Решения и определения судов

Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 12.10.2010 по делу N А70-2712/2010 По делу об обязании возвратить сумму предварительно внесенного задатка.

ВОСЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 12 октября 2010 г. по делу N А70-2712/2010

Резолютивная часть постановления объявлена 6 октября 2010 года.

Постановление изготовлено в полном объеме 12 октября 2010 года.

Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Сидоренко О.А.,

судей Золотовой Л.А., Шиндлер Н.А.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Моисеенко Н.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-6010/2010) общества с ограниченной ответственностью “Лесные технологии“ на решение Арбитражного суда Тюменской области от 25.05.2010 по делу N А70-2712/2010 (судья Багатурия Л.Е.), принятое по иску общества с ограниченной ответственностью “Лесные технологии“ к Департаменту лесного комплекса Тюменской области об обязании возвратить сумму предварительно внесенного задатка в размере 4
609 000 руб.,

при участии в судебном заседании представителей:

от общества с ограниченной ответственностью “Лесные технологии“ - Руденко Ю.А. по доверенности от 09.07.2010 сроком действия на 1 год (личность представителя удостоверена паспортом гражданина Российской Федерации);

от Департамента лесного комплекса Тюменской области - не явился, извещен;

установил:

Общество с ограниченной ответственностью “Лесные технологии“ (сокращенное наименование ООО “Лесные технологии“) обратилось в арбитражный суд с исковым заявлением к Департаменту лесного комплекса Тюменской области об обязании возвратить сумму предварительно внесенного задатка в размере 4 609 000 руб.

Решением Арбитражного суда Тюменской области от 25.05.2010 по делу N А70-2712/2010 в удовлетворении исковых требований ООО “Лесные технологии“ было отказано.

Не согласившись с решением суда первой инстанции, истец обжаловал его в порядке апелляционного производства в Восьмой арбитражный апелляционный суд.

Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, установил следующие обстоятельства.

17 декабря 2007 г. в 11 часов по адресу: г. Тюмень, ул. Свердлова, д. 35, корпус 3, Департаментом лесного комплекса Тюменской области был проведен аукцион по продаже прав на заключение договоров аренды лесных участков для заготовки древесины.

В соответствии с протоколом аукционной комиссии N 2/8-ар по продаже права на заключение договоров аренды лесных участков для заготовки древесины от 17.12.2007 единственным участником аукциона явилось ООО “Лесные технологии“. Для участия в аукционе истцом был внесен предварительный задаток в размере 4 609 000 руб.

Результат аукциона оформлен протоколом N 2/8-ар от 17.12.2007, в пункте 3 которого указано, что “Единственный участник аукциона“ в срок не позднее 10 рабочих дней со дня, следующего за днем подписания данного протокола, обязан заключить с Департаментом лесного комплекса договор аренды лесного участка. Сумма предварительно внесенного задатка в размере 4
609 000 руб. засчитывается в счет оплаты первого года аренды лесного участка.

По результатам аукциона между Департаментом лесного комплекса Тюменской области (Арендодатель) и ООО “Лесные технологии“ (Арендатор) подписан договор аренды N 31/др от 28.12.2007, предметом которого явился лесной участок, находящийся в государственной собственности РФ, имеющий следующие характеристики:

- Демьянский лесхоз, лесничество Жердняковское, номера кварталов 241, 247 - 249, 290 - 300, 343 - 353, 397 - 409, 455 - 467, 565 - 568, являющийся частью лесного участка с кадастровым номером 72:18:00 00 000:0123;

- Уватский лесхоз, Чебунтанское лесничество, номера кварталов: 559 - 562, 608 - 612, 660 - 666, 712 - 717, 767 - 779, 828 - 839, 896 - 900, являющийся частью лесного участка с кадастровым номером 72:18:00 00 000:0124.

В соответствии с пунктом 1.2 договора план расположения лесного участка, его границы и характеристика приводятся в приложениях 1 и 2 к договору.

Пунктом 1.3 договора определено, что арендатору передается лесной участок общей площадью 88 485 гектаров в целях заготовки древесины.

24.01.2008 приказом директора Департамента лесного комплекса Тюменской области N 50 “О формировании лесного участка и постановке его на кадастровый учет“ было предписано сформировать лесной участок, расположенный в Демьянском лесхозе, Жердяковском лесничестве, кварталах 241, 247 - 249, 290 - 300, 343 - 353, 397 - 409, 455 - 467, 565 - 568 и Уватском лесхозе Чебунтанском лесничестве, кварталах 559 - 562, 608 - 612, 660 - 666, 712 - 717, 767 - 779, 828 - 839, 896 - 900 площадью 88 485 гектаров с выделением из него участка единого землепользования с кадастровым номером 72:18:00 00 000:0123
и 72:18:00 00 000:0124 в целях заготовки древесины ООО “Лесные технологии“.

