Решения и определения судов

Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 23.07.2010 по делу N А46-1138/2010 По делу о признании незаконными действий государственного учреждения, выразившихся в отказе в выделении средств на возмещение расходов страхователя на цели социального страхования, и обязании ФСС принять решение о возмещении расходов на цели социального страхования.

ВОСЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 23 июля 2010 г. по делу N А46-1138/2010

Резолютивная часть постановления объявлена 16 июля 2010 года.

Постановление изготовлено в полном объеме 23 июля 2010 года.

Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Золотовой Л.А.,

судей Ивановой Н.Е., Рыжикова О.Ю.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Михайловой Н.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-4002/2010) общества с ограниченной ответственностью “Каспер“ на решение Арбитражного суда Омской области от 07.04.2010 по делу N А46-1138/2010 (судья Захарцева С.Г.), принятое по заявлению общества с ограниченной ответственностью “Каспер“ к Государственному учреждению - Омское региональное отделение Фонда Социального Страхования Российской Федерации Филиал N 8 о признании недействительным
акта повторной камеральной проверки, обязании принять решение о возмещении расходов,

при участии в судебном заседании представителей:

от общества с ограниченной ответственностью “Каспер“ - директор Коняева Е.А, (паспорт), Гельманов Н.Н. (паспорт, доверенность от 01.07.2010 сроком действия 1 год);

от Государственного учреждения - Омское региональное отделение Фонда Социального Страхования Российской Федерации Филиал N 8 - Федосеева О.П. (удостоверение, доверенность N 53 от 25.12.2009 сроком действия по 31.12.2010);

установил:

Решением Арбитражного суда Омской области от 07.04.2010 по делу N А46-1138/2010 отказано в удовлетворении требований (уточненных в порядке ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса РФ) общества с ограниченной ответственностью “Каспер“ (далее - заявитель, Общество) о признании незаконными действий Государственного учреждения - Омское региональное отделение Фонда Социального Страхования Российской Федерации Филиал N 8 (далее отделение ФСС), выразившихся в отказе в выделении средств на возмещение расходов страхователя на цели социального страхования в размере 72130 руб. 43 коп., и обязании ФСС принять решение о возмещении расходов на цели социального страхования в размере 72130 руб. 43 коп.

Отказывая в удовлетворении требований заявителя, суд первой инстанции исходил из того, что ООО “Каспер“ не названы нормативно-правовые акты, и таковых не усматривает суд, в соответствии с которыми у заинтересованного лица - Омского регионального отделения ФСС РФ - возникает обязанность по принятию решения о выделении средств на возмещение расходов страхователя на цели социального страхования в отношении работодателей, применяющих общую систему налогообложения.

В апелляционной жалобе Общество, ссылаясь на нарушение судом норм материального права, неполное выяснение фактических обстоятельств дела, просит решение отменить и принять новый судебный акт об удовлетворении требований Общества.

В обоснование заявленных требований податель жалобы ссылается нормы Федеральных законов 255-ФЗ “Об
обеспечении пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию“, 165-ФЗ “Об основах обязательного социального страхования“, а также Инструкцию по порядке учета и расходования средств на цели обязательного социального страхования, анализ содержания которых позволяет прийти к выводу о наличии у ФСС обязанности по возмещению произведенных Обществом расходов по выплате пособия по беременности родам в случае подтверждения обоснованности произведенных выплат определенным пакетом документов. При этом подателем жалобы указано на ошибочность вывода суда об отсутствии у заявителя права на возмещение указанных расходов мотивированного применением общей системы налогообложения.

Представленном в апелляционный суд отзыве на жалобу заявителя отделение ФСС выражает свое несогласие с доводами подателя жалобы, считает решение суда первой инстанции законным, обоснованным и не подлежащим отмене или изменению.

Суд апелляционной инстанции, исследовав материалы дела, изучив апелляционную жалобу, отзыв на нее, выслушав представителей сторон, установил следующие обстоятельства.

17.12.2009 ООО “Каспер“ обратилось в филиал N 8 ГУ-ОРО ФСС РФ с заявлением о возмещении средств, необходимых для обеспечения выплат на цели обязательного социального страхования, а именно пособия по беременности и родам в размере 92239 руб. 13 коп.

