Решения и постановления судов

Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.02.2010 по делу N А57-7907/2009 По делу о признании недействительным распоряжения главы местного самоуправления о признании сделки по передаче имущества недействительной и применении последствий ее недействительности.

ДВЕНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 26 февраля 2010 г. по делу N А57-7907/2009

Резолютивная часть постановления объявлена 19 февраля 2010 года.

Полный текст постановления изготовлен 26 февраля 2010 года.

Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Цуцковой М.Г.,

судей Дубровиной О.А., Кузьмичева С.А.,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Поваровой Н.В.,

при участии в судебном заседании представителей:

от Конкурсного управляющего муниципального унитарного предприятия “Романовкаагропромавтотранс“ Переплетова Р.Б. - Лариной С.С., доверенность от 11.01.2010, выдана сроком на два года;



от администрации Романовского муниципального района Саратовской области - Балабанова Е.И., доверенность от 11.01.2010 N 1, выдана до 31.12.2010, представлен отзыв на апелляционную жалобу;

от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Саратовской области - Герасимовой Л.А., доверенность от 30.12.2009 N 03-05/017430 (удостоверение УР N 598397), представлен отзыв на апелляционную жалобу;

без участия в судебном заседании представителей муниципального унитарного предприятия “Транспортное“, своевременно и надлежащим образом уведомленных о времени и месте судебного заседания, (почтовое уведомление N 81342, телеграмма N 01257, приобщены к материалам дела),

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Конкурсного управляющего муниципального унитарного предприятия “Романовкаагропромавтотранс“, г. Саратов,

на решение арбитражного суда Саратовской области от 18 декабря 2009 года

по делу N А57-7907/2009 (судья Лескина Т.А.),

по заявлению муниципального унитарного предприятия “Романовкаагропромавтотранс“, р.п. Романовка Саратовской области,

заинтересованные лица:

Администрация Романовского муниципального района Саратовской области, р.п. Романовка Саратовской области,

муниципальное унитарное предприятие “Транспортное“, р.п. Романовка Саратовской области,



Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 1 по Саратовской области, г. Балашов Саратовской области,

о признании недействительным распоряжения главы Администрации Романовского муниципального района Саратовской области от 31.03.2009 N 45-р,

установил:

Муниципальное унитарное предприятие “Романовкаагропромавтотранс“ (далее МУП “Романовкаагропромавтотранс“) обратилось в арбитражный суд Саратовской области с заявлением о признании недействительным распоряжения главы Администрации Романовского муниципального района Саратовской области N 45-р от 31.03.2009 года, о признании сделки по передаче имущества МУП “Романовкаагропромавтотранс“, оформленной актом приема-передачи от 20.10.2006 года, недействительной и применении последствий ее недействительности.

Определением арбитражного суда Саратовской области от 29 мая 2009 года по настоящему делу выделено в отдельное производство требование заявителя о признании сделки по передаче имущества МУП “Романовкаагропромавтотранс“, оформленной актом приема-передачи от 20.10.2006 года, недействительной и применении последствий ее недействительности.

Решением арбитражного суда Саратовской области от 18 декабря 2009 года в удовлетворении заявленных требований отказано.

Конкурсный управляющий муниципального унитарного предприятия “Романовкаагропромавтотранс“ с принятым решением не согласился, обратился в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт, которым удовлетворить заявленные требования, по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе.

В апелляционной жалобе податель ссылается на то, что изъятие имущества у предприятия, имеющего непогашенную задолженность перед кредиторами, а также права и законные интересы МУП “Романовкаагропромавтотранс“, предусмотренные статьей 49 Гражданского кодекса РФ, поскольку Предприятие оспариваемым Распоряжением лишено имущества, необходимого для реализации уставных целей. Кроме того, решением арбитражного суда Саратовской области от 04.06.2008 года МУП “Романовкаагропромавтотранс“ признано банкротом, открыта процедура конкурсного производства в связи с чем, распоряжение издано лицом, не обладающим правом распоряжаться имуществом предприятия должника.

Администрация Романовского муниципального района Саратовской области представила отзыв на апелляционную жалобу, в котором с доводами апелляционной жалобы не согласилось, полагает решение суда первой инстанции законным и обоснованным.

В отзыве на апелляционную жалобу Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 1 по Саратовской области с доводами апелляционной жалобы согласилась, считает решение суда первой инстанции подлежащим отмене, заявленные требования удовлетворению.

Апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствии представителей муниципального унитарного предприятия “Транспортное“, на основании п. 1 ст. 123, п. 3 ст. 156 АПК РФ.

Законность и обоснованность принятого решения проверена арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке ст. ст. 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Как следует из материалов дела, МУП “Романовкаагропромавтотранс“, согласно Уставу, зарегистрировано 12 сентября 1997 года, учредителем предприятия являлось Управление сельского хозяйства Администрации Романовского района Саратовской области.

Согласно пунктам 1.6 и 1.11 Устава предусмотрено, что уставной фонд МУП “Романовкаагропромавтотранс“ сформирован из муниципального имущества и составил 6 597 644 руб.

