Решения и определения судов

Постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 02.03.2010 N 06АП-163/2010 по делу N А73-16515/2009 Заявление о признании недействительными ненормативных правовых актов подлежит удовлетворению, поскольку непредоставление предприятию в аренду земельного участка для строительства многоэтажного жилого дома препятствует осуществлению им предусмотренной строительной деятельности на согласованном за ним земельном участке, что нарушает его права и законные интересы в сфере предпринимательской деятельности.

ШЕСТОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 2 марта 2010 г. N 06АП-163/2010

Резолютивная часть постановления объявлена 24 февраля 2010 года.

Полный текст постановления изготовлен 2 марта 2010 года.

Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Сапрыкиной Е.И.

судей Михайловой А.И., Песковой Т.Д.

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Стрекаловской О.О.

при участии в судебном заседании:

от Правительства Хабаровского края: Знаменской Т.И. по доверенности от 08.10.2009 N 6.328/ 13542

от Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю: Федоренко И.С. по доверенности от 05.10.2009 N 7/5616

от ФГУП “Главное управление специального строительства на территории ДФО при Федеральном агентстве специального строительства“: Бреус А.В. по доверенности от 11.01.2010 N 4/2

от Министерства имущественных отношений Хабаровского края:
Ташкевича К.В. по доверенности от 02.06.2009 N 111/4033

рассмотрев апелляционные жалобы Правительства Хабаровского края и Федерального государственного унитарного предприятия “Главное управление специального строительства на территории ДФО при Федеральном агентстве специального строительства“

на решение Арбитражного суда Хабаровского края 14.12.2009

по делу N А73-16515/2009, принятое судьей Чаковой Т.И.

по заявлению Правительства Хабаровского края

к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю

третьи лица: Федерального государственного унитарного предприятия “Главное управление специального строительства на территории ДФО при Федеральном агентстве специального строительства“, Министерство имущественных отношений Хабаровского края

о признании недействительными ненормативных актов

установил:

Правительство Хабаровского края обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с заявлением о признании недействительными ненормативных актов Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю (далее - УФАС по Хабаровскому краю): решения от 11.09.2009 N 41 о признании противоречащим статье 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ “О защите конкуренции“ (далее - Закон о защите конкуренции) распоряжения Правительства Хабаровского края от 04.02.2009 N 49-рп и предписания от 11.09.2009 N 47 о прекращении нарушения антимонопольного законодательства с целью отменить данное распоряжение.

Заявленные требования обоснованы тем, что названное распоряжение N 49-рп “О предоставлении земельного участка Федеральному государственному унитарному предприятию “Главное управление специального строительства на территории ДФО при Федеральном агентстве специального строительства“ принято в соответствии нормами земельного законодательства, предусматривающими возможность предоставления без проведения торгов земельного участка, в отношении которого ранее получено предварительное согласование уполномоченного органа.

Определением суда к участию в деле в качестве третьих лиц привлечены Федеральное государственное унитарное предприятие “Главное управление специального строительства на территории ДФО при Федеральном агентстве специального строительства“ (далее - ФГУП “Дальспецстрой“, предприятие) и Министерство имущественных отношений Хабаровского края.

Решением суда от 14.12.2009 в удовлетворении
требований отказано. Судебный акт мотивирован тем, что распоряжение N 49-рп Правительством Хабаровского края издано в нарушении пункта 15 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ “О введении в действие Земельного кодекса РФ“ (далее - Закон N 137-ФЗ).

Не согласившись с принятым по делу судебным актом, Правительство Хабаровского края и ФГУП “Дальспецстрой“ обратились с апелляционными жалобами, в которых просили его отменить и принять новый судебный акт.

Правительство Хабаровского края в своей жалобе ссылается на то, что предприятие получило решение о предварительном согласовании на спорный участок до 01.10.2005; своевременно и неоднократно обращалось в уполномоченный на тот момент орган - Администрацию города Хабаровска, с заявками на предоставление земельного участка для строительства жилого дома переменной этажности по ул.Волочаевская-ул.Блюхера, но последняя соответствующее решение не приняла. Поскольку с 01.07.2007 распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, на территории городского округа “Город Хабаровск“, возложено на Правительство Хабаровского края, оно и приняло решение о предоставлении в аренду согласованного ранее земельного участка.