Также названным приказом предписано ООО “Лесные технологии“ поставить сформированный согласно вышеназванным требованиям земельный участок на государственный кадастровый учет и представить в департамент лесного комплекса Тюменской области кадастровый план (выписка из государственного земельного кадастра) на бумажном носителе.

Истец обратился с заявлением в Управление Роснедвижимости по Тюменской области об учете изменений в земельный участок.

Решениями Управления Роснедвижимости по Тюменской области от 27.01.2009 N 18/09-57, 18/09-56 отказано в осуществлении учета изменений в земельный участок с кадастровым номером 72:18:00 00 000:0123 и 72:18:00 00 000:0124.

ООО “Лесные технологии“ полагая, что имеет право на возврат внесенного по аукциону задатка, обратилось в Департамент лесного комплекса Тюменской области с письмом, в котором просило произвести возврат суммы 4 609 000 руб.

На письмо ООО “Лесные технологии“ Департамент лесного комплекса Тюменской области ответил о невозможности произведения возврата названной суммы ввиду отсутствия оснований.

По таким обстоятельствам ООО “Лесные технологии“ обратилось в арбитражный суд с иском об обязании произвести возврат суммы предварительного внесенного задатка.

В обоснование своих требований истец указал, что аукцион по продаже права на заключение договора аренды лесного участка является несостоявшимся.

Кроме того, истец указал, что в целях исполнения приказа Департамента лесного комплекса Тюменской области N 50 “О формировании лесного участка и постановке его на кадастровый учет“ были проведены работы по формированию земельного участка, однако в постановке его на кадастровый учет было отказано по причине наложения границ этого земельного участка на ранее поставленный на государственный кадастровый учет земельный участок, в связи с чем лесной участок с характеристиками, заявленными ответчиком при проведении аукциона, не существует.

Суд первой инстанции
отказал в удовлетворении требований истца исходя из того, что задаток был внесен ООО “Лесные технологии“ как в доказательство серьезности намерений заключить договор, в обеспечение его исполнения.

Ссылку истца на невозможность зарегистрировать договор аренды по причине отказа в постановке на кадастровый учет земельного участка суд посчитал несостоятельной, поскольку в материалах дела отсутствуют доказательства обращения в регистрирующий орган и отказ последнего в регистрации договора аренды.

В апелляционной жалобе ООО “Лесные технологии“ просит решение суда первой инстанции отменить и принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных исковых требований. По мнению подателя жалобы, ответчик не имеет права удержания задатка по причине того, что торги являются несостоявшимися.

Департамент лесного комплекса Тюменской области представил отзыв на апелляционную жалобу, в котором обосновал отсутствие оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения доводов апелляционной жалобы. Ответчик полагает, что истец является победителем проведенного аукциона, в связи с чем ему не подлежит возврату задаток. Кроме того, истцом не были представлены доказательства невозможности зарегистрировать договор аренды лесного участка, что, по мнению ответчика, свидетельствует об отсутствии намерений со стороны истца осуществить государственную регистрацию договора.

Судебное заседание апелляционного суда проведено при участии представителя истца, поддержавшего доводы в пользу наличия оснований для отмены решения суда первой инстанции.

Департамент лесного комплекса Тюменской области, надлежащим образом уведомленный о времени и месте рассмотрения дела, явку своего представителя не обеспечил, ходатайства об отложении не заявил, в связи с чем судебное заседание проведено в его отсутствие (статья 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

Суд апелляционной инстанции, заслушав представителя ООО “Лесные технологии“, изучив материалы дела, апелляционную жалобу, отзыв, проверив законность и обоснованность решения арбитражного суда
первой инстанции в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, считает его подлежащим отмене, исходя из следующего.

В соответствии с пунктами 2, 3 статьи 607 Гражданского кодекса Российской Федерации законом могут быть установлены особенности сдачи в аренду земельных участков и других обособленных природных объектов. В договоре аренды должны быть указаны данные, позволяющие определенно установить имущество, подлежащее передаче арендатору в качестве объекта аренды. При отсутствии этих данных в договоре условие об объекте, подлежащем передаче в аренду, считается не согласованным сторонами, а соответствующий договор не считается заключенным.

