Решения и определения судов

Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.05.2010 по делу N А12-10150/2009 По делу о признании недействительными постановлений главы местного самоуправления о внесении изменений в постановление об утверждении перечня кварталов красных линий города, границы которых откорректированы, внесении изменений в схему красных линий и об отказе в предоставлении земельного участка для строительства объекта.

ДВЕНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 27 мая 2010 г. по делу N А12-10150/2009

Резолютивная часть постановления объявлена 20 мая 2010 года.

Полный текст постановления изготовлен 27 мая 2010 года.

Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Веряскиной С.Г.,

судей: Александровой Л.Б., Жевак И.И.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Малковой С.Е.,

при участии в заседании:

от ООО “Сатурн“ - Вершинин А.В., действующий по доверенности б/н от 22.12.2009,

от Администрации Волгограда - Жукалов М.А., действующий по доверенности N 05-ид/78 от 18.05.2010,

от Комитета по градостроительству и архитектуре Волгограда - Жукалов М.А., по доверенности N АРГ - 344-09 от 25.12.2009,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу администрации Волгограда (г. Волгоград),

на решение
арбитражного суда Волгоградской области от 21 июля 2009 года по делу N А12-10150/2009 (судья Лаврик Н.В.)

по заявлению общества с ограниченной ответственностью “Сатурн“ (г. Волгоград) к администрации Волгограда (г. Волгоград), главе Волгограда Ф.И.О. (г. Волгоград), заместителю главы Волгоград Ф.И.О. (г. Волгоград),

третьи лица, не заявляющие самостоятельные требования относительно предмета спора: Комитет земельных ресурсов администрации Волгограда (г. Волгоград), Комитет по градостроительству и архитектуре администрации Волгограда (г. Волгоград),

о признании недействительными ненормативных правовых актов

установил:

В арбитражный суд Волгоградской области обратилось общество с ограниченной ответственностью “Сатурн“ (далее - общество, заявитель) с заявлением в порядке главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации о признании недействительным постановления главы Волгограда от 30.01.2008 N 112 “О внесении изменений в постановление главы Волгограда от 20.12.2008 N 3426 “Об утверждении перечня кварталов красных линий Волгограда, границы которых откорректированы, внесении изменений в схему красных линий в Волгограде“, признании недействительным постановления главы Волгограда от 20.03.2008 N 597 “Об отмене постановлений Администрации Волгограда“, признании недействительным постановления главы Волгограда от 23.03.2009 N 616 “Об отказе в предоставлении земельного участка (учетный N 3-115-133) для строительства объекта ООО “Сатурн“.

В качестве способа восстановления своих нарушенных прав заявитель просил суд обязать администрацию вынести решение о предоставлении обществу земельного участка с кадастровым номером 34:34:03 00 69:0114 площадью 750 кв. м в аренду для строительства 20-этажного административного здания по адресу: пр. им. Маршала Советского Союза Г.К. Жукова, 141а в Дзержинском районе г. Волгограда.

Определением арбитражного суда Волгоградской области от 25.05.2009 к участию в деле в качестве ответчиков (в порядке части 2 статьи 46 АПК РФ) привлечены: глава Волгограда Гребенников Роман Георгиевич и заместитель главы
Волгограда Кузьмичев Александр Викторович, в качестве заинтересованных третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований на предмет спора, (в порядке статьи 51 и части 2 статьи 200 АПК РФ) привлечены: Комитет по градостроительству и архитектуре и Комитет земельных ресурсов администрации Волгограда.

Определением арбитражного суда Волгоградской области от 02.07.2009 производство по делу в отношении требования о признании недействительным Постановления главы Волгограда от 30.01.2008 N 112 “О внесении изменений в постановление главы Волгограда от 20.12.2008 N 3426 “Об утверждении перечня кварталов красных линий Волгограда, границы которых откорректированы, внесении изменений в схему красных линий в Волгограде“ прекращено на основании пункта 4 части 1 статьи 150 АПК РФ.

