Решения и определения судов

Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.07.2010 по делу N А06-2038/2010 По делу об оспаривании постановления о привлечении к ответственности по ч. 1 ст. 8.21 КоАП РФ за выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух без специального разрешения на выброс.

ДВЕНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 13 июля 2010 г. по делу N А06-2038/2010

Резолютивная часть постановления объявлена 06 июля 2010 года.

Полный текст постановления изготовлен 13 июля 2010 года.

Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Веряскиной С.Г.,

судей: Александровой Л.Б., Борисовой Т.С.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Малковой С.Е.,

при участии в заседании:

от открытого акционерного общества “Аэропорт Астрахань“ - Ляшенко И.А., доверенность от 02.07.2010 г.,

от Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования “Росприроднадзора“ по Астраханской области - Гаврилов В.А., доверенность N 01-01/04 от 11.01.2010 г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования “Росприроднадзора“ по Астраханской области

на
решение арбитражного суда Астраханской области от 17 мая 2010 года по делу

N А06-2038/2010, принятое судьей Негеревым С.А.,

по заявлению открытого акционерного общества “Аэропорт Астрахань“

к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования “Росприроднадзора“ по Астраханской области

об оспаривании постановления о привлечении к административной ответственности

установил:

В арбитражный суд Астраханской области обратилось открытое акционерное общество “Аэропорт Астрахань“ (далее ОАО “Аэропорт Астрахань“, общество, заявитель) с заявлением к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Астраханской области о признании незаконным и отмене постановления N 49 от 23.03.2010 года о назначении административного наказания по части 1 статьи 8.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде штрафа в размере 41000 рублей.

Решением арбитражного суда Астраханской области от 17.05.2010 г. заявленные требования удовлетворены.

Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования “Росприроднадзора“ по Астраханской области, не согласившись с вынесенным судебным актом, обратилось в апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе.

Представитель общества считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, в удовлетворении апелляционной жалобы просит отказать.

Исследовав материалы дела, выслушав представителей сторон, проверив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции считает, что апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит по следующим основаниям.

Как видно из материалов дела, Управление Росприроднадзора по Астраханской области в период с 05.02.2010 г. по 12.03.2010 г. провело проверку ОАО “Аэропорт Астрахань“ по соблюдению требований природоохранного законодательства.

По результатам проверки составлен акт N 12 от 12.03.2010 г.

В связи с выявлением административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 8.21 Кодекса Российской Федерации, Управлением Росприроднадзора 12.03.2010 г. в отношении ОАО “Аэропорт
Астрахань“ был составлен протокол об административном правонарушении N 28.

Как следует из указанного протокола, для обеспечения объектов аэропорта бесперебойным электропитанием на промплощадке N 1 расположены три автономных источника - аварийные дизельные электростанции (источники N 0023, 0024, 0025).

В ходе проверки установлено, что в 2009 году дизель-генераторы работали в режиме пробных пусков в соответствии с “Инструкцией по эксплуатации аварийных дизель - генераторов АСДА-100“ и утвержденным генеральным директором ОАО “Аэропорт Астрахань“ “Регламентом технического обслуживания светосигнального оборудования ОВИ-1 (технологическая карта N 2в)“, предусматривающим их еженедельный запуск в течение 15 минут с фиксацией в журнале выходных параметров и оценкой работоспособности.

Фактически дизель-генераторы работали в режиме пробных пусков в течение 2009 года и в 1-ом квартале 2010 года еженедельно по 6 минут. Расход дизельного топлива для работы дизель-генераторов за 2009 год составил 0,287 тонн.

В связи с изложенными обстоятельствами административным органом был сделан вывод о том, что стационарными источниками N 0023, 0024, 0025, расположенными на промплощадке N 1 ОАО “Аэропорт Астрахань“, при их работе в режиме пробных пусков в период 2009 года и в 1-ом квартале 2010 года, производились выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух (азота диоксид, азота окись, сажа, серы диоксид, углерода окись, бенз(а)пирен, керосин) без специального разрешения на выброс.

