Решения и определения судов

Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.03.2010 по делу N А57-26247/2009 По делу о признании недействительными решения и предписания антимонопольного органа.

ДВЕНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 25 марта 2010 г. по делу N А57-26247/2009

Текст приведен в соответствии с оригиналом.

Резолютивная часть постановления объявлена 16 февраля 2010 года.

Резолютивная часть постановления объявлена 24 марта 2010 года.

Полный текст постановления изготовлен 25 марта 2010 года.

Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Лыткиной О.В.,

судей: Александровой Л.Б., Жевак И.И.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Судаковой Н.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы Администрации муниципального образования “Город Саратов“ и Муниципального унитарного специализированного похоронного предприятия “Ритуал“ на решение Арбитражного суда Саратовской области от 8 февраля 2010 года по делу N А57-26247/2009, судья Лескина Т.А.

по заявлению Муниципального унитарного специализированного похоронного предприятия “Ритуал“,

Администрации
муниципального образования “город Саратов“

заинтересованные лица:

Управление Федеральной антимонопольной службы по Саратовской области,

Комитет дорожного хозяйства Администрации МО “город Саратов“

о признании недействительными решения УФАС по Саратовской области по делу N 31/ов от 20.10.2009, предписания N 31/ов от 20.10.2009 г.

при участии в судебном заседании:

От МУСПП “Ритуал“ - Жарковой Л.М. по доверенности от 04.09.2009, Соловьяновой Л.И. по доверенности N 521 от 02.09.2009;

От администрации МО “город Саратов“ - Чеконова Е.Ф. по доверенности N 01-02-41/40 от 06.07.2009;

От Комитета дорожного хозяйства администрации МО “город Саратов“ - Кузьмичева В.А. по доверенности N 01-07/200 от 15.07.2009;

От УФАС по Саратовской области - Павловой М.Л. по доверенности N 02/2-44 от 13.01.2010;

установил:

Муниципальное унитарное специализированное похоронное предприятие “Ритуал“ (далее - МУСПП “Ритуал“, заявитель, предприятие) обратилось в арбитражный суд Саратовской области с заявлением о признании недействительными решения Управления федеральной антимонопольной службы по Саратовской области (далее - УФАС по Саратовской области, антимонопольный орган) по делу N 31ов от 20.10.2009, предписания N 31/ов от 20.10.2009 (арбитражное дело N А57-26247/2009).

Администрация муниципального образования “город Саратов“ (далее - Администрация) обратилось в арбитражный суд Саратовской области с заявлением о признании недействительными решения Управления федеральной антимонопольной службы по Саратовской области по делу N 31/ов от 20.10.2009, предписания N 31ов от 20.10.2009 (арбитражное дело N А57-26665/2009).

Определением от 24.12.2009 дело N А57-262472009 и дело N А7-26665/2009 объединены в одно производство с присвоением делу N А57-26247/2009.

Решением Арбитражного суда Саратовской области от 08 февраля 2010 года в удовлетворении требований Администрации и МУСПП “Ритуал“ отказано в полном объеме.

Не согласившись с принятым судебным актом, Администрация и МУСПП “Ритуал“ обратились с апелляционными жалобами.

В апелляционных жалобах податели жалобы, указывая, что
судебный акт вынесен с нарушением норм материального права и выводы, изложенные в нем, не соответствуют обстоятельствам дела, просят отменить решение суда первой инстанции, заявленные требования удовлетворить.

Представители Администрации и МУСПП “Ритуал“ в судебном заседании поддержали доводы апелляционных жалоб, просят решение отменить.

Представитель Комитета дорожного хозяйства администрации МО “город Саратов“ в судебном заседании поддержал доводы апелляционных жалоб, просит решение отменить.

Представитель антимонопольного органа возражает против удовлетворения апелляционных жалоб по доводам, изложенным в отзыве, просит решение оставить без изменения.

В судебном заседании от 23.03.2010 объявлялся перерыв до 10 часов 24 марта 2010 года.

Исследовав материалы дела, выслушав доводы лиц, участвующих в деле, арбитражный суд апелляционной инстанции установил следующее.

