Решения и определения судов

Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 05.10.2010 по делу N А46-2711/2010 По делу о признании недействительным распоряжения о внесении изменений в распоряжение о предоставлении в общую долевую собственность за плату земельного участка, об обязании исключить из государственного земельного кадастра недвижимости сведения о кадастровой стоимости земельного участка и признании действительными сведений о кадастровой стоимости земельного участка.

ВОСЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 5 октября 2010 г. по делу N А46-2711/2010

Резолютивная часть постановления объявлена 28 сентября 2010 года.

Постановление изготовлено в полном объеме 05 октября 2010 года.

Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Ивановой Н.Е.,

судей Киричек Ю.Н., Рыжикова О.Ю.,

при ведении протокола судебного заседания: секретарем судебного заседания

Михайловой Н.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-6803/2010) Арбитражного суда Омской области от 21.06.2010 по делу N А46-2711/2010 (судья Суставова О.Ю.), принятое по заявлению

индивидуального предпринимателя Шевелевой Людмилой Викторовной

к Главному управлению по земельным ресурсам Омской области, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области,

при участии третьего лица: Ф.И.О.

о признании недействительным
распоряжения от 06.11.2009 N 4844-р, обязании совершить действие,

при участии в судебном заседании представителей:

от индивидуального предпринимателя Шевелевой Людмилой Викторовной - Чернаков Е.М. (паспорт, по доверенности б/н от 17.04.2010 сроком действия 3 года);

от Главного управления по земельным ресурсам Омской области - не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом;

от Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области - Жилинская О.И. (паспорт, доверенность N 85 от 06.05.2010 сроком действия по 30.09.2010);

от Ф.И.О. - Чернаков Е.М. (паспорт, по доверенности б/н от 27.04.2010 сроком действия 3 года);

установил:

Решением от 21.06.2010 по делу N А46-2711/2010 Арбитражный суд Омской области отказал в удовлетворении требований (уточненных в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации) индивидуальному предпринимателю Шевелевой Людмиле Викторовне:

- о признании недействительным распоряжения Главного управления по земельным ресурсам Омской области (далее по тексту - ГУЗР Омской области) от 06.11.2009 N 4844-р “О внесении изменений в распоряжение начальника Главного управления по земельным ресурсам Омской области от 01.08.2007 N 2077-р “О предоставлении в общую долевую собственность за плату Ф.И.О. Ф.И.О. земельного участка, находящегося в государственной собственности до разграничения государственной собственности на землю и расположенного в городе Омске“, в соответствии с которым слова “для сельскохозяйственного использования“ заменены на слова “под промышленные объекты и производства, коммунально-складские объекты, не требующие создания санитарно-защитных зон“;

- об обязании Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области (далее по тексту - Управление Росреестра по Омской области) исключить из государственного земельного кадастра недвижимости сведения о кадастровой стоимости в размере 91 800 010 руб. 75 коп. земельного участка с
кадастровым номером 55:36:15 06 01:3009, относящегося к категории земель населенных пунктов, площадью 28 525 кв. м для сельскохозяйственного использования, местоположение которого установлено относительно здания с почтовым адресом: г. Омск, ул. Окружная дорога, 19, корпус 4 в ОАО г. Омска;

- о признании действительными сведения в государственном земельном кадастре недвижимости о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 55:36:15 06 01:3009 из земель населенных пунктов, находящегося в государственной собственности до разграничения государственной собственности на землю, площадью 28 525 кв. м, местоположение которого установлено относительно здания с почтовым адресом: г. Омск, ул. Окружная дорога, 19, корпус 4, для сельскохозяйственного использования в размере 77 302 руб. 75 коп. по состоянию на 28.04.2008 в соответствии с распоряжением начальника ГУЗР Омской области от 01.08.2007 N 2077-р “О предоставлении Ф.И.О. Ф.И.О. в общую долевую собственность за плату земельного участка, находящегося в государственной собственности до разграничения государственной собственности на землю площадью 28 525 кв. м, местоположение которого установлено относительно здания, имеющего почтовый адрес: г. Омск, ул. Окружная дорога, 19, корпус 4, в ОАО г. Омска для сельскохозяйственного использования“.