ФГУП “Дальспецстрой“, обосновывая свою позицию, в апелляционной жалобе указывает на то, что решение о предварительном согласовании места размещения жилого дома принято Постановлением мэра г.Хабаровска от 18.08.2003 N 1073, а срок его проектирования продлен Постановлением от 04.08.2005 N 1276 на два года. Предприятие неоднократно обращалось в Администрацию города Хабаровска до 01.03.2007 с заявками на предоставление спорного участка, однако своевременно решение принято не было. Поскольку позже полномочия по распоряжению спорным земельным участком возложены на Правительство Хабаровского края, то оно обоснованно 04.02.2009 издало распоряжение N 49-рп.

Представители Правительства Хабаровского края и ФГУП “Дальспецстрой“ в заседании суда доводы апелляционных жалоб поддержали в
полном объеме.

УФАС по Хабаровскому краю в отзыве на жалобы и его представитель в судебном заседании просили обжалуемое решение оставить без изменения, апелляционные жалобы без удовлетворения, ссылаясь на допущенные при издании распоряжения о предоставлении земельного участка нормы земельного и антимонопольного законодательства.

Представитель Министерства имущественных отношений Хабаровского края в судебном заседании поддержал доводы и требования заявителей апелляционных жалоб.

Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционных жалоб и отзывов на нее, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, Шестой арбитражный апелляционный суд считает, что принятый по делу судебный акт подлежит отмене, а заявленные требования - удовлетворению по нижеследующим основаниям.

Как видно из материалов дела, Постановлением мэра города Хабаровска от 18.08.2003 N 1073 принято решение о предварительном согласовании ФГУП “Дальспецстрой“ размещения жилого дома переменной этажности и предоставления земельного участка для его проектирования в Индустриальном районе площадью 10 455, 52 кв. м (за исключением земельных участков: площадью 831,58 кв.м и площадью 617,96 кв.м находящихся в аренде) по ул.Волочаевская - ул.Блюхера. Также пунктом 3.2 указанного ненормативного акта предусмотрено в месячный срок заключение договора аренды с ФГУП “Дальспецстрой“ на спорный земельный участок.

04.08.2005 мэром города Хабаровска издано постановление от 04.08.2005 N 1276 о продлении срока проектирования данного жилого дома на два года, также Департаменту муниципальной собственности г.Хабаровска поручено заключить с ФГУП “Дальспецстрой“ до 18.08.2005 договор аренды земельного участка.

Судом установлено, что ФГУП “Дальспецстрой“ обращалось в Администрацию города Хабаровска 11.04.2005, 17.07.2006, 12.09.2006, 28.11.2006, 13.12.2006, 02.03.2007, 19.04.2007 (л.д. 22, 23, 25, 26, 28, 30, 82 т. 1) с заявками на предоставление земельного участка для строительства жилого дома по ул.Волочаевская - ул.Блюхера, но последней соответствующие решения не
приняты.

В соответствии с Законом Хабаровского края N 78 от 29.11.2006 Правительством Хабаровского края издано постановление от 28.04.2007 N 85-пр, которым с 01.07.2007 определен уполномоченный орган на распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, на территории городского округа “город Хабаровск“, - Правительство Хабаровского края в лице Министерства имущественных отношений Хабаровского края.

15.12.2008 ФГУП “Дальспецстрой“ обратилось с заявлением в Министерство имущественных отношений Хабаровского края.

На основании предоставленных полномочий, Правительство Хабаровского края, рассмотрев заявление ФГУП “Дальспецстрой“ от 15.12.2008, издало распоряжение от 04.02.2009 N 49-рп “О предоставлении земельного участка ФГУП “Дальспецстрой“ при Спецстрое России для строительства жилого дома переменной этажности по ул. Волочаевская - ул.Блюхера в г. Хабаровске“ и во исполнение данного распоряжения Министерством имущественных отношений Хабаровского края с предприятием заключен договор аренды N 10324 от 12.02.2009 на спорный земельный участок с кадастровым номером 27:23:05 01 03:0041.

