Решения и постановления судов

Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 07.07.2010 по делу N А46-2461/2010 По делу о признании недействительным решения налогового органа о начислении авансового платежа по земельному налогу и пени.

ВОСЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 7 июля 2010 г. по делу N А46-2461/2010

Резолютивная часть постановления объявлена 30 июня 2010 года.

Постановление изготовлено в полном объеме 7 июля 2010 года.

Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Золотовой Л.А.,

судей Ивановой Н.Е., Рыжикова О.Ю.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Леоновой Г.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-3921/2010) открытого акционерного общества “Омсккнига“ на решение Арбитражного суда Омской области от 06.04.2010 по делу N А46-2461/2010 (судья Крещановская Л.А.), принятое по заявлению открытого акционерного общества “Омсккнига“ к Инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Центральному административному округу города Омска, при участии третьего лица: Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Омской области,

о признании недействительным решения N 10-18/23289-1 ДСП от 23.12.2009,

при участии в судебном заседании представителей:

от открытого акционерного общества “Омсккнига“ - Петренко В.И. (паспорт, доверенность б/н от 20.04.2010 сроком действия по 01.01.2011);

от Инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Центральному административному округу города Омска - Котикова О.А. (удостоверение, доверенность N 03-16/016344 от 21.06.2010 сроком действия 1 год);

от Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Омской области - не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом.

установил:



Решением Арбитражного суда Омской области по делу N А46-2461/2010 оставлены без удовлетворения требования Открытого акционерного общества “Омсккнига“ (далее - общество, заявитель, налогоплательщик) о признании недействительным решения Инспекции ФНС N 1 по Центральному административному округу города Омска (далее - ИФНС N 1 по ЦАО г. Омска, Инспекция, налоговый орган) N 10-18/23289 от 23.12.2009 года.

При этом суд первой инстанции исходил из принципа платности землепользования, установленного земельным законодательством, обязанности землепользователя платить законно установленные налоги, а также ошибочности позиции заявителя о том, что сведения о кадастровой стоимости земельного участка Общества, исходя из которой налоговым органом исчислен налог на землю в ходе камеральной проверки, в Государственном кадастре недвижимости в момент подачи уточненной налоговой декларации за 2 квартал 2009 г. отсутствовали. При этом судом отклонена ссылка Общества в обоснование изложенной позиции на письмо Территориального отдела 1 Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Омской области от 17.09.2009 N 07-07/4592, как не основанная на его буквальном содержании, а также указано, что законность нахождения сведений о кадастровой стоимости земельного участка заявителя на 01.01.2009 г. никем в установленном законом порядке не оспорена.

В апелляционной жалобе Общество, ссылаясь на нарушение судом норм материального права, неполное выяснение фактических обстоятельств дела, просит решение отменить и принять новый судебный акт об удовлетворении требований налогоплательщика.

По мнению подателя апелляционной жалобы, обжалуемое решение вынесено судом без учета правовой позиции, изложенной в решении Арбитражного суда Омской области по делу N А46-17790/2008, из которой с очевидностью следует незаконность действий Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Омской области по внесению 28.12.2007 в Государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости в сумме 27149961 рублей 25 копеек и удельного показателя кадастровой стоимости в сумме 23106 рублей 35 копеек за один квадратный метр земельного участка с кадастровым номером 55:36:04 01 17:3, принадлежащего заявителю на праве собственности. Поскольку означенное решение суда было исполнено Управлением лишь 12.08.2009, податель жалобы отмечает о том, что в период с 28.12.2007 по 12.08.2009 земельный кадастр не содержал сведений о кадастровой стоимости, а, следовательно, доначисления налога неправомерны.

Также податель жалобы отмечает, что названным решением суда было признано незаконным определение Управлением кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 55:36:04 01 17:3 с использованием удельного показателя кадастровой стоимости для земельных участков с номером 7 вида разрешенного использования.