При принятии обжалуемого решения арбитражный суд исходил из того, что действия ГУЗР Омской области по внесению изменений в распоряжение соответствуют требованиям действующего законодательства, в связи с чем правовые основания для удовлетворения заявленных предпринимателем требований об обязании Управления Росреестра по Омской области исключить из государственного земельного кадастра недвижимости сведения о кадастровой стоимости в размере 91 800 010 руб. 75 коп. земельного участка с кадастровым номером 55:36:15 06 01:3009, и признании действительными сведений в государственном земельном кадастре недвижимости о кадастровой стоимости земельного
участка с кадастровым номером 55:36:15 06 01:3009 в размере 77 302 руб. 75 коп. отсутствуют. В обжалуемом решении также содержится вывод о том, что предприниматель Шевелева Л.В. в нарушение требований статей 65, 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не представила суду достаточных доказательств нарушения ее прав и охраняемых законом интересов вынесенным ГУЗР Омской области распоряжением от 06.11.2009 N 4844-р.

Не согласившись с принятым судебным актом, предприниматель Шевелева Л.В. обратилась с апелляционной жалобой в Восьмой арбитражный апелляционный суд.

В апелляционной жалобе предприниматель Шевелева Л.В. просит решение арбитражного суда отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных предпринимателем требований, ссылаясь на неполное исследование судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для данного дела, несоответствие выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела.

В обоснование доводов, изложенных в апелляционной жалобе, предприниматель указывает на то, что настоящий спор неподведомствен рассмотрению арбитражного суда, поскольку в ходе рассмотрения дела в суде первой инстанции Ф.И.О. как частное лицо, поддержала требования предпринимателя Шевелевой Л.В.

По мнению подателя апелляционной жалобы, объекты недвижимости, находящиеся на спорном земельном участке, относятся к сельскохозяйственному использованию.

Податель апелляционной жалобы также указывает, что суд первой инстанции при принятии решения не полностью исследовал обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения настоящего спора, а именно: не дал оценку договорам, которые были заключены 18.08.2008, согласно которым земельный участок продан на основании распоряжения от 01.08.2007 N 2077 для сельскохозяйственного использования, оплата по договорам произведена, что подтверждается квитанциями об оплате.

В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель предпринимателя Шевелевой Л.В. и Мухортовой В.В. поддержал требования, заявленные в апелляционной жалобе.

ГУЗР Омской области, Управление Росреестра по Омской области, Мухортова В.В.
отзыв на апелляционную жалобу не представили.

В устном выступлении в судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель Управления Росреестра по Омской области просит решение арбитражного суда оставить без изменения как законное и обоснованное, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

ГУЗР Омской области, будучи надлежаще образом извещенным о времени и месте судебного заседания, явку своего представителя в судебное заседание не обеспечил, в связи с чем, суд апелляционной инстанции, руководствуясь частью 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, считает возможным провести судебное заседание в отсутствие его представителя.

Рассмотрев материалы дела, апелляционную жалобу, выслушав представителей предпринимателей Шевелевой Л.В. и Мухортовой В.В., Управления Росреестра по Омской области, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства.

Ф.И.О. зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя инспекцией Федеральной налоговой службы по Октябрьскому административному округу г. Омска 14.03.2005, о чем в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей внесена запись за основным государственным регистрационным номером 305550607300023.

Распоряжением Департамента имущественных отношений Администрации города Омска от 05.06.2007 N 2913-р “Об утверждении проекта границ по формированию земельного участка по адресу: Окружная дорога, дом 19, корпус 4 в Октябрьском административном округе города Омска“ был утвержден прилагаемый проект границ по формированию земельного участка, относящегося к категории земель населенных пунктов, площадью 28525 кв. м, для сельскохозяйственного использования; местоположение земельного участка установлено относительно здания с почтовым адресом: Окружная дорога, дом 19, корпус 4 в Октябрьском административном округе города Омска.