По указанным в протоколе об административном правонарушении обстоятельствам Управление Росприроднадзора по Астраханской области 23.03.2010 г. вынесло постановление N 49 о привлечении ОАО “Аэропорт Астрахань“ к административной ответственности по части 1 статьи 8.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде штрафа в сумме 41000 рублей.

Общество оспорило вынесенное в отношении него постановление в судебном порядке.

Удовлетворяя требования общества и признавая
вышеуказанное постановление незаконным, суд первой инстанции исходил из недоказанности административным органом события правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 8.21 КоАП РФ, при этом указал, что нормирование выбросов вредных веществ для аварийных ДЭС не предусмотрено, так как аварийные ситуации, при которых они будут работать, нельзя предусмотреть и разрешение, в котором установлен норматив предельно допустимого выброса вредного вещества, для таких источников не требуется.

Апелляционный суд считает выводы суда правомерными по следующим основаниям.

В соответствии с частью 1 статьи 8.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях ответственность предусмотрена за выброс вредных веществ в атмосферный воздух или вредное физическое воздействие на него без специального разрешения.

Согласно статьи 14 Федерального закона N 96-ФЗ от 04.05.1999 года “Об охране атмосферного воздуха“ (далее Закон N 96-ФЗ) выбросы вредных веществ в атмосферный воздух стационарными источниками допускается только на основании специального разрешения, выдаваемого территориальным органом федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды, в порядке, определенном Правительством Российской Федерации.

В указанном разрешении устанавливается норматив предельно допустимого выброса вредного (загрязняющего) вещества в атмосферный воздух, который устанавливается для стационарного источника загрязнения атмосферного воздуха при условии не превышения данным источником гигиенических и экологических нормативов качества атмосферного воздуха, предельно допустимых (критических) нагрузок на экологические системы, других экологических нормативов.

В апелляционной жалобе, ссылаясь на положения, содержащиеся в Регламенте технического обслуживания светосигнального оборудования ОВИ-1 (технологическая карта N 2в), утвержденного Генеральным директором ОАО “Аэропорт Астрахань“, Управление указывает, что поскольку аварийные источники на протяжении 2009 г. и первого квартала 2010 г. работали в режиме пробных
пусков, значит, данные источники признавать аварийными нельзя. Периодичность работы данных источников, по мнению административного органа, суд должен был расценить как регулярный характер работы, а выбросы от данных источников технологическими выбросами.

Апелляционный суд считает данные доводы неправомерными по следующим основаниям.

Вредным веществом признается химическое или биологическое вещество либо смесь таких веществ, которые содержатся в атмосферном воздухе и которые в определенных концентрациях оказывают вредное воздействие на здоровье человека и окружающую среду - ст. 1 Федерального закона N 96-ФЗ от 04.05.1999 г. “Об охране атмосферного воздуха“.

Выброс вредных веществ в атмосферный воздух происходит от стационарных источников, представляющих собой объекты негативного воздействия.

Стационарным источником загрязнения признается не передвижной технологический агрегат (установка, устройство, аппарат и т.п.), выделяющий в процессе эксплуатации вредные вещества.

Как видно из материалов дела, в Астраханском аэропорту присутствует два промышленных объекта - Промплощадка N 1 и Промплощадка N 2, на каждый из них выдано отдельное разрешение.

Разрешение выдается по итогам установленных нормативов предельно-допустимых выбросов вредных веществ в атмосферный воздух.

Согласно статье 12 Федерального закона N 96-ФЗ от 04.05.1999 г. нормативы предельно-допустимых выбросов устанавливает федеральный орган исполнительной власти охраны окружающей среды для конкретного стационарного источника выбросов вредных веществ в атмосферный воздух и их совокупности, т.е. организации в целом.

Из приведенной нормы закона можно сделать вывод, что каждый выброс от стационарного источника загрязнения подлежит нормированию.

Нормирование выбросов в соответствии с Методическим пособием по выполнению сводных расчетов загрязнения атмосферного воздуха, утвержденного Приказом Госкомэкологии России N 66 от 16.02.1999 г. - это определение значений предельно допустимых значений выбросов загрязняющих веществ в атмосферу и других характеристик (параметров) источников загрязнения атмосферы, при которых обеспечивается соблюдение нормативов качества
атмосферного воздуха, регламентирующих воздействие загрязняющих веществ, выбрасываемых источниками загрязнения атмосферы, на компоненты окружающей среды с учетом совместного влияния других экологически неблагоприятных факторов (в том числе, с учетом фонового загрязнения атмосферы и эффекта комбинации вредного действия загрязняющих веществ).