В представленном в апелляционный суд отзыве на жалобу налогоплательщика налоговый орган выразил свое несогласие с позицией Общества, считает решение суда первой инстанции законным обоснованным и не подлежащим отмене или изменению.

Управление Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Омской области отзыв на апелляционную жалобу не представило, явку своего представителя в судебное заседание апелляционного суда не обеспечило.

В порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации рассмотрение апелляционной жалобы проводится в отсутствие представителя Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Омской области.

Суд апелляционной инстанции, исследовав материалы дела, изучив апелляционную жалобу, отзыв на нее, выслушав представителей сторон, установил следующие обстоятельства.

ОАО “Омсккнига“ принадлежит на праве собственности земельный участок, площадью 1175 кв. м с кадастровым номером 55:36:04 01 17:3, расположенный по адресу: г. Омск, ул. Бударина, д. 3 Б.

Согласно ст. 398 НК РФ налогоплательщиком была представлена в налоговый орган по месту учета уточненная налоговая декларация (расчет) по земельному налогу за 2 квартал 2009 года, в которой сумма авансового платежа составила 0 руб.

Поводом для представления налоговой декларации (расчета) с указанием размера платежа 0 руб. послужило Решение Арбитражного суда Омской области от 22.12.2008 года, вынесенное по делу N А46-17790/2008 о признании незаконными действий Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Омской области по внесению в Государственный земельный кадастр сведений о кадастровой стоимости земельного участка, являющегося собственностью заявителя.

Налоговым органом проведена камеральная проверка уточненной налоговой декларация, по результатам которой составлен акт проверки N 10-18/21044 ДСП от 16.11.2009 года и принято решение N 10-18/23289-1 ДСП от 23.12.2009 года. Согласно данному решению налогоплательщику исчислен авансовый платеж по земельному налогу за 2 квартал 2009 года в сумме 101812 руб., начислены пени в сумме 1795,65 руб. и предложено уплатить сумму авансового платежа и пени.

Основанием для доначисления спорных авансовых платежей явилось то обстоятельство, что по данным налогового органа в кадастре недвижимости по состоянию на 01.01.2009 содержались сведения о кадастровой стоимости спорного земельного участка.

Не согласившись с принятым решением, налогоплательщик обратился с апелляционной жалобой в УФНС по Омской области. Решением N 16-17/00369 от 18.01.2010 Управление оставило жалобу налогоплательщика без удовлетворения, оспариваемый акт налогового органа без изменения.



Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения налогоплательщика в арбитражный суд с заявлением о признании частично недействительным акта налогового органа, как принятого с нарушением действующего законодательства и нарушающего охраняемые законом права и интересы налогоплательщика.

Решением от 06.04.2010 по делу N А46-2461/2010 в удовлетворении требований заявителя было отказано.

Суд апелляционной инстанции, проверив в порядке статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность решения арбитражного суда первой инстанции, не находит оснований для его отмены.

Согласно ст. 390, п. 1 ст. 391 НК РФ налоговая база по земельному налогу рассчитывается исходя из кадастровой стоимости земельного участка по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом. Кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с данными, указанными в Государственном земельном кадастре.

Согласно статье 1 Федерального закона от 02.01.2000 N 28-ФЗ “О государственном земельном кадастре“ (далее по тексту - Закон о государственном земельном кадастре N 28-ФЗ), утратившего силу с 17.05.2008 в связи с принятием Федерального закона от 13.05.2008 N 66-ФЗ, вступившего в силу со дня официального опубликования (опубликован в “Российской газете“ - 17.05.2008), государственный земельный кадастр - систематизированный свод документированных сведений, получаемых в результате проведения государственного кадастрового учета земельных участков, о местоположении, целевом назначении и правовом положении земель Российской Федерации и сведений о территориальных зонах и наличии расположенных на земельных участках и прочно связанных с этими земельными участками объектов.