01.08.2007 ГУЗР Омской области издано распоряжение N 2077-р “О предоставлении в общую долевую собственность за плату Ф.И.О. Ф.И.О. земельного участка, находящегося в государственной собственности до разграничения государственной собственности на землю и расположенного в городе Омске“, согласно которому предоставлен
в общую долевую собственность за плату Ф.И.О. 191/250 доли в праве общей долевой собственности, Ф.И.О. 59/250 доли в праве общей долевой собственности на земельный участок из земель населенных пунктов, находящийся в государственной собственности до разграничения государственной собственности на землю, площадью 28525 кв. м, местоположение которого установлено относительно здания, имеющего почтовый адрес: г. Омск, ул. Окружная дорога, д. 19, корпус 4, для сельскохозяйственного использования.

Распоряжением ГУЗР Омской области от 06.11.2009 N 4844-р “О внесении изменений в распоряжение Главного управления по земельным ресурсам Омской области от 01.08.2007 N 2077-р “О предоставлении в общую долевую собственность за плату Ф.И.О. Ф.И.О. земельного участка, находящегося в государственной собственности до разграничения государственной собственности на землю и расположенного в городе Омске“ в распоряжение ГУЗР Омской области от 01.08.2007 N 2077-р внесены изменения, а именно: слова “для сельскохозяйственного использования“ заменить словами “под промышленные объекты и производства, коммунально-складские объекты, не требующие создания санитарно-защитных зон“.

Предприниматель Шевелева Л.В., считая распоряжение ГУЗР Омской области от 06.11.2009 N 4844-р вынесенным с нарушением норм действующего законодательства и нарушающим права и законные интересы заявителя в сфере экономической деятельности, обратилась в Арбитражный суд Омской области с настоящим заявлением.

21.06.2010 Арбитражным судом Омской области принято обжалуемое решение.

Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены, исходя из следующего.

Частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий
(бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

В соответствии с частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании решений и действий арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемых решений и действий и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемое решение или совершили оспариваемые действия, а также устанавливает, нарушают ли оспариваемые решение и действий права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации указано, что обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).

Согласно частям 2, 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает
решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными. В случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц соответствует закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.

Таким образом, для признания оспариваемого ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными суд должен установить наличие совокупности двух условий:

- оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствует закону или иному нормативному правовому акту;

- оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В статье 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.

Применительно к данной ситуации это означает, что если законность и обоснованность принятия оспариваемого акта (совершения действия, бездействия) должен доказывать орган государственной власти, то обязанность по доказыванию нарушения прав и законных интересов возлагается на заявителя.

В соответствии с пунктом 1 статьи 28 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду, а также предоставляются юридическим лицам в постоянное (бессрочное) пользование в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи
20 настоящего Кодекса, и гражданам и юридическим лицам в безвозмездное срочное пользование в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 24 настоящего Кодекса.

Согласно статье 29 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.

В соответствии с пунктом 2 статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса.

В указанном в пункте 2 настоящей статьи заявлении должны быть определены цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры и местоположение, испрашиваемое право на землю (пункт 3 статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации).

По положениям пункта 4 статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации орган местного самоуправления на основании указанного в пункте 2 настоящей статьи заявления либо обращения исполнительного органа государственной власти, предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса, с учетом зонирования территорий в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом “О
государственном кадастре недвижимости“.

В соответствии с пунктом 1 статьи 16 Федерального закона 24.07. 2007 N 221-ФЗ “О государственном кадастре недвижимости“ кадастровый учет осуществляется в связи с образованием или созданием объекта недвижимости (далее - постановка на учет объекта недвижимости), прекращением его существования (далее также - снятие с учета объекта недвижимости) либо изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в пунктах 7 - 21 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона сведений об объекте недвижимости (в редакции Федерального закона, действующего до 21.12.2009).

Согласно пункту 5 статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, в двухнедельный срок со дня представления кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка в собственность за плату или бесплатно либо о передаче в аренду земельного участка заявителю, указанному в пункте 4 настоящей статьи, и направляет ему копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка.

В силу пункта 6 статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации договор купли-продажи или аренды земельного участка заключается в недельный срок со дня принятия указанного в пункте 5 настоящей статьи решения.

