Решения и постановления судов

Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 20.10.2010 по делу N А46-8130/2010 По делу об отмене постановления о привлечении к ответственности по части 2 статьи 14.6 КоАП РФ за взимание платы с потребителей-граждан за жилищно-коммунальные услуги в виде водоотведения по не утвержденным в законном порядке тарифам.

ВОСЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 20 октября 2010 г. по делу N А46-8130/2010

Резолютивная часть постановления объявлена 13 октября 2010 года.

Постановление изготовлено в полном объеме 20 октября 2010 года.

Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Рыжикова О.Ю.

судей Ивановой Н.Е., Киричек Ю.Н.

при ведении протокола судебного заседания: Михайловой Н.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-7268/2010) общества с ограниченной ответственностью “Управляющая компания жилым и нежилым фондом “Ясная Поляна“ на решение Арбитражного суда Омской области от 04.08.2010 по делу N А46-8130/2010 (судья Голобородько Н.А.), по заявлению общества с ограниченной ответственностью “Управляющая компания жилым и нежилым фондом “Ясная Поляна“ к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Омской области

о признании незаконным и отмене постановления N 1289/10 от 01.06.2010

при участии в судебном заседании представителей:

от Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Омской области - Копцевой Е.А. (паспорт, по доверенности б/н от 20.09.2010 сроком действия 1 год);

от ООО “Управляющая компания жилым и нежилым фондом “Ясная поляна“ - не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом,

установил:

Решением от 04.08.2010 по делу N А46-8130/2010 Арбитражный суд Ямало-Ненецкого автономного округа отказал в удовлетворении требований общества с ограниченной ответственностью “Управляющая компания жилым и нежилым фондом “Ясная Поляна“ (далее - ООО “УК “Ясная поляна“, общество) о признании незаконным и отмене постановления Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Омской области (далее - Управление Роспотребнадзора по Омской области, административный орган) от 01.06.2010 N 1289/10 о привлечении общества к административной ответственности по части 2 статьи 14.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ) в виде административного штрафа в размере 100 000 руб.



Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении требований общества, исходил из доказанности факта совершения обществом вменяемого правонарушения - осуществления деятельности с нарушением требований по установлению тарифов, наличия вины общества, соблюдения административным органом процедуры привлечения к ответственности.

В апелляционной жалобе общество просит решение суда первой инстанции отменить и принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований, ссылаясь при этом на неполное выяснение судом первой инстанции обстоятельств дела.

В отзыве на апелляционную жалобу административный орган с ее доводами не соглашается, считает их необоснованными, просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.

В порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебное заседание проведено в отсутствие ООО “УК “Ясная поляна“, надлежащим образом извещенного о времени и месте слушания по делу.

В судебном заседании представитель Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Омской области поддержал доводы, изложенные в отзыве на апелляционную жалобу, просил оставить решение без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения, считая решение суда первой инстанции законным и обоснованным.

Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, отзыв, заслушав представителя заинтересованного лица, установил следующие обстоятельства.

Прокуратурой Омского района Омской области с 01.04.2010 по 21.04.2010 проведена проверка исполнения требований законодательства о ценообразовании в деятельности ООО “УК “Ясная поляна“, в ходе которой установлено, что управляющей компанией в период с 01.04.2009 по 31.12.2009 и с 01.01.2010 плата за жилищно-коммунальные услуги в виде водоотведения начисляется и взимается с потребителей-граждан, проживающих в многоквартирных жилых домах N 1, 3 по проспекту Яснополянскому, N 1, 2 на бульваре Школьном в селе Троицкое Омского муниципального района Омской области, по неутвержденным в законном порядке тарифам. ООО “УК “Ясная поляна“ производит начисления за водоотведение в указанных домах по тарифам, установленным на водоснабжение для иной организации - МУП “Жилищно-коммунальное хозяйство Омского муниципального района Омской области“.

Поскольку указанное, свидетельствовало о нарушении ООО “УК “Ясная поляна“ порядка ценообразования, 21.04.2010 и.о.прокурора Омского района Омской области А.А.Савченко было вынесено постановлении о возбуждении в отношении ООО “УК “Ясная поляна“ дела об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 14.6 КоАП РФ.

По результатам рассмотрения материалов дела об административном правонарушении 01.06.2010 заместителем руководителя Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Омской области - заместителем главного государственного санитарного врача по Омской области П.А. Усковым было вынесено постановление N 1289/10, согласно которому ООО “УК “Ясная поляна“ признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.6 КоАП РФ, и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 100 000 руб.

Полагая, что привлечение к административной ответственности незаконно, ООО “УК “Ясная поляна“ обратилось в арбитражный суд с указанными выше требованиями.

04.08.2010 Арбитражным судом Омской области принято обжалуемое решение.

Суд апелляционной инстанции, проверив законность и обоснованность решения арбитражного суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, считает, что вывод суда о наличии в действиях общества состава ему вменяемого правонарушения является правильным ввиду следующего.

Частью 2 статьи 14.6 КоАП РФ предусмотрена ответственность за занижение регулируемых государством цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного) на продукцию, товары либо услуги, предельных цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного), занижение установленных надбавок (наценок) к ценам (тарифам, расценкам, ставкам и тому подобному), нарушение установленного порядка регулирования цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного), а равно иное нарушение установленного порядка ценообразования.