В соответствии со статьей 72 Лесного кодекса Российской Федерации по договору аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, арендодатель предоставляет арендатору лесной участок для использования в целях, предусмотренных статьей 25 названного Кодекса. Объектом аренды могут быть только лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и прошедшие государственный кадастровый учет.

Федеральным законом от 24.07.2007 N 217-ФЗ “О внесении изменений в Федеральный закон “О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации“ определено, что лесные участки в составе земель лесного фонда, государственный кадастровый учет которых не осуществлялся, признаются ранее учтенными объектами недвижимости (пункт 3 статьи 1).

В силу пункта 2 статьи 1 названного Закона при предоставлении гражданам, юридическим лицам лесных участков в составе земель лесного фонда, не прошедших государственного кадастрового учета, осуществляется их государственный учет. В этом случае проектирование лесных участков осуществляется в соответствии с положениями частей 1, 2, 4 и 5 статьи 69 Лесного кодекса Российской Федерации.

Государственный учет лесных участков в составе земель лесного фонда включает в себя действия органов государственной власти в пределах их полномочий,
определенных в соответствии со статьями 81 - 83 Лесного кодекса Российской Федерации, по внесению в государственный лесной реестр сведений, подтверждающих существование таких земельных участков с характеристиками, соответствующими части 1 статьи 69 Лесного кодекса Российской Федерации. Указанные сведения в графической и текстовой форме воспроизводятся в плане лесного участка, который заверяется органом государственной власти, осуществляющим ведение государственного лесного реестра.

Порядок проведения государственного учета лесного участка в составе земель лесного фонда устанавливается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

По Приказу Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 20.07.2007 N 187 “Об утверждении формы государственного лесного реестра“ государственный учет лесного участка проводится в случае предоставления или переоформления в целях приведения договоров аренды земельных участков в соответствие с Лесным кодексом Российской Федерации.

Действия органов, осуществляющих государственный учет лесных участков, как определено в Приказе Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 28.11.2007 N 310 “Об утверждении порядка проведения государственного учета лесного участка в составе земель лесного фонда“ - это подтверждение существования лесного участка с характеристиками, соответствующими части 1, 2 статьи 69 Лесного кодекса Российской Федерации.

Как следует из части 1, 2 статьи 69 Лесного кодекса Российской Федерации, при проектировании лесных участков осуществляется подготовка проектной документации о местоположении, границах, площади и об иных количественных и качественных характеристиках лесных участков. Местоположение, границы и площадь лесных участков определяются соответственно по лесным кварталам и (или) лесотаксационным выделам, их границам и площади.

Пунктом 7 Правил подготовки и заключения договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, утв. Постановлением Правительства РФ от 28.05.2007 N 324, договор аренды должен содержать:

- сведения о лесном участке, в том числе площадь, местоположение
и описание границ лесного участка, кадастровый номер, кадастровая карта (план), которая прилагается к договору как неотъемлемая часть, либо номер учетной записи в государственном лесном реестре и план лесного участка (подпункт “а“);

- размер арендной платы, условия и сроки внесения арендной платы (подпункт “г“).

Суд апелляционной инстанции, исследовав материалы дела и договор аренды N 31/др от 28.12.2007 установил, что объект аренды - лесной участок индивидуально не определен: земельный участок является частью двух самостоятельных и учтенных земельных участков; план лесного участка не представлен; из условий и имеющихся в материалах дела приложений к договору невозможно установить границы лесного участка.

Кроме того, из положений статьи 73 Лесного кодекса Российской Федерации и вышеуказанного подпункта “г“ пункта 7 Правил подготовки и заключения договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, одним из существенных условий договора аренды является арендная плата.

Как следует из раздела 2 договора, арендная плата по договору состоит из 2 составных частей, каждая из которых рассчитывается на основании материалов отвода и таксаций лесосек следующим образом:

Пункт 2.1.1. - первая составная часть арендной платы определяется как произведение установленного ежегодного объема заготовки древесины при проведении сплошных и выборочных рубок в спелых и перестойных насаждениях и ставок платы за единицу объема лесных ресурсов;

Пункт 2.1.2. - вторая составляющая часть арендной платы определяется как произведение фактического объема заготовки древесины при проведении мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов (в том числе рубок ухода за лесом и санитарных рубок) и ставок платы за единицу объема лесных ресурсов.

Как полагает апелляционный суд, из указанных условий договора невозможно определить сумму аренной платы, а также невозможно установить порядок
определения суммы арендной платы.

Таким образом, договором аренды N 31/др от 28.12.2007 не установлены существенные условия договора - не индивидуализирован объект аренды и не установлена сумма арендной платы.