В соответствии с пунктом 1 Положения о Главном управлении по земельным ресурсам Российской Федерации, утвержденного Указом Губернатора Омской области от 16.06.2006 N 95 “О создании Главного управления по земельным ресурсам Омской области“ ГУЗР Омской области является специально уполномоченным органом исполнительной власти Омской области в сфере регулирования земельных отношений, возникающих в связи с управлением и распоряжением земельными участками, расположенными в городе Омске, государственная собственность на которые не разграничена.

Согласованный по распоряжению о предоставлении в аренду земельный участок является земельным участком, государственная собственность на который не разграничена.

В соответствии с подпунктами 4, 13 пункта 8 ГУЗР Омской области в соответствии с возложенными на него задачами осуществляет следующие функции:

- принимает решения о предоставлении в собственность, аренду, постоянное (бессрочное) пользование, безвозмездное срочное пользование земельных участков в соответствии с областным законодательством;

- осуществляет проверку целевого использования земельных участков.

Судом первой инстанции установлено и из материалов дела следует, что земельный участок с кадастровым номером 55:36:15 06 01:3009 образован из земельного участка с кадастровым номером 55:36:15 06 01:3009, что подтверждается выпиской из государственного кадастра недвижимости от 30.04.2010 N 5536/213/10-113. Датой внесения номера в государственный кадастр недвижимости (датой образования земельного участка) является 04.09.2007.

Указанный земельный участок расположен в г. Омске и находится в государственной собственности до ее разграничения.

По результатам формирования земельного участка и постановки его на кадастровый учет ГУЗР Омской области было издано распоряжение N 2077-р от 01.08.2007 “О предоставлении в общую долевую собственность за плату Ф.И.О. Ф.И.О. земельного участка, находящегося в государственной собственности до разграничения государственной собственности на землю и расположенного в городе Омске“.

Следующим этапом в соответствии с нормами действующего земельного законодательства является заключение с предпринимателем Шевелевой Л.В. и Мухортовой В.В. договора купли-продажи обозначенного земельного участка.

При этом, 06.11.2009 ГУЗР Омской области издало распоряжение N 4844-р “О внесении изменений в распоряжение Главного управления по земельным ресурсам Омской области от 01.08.2007 N 2077-р “О предоставлении в общую долевую собственность за плату Ф.И.О. Ф.И.О. земельного участка, находящегося в государственной собственности до разграничения государственной собственности на землю и расположенного в городе Омске“, в соответствии с которым в распоряжение ГУЗР Омской области от 01.08.2007 N 2077-р внесены изменения, а именно: слова “для сельскохозяйственного использования“ заменить словами “под промышленные объекты и производства, коммунально-складские объекты, не требующие создания санитарно-защитных зон“.

В качестве доказательств законности и обоснованности вынесения оспариваемого распоряжения ГУЗР Омской области указало на то, что в процессе подготовки договора купли-продажи обозначенного земельного участка ГУЗР Омской области было установлено несоответствие в части разрешенного использования (назначения) земельного участка.

Статьей 7 Земельного кодекса Российской Федерации земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на следующие категории:

1) земли сельскохозяйственного назначения;

2) земли населенных пунктов;

3) земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения;

4) земли особо охраняемых территорий и объектов;

5) земли лесного фонда;

6) земли водного фонда;

7) земли запаса.

Земли, указанные в пункте 1 настоящей статьи, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.

Любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования.

В соответствии со статьей 85 Земельного кодекса Российской Федерации в состав земель населенных пунктов могут входить земельные участки, отнесенные в соответствии с градостроительными регламентами к следующим территориальным зонам: 1) жилым; 2) общественно-деловым; 3) производственным; 4) инженерных и транспортных инфраструктур; 5) рекреационным; 6) сельскохозяйственного использования; 7) специального назначения; 8) военных объектов; 9) иным территориальным зонам.

Границы территориальных зон должны отвечать требованиям принадлежности каждого земельного участка только к одной зоне.

Правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественно-делового, производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков).

Для земельных участков, расположенных в границах одной территориальной зоны, устанавливается единый градостроительный регламент. Градостроительный регламент территориальной зоны определяет основу правового режима земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе застройки и последующей эксплуатации зданий, строений, сооружений (пункт 2 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации).

Земельные участки в составе производственных зон предназначены для застройки промышленными, коммунально-складскими, иными предназначенными для этих целей производственными объектами согласно градостроительным регламентам (пункт 7 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации).