Как установлено судом первой инстанции, подтверждено материалами дела, а также не оспаривается заявителем, ООО “УК “Ясная поляна“ и собственниками помещений многоквартирных домов N 1, 3 по проспекту Яснополянскому и N 1, 2 по бульвару Школьному в селе Троицкое Омского района Омской области заключены договоры управления многоквартирным домом.

В соответствии с условиями заключенных договоров управляющая компания обязалась от своего имени, но за счет средств собственников, либо от имени собственника и за счет его средств оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, организовывать предоставление коммунальных услуг собственникам помещений в данном доме и лицам, пользующимся в этом доме помещениями, а также предоставлять такие дополнительные услуги как домофон, телефонная связь и кабельное телевидение (при наличии заключенного договора на дополнительные услуги), осуществлять иную, направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность, в том числе решение вопросов пользования общим имуществом, обеспечение благоприятных и безопасных условий проживания граждан.



Отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг определены Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 N 307.

В соответствии с пунктом 4 названных Правил коммунальные услуги предоставляются потребителю в порядке, предусмотренном федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и настоящими Правилами, на основании договора, содержащего условия предоставления коммунальных услуг и заключаемого исполнителем с собственником жилого помещения в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно пункту 15 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам размер платы за холодное водоснабжение, горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение и отопление рассчитывается по тарифам, установленным для ресурсоснабжающих организаций в порядке, определенном законодательством Российской Федерации.

В соответствии с частью 2 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги, в том числе за отопление, горячее и холодное водоснабжение, водоотведение, рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления в порядке, установленном федеральным законом.

Статья 1 Федерального закона от 30.12.2004 N 210-ФЗ “Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса“ предусматривает, что в соответствии с настоящим Федеральным законом подлежат регулированию тарифы на товары и услуги организаций коммунального комплекса - производителей товаров и услуг в сфере водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов.

Исходя из положений статей 4, 5 названного Закона тарифы на водоснабжение, водоотведение, отопление, устанавливаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления для каждой организации, оказывающей жилищно-коммунальные услуги населению.

В рассматриваемом случае, как было указано судом первой инстанции, управляющей компанией в период с 01.04.2009 по 31.12.2009 и с 01.01.2010 плата за коммунальную услугу в виде водоотведения начислялась и взималась с потребителей-граждан, проживающих в многоквартирных жилых домах N 1, 3 по проспекту Яснополянскому, N 1, 2 на бульваре Школьном в селе Троицкое Омского муниципального района Омской области, по тарифам, утвержденным для организации - МУП “Жилищно-коммунальное хозяйство Омского муниципального района Омской области“, не оказывающей услуги водоотведения для жильцов указанных жилых многоквартирных домов.

При этом ООО “УК “Ясная поляна“ для расчета стоимости услуги за водоотведение использовало тариф, утвержденный для МУП “Жилищно-коммунальное хозяйство Омского муниципального района Омской области“ на водоснабжение.

Начисления производились на основании приказа генерального директора ООО “УК “Ясная поляна“, который, как верно отметил суд первой инстанции, в силу действующего законодательства не наделен полномочиями по установлению тарифов.

В свою очередь заявителем также не представлено какое-либо экономическое обоснование применения именно этого тарифа.

Суд апелляционной инстанции отклоняет доводы заявителя, приведенные также в суде первой инстанции, о том, что до декабря 2009 года он не имел возможности обратиться за установлением тарифа на водоотведение, так как отсутствовала документация, подтверждающая ввод в эксплуатацию сетей водоотведения, не приняты судом в качестве доказательства отсутствия вины управляющей компании, так как при отсутствии введенных в эксплуатацию сетей водоотведения ООО “УК “Ясная поляна“ имело возможность обратиться в уполномоченный орган для установления тарифа на водоотведение путем вывоза из выгребной ямы канализационных стоков от жилых домов, поступающих по канализационным трубам.

Указание в договорах управления на наличие в домах централизованной системы водоотведения при фактическом отсутствии такой системы не может являться препятствием для установления тарифа на водоотведение путем вывоза из выгребной ямы канализационных стоков, так как в противном случае общество принимает оплату за неоказываемые услуги и вводит жильцов в заблуждение.

Суд апелляционной инстанции отклоняет довод апелляционной жалобы о том, что общество действовало в условиях крайней необходимости, так как не установлено наличие опасности, непосредственно угрожающей личности и правам лица или других лиц, а также охраняемым законом интересам общества или государства.

В целом доводы апелляционной жалобы приведены без учета позиции суда первой инстанции.

Таким образом, принятое арбитражным судом первой инстанции решение является законным и обоснованным, судом полно и всесторонне исследованы имеющиеся в материалах дела доказательства, им дана правильная оценка, нарушений норм материального и процессуального права не допущено, оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, а равно принятия доводов апелляционной жалобы, у суда апелляционной инстанции не имеется.

Поскольку за рассмотрение заявления об оспаривании постановления о привлечении к административной ответственности не предусмотрена уплата государственной пошлины, то не облагается государственной пошлиной и апелляционная жалоба по таким заявлениям, вопрос распределения судебных расходов судом не рассматривается.

На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд

постановил:

Решение Арбитражного суда Омской области от 04.08.2010 по делу N А46-8130/2010 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.

Председательствующий

О.Ю.РЫЖИКОВ

Судьи

Н.Е.ИВАНОВА

Ю.Н.КИРИЧЕК