По результатам проверки заявления и приложенных к нему документов был принят акт камеральной проверки от 17.12.2009, в котором указывалось, что по результатам проверки следует к перечислению 97239 руб. 13 коп.

После проведения проверки специалистами ОРО ФСС были запрошены документы у ООО “Каспер“, подтверждающие обоснованность выплаты премии и заработной платы сотруднице Хомицкой Л.Т., по результатам рассмотрения которых был принят акт повторной камеральной проверки от 24.12.2009, из которого следует, что ООО “Каспер“ следует к перечислению 25108 руб. 70 коп., поскольку премии Хамицкой
Л.Т. была выплачена из заемных средств предприятия, а не по результатам финансово-хозяйственной деятельности.

Не согласившись с действиями отделения ФСС, заявитель обратился в арбитражный суд с вышеназванными требованиями.

Решением от 07.04.2010 по делу N А46-1138/2010 в удовлетворении требований заявителя было отказано.

Суд апелляционной инстанции, проверив в порядке статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность решения арбитражного суда первой инстанции, не находит оснований для его отмены.

Согласно статье 21 Трудового кодекса Российской Федерации работник имеет право на обязательное социальное страхование в случаях, предусмотренных федеральными законами.

В соответствии со статьями 7, 8 Федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ “Об основах обязательного социального страхования“ (далее - Федеральный закон от 16.07.1999 N 165-ФЗ) пособие по беременности и родам является страховым обеспечением, которое выплачивается застрахованному лицу за счет средств обязательного социального страхования в случае наступления страхового случая, в частности материнства.

Согласно статье 9 Федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ отношения по обязательному социальному страхованию у страхователя (работодателя) возникают с момента заключения с работником (застрахованным лицом) трудового договора.

Из подпункта 6 пункта 2 статьи 12 Федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ следует, что страхователи обязаны выплачивать определенные виды страхового обеспечения застрахованным лицам при наступлении страховых случаев в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, в том числе за счет собственных средств.

В силу статьи 4 Федерального закона от 19.05.1995 N 81-ФЗ “О государственных пособиях гражданам, имеющим детей“ выплата пособия по беременности и родам производится за счет средств Фонда социального страхования Российской Федерации.

В соответствии с положениями статьи 1 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ “Об обеспечении пособиями по временной нетрудоспособности,
по беременности и родам граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию“ (далее - Федеральный закон от 29.12.2006 N 255-ФЗ) с 01.01.2007 отношения по определению условий, размера и порядка обеспечения пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию, урегулированы настоящим Федеральным законом.

Порядок исчисления пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам определен статьей 14 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ.

Согласно пункту 1 статьи 14 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам исчисляются исходя из среднего заработка застрахованного лица, рассчитанного за последние 12 календарных месяцев, предшествующих месяцу наступления временной нетрудоспособности, отпуска по беременности и родам.

При этом в соответствии с пунктом 2 статьи 14 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ в заработок, исходя из которого исчисляются пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, включаются все предусмотренные системой оплаты труда виды выплат, учитываемые при определении налоговой базы по единому социальному налогу, зачисляемому в Фонд социального страхования Российской Федерации, в соответствии с главой 24 части второй Налогового кодекса Российской Федерации.

Из материалов дела усматривается, что Общество является плательщиком налога по упрощенной системе налогообложения. Названное обстоятельство также было подтверждено представителем отделения ФСС в судебном заседании апелляционного суда.