Земельные участки в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах - земельные участки, занятые пашнями, сенокосами, пастбищами многолетними насаждениями, а также зданиями, строениями, сооружениями сельскохозяйственного назначения, - используются в целях ведения сельскохозяйственного производства до момента изменения вида их использования в соответствии с генеральными планами населенных пунктов и правилами землепользования и застройки (пункт 11 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации).

В соответствии с Техническими рекомендациями по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденными приказом Федерального агентства кадастра объектов недвижимости от 29.06.2007 N П/0152 “Об утверждении технических рекомендаций по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов“ земельные участки в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах - земельные участки, занятые пашнями, сенокосами, пастбищами, многолетними насаждениями, а также зданиями, строениями, сооружениями сельскохозяйственного назначения.

Таким образом, в состав зон сельскохозяйственного использования могут включаться:

- зоны сельскохозяйственных угодий - пашни, сенокосы, пастбища, залежи, земли, занятые многолетними насаждениями (садами, виноградниками и другими);

- зоны, занятые объектами сельскохозяйственного назначения и предназначенные для ведения сельского хозяйства, дачного хозяйства, садоводства, личного подсобного хозяйства, развития объектов сельскохозяйственного назначения.

По смыслу статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации использование некоторых видов территориальных зон в составе земель населенных пунктов (в частности, зоны сельскохозяйственного использования) аналогичны видам использования земель соответствующего назначения.

Согласно статье 77 Земельного кодекса Российской Федерации землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей.

В составе земель сельскохозяйственного назначения выделяются сельскохозяйственные угодья, земли, занятые внутрихозяйственными дорогами, коммуникациями, лесными насаждениями, предназначенными для обеспечения защиты земель от воздействия негативных (вредных) природных, антропогенных и техногенных явлений, водными объектами, а также зданиями, строениями, сооружениями, используемыми для производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции.

В соответствии со статьей 78 Земельного кодекса Российской Федерации земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться для ведения сельскохозяйственного производства, создания защитных лесных насаждений, научно-исследовательских, учебных и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей:

гражданами, в том числе ведущими крестьянские (фермерские) хозяйства, личные подсобные хозяйства, садоводство, животноводство, огородничество;

хозяйственными товариществами и обществами, производственными кооперативами, государственными и муниципальными унитарными предприятиями, иными коммерческими организациями;

некоммерческими организациями, в том числе потребительскими кооперативами, религиозными организациями;

казачьими обществами;

опытно-производственными, учебными, учебно-опытными и учебно-производственными подразделениями научно-исследовательских организаций, образовательных учреждений сельскохозяйственного профиля и общеобразовательных учреждений;

общинами коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации для сохранения и развития их традиционных образа жизни, хозяйствования и промыслов.

Системный анализ смысла и содержания приведенных статей 77, 85 Земельного кодекса Российской Федерации указывает на то, что для отнесения земель, занятых объектами недвижимости, к землях сельскохозяйственного назначения необходимо наличие одновременно двух признаков: функциональное назначение зданий, строений, сооружений - сельскохозяйственное назначение и использование в целях ведения сельскохозяйственного производства.

Судом первой инстанции установлено и предпринимателем Шевелевой Л.В. по существу не оспорено, что на обозначенном земельном участке располагаются:

нежилое строение - одноэтажное здание овощехранилища, общей площадью 738,10 кв. м, литера Е, принадлежащее Ф.И.О. на праве собственности, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 09.12.2005 серия 55 АВ N 169688;

нежилое двухэтажное здание - холодильник, общей площадью 963,80 кв. м, литера 3, принадлежащее Ф.И.О. на праве собственности, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 09.12.2005 серия 55 АВ N 169682;

нежилое строение - одноэтажное здание склада для хранения семян, общей площадью 361,20 кв. м, литера Б, принадлежащее Ф.И.О. на праве собственности, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 09.12.2005 серия 55 АВ N 169686;

административное здание - одноэтажное строение, общей площадью 164,00 кв. м, литера А, принадлежащее Ф.И.О. на праве собственности, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 02.03.2007 серия 55 АВ N 421220.