Также из материалов дела следует, что при осуществлении мониторинга выделения органами исполнительной власти и органами местного самоуправления земельных участков из земель, находящихся в государственной и муниципальной собственности, для жилищного строительства, комплексного освоения в целях жилищного строительства и индивидуального жилищного строительства, УФАС по Хабаровскому краю установило, что распоряжением Правительства Хабаровского края от 04.02.2009 N 49-рп ФГУП “Дальспецстрой“ земельный участок предоставлен без проведения торгов.

Посчитав, что распоряжение Правительства Хабаровского края от 04.02.2009 N 49-рп по передаче земельного участка в аренду без проведения торгов создало для предприятия преимущественные условия на рынке жилищного строительства, УФАС по Хабаровскому краю 11.09.2009 приняло решение N 47 о признании распоряжения противоречащим статье 15 Закона о защите конкуренции и вынесло предписание от 11.09.2009 N 47 о прекращении нарушения
антимонопольного законодательства с целью отменить данное распоряжение.

Правительство Хабаровского края, не согласившись с названными ненормативными актами, оспорило их в судебном порядке.

При разрешении спора суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, исходил из того, что распоряжение N 49-рп издано за пределами сроков, установленных пунктом 15 статьи 3 Закона N 137-ФЗ, в связи с чем спорный земельный участок подлежит предоставлению в аренду для жилищного строительства путем проведения торгов.

Между тем, судом не принято во внимание следующее.

Статьями 30, 31 Земельного кодекса РФ предусмотрен порядок предоставления земельных участков.

Согласно пункту 1 статьи 30 Земельного кодекса РФ предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию либо с предварительным согласованием, либо без предварительного согласования места размещения объекта.

В силу пункта 5 указанной статьи при предоставлении земельных участков для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта осуществляется выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьей 31 Кодекса, решения о предварительном согласовании места размещения объекта.

В соответствии с пунктом 8 статьи 31 Земельного кодекса РФ решение о предварительном согласовании места размещение объекта является основанием последующего принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства и действует в течение трех лет.

Решение о предварительном согласовании места размещения объекта и проект границ земельного участка являются основанием установления в соответствии с заявками граждан или юридических лиц, заинтересованных в предоставлении земельного участка для строительства, и за их счет границ такого земельного участка на местности и его государственного кадастрового учета в порядке, установленном федеральными законами. Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29
настоящего Кодекса, на основании заявления гражданина или юридического лица, заинтересованных в предоставлении земельного участка для строительства, и приложенного к нему кадастрового паспорта в двухнедельный срок принимает решение о предоставлении земельного участка для строительства (части 1, 2 статьи 32 Кодекса).

Из статьи 31 Земельного кодекса РФ, а также пункта 9 статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации следует, что предварительное согласование места размещения объекта является этапом предоставления земельных участков для строительства, в рамках которого проводится формирование границ земельного участка с учетом условий использования соответствующей территории, изъятия у правообладателей земельных участков, входящих в состав зарезервированных земель, а также производится подготовка проектной документации.

Постановлением мэра города Хабаровска от 18.08.2003 N 1073 предварительно согласовано ФГУП “Дальспецстрой“ размещения жилого дома переменной этажности по ул.Волочаевская - ул.Блюхера, которое в силу пункта 8 статьи 31 Земельного кодекса РФ является основанием для принятия решения о предоставлении земельного участка в аренду для строительства.

Впоследствии, постановлением мэра от 04.08.2005 N 1276 продлен срок действия постановления N 1073. Данное решение связано с необходимостью проведения проектирования жилого дома и соответствует абзацу 3 пункта 8 статьи 31 ЗК РФ. Оно принято в пределах срока, установленного пунктом 15 статьи 3 Закона N 137-ФЗ и статьи 30.2 Земельного кодекса РФ в части, касающейся подготовки проектной документации.

Судом установлено, что предприятие неоднократно обращалось в администрацию города с заявлениями о формировании и предоставлении спорного участка для строительства жилого дом. В материалы дела представлены заявки, которые в установленный срок рассмотрены Администрацией города Хабаровска не были.

Также из материалов дела следует, что нерассмотренные заявки о предоставлении спорного земельного участка после 01.07.2007 в предусмотренный законодательством срок
полномочному органу - Правительству Хабаровского края не передавались.

