Решения и постановления судов

Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.04.2010 по делу N А12-25370/2009 По делу о признании незаконным решения отделения фонда социального страхования в части непринятия к зачету расходов, произведенных страхователем.

ДВЕНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 21 апреля 2010 г. по делу N А12-25370/2009

Резолютивная часть постановления объявлена 20 апреля 2010 года.

Полный текст постановления изготовлен 21 апреля 2010 года.

Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Кузьмичева С.А.,

судей Комнатной Ю.А. и Цуцковой М.Г.

при ведении протокола секретарем судебного заседания Поморовой Н.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ГУ Волгоградского регионального отделения ФСС РФ, г. Волгоград,

на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 20 января 2010 года по делу N А12-25370/2010 (судья Н.Н. Середа)

по заявлению ООО “Торговая компания “Федерация“, г. Волгоград

к ГУ Волгоградское региональное отделение ФСС РФ, г. Волгоград,

о признании незаконным решения

установил:

В арбитражный суд Волгоградской области обратилась ООО “Торговая компания “Федерация“ с заявлением о признании незаконным решения ГУ Волгоградского регионального отделения ФСС РФ в части непринятия к зачету расходов произведенных страхователем в размере 8 000 руб.

Решением арбитражного суда Волгоградской области от 20 января 2010 года заявленные требования общества удовлетворены.

С вынесенным решением учреждение не согласилось и обратилось в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит в части отменить решение суда первой инстанции по основаниям изложенным в апелляционной жалобе.

Исследовав материалы дела, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.

Как видно из материалов дела, в период с 20.07.2009 г. по 22.07.2009 г. ответчиком проведена проверка заявителя по вопросу расходования средств на цели обязательного социального страхования, произведенных страхователем-плательщиком единого социального налога в счет начисленного единого социального налога, подлежащего зачислению в Фонд в период с 01.01.2006 г. по 31.12.2008 г.

В ходе проверки установлено, в том числе, что в январе 2006 г. осуществлена выплата пособия Капитоновой М.В. при рождении ребенка в размере 8000 рублей по ксерокопии справки о рождении ребенка.

Результаты, зафиксированы в акте проверки N 33 с/с от 22.07.09 г.

При рассмотрении 17.08.2009 г. результатов проверки не были учтены возражения Общества о том, что не обеспечение сохранности оригинала справки о рождении ребенка не является основанием к непринятию к зачету расходов по оплате пособия. Не был принят во внимание и оригинал дубликата справки о рождении Капитоновой М.В. 27.01.2006 г. ребенка.

Решением от 24.08.09 г. N 33 Обществу отказано в принятии к зачету расходов произведенных страхователем-плательщиком единого социального налога с нарушением требований законодательства и иных нормативных правовых актов по обязательному социальному страхованию либо не подтвержденные документами в установленном порядке, в сумме 12 668 руб. 26 коп., в том числе 8000 рублей - по оплате пособия Капитоновой М.В. при рождении ребенка.

Не согласившись с вынесенным решением общество, обратилось в арбитражный суд Волгоградской области с заявлением о признании его незаконным.

Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции указал на то, что решение, вынесенное фондом, не соответствует ст. 22 ФЗ N 165 “Об основах обязательного социального страхования“.

Данный вывод суда первой инстанции судебная коллегия по апелляционным делам считает обоснованным по следующим основаниям.

Пунктом 5 статьи 268 АПК РФ предусмотрено, что в случае, если в порядке апелляционного производства обжалуется только часть решения, арбитражный суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части, если при этом лица, участвующие в деле, не заявят возражений.

Согласно пункту 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

В силу статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для признания судом бездействия должностного лица незаконным являются установленные судом несоответствие бездействия должностного лица закону или иному нормативному правовому акту и нарушение оспариваемым бездействием прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В соответствии со статьей 1 Федерального закона “Об основах обязательного социального страхования“ N 165-ФЗ от 16.07.1999 г. обязательное социальное страхование является частью системы социальной защиты населения, спецификой которой является осуществляемое страхование работающих граждан и иных категорий граждан от возможного изменения материального и(или) социального положения, в том числе по независящим от них обстоятельствам.