Как видно из материалов дела, истец подписал договор аренды лесного участка на основании протокола N 2/8-ар аукциона по продаже права на заключение договора аренды лесных участков для заготовки древесины от 17.12.2007.

Статьей 447 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что договор может быть заключен путем проведения торгов. Договор заключается с лицом, выигравшим торги.

В соответствии с пунктом 4 статьи 447 Гражданского кодекса Российской Федерации выигравшим торги на аукционе признается лицо, предложившее наиболее высокую цену, а по конкурсу - лицо, которое по заключению конкурсной комиссии, заранее назначенной организатором торгов, предложило лучшие условия.

Пунктом 5 этой же статьи установлено, что аукцион и конкурс, в которых участвовал только один участник, признаются несостоявшимися.

Лесным кодексом Российской Федерации, который в данном случае является специальным нормативным актом, подлежащим непосредственному применению установлено, что в случае, если аукцион признан несостоявшимся по причине, участия в нем одного лица, единственный участник аукциона не позднее чем через десять дней после дня проведения аукциона обязан заключить договор купли-продажи лесных насаждений или договор аренды лесного участка, а орган государственной власти или орган местного самоуправления, по решению которых проводился аукцион, не вправе отказаться от заключения с единственным участником аукциона соответствующего договора по начальной цене предмета аукциона (начальному размеру арендной платы или начальной цене заготавливаемой древесины) (пункт 8 статьи 80 Лесного кодекса Российской Федерации).

Как видно из материалов дела, истец был единственным участником аукциона, в связи с чем с ним был подписан договор аренды лесного
участка.

В силу пункта 4 статьи 448 Гражданского кодекса Российской Федерации участники торгов вносят задаток в размере, сроки и порядке, которые указаны в извещении о проведении торгов. Если торги не состоялись, задаток подлежит возврату. Задаток возвращается также лицам, которые участвовали в торгах, но не выиграли их. При заключении договора с лицом, выигравшим торги, сумма внесенного им задатка засчитывается в счет исполнения обязательств по заключенному договору.

Таким образом, исходя из содержания вышеизложенных норм, сумма внесенного задатка засчитывается в счет уплаты арендных платежей только при заключении договора.

Ранее было указано, что пунктом 3 протокола N 2/8-ар аукциона по продаже права на заключение договоров аренды лесных участков для заготовки древесины установлено, что сумма предварительно внесенного истцом задатка в размере 4 609 000 руб. засчитывается в счет оплаты первого года аренды лесного участка.

Поскольку апелляционным судом было установлено, что договор аренды N 31/др от 28.12.2007 является незаключенным, постольку внесенный истцом задаток подлежит возврату ООО “Лесные технологии“.

Следовательно, требования истца о возврате задатка в сумме 4 609 000 руб. подлежали удовлетворению.

Так как судом первой инстанции вышеизложенные обстоятельства не учтены и не было принято во внимание, что договор аренды является незаключенным, рассматриваемый судебный акт подлежит отмене на основании пункта 1 части 2 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (неприменение норм о существенных условиях договора аренды лесного участка).

В связи с удовлетворением исковых требований, по правилам статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы ООО “Лесные технологии“ подлежат взысканию с Департамента лесного комплекса Тюменской области.

На основании изложенного и руководствуясь пунктом 2 статьи 269, пунктом 1 части 2 статьи 270, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд

постановил:

Апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью “Лесные технологии“ удовлетворить.

Решение Арбитражного суда Тюменской области от 25.05.2010 по делу N А70-2712/2010 отменить, принять новый судебный акт.

Требования общества с ограниченной ответственностью “Лесные технологии“ удовлетворить.

Обязать организатора аукциона по продаже права на заключение договора аренды лесного участка - Департамент лесного комплекса Тюменской области возвратить обществу с ограниченной ответственностью “Лесные технологии“ сумму предварительного внесенного задатка в размере 4 609 000 руб.

Взыскать с Департамента лесного комплекса Тюменской области (ОГРН 1057200733831, ИНН 7202138082), расположенного по адресу: 625000, г. Тюмень, ул. Первомайская, д. 34/1, в пользу общества с ограниченной ответственностью “Лесные технологии“ (ОГРН 10772006002158, ИНН 7225005025), расположенного по адресу: 626191, Тюменская область, Уватский район, п. Туртас, ул. Ленина, 27, судебные расходы на уплату государственной пошлины в размере 48 045 руб.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.

Председательствующий

О.А.СИДОРЕНКО

Судьи

Л.А.ЗОЛОТОВА

Н.А.ШИНДЛЕР