Из материалов дела следует, что 29 октября 2008 года Комиссией по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства УФАС по Саратовской области было рассмотрено дело N 7-62 в отношении МУСПП “Ритуал“. В соответствии с решением N 7-62 от 29.10.2008 года МУСПП “Ритуал“ было признано нарушившим ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 года N 135-ФЗ “О защите конкуренции“.

Также в ходе рассмотрения дела N 7-62 были установлены обстоятельства, способствующие, по мнению антимонопольного органа, совершению МУСПП “Ритуал“ нарушений антимонопольного законодательства и позволяющие сделать вывод о наличии признаков нарушения антимонопольного законодательства и в действиях Администрации МО “город Саратов“. В отношении Администрации МО “город Саратов“ возбуждено дело N 31/ов о нарушении антимонопольного законодательства по признакам нарушения частей 1 и 3 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ “О защите конкуренции“.

МУСПП “Ритуал“ осуществляет свою деятельность в соответствии с постановлением Администрации города Саратова N 457А от 18.12.2006 “О порядке деятельности специализированной службы МУСПП “Ритуал“
и порядке работы муниципальных кладбищ“.

В соответствии с Временным положением о порядке деятельности специализированной службы МУСПП “Ритуал“, утвержденным постановлением Администрации города Саратова N 457А от 18.12.2006 г. (далее Положение), на специализированное предприятие возложены полномочия органа местного самоуправления в области организации ритуальных услуг и содержания мест захоронения.

В соответствии с пунктом 2 Положения саратовские городские кладбища являются муниципальной собственностью и находятся в хозяйственном ведении специализированной службы по вопросам похоронного дела МУСПП “Ритуал“.

Специализированной службой по вопросам похоронного дела в городе Саратове определено предприятие МУСПП “Ритуал“. Утвержден перечень кладбищ, находящихся в ведении предприятия, закреплены земельные границы и переданы земельные территории с документами.

Предприятию как специализированной службе переданы полномочия по организации похоронного дела и погребению. К функциям предприятия отнесены предоставление полного объема ритуальных услуг, в том числе выделение земельных участков под захоронение. На переданных в ведение предприятия муниципальных кладбищах предприятием осуществляются функции по инвентаризации захоронений, по регистрации захоронений, выдаче пропусков на въезд катафалка с гробом и телом умершего на территорию кладбища, а также другие функции контрольно-распорядительного характера.

По результатам рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства антимонопольным органом принято решение от 20.10.2009 по делу N 31-ов, в котором сделан вывод о том, что действия администрации, выразившиеся в наделении предприятия функциями органа местного самоуправления, влекут создание преимущественных условий деятельности для предприятия и необоснованное препятствование осуществлению деятельности иных субъектов, действовавших на рынке оказания ритуальных услуг, нарушают требования пункта 1, пункта 3 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ “О защите конкуренции“ (далее - Закон о конкуренции).

На основании принятого решения антимонопольный орган вынес предписание в адрес Администрации МО “город Саратов“
от 20.10.2009 N 135-ФЗ об обязании администрации прекратить упомянутые нарушения Закона о конкуренции, а именно внести изменения в Постановление Администрации г. Саратова N 457А от 18.12.2006 г. “О порядке деятельности специализированной службы МУСПП “Ритуал“ и порядке работы муниципальных кладбищ“ путем исключения пунктов о передаче в ведение предприятия общественных кладбищ и наделении его функциями органов местного самоуправления, в том числе функциями по выделению земельных участков под захоронение, осуществлению контроля за соблюдением порядка захоронения на кладбищах, формированию и сохранению архивного фонда документов по регистрации захоронений на кладбищах; расторгнуть договоры аренды земельных участков, на которых находятся кладбища; отменить Постановление Администрации г. Саратова N 600-80 от 12.11.1998 г., в соответствии с которым земельный участок для размещения кладбища (Саратовский район) предоставлен МУСПП “Ритуал“ в постоянное бессрочное пользование; передать территории земель общественных кладбищ в городе Саратове в ведение Администрации муниципального образования “город Саратов“; Администрации МО “город Саратов“ собственными силами осуществлять функции по оформлению и выдаче разрешения на захоронение на территории общественных кладбищ г. Саратова, выделению земельных участков для захоронений на территории общественных кладбищ, осуществлению регистрации захоронения умершего в регистрационной книге, контролю за соблюдением порядка захоронений на кладбищах г. Саратова на плановых секторах, в семейных оградах, установление режима кладбищ г. Саратова, выдаче пропусков на въезд катафалка с гробом и телом умершего на территорию кладбищ г. Саратова, формированию и сохранности архивного фонда документов по регистрации захоронений на кладбищах и прочие функции, отнесенные действующим законодательством к функциям органа местного самоуправления.