Решением арбитражного суда Волгоградской области от 21.07.2009 г. требования общества с ограниченной ответственностью “Сатурн“ удовлетворены. Постановление главы Волгограда от 20.03.2008 N 597 “Об отмене постановлений Администрации Волгограда“ (в части пункта 1.4) и Постановление главы Волгограда от 23.03.2009 N 616 “Об отказе в предоставлении земельного участка (учетный N 3-115-136) для строительства объекта ООО “Сатурн“ признаны недействительными как несоответствующие статьям 28, 30 - 32 Земельного кодекса Российской Федерации, статьям 24, 42 Градостроительного кодекса Российской Федерации.

Суд обязал администрацию Волгограда предоставить обществу с ограниченной ответственностью “Сатурн“ в аренду на три года для строительства здания земельный участок с кадастровым номером 34:34:03 00 69:0114 площадью 750 кв. м по пр. им. Маршала Советского Союза Г.К. Жукова, 141а в Дзержинском районе г. Волгограда согласно акту о его выборе, утвержденному Постановлением Администрации Волгограда от 01.03.2006 N 488 о предварительном согласовании места размещения объекта.

Администрация Волгограда, не согласившись с решением суда первой инстанции, обжаловала его в апелляционную инстанцию.

Постановлением Двенадцатого арбитражного
апелляционного суда от 28 октября 2009 года решение арбитражного суда Волгоградской области от 21 июля 2009 года по делу N А12-10150/2009 отменено, апелляционная жалоба администрации Волгограда удовлетворена.

Суд апелляционной инстанции отказал обществу с ограниченной ответственностью “Сатурн“ в удовлетворении заявленных требований о признании недействительными постановлений главы Волгограда от 20.03.2008 года N 597 “Об отмене постановлений Администрации Волгограда“ и от 23.03.2009 года N 616 “Об отказе в предоставлении земельного участка (учетный N 3-115-136) для строительства объекта ООО “Сатурн“, и в обязании администрации Волгограда предоставить ООО “Сатурн“ в аренду на три года для строительства здания земельный участок с кадастровым номером 34:34:03 00 69:0114 площадью 750 кв. м по проспекту имени Маршала Советского Союза Г.К. Жукова, 141а, в Дзержинском районе г. Волгограда, согласно акту о его выборе, утвержденному постановлением администрации Волгограда от 01.03.2006 года N 488 о предварительном согласовании места размещения объекта.

Постановлением Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 20.01.2010 г. постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.10.2009 г. отменено, дело передано на новое рассмотрение в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд.

В судебное заседание суда апелляционной инстанции глава Волгограда Гребенников Р.Г., заместитель главы Волгограда Кузьмичев А.В. не явились, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы согласно требованиям статьи 123 АПК РФ извещены надлежащим образом, о чем свидетельствуют почтовые уведомления N 92807, 92808. В соответствии с частью 3 статьи 156 АПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие указанных лиц.

В судебном заседании, открытом 13.05.2010 г., в порядке статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации объявлялись перерывы до 9 час 10 мин 19.05.2010 г. и до 16 час 10
мин 20.05.2010 г.

При новом рассмотрении апелляционной жалобы администрации Волгограда суд апелляционной инстанции пришел выводу о ее удовлетворении и отмене решения суда первой инстанции по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела, Постановлением Администрации Волгограда от 01.03.2006 N 488 ООО “Сатурн“ предварительно согласовано место размещения 20-этажного административного здания на земельном участке площадью 750 кв. м (учетный N 3-115-136), расположенном по проспекту им. Маршала Советского Союза Г.К. Жукова между жилыми домами N 141 и N 145 в Дзержинском р-не г. Волгограда и одновременно утвержден акт о выборе участка от 01.02.2006 N АВ-06-450 (т. 1 л.д. 27).

После принятия названного постановления обществом совершены действия по формированию испрашиваемого земельного участка и подготовке необходимой землеустроительной документации.