Исходя из правил главы 7 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации о доказательствах и доказывании, каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений (часть 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

Каких-либо документальных доказательств использования испрашиваемого земельного участка для сельскохозяйственного производства (для ведения сельского хозяйства) в порядке пункта 11 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации предпринимателем Шевелевой Л.В. ни в ходе рассмотрения дела в суде первой инстанции, ни в ходе рассмотрения настоящего спора в порядке апелляционного производства не представлено.

Имеющиеся материалы дела свидетельствуют о том, что испрашиваемый земельный участок образован из земельного участка с кадастровым номером 55:36:15 06 01:3000.

Из состава земельного участка с кадастровым номером 55:3615 06 01:3000, помимо земельного участка с кадастровым номером 55:36:15 06 01:3009, были“образованы земельные участки с кадастровым номером 55:36:15 06 01:3011, с кадастровым номером 55:36:15 06 01:3012, с кадастровым номером 55:36:15 06 01:3013, с кадастровым номером 55:36:15 06 01:3015.

Вид разрешенного использования для этих земельных участков определен “для производственных целей“ (распоряжения Департамента имущественных отношений Администрации города Омска от 05.06.2007 N 2909, от 28.11.2007 N 8997-р). На данных земельных участках располагаются аналогичные объекты недвижимого имущества, что и на земельном участке с кадастровым номером 55:36:15 06 01:3009.

В соответствии со статьей 11.1 Земельного кодекса Российской Федерации земельным участком является часть земной поверхности, границы которой определены в соответствии с федеральными законами.

Согласно статье 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.

Целевым назначением и разрешенным использованием образуемых земельных участков признаются целевое назначение и разрешенное использование земельных участков, из которых при разделе, объединении, перераспределении или выделе образуются земельные участки, за исключением случаев, установленных федеральными законами (пункт 3 статьи 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации).

Согласно письму Роснедвижимости от 01.09.2006 N АМ/1085 “О внесении в ЕГРЗ информации о категории и разрешенном использовании земельных участков“ для земельных участков, образованных в результате слияния, разделения, перераспределения, выделения, устанавливается разрешенное использование предыдущих земельных участков.

Таким образом, законодательно закреплено правило, согласно которому при образовании земельных участков разрешенное использование образованных из него земельных участков должно совпадать с разрешенным использованием общего земельного участка и должно быть одинаковым для всех вновь образованных земельных участков.

Для остальных земельных участков, образованных из одного земельного участка, определен один и тот же вид разрешенного использования - для производственных целей.

В соответствии с Федеральным законом от 25.10.2001 N 137-ФЗ “О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации“, Закона Омской области от 08.02.2006 N 731-03 “О регулировании земельных отношений в Омской области“, а также Указом Губернатора Омской области от 16.06.2006 N 95 “О создании главного управления по земельным ресурсам по Омской области“ распоряжение указанным земельным участком является компетенцией Главного управления по земельным ресурсам Омской области, в т.ч. и изменение вида разрешенного использования в соответствии с требованиями действующего законодательства.

В соответствии с частью 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования.

Решением от 10.12.2008 N 201 Омский городской совет утвердил Правила землепользования и застройки муниципального образования городской округ город Омск Омской области.

Суд первой инстанции, исходя из вышеизложенных норм, обоснованно посчитал, что при наличии действующих правил землепользования и застройки города Омска изменение вида разрешенного использования земельных участков возможно в соответствии с градостроительным регламентом в пределах границ соответствующей территориальной зоны.

В соответствии со статьей 7 Земельного кодекса Российской Федерации изменение вида разрешенного использования земельных участков носит заявительный характер.

В соответствии с частью 3 статьи 20 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ “О государственном кадастре недвижимости“ с заявлениями об учете изменений объектов недвижимости вправе обратиться собственники таких объектов недвижимости или в случаях, предусмотренных федеральным законом, иные лица. С заявлениями об учете изменений земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и предоставленных на праве пожизненного наследуемого владения, постоянного (бессрочного) пользования или аренды (если соответствующий договор аренды заключен на срок более чем пять лет), вправе обратиться лица, обладающие этими земельными участками на указанном праве.