Администрация и МУСПП “Ритуал“, не согласившись с решением и предписанием УФАС, обратились в арбитражный суд Саратовской области.

Суд апелляционной инстанции, исследовав
материалы дела, пришел к выводу о том, что решение суда в части признания законным решения антимонопольного органа о признании администрации муниципального образования “Город Саратов“ нарушившей часть 1 и часть 3 статьи 15 Федерального закона N 135-ФЗ от 26.07.2006 “О защите конкуренции“ (далее - Закон о конкуренции) и предписание в части внесения изменения в Постановление Администрации г. Саратова N 457А от 18.12.2006 г. “О порядке деятельности специализированной службы МУСПП “Ритуал“ и порядке работы муниципальных кладбищ“ путем исключения пунктов о передаче в ведение предприятия общественных кладбищ и наделении его функциями органов местного самоуправления, в том числе функциями по выделению земельных участков под захоронение, осуществлению контроля за соблюдением порядка захоронения на кладбищах, формированию и сохранению архивного фонда документов по регистрации захоронений на кладбищах является законным и обоснованным.

Представители администрации и МУСПП “Ритуал“ признают решение и предписание антимонопольного органа в данной части законным и обоснованным.

Согласно пункту 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции органам местного самоуправления запрещается принимать акты и (или) совершать действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничение, устранение конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).

Пунктом 3 статьи 15 Закона о защите конкуренции запрещается наделение хозяйствующих субъектов функциями и правами органов местного самоуправления.

Федеральным законом от 28.08.1995 N 154-ФЗ “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации“ вопросы организации ритуальных услуг и содержания мест захоронения отнесены к вопросам местного значения муниципального образования.

В силу статьи 25 Федерального закона от 12.01.1996 N 8-ФЗ “О погребении и похоронном деле“ (далее - Закон о погребении) организация похоронного
дела осуществляется органами местного самоуправления. Погребение и оказание услуг по погребению возложено на специализированные службы по вопросам похоронного дела, создаваемые органами местного самоуправления.

В соответствии с Уставом МУСПП “Ритуал“ предприятие создано в целях оказания ритуальных услуг в городе Саратове и получения прибыли. Как установлено Законом о погребении, общественные кладбища находятся в ведении органов местного самоуправления; порядок их деятельности определяется органами местного самоуправления (статья 18 Закона). Возможность передачи общественных кладбищ в ведение какого-либо хозяйствующего субъекта, в том числе и обладающего статусом специализированной службы, Законом не предусмотрена.

Администрацией г. Саратова 18.12.2006 г. утверждено Постановление “О порядке деятельности специализированной службы МУСПП “Ритуал“ и порядке работы муниципальных кладбищ“.

Пунктом 1 указанного Постановления было утверждено Временное положение о порядке деятельности специализированной службы по вопросам похоронного дела в городе Саратове.

В соответствии с данным положением специализированной службе по вопросам похоронного дела переданы следующие полномочия: по оформлению разрешения на захоронение, по определению времени захоронения, установки надгробных сооружений и помещений кладбищ, по формированию и сохранности архивного фонда документов по регистрации захоронений на кладбищах.

Пунктом 19 Положения установлено, что каждое захоронение регистрируется администрацией кладбища в книге установленной формы с указанием номера участка захоронения и могилы.