Пунктом 4 статьи 17 Закона о государственном земельном кадастре N 28-ФЗ предусмотрено, что сведения об экономических характеристиках земельных участков вносятся в документы государственного земельного кадастра на основании данных государственной кадастровой и иной оценки земель и положений нормативных правовых актов органов государственной власти и органов местного самоуправления.

В соответствии с пунктом 9 Правил проведения государственной оценки земель (в редакции Постановлений Правительства Российской Федерации от 11.04.2006 N 206, от 14.12.2006 N 767, от 17.09.2007 N 590) кадастровая оценка земель проводится с учетом данных земельного и других кадастров. Результаты государственной кадастровой оценки земель вносятся в государственный земельный кадастр.

Приказом Минэкономразвития и торговли Российской Федерации N 215 от 28.06.2007, зарегистрированным в Минюсте Российской Федерации за N 9913 от 26.07.2007, был утвержден Административный регламент исполнения Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости государственной функции “организация проведения государственной кадастровой оценки земель“ (далее - Административный регламент), который определяет последовательность и сроки осуществления действий (административных процедур) Федерального агентства кадастра объектов недвижимости и его территориальных органов по субъектам Российской Федерации, порядок взаимодействия между ними, а также порядок их взаимодействия с федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации при исполнении государственной функции по организации государственной кадастровой оценки земель.

В соответствии с пунктом 9.9 Административного регламента, Управление Роснедвижимости по субъекту Российской Федерации представляет в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации сведения о кадастровой стоимости земельных участков (результаты государственной кадастровой оценки земель в субъекте Российской Федерации) на утверждение.

Сведения о кадастровой стоимости земельных участков (результаты государственной кадастровой оценки земель в субъекте Российской Федерации) представляются на утверждение в виде проекта акта органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель.

Утверждение результатов государственной кадастровой оценки земель осуществляется органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации (пункт 10 Административного регламента).

После утверждения результатов государственной кадастровой оценки земель органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации сведения об экономических характеристиках земельных участков (сведений о кадастровой стоимости земельных участков) вносятся в государственный земельный кадастр (пункт 11 Административного регламента).

Согласно пункту 11.2 Административного регламента перед внесением сведений об экономических характеристиках земельных участков (сведений о кадастровой стоимости земельных участков) в государственный земельный кадастр Управление Роснедвижимости по субъекту Российской Федерации осуществляет проверку соответствия утвержденных органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации результатов государственной кадастровой оценки земель результатам государственной кадастровой оценки земель, представленным ему на утверждение, в соответствии с подпунктом 9.9 настоящего Регламента.

Таким образом, основанием для внесения Управлением Роснедвижимости в ГКН сведений о земельных участках является отчет и акт органа исполнительной власти субъекта, утверждающий данный отчет.

В данном случае кадастровая оценка земель проведена, ее результаты не оспорены.

Из оспариваемого решения налогового органа усматривается, что основанием для доначисления сумм земельного налога явился тот факт, что согласно сведениям, полученным от Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Омской области земельный участок налогоплательщика по состоянию на 01.01.2009 имел кадастровую стоимость 27149961 руб.

Позиция налогового органа представляется суду апелляционной инстанции правомерной.

Пунктом 3 статьи 391 НК РФ в частности предусмотрено, что Налогоплательщики-организации определяют налоговую базу самостоятельно на основании сведений государственного кадастра недвижимости о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности или праве постоянного (бессрочного) пользования.

То есть законодатель установил, что при определении налоговой базы по земельному налогу налогоплательщик, а, следовательно, и налоговый орган в ходе проверки, не может руководствоваться ни какими иными сведениями, кроме тех, которые содержатся в государственном кадастре недвижимости.

При названных обстоятельствах апелляционный суд находит правомерным доначисление налоговым органом Обществу сумм земельного налога с применением кадастровой стоимости указанной государственном кадастре недвижимости.