В последующем сформированный земельный участок площадью 750 кв. м (учетный N 3-115-136) прошел государственный кадастровый учет, ему присвоен кадастровый номер 34:34:03 00 69:0114, что подтверждается кадастровым планом (выпиской из государственного земельного кадастра) от 19.03.2007 N 2-34-04/07-277 (т. 1 л.д. 25).

Согласно справке Муниципального учреждения “Городской информационный центр“ от 28.03.2007 N 1633/АС 03.07.2007 земельному участку присвоен почтовый адрес: пр-т им. Маршала Советского Союза Г.К. Жукова, 141а (т. 1 л.д. 24).

Общество обратилось в Комитет земельных ресурсов администрации Волгограда с заявлением (без даты и номера, получено 24.02.2009 вх. N 5552) о предоставлении испрашиваемого земельного участка для строительства. К заявлению прилагался пакет документов, необходимых для принятия органом местного самоуправления соответствующего решения (т. 1 л.д. 28).

Постановлением главы Волгограда от 23.03.2009 N 616 (за подписью заместителя главы Кузьмичева А.В.) заявителю отказано в предоставлении земельного участка (учетный N 3-115-163) для строительства объекта со ссылкой на утрату оснований в связи с
постановлением главы Волгограда от 20.03.2008 N 597 “Об отмене постановлений администрации Волгограда“ (т. 1 л.д. 18).

Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения ООО “Сатурн“ в арбитражный суд с указанными выше требованиями.

Данные акты получены заявителем одновременно, доказательств направления актов ранее срока, указанного обществом, органы местного самоуправления не представили, поэтому судом первой инстанции срок на подачу заявления правильно признан не пропущенным.

Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции сделал вывод, что в материалах дела достаточно доказательств, свидетельствующих о соблюдении ООО “Сатурн“ требований, предписанных положениями статьи 30 ЗК РФ и Положением о предоставлении земельных участков для строительства объектов в Волгограде, утвержденным постановлением администрации Волгограда от 11.06.2004 года N 790.

Кроме того, суд посчитал, что в деле отсутствуют доказательства того, что при выборе земельного участка и принятии решения о предварительном согласовании места размещения объекта органом местного самоуправления были допущены какие-либо существенные нарушения в области градостроительства и земельных отношений.

Апелляционная инстанция признает указанные выводы суда первой инстанции не соответствующими фактическим обстоятельствам дела и нормам права в силу нижеследующего.

При рассмотрении дела судами было установлено, что спорный земельный участок относится к землям, государственная собственность на которые не разграничена.

Федеральным законом от 25.10.2001 N 137-ФЗ “О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации“ (в редакции от 08.11.2007) определено, что распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в поселениях, являющихся административными центрами (столицами) субъектов Российской Федерации, осуществляется органами местного самоуправления указанных поселений, если законами соответствующих субъектов Российской Федерации не установлено, что распоряжение такими земельными участками осуществляется исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации об
автомобильных дорогах и о дорожной деятельности.

В соответствии с пунктом 5 статьи 38, пунктом 5 статьи 39 Устава города-героя Волгограда полномочиями по предоставлению в установленном порядке земельных участков в пределах границ городского округа Волгоград и других земель, переданных в ведение Волгограда, обладает Администрация - исполнительно-распорядительный орган местного самоуправления (состоящая из отраслевых/функциональных и территориальных структурных подразделений).

В силу статьи 35 Устава города-героя Волгограда Администрацию возглавляет глава Волгограда, который в пределах своих полномочий издает муниципальные правовые акты Волгограда в форме постановлений и распоряжений.

В пункте 1 статьи 36 Устава города-героя Волгограда закреплено, что глава Волгограда представляет Волгоград в отношениях с органами местного самоуправления других муниципальных образований, органами государственной власти, гражданами и организациями.

В соответствии со статьей 7 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации“ по вопросам местного значения или по вопросам осуществления отдельных государственных полномочий (к числу которых можно отнести обеспечение выбора земельного участка для строительства) принимаются муниципальные правовые акты. Такие акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.