Пунктом 21 положения установлено, что содержание кладбищ осуществляет специализированная служба за счет средств местного бюджета, а также иных источников финансирования.

Пунктом 2 Постановления Администрации города Саратова от 18.12.2006 г. N 457А “О порядке деятельности специализированной службы МУСПП “Ритуал“ и порядке работы кладбищ“ утверждено временное положение о порядке работы муниципальных кладбищ в городе Саратове.

Пунктом 2 положения о кладбищах установлено, что Саратовские городские кладбища являются муниципальной собственностью и находятся в ведении специализированной службы
по вопросам похоронного дела - МУСПП “Ритуал“.

Пунктом 4 положения о кладбищах установлено, что место под захоронение на городских кладбищах предоставляется при предъявлении администрации кладбища счета-заказа и разрешения на захоронение, выдаваемых специализированной службой.

В соответствии с Положением о кладбищах администрации кладбища переданы следующие полномочия: по выдаче разрешений на захоронение умершего в существующую могилу и на свободном месте родственного участка; по регистрации захоронений в книге, установленной формы; по сносу надмогильных сооружений, установленных за пределами границ выделенного участка захоронения; по выдаче пропусков на катафальные транспортные средства; по утверждению схем движения и стоянок транспортных средств на территории кладбищ.

В соответствии с Положением о кладбищах специализированной службе по вопросам похоронного дела также переданы следующие полномочия: по выдаче разрешений на захоронение урн с прахом в землю на родственном участке; по перерегистрации захоронений на другого гражданина; по выдаче разрешений на представление места для захоронения; по разрешению установки памятников в зимний период; по признанию могилы бесхозной.

Таким образом, суд первой инстанции правомерно пришел к выводу о том, что постановление администрации г. Саратова от 18.12.2006 г. N 457А “О порядке деятельности специализированной службы МУСПП “Ритуал“ и порядке работы муниципальных кладбищ“ создает преимущественные условия для деятельности предприятия как хозяйствующего субъекта по отношению к другим хозяйствующим субъектам, осуществляющим свою деятельность на том же рынке, противоречит нормам статьи 15 Закона о конкуренции.

Вместе с тем, суд апелляционной инстанции считает вывод суда первой инстанции о законности и правомерности решения и предписания антимонопольного органа в части расторжения договоров ошибочным и подлежащим отмене.

В соответствии с п. 5 ст. 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону
или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).

Из пояснений представителя антимонопольного органа в суде апелляционной инстанции следует, что, обязывая Администрацию расторгнуть договоры аренды земельных участков, антимонопольный орган мотивировал свое решение несоответствием данных договоров Закону о конкуренции.

Однако в мотивировочной и описательной части решения антимонопольного органа отсутствуют выводы о том, в чем именно состоит несоответствие договоров аренды Закону о конкуренции и каким образом совершение данных сделок повлекло нарушение прав и законных интересов других хозяйствующих субъектов в сфере оказания ритуальных услуг.

Кроме того, оспариваемые решение и предписание приняты антимонопольным органом с превышением полномочий, предоставленных ему ст. 23 Закона о конкуренции.

В соответствии с подпунктом “и“ пункта 2 статьи 23 названного Закона антимонопольный орган выдает в случаях, указанных в настоящем Федеральном законе, хозяйствующим субъектам обязательные для исполнения предписания о заключении договоров, об изменении условий договоров или о расторжении договоров в случае, если при рассмотрении антимонопольным органом дела о нарушении антимонопольного законодательства лицами, права которых нарушены или могут быть нарушены, было заявлено соответствующее ходатайство, либо в случае осуществления антимонопольным органом государственного контроля за экономической концентрацией.

Как следует из материалов дела, лицами, участвующими в рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства ходатайство о расторжении договоров аренды не заявлялось. Данное обстоятельство антимонопольным органом, администрацией, МУСПП “Ритуал“, Комитетом дорожного хозяйства не оспаривается.

