граждан.

Суд апелляционной инстанции, оценив представленную в материалы дела выкопировку из Генерального плана городского округа - город Волжский Волгоградской области, считает, что она не свидетельствует об отнесении испрашиваемого обществом земельного участка к общественно деловой зоне - зоне объектов здравоохранения и социального назначения.

В связи с чем, указанная выкопировка не относится, в силу статей 64, 67, 68 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к относимым и допустимым доказательствам по данному делу.

Статьей 28 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или аренду, а также предоставляются юридическим лицам в постоянное (бессрочное) пользование в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 20 настоящего Кодекса, и гражданам и юридическим лицам в безвозмездное срочное пользование в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 24 настоящего Кодекса.

На основании части 4 вышеуказанной статьи не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением случаев:

- изъятия земельных участков из оборота;

- установленного федеральным законом запрета на приватизацию земельных участков;

- резервирования земель для государственных или муниципальных нужд.

Указанной нормой права установлен исчерпывающий перечень оснований возможного отказа в предоставлении земельного участка гражданам или юридическим лицам.

Согласно пункту 14 статьи 3 Федерального закона от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ “О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации“ с 01 января 2012 года при отсутствии правил землепользования и застройки предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, не осуществляется. Настоящее правило не распространяется на земельные участки, на которые действие градостроительных регламентов не распространяется или для которых градостроительные регламенты не устанавливаются, а также на земельные участки, предоставляемые в соответствии с документами территориального планирования Российской Федерации и документами территориального планирования субъектов Российской Федерации.

Однако постановлением Волжской городской Думой Волгоградской области 05 декабря 2007 года принято городское положение “Генеральный план городского округа-город Волжский Волгоградской области (основные положения о территориальном планировании)“ N 274-ВГД, определяющее назначение городских территорий, установление функциональных зон с выделением жилых, общественно-деловых, производственных зон, инженерных и транспортных инфраструктур, рекреационных, сельскохозяйственного использования, специального назначения, военных объектов и прочих зон.

Таким образом, основания для отказа обществу в предоставлении испрашиваемого земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта отсутствовали.

Суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что администрацией в материалы дела не представлены доказательства соответствия оспариваемого решения действующему земельному законодательству, а также соблюдения прав и законных интересов общества в сфере предпринимательской деятельности.

При указанных обстоятельствах, арбитражный апелляционный суд не находит оснований для переоценки выводов суда и считает, что суд первой инстанции всестороннее и полно исследовал материалы дела, дал надлежащую юридическую оценку всем доказательствам, применил нормы материального права, подлежащие применению, не допустив нарушений норм процессуального права.

Апелляционная жалоба администрации городского округа - город Волжский Волгоградской области не подлежит удовлетворению.

Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный Суд

постановил:

Решение арбитражного суда Волгоградской области от 28 июня 2010 года по делу N А12-8893/2010 оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации городского округа - город Волжский Волгоградской области - без удовлетворения.

Постановление вступает в силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в порядке, предусмотренном статьями 273 - 277 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, путем подачи кассационной жалобы через арбитражный суд Волгоградской области в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления постановления в законную силу.

Председательствующий

И.И.ЖЕВАК

Судьи

М.А.АКИМОВА

С.Г.ВЕРЯСКИНА