Как следует из материалов дела, 21.10.2009 ГУЗР по Омской области как собственник указанного земельного участка обратился в Управление Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Омской области с заявлением об изменении вида разрешенного использования с приложением декларации, в которой был указан новый вид разрешенного использования.

Земельный участок 55:36:15 06 01:3009 в соответствии с Правилами землепользования и застройка города Омска относится к территориальной зоне П-3 - зона производственно-коммунальных объектов IV - V классов опасности. Указанная территориальная зона учтена в государственном кадастре недвижимости.

В соответствии со статьей 42 Правил землепользования и застройки города Омска для зоны П-3 основным видом разрешенного использования является - промышленные объекты, не требующие создания санитарно-защитных зон.

На основании заявления ГУЗР по Омской области, руководствуясь правилами землепользования и застройки города Омска, территориальным отделом N 1 Управления Федерального агентства недвижимости по Омской области 02.11.2009 было принято решение об учете изменений объекта недвижимости N 36/09-18652.

После получения 05.11.2009 ГУЗР Омской области кадастрового паспорта земельного участка, разрешенное использование которого установлено “промышленные объекты и производства, коммунально-складские объекты, не требующие создания санитарно-защитных зон“, ГУЗР Омской области было обоснованно издано оспариваемое заявителем в рамках настоящего дела распоряжение.

С учетом изложенного, суд первой инстанции, исходя из вышеизложенных норм права, обстоятельств дела, обоснованно пришел к выводу о действия соответствии требований ГУЗР Омской области по внесению изменений в распоряжение, в связи с чем право предпринимателя Шевелевой Л.В. не может быть признано нарушенным.

Довод подателя апелляционной жалобы о том, что настоящий спор неподведомствен рассмотрению арбитражного суда, поскольку в ходе рассмотрения дела в суде первой инстанции Ф.И.О. как частное лицо, поддержала требования предпринимателя Шевелевой Л.В., судом апелляционной инстанции отклоняется, поскольку как следует из определения Арбитражного суда Омской области от 30.04.2010, протокола судебного заседания от 30.04.2010 (т. 1, л.д. 98 - 10) Мухортова В.В. была привлечена к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, при этом из материалов дела не усматривается, что Мухортовой В.В. заявлялись самостоятельные требования относительно предмета спора.

В апелляционной жалобе предприниматель ссылается на то, что 18.08.2008 были заключены договоры, согласно которым земельный участок продан на основании распоряжения от 01.08.2007 N 2077 для сельскохозяйственного использования, оплата по договорам произведена, что подтверждается квитанциями об оплате. Однако, вопреки утверждению предпринимателя, материалы дела не содержат указанных доказательств, в связи с чем у суда апелляционной инстанции отсутствует возможность для оценки данного довода апелляционной жалобы.

Таким образом, отказав в удовлетворении заявленного предпринимателем Шевелевой Л.В. требования, суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение. Нормы материального права применены Арбитражным судом Омской области правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.

Учитывая изложенное, апелляционный суд считает, что оснований для отмены или изменения обжалуемого решения и удовлетворения апелляционной жалобы предпринимателя Шевелевой Л.В. не имеется.

Судебные расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации относятся на предпринимателя Шевелеву Л.В.

В соответствии с подпунктом 12 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации при подаче апелляционной жалобы на решение арбитражного по делу подлежит уплате государственная пошлина в размере 100 руб. 00 коп., предпринимателем при подаче апелляционной жалобы уплачено 2000 руб. 00 коп., в связи с чем государственная пошлина в размере 1900 руб. 00 коп. подлежит возврату предпринимателю из федерального бюджета как ошибочно уплаченная в большем размере.

Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд

постановил:

Решение Арбитражного суда Омской области от 21.06.2010 по делу N А46-2711/2010 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Возвратить индивидуальному предпринимателю Ф.И.О. из федерального бюджета государственную пошлину в размере 1900 руб. 00 коп., уплаченную при подаче апелляционной жалобы на основании извещения СБ РФ от 20.07.2010.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.

Председательствующий

Н.Е.ИВАНОВА

Судьи

Ю.Н.КИРИЧЕК

О.Ю.РЫЖИКОВ