Суд апелляционной инстанции
отмечает, что антимонопольный орган в соответствии с п. 6 ст. 23 Закона о конкуренции вправе обращаться в арбитражный суд с исками, заявлениями о нарушении антимонопольного законодательства, в том числе с исками, заявлениями о признании недействительными полностью или частично договоров, не соответствующих антимонопольному законодательству; об изменении или о расторжении договора.

В силу норм статьи 23 Закона о конкуренции антимонопольный орган не наделен полномочиями выдавать предписания о расторжении договоров.

Довод МУСПП “Ритуал“ о том, что антимонопольным органом принято решение и предписание в нарушение сроков давности, установленных ст. 41.1 Закона о конкуренции является несостоятельным. В обоснование данного довода предприятие указывает на то, что решение и предписание приняты УФАС по Саратовской области в отношении постановления N 600-80 от 12.11.1998, договоров N 2035 от 03.12.1998, N 2036 от 03.12.1998, N 2037 от 03.12.1998, N 584 от 04.06.1998, по которым 3-летний срок возбуждения и рассмотрения дела, пропущен.

Согласно ст. 41.1 Закона о конкуренции дело о нарушении антимонопольного законодательства не может быть возбуждено и возбужденное дело подлежит прекращению по истечении трех лет со дня совершения нарушения антимонопольного законодательства, а при длящемся нарушении антимонопольного законодательства - со дня окончания нарушения или его обнаружения.

Как следует из материалов дела, 12.05.2008 УФАС по Саратовской области был издан приказ N 37-у о возбуждении дела N 7-62 о в отношении МУСПП “Ритуал“ по признакам нарушения п. 9 ч. 1 ст. 10 Закона о конкуренции. В ходе рассмотрения данного антимонопольного дела антимонопольному органу стало известно о факте нарушения администрацией антимонопольного законодательства в части заключения договоров аренды земельных участков, на которых находятся кладбища, с МУСПП “Ритуал“.

12.08.2009 УФАС по Саратовской области был издан приказ N 201 о возбуждении дела и создании комиссии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в отношении администрации муниципального образования “Город Саратов“ по признакам нарушения ч. 1, 3 ст. 15 Закона о конкуренции. По результатам рассмотрения данного дела были вынесены оспариваемые решение и предписание.

На основании изложенного суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что антимонопольным органом срок, предусмотренный ст. ст. 41.1 Закона о конкуренции не пропущен.

Суд апелляционной инстанции считает также ошибочным вывод суда первой инстанции о законности и обоснованности решения и предписания антимонопольного органа в части отмены постановления администрации г. Саратова N 600-80 от 12.11.1998. В данной части решение суда подлежит отмене, а решение и предписание антимонопольного органа признанию недействительными.

Исходя из текста постановления администрации г. Саратова N 600-80 от 12.11.1998 следует, что администрация передает МУСПП “Ритуал“ в постоянное бессрочное пользование земельный участок площадью 173 га для обустройства кладбищ по Петровскому тракту.

В оспариваемых решении и предписании антимонопольный орган указал, что в соответствии с данным постановлением передан в постоянное бессрочное пользование земельный участок для размещения кладбища.

В суде апелляционной инстанции представитель МУСПП “Ритуал“ отрицал то обстоятельство, что на земельном участке площадью 173 га по Петровскому тракту, переданному предприятию на основании постановления N 600-80 от 12.11.1998 расположены земли, непосредственно занятые кладбищем.

В нарушение ст. 65, 200 АПК РФ антимонопольным органом не представлено доказательств того, что данный земельный участок был передан непосредственно для размещения кладбище.

В соответствии со статьей 431 ГК РФ при толковании условий договора судом принимается во внимание буквальное значение содержащихся в нем слов и выражений. Буквальное значение условия договора в случае его неясности устанавливается путем сопоставления с другими условиями и смыслом договора в целом.

Суд апелляционной инстанции считает, что положения ст. 431 ГК РФ применимы к толкованию постановления администрации г. Саратова N 600-80 от 12.11.1998, и, исходя из буквального значения содержащихся в указанном постановлении слов и выражений, не усматривается, что земельный участок передавался для размещения кладбища. Антимонопольный орган в оспариваемых решении и предписании неверно указал целевое использование предоставленного земельного участка.