Согласно статье 48 Федерального закона “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации“ муниципальные правовые акты могут быть отменены или их действие может быть приостановлено органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления, принявшими (издавшими) соответствующий муниципальный правовой акт.

Основанием для такой отмены может служить лишь несоответствие отменяемого муниципального правового акта Конституции, законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации и субъектов Российской
Федерации. Аналогичное толкование названного закона дано кассационной инстанцией в постановлении при направлении дела на новое рассмотрение.

Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в постановлении от 15.02.2010 г. по настоящему делу, направляя дело на новое рассмотрение указал, что органы местного самоуправления могут отменить, принятые ими ранее ненормативные правовые акты как противоречащие законодательству, только при несоответствии ненормативных актов местного самоуправления Закону на дату их принятия, в связи с чем суд обязал апелляционную инстанцию проверить: соответствовало ли постановление главы Волгограда N 597 от 20.03.2008 г. законодательству на дату его принятия. Кроме того, суд кассационной инстанции сослался на статьи 42 и 43 Градостроительного кодекса РФ и указал на необходимость оценки действий заявителя, направленных на получение разрешительной документации.

В силу положений абзаца 2 пункта 15 части 2 статьи 289 АПК РФ указания арбитражного суда кассационной инстанции, в том числе, на толкование закона, изложенные в его постановлении об отмене решения, постановления суда первой, апелляционной инстанций, обязательны для арбитражного суда, вновь рассматривающего данное дело.

Как усматривается из материалов дела, пунктом 1.4 Постановления главы Волгограда от 20.03.2008 N 597 было отменено Постановление от 01.03.2006 N 488 о предварительном согласовании ООО “Сатурн“ места размещения 20-этажного административного здания.

Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования ООО “Сатурн“ пришел к выводу, что единственным основанием для отмены Постановления Администрации Волгограда от 01.03.2006 N 488 послужило неопубликованное в соответствии с требованиями части 14 статьи 24 Градостроительного кодекса Российской Федерации Постановление главы Волгограда N 112 от 30.01.2008 “О внесении изменения в постановление главы Волгограда от 20.12.2006 N 3426 “Об утверждении перечня кварталов красных линий Волгограда, границы которых откорректированы, внесении изменений
в схему красных линий в Волгограде“.

Поскольку иные правовые основания, указывающие на правомерность отмены постановления о предварительном согласовании места размещения объекты, в постановлении N 597 не указаны, суд пришел к заключению, что у главы Волгограда Гребенникова Р.Г. не имелось необходимых правовых оснований для отмены Постановления от 01.03.2006 N 486.

Апелляционная инстанция считает, что выводы суда не соответствуют обстоятельствам дела по следующим основаниям.

Согласно преамбуле постановления N 597 от 20.03.2008 г., целью его принятия явилось устранение нарушений градостроительного и земельного законодательства Российской Федерации, прав и законных интересов неограниченного круга лиц, приведение решений органа местного самоуправления Волгограда в соответствие действующей градостроительной документации (т. 1 л.д. 17). При этом, глава Волгограда руководствовался не только постановлением N 112, а также статьями 34, 35 Градостроительного кодекса Российской Федерации. Указание в тексте оспоренного постановления неопубликованного постановления от 30.01.2008 N 112 не может повлиять на законность постановления N 597.

В соответствии с частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В рассматриваемом случае апелляционная инстанция считает, что суд первой инстанции, делая вывод
об отсутствии у главы Волгограда оснований для отмены ранее принятого ненормативного правового акта, не принял во внимание существенные нарушения в области градостроительства и земельных отношений, допущенные органом местного самоуправления при выборе земельного участка и принятия решения о предварительном согласовании места размещения объекта.

Согласно общему правилу части 1 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию с предварительным согласованием либо без предварительного согласования места размещения объекта.