При этом апелляционный суд не может согласиться с подателем жалобы в том, что по состоянию на 01.01.2009 в кадастре недвижимости отсутствовали сведения о кадастровой стоимости земельного участка 55:36:04 01 17:3.

В материалах дела имеется выписка из единого государственного реестра земель (л.д. 57), согласно которой в реестр 27.12.2007 были введены сведения о кадастровой стоимости означенного земельного участка в размере 27149961 руб. Сведения о кадастровой стоимости были внесены на основании Постановления Правительства Омской области от 19.12.2007 N 174-п.

Налогоплательщик в заявлении и в апелляционной жалобе ссылается на то, что названная запись не является законной в силу решения суда по делу N А46-17790/2008.

Из материалов дела усматривается, что судом по делу N А46-17790/2008 проверялась законность действий Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Омской области по внесению 28.12.2007 в Государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости в сумме 27149961 рублей 25 копеек и удельного показателя кадастровой стоимости в сумме 23106 рублей 35 копеек за один квадратный метр земельного участка с кадастровым номером 55:36:04 01 17:3 площадью 1175 кв. м, занимаемого имущественным комплексом ОАО “Омсккнига“, расположенного по адресу: г. Омск, ул. Бударина,3 Б.

В ходе судебного разбирательства по делу N А46-17790/2008 было установлено, что действия по внесению в Государственный кадастр сведений о кадастровой стоимости спорного земельного участка были совершены без утверждения результатов государственной кадастровой оценки земельного участка субъектом Российской Федерации. А именно, Постановлением Правительства Омской области N 174-п не были утверждены результаты определения кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 55:36:04 01 17:3, а утверждены лишь усредненные удельные показатели кадастровой стоимости кварталов, и тем самым нарушен порядок, установленный действующим законодательством. В силу чего, действия Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Омской области были признаны незаконными.

Между тем, кадастровая стоимость спорного земельного участка, внесенная в государственный земельный кадастр 27.12.2007 на основании усредненных удельных показателей кадастровой стоимости кварталов, утвержденных Постановлением Правительства Омской области N 174-п, отражена в постановлении Правительства Омской области N 193-п от 26.11.2008 “О внесении изменения в постановление Правительства Омской области от 19.12.2007 N 174-п “Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов г. Омска в границах кадастрового района 55:36“ и составила 27143361 руб.

Иными словами кадастровая стоимость, внесенная на основании Постановления Правительства Омской области N 174-п, впоследствии была утверждена в постановлении Правительства Омской области N 193-п от 26.11.2008 в том же размере. Следовательно, неправомерные действия Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Омской области, признанные решением арбитражного суда недействительными, не привели к внесению в кадастр недвижимости недостоверных сведений относительно кадастровой стоимости спорного земельного участка.

Решение суда по делу N А46-17790/2008 Управлением было исполнено 12.08.2009 о чем налогоплательщику было сообщено письмом Территориального отдела 1 Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Омской области от 17.08.2009 года N 07-07/4592, из содержания которого следует, что 12.08.2009 года из государственного кадастра недвижимости исключены сведения о кадастровой стоимости и удельном показателе кадастровой стоимости земельного участка, принадлежащего заявителю и внесены сведения о кадастровой стоимости данного земельного участка в том же размере, что и исключены согласно Постановлению Правительства Омской области N 193-п от 26.2008.

При этом названное письмо не свидетельствует, как об этом утверждает налогоплательщик, что Управлением была исключена из реестра кадастровая стоимость земельного участка, внесенная 27.12.2007. Из буквального толкования означенного письма усматривается, что Управление фактически исполнило решение суда, путем изменения основания внесения в кадастр недвижимости спорной кадастровой стоимости, которое решением суда было признано незаконным. Изменения размера кадастровой стоимости при этом фактически не произошло..