Кроме того, ни описательная, ни мотивировочная часть решения антимонопольного органа не содержат ссылки на постановление администрации г. Саратова N 600-80 от 12.11.1998, а также указание на то, каким образом издание данного постановления нарушает права и законные интересы иных хозяйствующих субъектов на рынке оказания ритуальных услуг.

Суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что решение и предписание антимонопольного органа в части передачи земель общественных кладбищ в г. Саратове в ведение администрации муниципального образования “Город Саратов“ (подпункт “г“ пункта 2 решения и предписания) является незаконным и необоснованным и подлежащим отмене.

Из буквального толкования данного подпункта решения и предписания УФАС по Саратовской области следует, что Администрация МО “Город Саратов“, в отношении которой вынесены указанные ненормативные акты, обязывается антимонопольным органом передать земли Администрации, то есть самой себе.

Также суд апелляционной инстанции отмечает, что передача земель кладбищ в ведении Администрации могла явиться следствием расторжения договоров аренды (п. “б“ решения и предписания). Поскольку антимонопольный орган в данном случае не вправе был выносить решение и предписание о расторжении договоров аренды, следовательно, требование о передаче территории земель общественных кладбищ в г. Саратове также является недействительным.

Судом апелляционной инстанции не принимается довод администрации о том, что подпункт “д“ решения и предписания антимонопольного органа неисполним, т.к. администрация не обладает ни правовыми, ни материальными, ни физическими возможностями непосредственно и своими силами осуществлять функции по организации ритуальных услуг и содержание мест захоронения. Также администрация ссылается на то, что в решении суд первой инстанции делает вывод о законности предписания УФАС по Саратовской области “об организации собственными силами.....“, тогда как в предписание антимонопольного органа указано “.... собственными силами осуществлять функции....“.

В соответствии с п. 23 ч. 1 ст. 16 Федерального закона N 131-ФЗ от 06.10.2003 “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации“ (далее - Федеральный закон N 131-ФЗ) к вопросам местного значения городского округа относится организация ритуальных услуг и содержания мест захоронения.

В целях решения указанных вопросов местного значения органы местного самоуправления в соответствии со ст. 17 Федерального закона N 131-ФЗ) обладают следующими полномочиями: принятие устава муниципального образования и внесение в него изменений и дополнений, издание муниципальных правовых актов; создание муниципальных предприятий и учреждений, финансирование муниципальных учреждений, формирование и размещение муниципального заказа; установление тарифов на услуги, предоставляемые муниципальными предприятиями и учреждениями, если иное не предусмотрено федеральными законами; принятие и организация выполнения планов и программ комплексного социально-экономического развития муниципального образования и другие.

Принимая решение и предписание об осуществлении администрацией собственными силами функций по оформлению и выдаче разрешения на захоронение на территории общественных кладбищ г. Саратова, выделению земельных участков для захоронений на территории общественных кладбищ, осуществлению регистрации захоронения умершего в регистрационной книге, контролю за соблюдением порядка захоронений на кладбищах г. Саратова на плановых секторах, в семейных оградах, установление режима кладбищ г. Саратова, выдаче пропусков на въезд катафалка с гробом и телом умершего на территорию кладбищ г. Саратова, формированию и сохранности архивного фонда документов по регистрации захоронений на кладбищах и прочие функции, отнесенные действующим законодательством к функциям органа местного самоуправления, антимонопольный орган не предписывал осуществлять данные функции лично аппарату Администрации муниципального образования. Указанные функции могут быть возложены на конкретный орган, входящий в структуру администрации, но не на предприятие, созданное с целью осуществления коммерческой деятельности.

Указание антимонопольным органом на осуществления функций по организации ритуальных услуг и мест захоронения “собственными силами“ не свидетельствует о неисполнимости предписания.

На основании изложенного, решение суда первой инстанции в части признания обоснованным подпункта “д“ пункта 2 решения и предписания УФАС по Саратовской области является законным и обоснованным.

Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции

постановил:

Решение арбитражного суда Саратовской области от 8 февраля 2010 года по делу N А57-26247/2009 отменить в части и принять по делу новый судебный акт.

Признать недействительным решение Управления федеральной антимонопольной службы по Саратовской области N 31/0в от 20.10.2009 в части выдачи Администрации муниципального образования “город Саратов“ предписания о расторжении: договора аренды земельного участка N 2035 от 03.12.98, расположенного по адресу: г. Саратов, Завокзальный поселок (Национальное (Кулугурское и Еврейское) кладбище); договора аренды земельного участка N 203 от 03.12.98, расположенного по адресу: г. Саратов, ул. Соколовая (Воскресенское кладбище); договора аренды земельного участка N 2037 от 03.12.98, расположенного по адресу: г. Саратов, Соколовая гора (Мусульманское кладбище); договора аренды земельного участка N 584 от 04.06.98, расположенного по адресу: г. Саратов, пос. Н. Увек (Увекское кладбище); договора аренды земельного участка N 1156 от 10.12.2007, расположенного по адресу: г. Саратов, п. Елшанка (Елшанское кладбище); договора аренды земельного участка N 7 от 03.04.2008, договора аренды земельного участка N 9 от 16.05.2008 расположенного по адресу: г. Саратов, Н. Увек участок 2.

Признать недействительным решение Управления федеральной антимонопольной службы по Саратовской области N 31/0в от 20.10.2009 в части отмены Постановления Администрации г. Саратова N 600-80 от 12.11.1998, в соответствии с которым земельный участок для размещения кладбища (Саратовский район) предоставлен МУСПП “Ритуал“ в постоянное бессрочное пользование.

Признать недействительным решение Управления федеральной антимонопольной службы по Саратовской области N 31/0в от 20.10.2009 в части передачи территории земель общественных кладбищ г. Саратова в ведение администрации муниципального образования г. Саратов.

Признать недействительным предписание Управления федеральной антимонопольной службы по Саратовской области N 31/0в от 20.10.2009 об обязании Администрации муниципального образования “город Саратов“ в срок до 15.12.2009 расторгнуть договор аренды земельного участка N 2035 от 03.12.98, расположенного по адресу: г. Саратов, Завокзальный поселок (Национальное (Кулугурское и Еврейское) кладбище); договор аренды земельного участка N 203 от 03.12.98, расположенного по адресу: г. Саратов, ул. Соколовая (Воскресенское кладбище); договора аренды земельного участка N 2037 от 03.12.98, расположенного по адресу: г. Саратов, Соколовая гора (Мусульманское кладбище); договор аренды земельного участка N 584 от 04.06.98, расположенного по адресу: г. Саратов, пос. Н. Увек (Увекское кладбище); договор аренды земельного участка N 1156 от 10.12.2007, расположенного по адресу: г. Саратов, п. Елшанка (Елшанское кладбище); договор аренды земельного участка N 7 от 03.04.2008, договор аренды земельного участка N 9 от 16.05.2008 расположенного по адресу: г. Саратов, Н. Увек участок 2.

Признать недействительным предписание Управления федеральной антимонопольной службы по Саратовской области N 31/0в от 20.10.2009 об обязании Администрации муниципального образования “город Саратов“ в срок до 15.12.2009 передать территории земель общественных кладбищ в г. Саратове в ведение администрации муниципального образование “Город Саратов“.

Признать недействительным предписание Управления федеральной антимонопольной службы по Саратовской области N 31/0в от 20.10.2009 в части отмены Постановления Администрации г. Саратова N 600-80 от 12.11.1998, в соответствии с которым земельный участок для размещения кладбища (Саратовский район) предоставлен МУСПП “Ритуал“ в постоянное бессрочное пользование.

В остальной части решение оставить без изменения, апелляционные жалобы без удовлетворения.

Постановление вступает в силу с момента его принятия и может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 273 - 277 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий

О.В.ЛЫТКИНА

Судьи

Л.Б.АЛЕКСАНДРОВА

И.И.ЖЕВАК