Предоставление земельного участка для строительства по процедуре предварительного согласования места размещения объекта осуществляется в следующем порядке: выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьей 31 Земельного Кодекса, решения о предварительном согласовании места размещения объекта; выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ, осуществление его государственного кадастрового учета; принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными статьей 32 Земельного Кодекса.

При этом главной целью выбора земельного участка и предварительного согласования места размещения объекта является выяснение вопроса, можно ли на испрашиваемом земельном участке построить конкретный объект недвижимости.

Предназначение процедур согласования заключается в определении соответствия или несоответствия будущего объекта недвижимости требованиям нормативных правовых актов, технических регламентов, строительных и санитарных норм и правил, иным обязательным требованиям.

Согласно части 5 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства, а в необходимых случаях и для установления его охранной или санитарно-защитной зоны. К данному акту прилагаются утвержденные органом местного самоуправления схемы расположения каждого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в соответствии с возможными вариантами их выбора (ранее - проекты границ земельного участка).

Решение соответствующего публичного органа о предварительном согласовании места размещения объекта, формирование заинтересованным лицом земельного участка и постановка его на государственный кадастровый учет являются той совокупностью юридических фактов, которые служат основанием для принятия публичным органом решения о предоставлении земельного участка для строительства.

Предварительное согласование места размещения объекта и утверждение акта выбора участка спорного участка в марте 2006 года регулировалось Земельным кодексом РФ в редакции от 31.12.2005 и Положением о предоставлении земельных участков для строительства объектов в Волгограде, утвержденным Постановлением администрации Волгограда от 11.06.2004 N 790 (далее - Положение о предоставлении земельных участков для строительства).

Порядок и правила предоставления земельных участков для строительства из земель, находящихся в муниципальной собственности, установлены нормами Земельного Кодекса Российской Федерации в статьях 30, 31 и 32.

Согласно пункту 2 статьи 31 ЗК РФ выбор земельного участка для строительства должен обеспечиваться на основе документов государственного земельного кадастра и документов землеустройства с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями.

При рассмотрении дела апелляционной инстанцией установлено, что на момент предварительного согласования места размещения объекта действовали регламенты использования территорий в зонах особой градостроительной значимости, утвержденные Постановлением Волгоградского городского совета народных депутатов от 28.04.1999 N 56/636, которыми обязаны руководствоваться администрация Волгограда и контрольно-надзорные органы при размещении объектов на территории Волгограда.

Согласно данному регламенту использования территорий (пункт 3.25), определен вид разрешенного использования согласованного земельного участка, в соответствии с которым на спорном земельном участке допускается размещение только магистральных инженерных сетей, мелких объектов торгово-бытового обслуживания, а также озеленение территорий общего пользования.

Ссылка на указанные схемы градостроительной значимости содержится в градостроительном заключении, на основании которого производились процедуры, необходимые для предварительного согласования места размещения объекта.

Таким образом, согласование возможности строительства на данном участке 20-этажного здания противоречит градостроительной документации о застройке указанной территории. Изложенное подтверждает довод жалобы, касающийся того обстоятельства, что в соответствии с действующей градостроительной документацией земельный участок, ранее предварительно согласованный ООО “Сатурн“, не предназначен для строительства капитальных объектов недвижимости и его выбор в нарушение пункта 2 статьи 31 ЗК РФ не соответствует условиям использования этой территории.

Кроме того, Постановлением администрации Волгограда от 11.06.2004 года N 777 “Об установлении красных линий в Волгограде“ утверждена Схема красных линий в Волгограде, в том числе, с учетом реализованного проекта застройки микрорайона N 119 в Дзержинском районе г. Волгограда. Указанное постановление было опубликовано в газете “Городские вести“ от 24.06.2004 г.

Постановлением администрации Волгограда от 20.12.2006 года N 3426 “Об утверждении перечня кварталов красных линий Волгограда, границы которых откорректированы, внесении изменений в Схему красных линий в Волгограде“ откорректированы границы квартала красных линий N 03-07-016 и спорный земельный участок был включен в границы квартала, подлежащего застройке.