Постановлением Фонда социального страхования РФ от 9 марта 2004 г. N 22 “Об утверждении Инструкции о порядке учета и расходования средств обязательного социального страхования“ была утверждена инструкция о порядке учета и расходования средств обязательного социального страхования (далее по тексту - Инструкция). Пунктом 2.4 Инструкции установлено, что расходы по обязательному социальному страхованию осуществляются страхователями - работодателями через их бухгалтерии. Также пунктом
2.6 Инструкции установлено, что страхователи - работодатели, перешедшие на упрощенную систему налогообложения, если они не уплачивают добровольно в Фонд страховые взносы на социальное страхование работников на случай временной нетрудоспособности, осуществляют расходы по обязательному социальному страхованию за счет средств, выделяемых отделением (филиалом отделения) Фонда. Согласно п. 3.2 Инструкции отделения (филиалы отделения) Фонда Социального Страхования выделяют страхователям-работодателям, применяющим специальные режимы налогообложения, средства на осуществление (возмещение) расходов по обязательному социальному страхованию. Пунктом 3.3 Инструкции определено, что выделение средств страхователям-работодателям осуществляется по решению руководителя или заместителя руководителя отделения (филиала отделения) Фонда в двухнедельный срок после представления страхователем всех необходимых документов.

Из вышесказанного следует, что в обязанности Государственного Учреждения - Омское региональное отделение Фонда Социального Страхование Российской Федерации входит принятие решения о выделении средств на возмещение расходов страхователя по обязательному социальному страхованию. При этом тот факт, что Общество не является плательщиком единого социального налога (налогоплательщик по специальному режиму) не имеет существенного значения в целях установления наличия у отделения ФСС обязанности по возмещению работодателю расходов по обязательному социальному страхованию - пособие по беременности и родам.

С учетом изложенного, суд апелляционной инстанции находит обоснованным довод апелляционной жалобы о несоответствии фактическим обстоятельствам рассматриваемого спора вывода обжалуемого решения об отсутствии у заявителя права на возмещение произведенных расходов по оплате пособия по беременности и родам в связи с применяемой им общей системой налогообложения.

Между тем, сам по себе факт наличия у Общества права на возмещение вышеназванных расходов не свидетельствует о правомерности заявленных им требований.

В соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 11 Федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ страховщик имеет право не принимать
к зачету расходы на обязательное социальное страхование в том случае, если данные расходы произведены страхователем с нарушением законодательства Российской Федерации.

Из приведенной нормы следует, что фонд социального страхования наделен правом проверки заявленных расходов, так как при обратном проверку законности осуществить невозможно.

Их материалов дела усматривается, что Фонд социального страхования отказал принять к зачету расходы по произведенным выплатам, основываясь на результатах проведенной камеральной проверки, выявившей факты необоснованного завышения сумм выплат работнику, учитываемых при исчислении размера пособия.

Так из материалов дела усматривается, что ООО “Каспер“ зарегистрирован в филиале N 8 ГУ-ОРО ФСС РФ с 04.09.2008.

Численность организации с сентября 2008 г., а также в январе, феврале 2009 года составила 2 человека, средняя заработная плата 4000 рублей, В марте, апреле и мае 2009 г., заработная плата не начислялась, финансово - хозяйственная деятельность не велась. В июне средняя заработная плата составила 2000 рублей, С июля 2009 г. в штатное расписание вводится новая единица, менеджер с окладом 5500 рублей. На вышеуказанную должность менеджера принимают по совместительству Ф.И.О. находящуюся на четвертом месяце беременности. Средняя заработная плата по предприятию с этого момента составляет - 500 рублей, при численности 3 человека работающих. Общая сумма фонда заработной платы составила сумму 6500,0 рублей, из них 5500,0 руб. начислено Хомицкой Л.Т. При этом заработная плата руководителю организации снижается до 1000 рублей, в связи с тяжелым финансовым положением организации. Выплата заработной платы осуществляется из заемных средств, предоставляемых директором ввиду отсутствия денежных средств на выплату заработной платы работающим в организации.

Согласно пояснениям руководителя организации, работница Хомицкая Л.Т. заключила договор от 04.09.2009 г. N 5/09-а с ИП Чаповым
М.А. По данному договору ИП Чапов М.А. взял на себя обязательство выполнить работы по разработке нормативно-правовых документов. Между тем, ООО “Каспер“ в материалы дела не было представлено никаких документов, подтверждающих факт заключения договора на выполнение научно-исследовательских работ от 04.09.2009 N 5/09-а, подтверждающих персональное участие менеджера Хомицкой Л.Т. Отражение на страницах договора записи “Исполнитель Хомицкая Лилия Тимержановна“ само по себе не является доказательством заключения работницей данного договора.