При этом, аварийные выбросы нормированию не подлежат, но учитываются и включаются в форму ежегодного Федерального государственного статического наблюдения N 2-ТП (воздух) - Методическое пособие по расчету, нормированию и контролю выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, одобренное Научно-техническим советом НИИ Атмосфера (протокол N 32 от 05.11.2004 г.) и введенное в действие Письмом Управления государственного экологического контроля Ростехнадзора N 14-01-333 от 24.12.2004 г.

В оспариваемом решении суд правомерно указал, что положения статьи 14 Федерального закона N 96-ФЗ от 04.05.1999 года “Об охране атмосферного воздуха“ распространяется исключительно на стационарные источники выбросов и не распространяются на источники N 0023, 0024, 0025, которые являются автономными, работающие только в аварийных случаях. Для аварийных источников не требуется разрешение, в котором установлен норматив предельно допустимого выброса вредного вещества, так как аварийные ситуации, при которых они будут работать, нельзя предусмотреть и разрешение, в котором установлен норматив предельно допустимого выброса вредного вещества, для таких источников не требуется.

Кроме того, обществом разработан проект нормативов предельно-допустимых выбросов в атмосферу, утвержденный Управлением по технологическому и экологическому надзору Ростехнадзора по Астраханской области 11.01.2007 г.

Как следует из проекта нормативов предельно-допустимых выбросов загрязняющих веществ для ОАО “Аэропорт Астрахань“, являющегося неотъемлемой частью разрешения на выброс загрязняющих веществ в атмосферу стационарными источниками загрязнения, выданного ОАО “Аэропорт Астрахань“ Управлением по технологическому и экологическому надзору Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по Астраханской области
11.01.2007 года, три автономных источника - аварийные дизельные электростанции (ДЭС) (источники 0023, 0024, 0025) включены в проект нормативов предельно-допустимых выбросов с указанием вредных веществ, выделяемых в атмосферу (т. 1 л.д. 85).

На основании проекта нормативов обществу выданы разрешения на выбросы загрязняющих веществ в атмосферу стационарными источниками загрязнения: площадка N 1 - N 32/1137 сроком действия от 01.07.2007 г. до 31.12.2010 г., которым предусмотрены выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух - 49, 668674 т/год; площадка N 2 - N 51114а/1137 сроком действия от 01.07.2007 г. до 31.12.2010 г., которым определены выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух - 1,292651 т/год.

Административным органом не доказано, что количество выбросов от пробных пусков аварийных дизельных электростанций, превышает предельно-допустимые выбросы, предусмотренные разрешениями, выданными на основании проекта нормативов, в котором отражены аварийные дизельные электростанции с указанием вредных веществ, выделяемых в атмосферу.

В силу части 4 статьи 1.5 КоАП РФ неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.

Таким образом, апелляционный суд, оценив в совокупности имеющиеся в материалах дела доказательства, считает вывод суда о признании незаконным и отмене постановления Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) по Астраханской области N 49 от 23.03.2010 года обоснованным и соответствующим материалам дела.

На основании изложенного апелляционная инстанция считает, что по делу принято законное и обоснованное решение, оснований для отмены которого не имеется. Выводы суда по данному делу основаны на установленных обстоятельствах и имеющихся в деле доказательствах при правильном применении норм материального и процессуального права. Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не могут служить основанием для отмены принятого
решения.

Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

Решение арбитражного суда Астраханской области от 17 мая 2010 года по делу N А06-2038/2010 оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования “Росприроднадзора“ по Астраханской области без удовлетворения.

Постановление вступает в силу с момента его принятия и может быть обжаловано в порядке ст. 273, 275, 276 АПК РФ.

Председательствующий

С.Г.ВЕРЯСКИНА

Судьи

Л.Б.АЛЕКСАНДРОВА

Т.С.БОРИСОВА