Постановлением администрации Волгограда от 30.01.2008 года N 112 “О внесении изменения в постановление главы Волгограда от 20.12.2006 г. N 3426 “Об утверждении Перечня кварталов красных линий Волгограда, границы которых откорректированы, внесении изменений в Схему красных линий в Волгограде“ из перечня кварталов красных линий, границы которых откорректированы, исключена строка N 60, т.е. границы квартала N 03-07-016 приведены в соответствие границам, установленным постановлением администрации Волгограда от 11.06.2004 года N 777, в соответствии с которым испрашиваемый земельный участок находился на землях общего пользования.

При этом постановление администрации Волгограда от 20.12.2006 года N 3426 “Об утверждении Перечня кварталов красных линий Волгограда, границы которых откорректированы, внесении изменений в Схему красных линий в Волгограде“ в установленном порядке опубликовано не было.

Таким образом, на момент согласования места размещения 20-этажного административного здания действующим нормативным актом являлось надлежащим образом опубликованное Постановление администрации Волгограда от 11.06.2004 г. N 777, относящее спорный земельный участок к землям общего пользования.

В соответствии с п. 11 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ красные линии - линии, которые обозначают существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования, границы земельных участков, на которых расположены линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения.

Красные лини обязательны для соблюдения всеми субъектами градостроительной деятельности, участвующими в процессе проектирования и последующего освоения и застройки территорий городов и других поселений.

В силу положений п. 2 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ территории общего пользования территорий, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, скверы, бульвары).

Таким образом, при принятии постановления администрации Волгограда от 01.03.2006 г. N 488 “О предварительном согласовании места размещения 20-этажного административного здания ООО “Сатурн“ требования указанных выше нормативных актов соблюдены не были.

Кроме того, частью 3 статьи 31 Земельного кодекса РФ предусмотрена обязанность органов местного самоуправления информировать население о возможном или предстоящем предоставлении земельных участков для строительства.

Порядок информирования населения конкретизирован локальным нормативным актом. На необходимость информирования населения также указано в градостроительном заключении. Пунктом 2.4 Положения о предоставлении земельных участков для строительства предусмотрено проведение опроса населения. Согласно пункту 2.5 Положения протокол опроса населения, заверенный главой администрации района Волгограда, представляет заявитель. Указанный документ в материалах дела отсутствует.

Кроме опроса населения во исполнение положений части 3 статьи 31 Земельного кодекса РФ орган местного самоуправления согласно пункту 2.6 Положения обязан обеспечить публикацию перечня земельных участков, предоставление которых для строительства возможно. Доказательства публикации такого перечня не имеется. Представленная газета “Волгоградская газета“ от 04.03.2006 таковым не является, поскольку не содержит необходимой информации и опубликована уже после принятия постановления о предварительном согласовании места размещения объекта.

На основании указанных норм апелляционная инстанция пришла к выводу о том, что земельный участок, ранее предварительно согласованный ООО “Сатурн“, не предназначен для строительства капитальных объектов недвижимости и его выбор в нарушение пункта 2 статьи 31 ЗК РФ не соответствовал условиям использования этой территории в связи с чем у администрации Волгограда имелись законные основания в пределах полномочий, предоставленных ст. 48 Федерального закона “Об общих принципах организации местного самоуправления“, для принятия оспариваемых в настоящем деле постановлений.

Учитывая, что спорный земельный участок прошел предварительное согласование незаконно, отказ в его предоставлении обоснован и правомерен. Требования ООО “Сатурн“ о признании недействительным постановления N 597 “Об отмене постановлений Администрации Волгограда“ (в части пункта 1.4) и Постановления главы Волгограда от 23.03.2009 N 616 “Об отказе в предоставлении земельного участка (учетный N 3-115-136) для строительства объекта ООО “Сатурн“ и обязании предоставить земельный участок в порядке восстановления нарушенного права удовлетворению не подлежат.