Фактически решение о предоставлении соответствующего земельного участка земельного участка испрашиваемой площадью принято 04.02.2009. При этом установлено, что проект границ для оформления земельного участка ФГУП “Дальспецстрой“ площадью 2829,5 кв.м по правоустанавливающему документу - Постановлению мэра г.Хабаровска N 1073 от 18.08.2003, согласован в июне 2007 года (л.д. 37 т. 1), а формирование земельного участка с кадастровым номером 27:23:05 01 03:0041 завершено в 2007 году и подтверждается распоряжением мэра города Хабаровска от 16.11.2007 N 4447-р (л.д. 18 т. 1).

Материалами дела установлено, что ФГУП “Дальспецстрой“ понесены затраты по подготовке к строительству в соответствии с постановлением N 1073, а именно выплачена компенсация за снесенное административное здание по договору N 25 от 29.07.2004 в размере 12 494 080 руб., оплачена проектно-сметная документация и изыскательские работы в сумме 6 4650 740 руб., а также инженерное обеспечение объекта в сумме 68 554 601 руб. (л.д. 101-103 т. 1)

Таким образом, предприятием были выполнены все необходимые и зависящие от него условия, предусмотренные действующим законодательством, для предоставления ему земельного участка под строительство многоэтажного жилого дома.

Исходя из содержания вышеприведенных норм права, у Администрации города Хабаровска в период действия необходимых полномочий, до передачи субъекту Российской Федерации, имелись правовые основания для предоставления предприятию испрашиваемого для строительства земельного участка без проведения торгов. Между тем, муниципальный орган не выполнил возложенную на него обязанность по предоставлению земельного участка под строительство, предусмотренную статьей 32 Земельного кодекса РФ.

Пунктом 15 статьи 3 Закона N 137-ФЗ установлено, что на основании заявления заинтересованного лица без проведения торгов земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности,
предоставляется в аренду для жилищного строительства до 01.03.2007, если предоставление участка предусмотрено решением о предварительном согласовании места размещения объекта, принятым до 01.10.2005, но не ранее чем за три года до предоставления земельного участка.

Таким образом, непредоставление предприятию в аренду земельного участка для строительства многоэтажного жилого дома препятствует осуществлению им предусмотренной строительной деятельности на согласованном за ним земельном участке, повлекло расходы для ФГУП “Дальспецстрой“, понесенные в связи с необходимостью получения земельного участка под строительство, нарушает права и законные интересы в сфере предпринимательской деятельности.

Учитывая принцип баланса частных и публичных интересов, применяемого Европейским Судом к защите имущественных прав как физических лиц, так и юридических лиц, суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что осуществление прав юридического лица не должно ставиться в зависимость от того, что уполномоченный орган не рассмотрел документы, своевременно представленные юридическим лицом, до истечения срока, установленного абзацем 4 пункта 15 статьи 3 Закона N 137-ФЗ (до 01.03.2007).

Следовательно, судом должны применяться положения абзаца 4 пункта 15 статьи 3 Закона N 137-ФЗ в совокупности с другими нормами земельного законодательства, в частности, пунктами 1, 3, 5 статьи 30, пунктом 2 статьи 32 Земельного кодекса РФ, предусматривающими предоставление земельных участков для строительства с предварительным согласованием мест размещения объектов.

С учетом изложенного, обжалуемый судебный акт подлежит отмене, а заявленные требования Правительства Хабаровского края о признании недействительными ненормативных актов антимонопольного органа удовлетворению.

Руководствуясь статьями 258, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд

постановил:

решение Арбитражного суда Хабаровского края от 14.12.2009 по делу N А73-16515/2009 отменить.

Признать недействительным решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю от 11.09.2009 N 47
и предписание Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю от 11.09.2009 N 41.

Взыскать с Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю в пользу Федерального унитарного предприятия “Главное управление специального строительства на территории ДФО при Федеральном агентстве специального строительства“ государственную пошлину в размере 1 000 рублей, уплаченную при подаче апелляционной жалобы.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в кассационном порядке.

Председательствующий

Е.И.САПРЫКИНА

Судьи:

А.И.МИХАЙЛОВА

Т.Д.ПЕСКОВА