Поскольку Постановление N 193-п опубликовано в газете “Омский вестник“ 30.11.2008 года за номером 141 (2899), апелляционный суд приходит к выводу о том, что по состоянию на 01.01.2009 в реестре содержались сведения о кадастровой стоимости земельного участка в размере 27143361 руб., которую налогоплательщику подлежало применять при определении авансовых платежей по земельному налогу в 2009 году.

Также апелляционный суд находит несостоятельной позицию налогоплательщика и в силу того, что использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы являются земельный налог и арендная плата. Поскольку налогоплательщик не является арендатором спорного земельного участка, то он не может быть освобожден от уплаты земельного налога. Если налогоплательщик был уверен в неправомерности сведений кадастра недвижимости внесенных Управлением 27.12.2007, он в любом случае обязан был исчислить сумму земельного налога с использованием сведений имеющихся в реестре и внесенные ранее на основании Указа Губернатора Омской области N 110 от 19.06.2003.

Также не может быть принята ссылка подателя апелляционной жалобы на решение Арбитражного суда Омской области по делу N А46-17790/2008, которым, по мнению подателя апелляционной жалобы, установлен тот факт, что земельному участку с кадастровым номером 55:36:04 01 17:3 необоснованно присвоен седьмой вид разрешенного использования.

Из текста решения Арбитражного суда Омской области по делу N А46-17790/2008 не усматривается указанный вывод. В решении указано: “Управление Роснедвижимости не обосновало правомерность установления для земельного участка с кадастровым номером 55:36:040117:3 именно седьмого номера разрешенного использования. Исходя из утвержденного перечня видов разрешенного использования спорный земельный участок, помимо седьмого вида мог быть отнесен либо к девятому, либо к пятому, поскольку расположенное на земельном участке здание используется как магазин по продаже книжной продукции“.

Из изложенного невозможно сделать однозначный вывод о факте неправомерного установления заинтересованным лицом седьмого номера вида разрешенного использования и необходимости установления пятого вида разрешенного использования.

Суд апелляционной инстанции считает, что основанием для внесения записи о кадастровой стоимости в размере 27 149 961 руб. 25 коп. явилось Постановление Правительства Омской области от 26.11.2008 N 193-п, в свою очередь, Управление Роснедвижимости не имеет полномочий по проверке правильности расчета кадастровой стоимости и удельного показателя кадастровой стоимости. Основания полагать, что в Постановлении Правительства Омской области от 26.11.2008 N 193-п содержатся недостоверные сведения, касающиеся кадастровой стоимости земельного участка, у суда апелляционной инстанции отсутствуют.

Не может служить основанием в выводу о незаконности вынесенного судебного акта и представленная на обозрение суду апелляционной инстанции заявителем выписка из государственного земельного кадастра недвижимости о стоимости принадлежащего ему земельного участка от 12.05.2010, поскольку в рамках рассматриваемого судом первой инстанции спора указанный документ не исследовался, кроме того, он не имеет отношения к периоду возникновения налоговых обязательств Общества - 2 квартал 2009 г.

Учитывая изложенное, суд апелляционной инстанции считает, что судом первой инстанции при вынесении решения оценены все представленные сторонами доказательства в их совокупности и взаимосвязи, выводы, изложенные в решении суда первой инстанции, соответствуют материалам дела, нарушений или неправильного применения норм материального и процессуального права при вынесении решения судом первой инстанции не допущено, в силу чего основания для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.

В связи с отказом в удовлетворении апелляционной жалобы, в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по оплате государственной пошлины за подачу апелляционной жалобы относятся на ее подателя, то есть на ООО “Омсккнига“.

На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд

постановил:

Решение Арбитражного суда Омской области от 06.04.2010 по делу N А46-2461/2010 оставить без изменения, апелляционную жалобу открытого акционерного общества “Омсккнига“ - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.

Председательствующий

Л.А.ЗОЛОТОВА

Судьи

Н.Е.ИВАНОВА

О.Ю.РЫЖИКОВ