Наличие в материалах дела кадастрового плана испрашиваемого участка от 19.03.2007 года не влияет на оценку законности оспоренных ненормативных актов с позиции ст. 42, 43 Градостроительного кодекса Российской Федерации, поскольку, как было указано выше, процедура предварительного согласования места размещения объекта, предшествующая формированию земельного участка, указанного в кадастровом паспорте, не соответствовала земельному и градостроительному законодательству, и выбор участка в нарушение пункта 2 статьи 31 ЗК РФ не соответствовал условиям использования спорного земельного участка. В силу положений части 9 статьи 31 Земельного кодекса РФ заявитель не лишен права на возмещение органом местного самоуправления понесенных расходов.

То обстоятельство, что при подготовке проектов планировки и межевания, действующих в настоящее время, не были учтены границы уже сформированного земельного участка может служить основанием для оспаривания актов уполномоченных органов, которыми данные проекты были утверждены, но за рамками рассматриваемого спора.

При указанных обстоятельствах имеются правовые основания для отмены судебного акта, принятого судом первой инстанции, и принятия нового акта об отказе ООО “Сатурн“ в заявленных требованиях.

В соответствии с частью 1 статьи 110 АПК РФ судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.

Как следует из материалов дела ООО “Сатурн“ платежным поручением от 21.05.2009 года N 5 уплачена государственная пошлина в сумме 8000 рублей за четыре требования, хотя фактически им заявлены два требования неимущественного характера и указан способ восстановления нарушенного права, который самостоятельным требованием не является. Таким образом, 2000 руб. уплачены излишне.

Кроме того, заявитель, в процессе производства по делу, отказался от заявленных требований в части признания недействительным постановления главы Волгограда от 30.01.2008 года N 112 “О внесении изменений в постановление главы Волгограда от 20.12.2008 года N 3426 “Об утверждении перечня кварталов красных линий Волгограда, границы которых откорректированы, внесении изменений в схему красных линий в Волгограде“ в связи с чем госпошлина в размере 2000 руб. подлежит возврату из Федерального бюджета.

Учитывая, что при предыдущем рассмотрении дела судом апелляционной инстанции не была выдана справка на возврат государственной пошлины в сумме 2000 руб., о возврате которой было указано в постановлении суда, заявителю следует выдать справку на 4000 руб.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 110, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд

постановил:

Решение арбитражного суда Волгоградской области от 21 июля 2009 года по делу N А12-10150/2009 отменить.

Принять по делу новый судебный акт.

Отказать обществу с ограниченной ответственностью “Сатурн“ в удовлетворении заявленных требований о признании недействительными постановлений главы Волгограда от 20.03.2008 года N 597 “Об отмене постановлений Администрации Волгограда“ и от 23.03.2009 года N 616 “Об отказе в предоставлении земельного участка (учетный N 3-115-136) для строительства объекта ООО “Сатурн“, и в обязании администрации Волгограда предоставить ООО “Сатурн“ в аренду на три года для строительства здания земельный участок с кадастровым номером 34:34:03 00 69:0114 площадью 750 кв. м по проспекту имени Маршала Советского Союза Г.К. Жукова, 141а, в Дзержинском районе г. Волгограда, согласно акту о его выборе, утвержденному постановлением администрации Волгограда от 01.03.2006 года N 488 о предварительном согласовании места размещения объекта.

Возвратить обществу с ограниченной ответственностью “Сатурн“ уплаченную в доход федерального бюджета Российской Федерации государ“твенную пошлину в сумме 4000 (две тысячи) рублей по платежному поручению от 21.05.2009 года N 5 (имеющемуся в материалах дела N А12-10150/2009).

Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев через арбитражный суд первой инстанции, принявший решение, в порядке, предусмотренном статьями 275 - 276 АПК РФ.

Председательствующий

С.Г.ВЕРЯСКИНА

Судьи

Л.Б.АЛЕКСАНДРОВА

И.И.ЖЕВАК