При этом организацией не предоставлено никаких документов, на основании которых можно определить сумму прибыли от заключения данного договора для организации.

При названных обстоятельствах, оценив вышеназванные обстоятельства в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции, приходит к выводу о злоупотреблении ООО “Каспер“ своим правом, выразившемся в преднамеренном установлении застрахованному лицу завышенной премии не соотносимой с результатами работы конкретного работника и финансово-хозяйственной деятельностью общества (убыточность), то есть о направленности его действий на неправомерное возмещение средств за счет Фонда социального страхования Российской Федерации.

Кроме того, сравнительный анализ представленных в обоснование произведенных выплат расчетных ведомостей за 11 месяцев 2009 г. и за 9 месяцев 2009 г., позволяет прийти к выводу о их несоответствии. Так, в отчетном периоде за 9 месяцев 2009 г. (июль, август, сентябрь) страхователь не указывает премию, которую он должен исчислить и выплатить согласно приказу от 04.09.2009 N 7. Однако в расчет пособия по беременности и родам за период с 13.10.09 по 01.03.10 страхователь премию в размере 47400 руб. включает. ООО “Каспер“ предоставило расчетную ведомость за 9 месяцев 2009 г. 15.10.2009 г., т.е. в период когда начисления заработной платы уже были произведены, поэтому данная сумма
в случае фактического ее начисления должна была быть отражена в расчетной ведомости за 9 месяцев 2009 г.

Указанная же в расчетной ведомости за октябрь 2009 г. сумма 45900 руб. не соответствует сумме начисленной премии. В любом случае, поскольку в расчетной ведомости за 9 месяцев 2009 г. отсутствует сумма премии, апелляционный суд приходит к выводу о ее начислении в октябре месяце 2009 г., а, следовательно, данная выплата не может быть учтена при расчете среднего заработка для исчисления пособия по беременности и родам, так как октябрь не водит в расчетный период (больничный лист с 13.10.2009 г.).

Таким образом, доказательства создания искусственной ситуации увеличения среднего заработка работника перед наступлением страхового случая имеются в материалах дела: акт камеральной проверки расходов страхователя на цели обязательного социального страхования от 24.12.2009 г., расчетные ведомости о начислении заработной платы работникам Общества, расчетные ведомости по средствам ФСС (Форма 4-ФСС РФ) за 9 месяцев 2009 г. и за 11 месяцев 2009 г., представленные Обществом в ФСС, вкладные листы кассовой книги Общества, подтверждающие период произведенных выплат.

При названных обстоятельствах апелляционный суд приходит к выводу о том, что ФСС обоснованно произвел расчет возмещения сумм расходов ООО “Каспер“ на выплату Ф.И.О. пособия по беременности и родам, исходя из ее среднего месячного размера оплаты труда, без учета премии.

При изложенных обстоятельствах судом апелляционной инстанции не установлено безусловных оснований для отмены решения суда первой инстанции от 07.04.2009 г. и удовлетворения апелляционной жалобы. Таким образом, в соответствии со ст. 269 Арбитражного процессуального кодекса РФ, обжалуемое решение суда первой инстанции подлежит оставлению без изменения, поскольку неправомерный вывод о применяемой заявителем системе
налогообложения не привел к вынесению незаконного судебного акта.

В силу статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, расходы на апелляционное обжалование относятся на заявителя. Поскольку при подаче апелляционной жалобы Обществу была предоставлена отсрочка уплаты государственной пошлины, документы, подтверждающие ее уплату суду не представлены, государственная пошлина в размере 1 000 руб. подлежит взысканию с ООО “Каспер“ в доход федерального бюджета.

На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд

постановил:

Решение Арбитражного суда Омской области от 07.04.2010 по делу N А46-1138/2010 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью “Каспер“ - без удовлетворения.

Взыскать с ООО “Каспер“ (644041, г. Омск, ул. Кирова, 10/2, 111) в доход федерального бюджета государственную пошлину за рассмотрение апелляционной жалобы в размере 1000 руб.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.

Председательствующий

Л.А.ЗОЛОТОВА

Судьи

Н.Е.ИВАНОВА

О.Ю.РЫЖИКОВ