Управление сельского хозяйства ликвидировано 21 марта 2006 года и выведено из государственного реестра юридических лиц на основании свидетельства о внесении записи в Единый государственный реестр юридических лиц от 21.03.2006 г. N 002101408.

Определением арбитражного суда Саратовской области по делу N А57-1036/08-40 от 30 января 2008 года возбуждено производство по делу о банкротстве и в отношении МУП “Романовкаагропромавтотранс“ введена процедура наблюдения.

Решением арбитражного суда Саратовской области по делу N А57-1036/08-40 в отношении МУП “Романовкаагропромавтотранс“ 04.06.2008 года предприятие признано банкротом, открыто конкурсное производство.

На основании распоряжения главы Администрации Романовского муниципального района Саратовской области N 175-р от 20.10.2006 года было создано МУП “Транспортное“.

Согласно пункта 3 указанного распоряжения состав имущества МУП “Транспортное“ формируется в том числе за счет имущества, закрепленного за унитарным предприятием на праве хозяйственного ведения собственником.

Распоряжением Главы Администрации Романовского муниципального района Саратовской области N 45-р от 31.03.2009 года “О внесении изменений в распоряжение главы администрации Романовского муниципального района Саратовской области N 175-р от 20.10.2006 года“ МУП “Романовкаагропромавтотранс“ предписано передать вновь созданному МУП “Транспортное“ муниципальное имущество согласно акту приема-передачи, а также муниципальное имущество закреплено за МУП “Транспортное“ по договору хозяйственного ведения.

Согласно акту приема-передачи объектов недвижимого имущества от 20.10.2006 года и акту приема-передачи объектов движимого имущества от 20.10.2006 года имущество, закрепленное за МУП “Романовкаагропромавтотранс“ на праве хозяйственного ведения передано МУП “Транспортное“.

Полагая распоряжение Главы Администрации Романовского муниципального района Саратовской области N 45-р от 31.03.2009 года незаконным конкурсный управляющий обратился в арбитражный суд.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что распоряжение Администрации Романовского муниципального района Саратовской области N 45-р от 31 марта 2009 года вынесено уполномоченным органом в соответствии с требованиям действующего законодательства, поскольку спорное муниципальное имущество не было закреплено в установленном законом порядке на праве хозяйственного ведения за МУП “Романовкаагропромавтотранс“.

Выслушав представителей, проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, отзыве на нее, исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса РФ, суд апелляционной инстанции считает, что оспариваемое решение арбитражного суда первой инстанции подлежит оставлению без изменения, а апелляционная жалоба - без удовлетворения, по следующим основаниям.

По утверждению конкурсного управляющего МУП “Романовкаагропромавтотранс“ постановление Главы Администрации Романовского муниципального района Саратовской области N 45-р от 31.03.2009 года нарушает права кредиторов в отношении должника банкрота МУП “Романовкаагропромавтотранс“, у которого в нарушение положений статьи 294 Гражданского кодекса Российской Федерации изъято имущество, подлежащее включению в конкурсную массу с целью дальнейшего удовлетворения требований кредиторов.

Суд апелляционной инстанции не может встать на позицию подателя жалобы, поскольку она не основана на законе.

Согласно пункту 10 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.04.2009 г. N 32 исходя из недопустимости злоупотребления гражданскими правами (пункт 1 статьи 10 ГК РФ) и необходимости защиты при банкротстве прав и законных интересов кредиторов по требованию арбитражного управляющего или кредитора может быть признана недействительной совершенная до или после возбуждения дела о банкротстве сделка должника, направленная на нарушение прав и законных интересов кредиторов, в частности направленная на уменьшение конкурсной массы сделка по отчуждению по заведомо заниженной цене имущества должника третьим лицам.

Распоряжением имущество выведено из ведения Предприятия в период признания должника банкротом.

Таким образом, МУП “Романовкаагропромавтотранс“, как конкурсный кредитор является лицом, заинтересованным в признании ничтожной сделки, направленной на уменьшение конкурсной массы, и вправе заявлять в суде соответствующие требования.

Действительно, ни нормы Гражданского кодекса Российской Федерации, ни нормы Федерального закона от 14.11.2002 г. N 161-ФЗ “О государственных и муниципальных унитарных предприятиях“ не предоставляют собственнику имущества унитарного предприятия, образованного на праве хозяйственного ведения, права изымать у него имущество.

С учетом положений статьи 295, пункта 2 статьи 296 и пункта 3 статьи 299 Гражданского кодекса Российской Федерации изъятие излишнего, неиспользуемого или используемого не по назначению имущества допускается только в отношении имущества, закрепленного за казенным предприятием или учреждением на праве оперативного управления.

Добровольный отказ предприятия от имущества, закрепленного за ним на праве хозяйственного ведения, не допускается в силу положений пункта 3 статьи 18 Закона N 161-ФЗ.