В силу требований указанного Закона и Положения о Фонде социального страхования Российской Федерации - Фонд социального страхования является специализированным финансово-кредитным учреждением при Правительстве Российской Федерации, основными функциями Фонда социального страхования являются обеспечение гарантированных государственных пособий и осуществление действий по выплате именно страховых возмещений.

Обязанность истца по выплате единовременных пособий при рождении ребенка вытекает из пункта 6 Положения о Фонде социального страхования Российской Федерации, который относит обеспечение выплаты гарантированных государством единовременных пособий при рождении ребенка к основным задачам Фонда.

В соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 9 Федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ “Об основах обязательного социального страхования“ отношения по обязательному социальному страхованию возникают у страхователя (работодателя) по всем видам обязательного страхования с момента заключения с работником (застрахованным лицом) трудового договора.

Согласно п. 6 ч. 2 ст. 12, п. 1 ст. 22 Закона N 165-ФЗ основанием для назначения и выплаты страхового обеспечения застрахованному лицу является наступление документально подтвержденного страхового случая. Страхователи обязаны выплачивать определенные виды страхового обеспечения застрахованным лицам при наступлении страховых случаев в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, в том числе за счет собственных средств.

В соответствии со ст. ст. 7, 8 Закона N 165-ФЗ пособие по беременности и родам является страховым обеспечением, которое выплачивается застрахованному лицу за счет средств обязательного социального страхования в случае наступления страхового случая, в частности материнства.

Статьей 3 Федерального закона от 19.05.1995 N 81-ФЗ “О государственных пособиях гражданам, имеющим детей“, устанавливающей виды государственных пособий, предусмотрено и единовременное пособие при рождении ребенка.

Таким образом, единовременное пособие по рождению ребенка является одним из видов страхового обеспечения, осуществление которого возложено на Фонд социального страхования Российской Федерации. Осуществляя выплату единовременного пособия при рождении ребенка, истец действует в рамках исполнения обязанностей страховщика.

Порядок назначения и выплаты единовременного пособия при рождении ребенка регулируется Положением о порядке назначения и выплаты государственных пособий гражданам, имеющим детей, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2006 N 865.

Согласно п. 22 Положения единовременное пособие при рождении ребенка выплачивается в размере 8000 рублей. Для его назначения и выплаты в соответствии с п. 24 Положения должны быть представлены, в том числе заявление о назначении пособия, справка о рождении ребенка, выданная органами записи актов гражданского состояния.

Судом первой инстанции и материалами дела установлено, что основанием для отказа в принятии к зачету расходов произведенных страхователем-плательщиком единого социального налога, в сумме 8000 рублей - по оплате пособия Капитоновой М.В. при рождении ребенка явился факт выплаты пособий по ксерокопии справки о рождении ребенка.

В материалы дела в доказательства наступления страхового случая представлен оригинал дубликата справки о рождении N 2889 от 06.08.2009 г., выданного Центральным отделом записи актов гражданского состояния, которая подтверждает факт рождения 27.01.2006 г. Капитоновой М.В. ребенка - сына Игоря.

Из чего следует, вывод суда первой инстанции о том, что не обеспечение страхователем сохранности оригинала справки само по себе не является основанием, непринятию к зачету соответствующих расходов является обоснованным.

В соответствии с ч. 5 ст. 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).

Доказательств недобросовестности общества, о преднамеренном создании ситуации, позволяющей неоправданно увеличить размер выплаты пособия по беременности и родам, исчисляемого из заработной платы работника не представлено.

При таких обстоятельствах, суд апелляционной инстанции считает, что доводы, заявленные в апелляционной жалобе, направлены на переоценку установленных судом первой инстанции доказательств, которые не могут являться основанием к отмене принятого решения.

Изложенное свидетельствует о том, что суд всесторонне, полно и объективно исследовал фактические обстоятельства и материалы дела, надлежаще оценил их.

Нормы права при разрешении спора применены судом правильно, нарушения процессуальных норм, влекущие отмену или изменение судебного акта, отсутствуют.

Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

Решение Арбитражного суда Волгоградской области от 20 ноября 2009 года по делу N А12-19497/2009 оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме, через Арбитражный суд 1-ой инстанции, принявший решение.

Председательствующий

С.А.КУЗЬМИЧЕВ

Судьи

Ю.А.КОМНАТНАЯ

М.Г.ЦУЦКОВА