В силу статьи 168 Гражданского кодекса РФ сделка по прекращению права хозяйственного ведения предприятия имуществом, является ничтожной независимо от того, совершена она по инициативе предприятия либо по решению или с согласия собственника.

Вместе с тем судами обеих инстанций установлено, что Распоряжение Главы Администрации Романовского муниципального района Саратовской области N 45-р от 31.03.2009 года “О внесении изменений в распоряжение главы администрации Романовского муниципального района Саратовской области N 175-р от 20.10.2006 года“, мотивировано отсутствием государственной регистрации права хозяйственного ведения муниципального имущества МУП “Романовкаагропромавтотранс“.

В соответствии со ст. 9 Федерального закона от 14.11.2002 г. N 161-ФЗ “О государственных и муниципальных унитарных предприятиях“ учредительным документом унитарного предприятия является его Устав, устав унитарного предприятия утверждается органом местного самоуправления. После ликвидации Управления сельского хозяйства администрации Романовского района предприятие должно было привести свои учредительные документы в соответствии с действующим законодательством РФ, но до объявления о несостоятельности (банкротстве) документы не приведены в соответствие, в связи, с чем предприятие не имеет право владеть, распоряжаться и пользоваться имуществом. Спорное имущество на основании свидетельства о регистрации объектов является муниципальной собственностью.

Кроме того, согласно пункту 1 статьи 299 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) право хозяйственного ведения имуществом, в отношении которого собственником принято решение о закреплении за унитарным предприятием, возникает у этого предприятия с момента передачи имущества, если иное не установлено законом и иными правовыми актами или решением собственника.

В силу пункта 2 статьи 8 ГК РФ права на имущество, подлежащее государственной регистрации, возникают с момента регистрации соответствующих прав на него.

Согласно пункту 1 статьи 131 ГК РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации. Регистрации подлежит, в том числе, право хозяйственного ведения и его переход.

Из анализа указанных правовых норм следует, что право хозяйственного ведения возникает у предприятия на движимое имущество с момента передачи вещи, а на недвижимое имущество - с момента государственной регистрации этого права.

Материалами дела не подтверждается, что право хозяйственного ведения МУП “Романовкаагропромавтотранс“ на изымаемое имущество было зарегистрировано в установленном законом порядке. Кроме того, в подтверждение заявленных требований МУП “Романовкаагропромавтотранс“ не представило доказательств самого факта передачи имущества в хозяйственное ведение или по акту передачи МУП “Романовкаагропромавтотранс“.

При указанных обстоятельствах право хозяйственного ведения на спорное имущество - гарант прав кредитора должника банкрота у МУП “Романовкаагропромавтотранс“ не возникло, а потому Распоряжение Главы Администрации Романовского муниципального района Саратовской области N 45-р от 31.03.2009 года законно.

В соответствии с ч. 2 ст. 51 Федерального закона N 131-ФЗ от 06.10.2003 года “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации“ органы местного самоуправления вправе передавать муниципальное имущество во временное или в постоянное пользование физическим и юридическим лицам, органам государственной власти Российской Федерации (органам государственной власти субъекта Российской Федерации) и органам местного самоуправления иных муниципальных образований, отчуждать, совершать иные сделки в соответствии с федеральными законами.

Указанные положения Федерального закона N 131-ФЗ отражены в пункте 1 статьи 51 Устава Романовского муниципального района Саратовской области.

В соответствии с договором о закреплении муниципального имущества в хозяйственное ведение от 15.05.2008 года, заключенным между Администрацией Романовского муниципального района Саратовской области и МУП “Транспортное“, право хозяйственного ведения на муниципальное имущество, указанное в актах приема-передачи недвижимого и движимого имущества от 20.10.2006 года (приложения N 1 и N 2), закреплено за МУП “Транспортное“.

Указанный договор зарегистрирован в установленном законом порядке, доказательств того, что зарегистрированное право оспорено, суду апелляционной инстанции не представлено.

С учетом изложенного довод апелляционной жалобы о том, что распоряжение издано лицом, не обладающим правом распоряжаться имуществом предприятия должника, в силу того, что решением арбитражного суда Саратовской области от 04.06.2008 года в отношении МУП “Романовкаагропромавтотранс“ открыта процедура конкурсного производства, апелляционная инстанция находит несостоятельным.

В соответствии с ч. 1 ст. 131 Федерального закона от 26 октября 2002 г. N 127-ФЗ “О несостоятельности (банкротстве)“ все имущество должника, имеющееся на дату открытия конкурсного производства и выявленное в ходе конкурсного производства, составляет конкурсную массу.

В данном случае имущество по приведенным выше обстоятельствам не является конкурсной массой.

На основании изложенного, судебная коллегия апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции, поскольку оно является законным и обоснованным.

Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

Решение арбитражного суда Саратовской области от 18 декабря 2009 года по делу N А57-7907/2009 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме через суд, принявший решение.

Председательствующий

М.Г.ЦУЦКОВА

Судьи

О.А.ДУБРОВИНА

С.А.КУЗЬМИЧЕВ