Решения и постановления судов

Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 30.06.2010 по делу N А75-13478/2009 По делу о взыскании недоимки по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование и пени.

ВОСЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 30 июня 2010 г. по делу N А75-13478/2009

Резолютивная часть постановления объявлена 24 июня 2010 года.

Постановление изготовлено в полном объеме 30 июня 2010 года.

Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Золотовой Л.А.,

судей Ивановой Н.Е., Кливера Е.П.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Михайловой Н.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-3605/2010) общества с ограниченной ответственностью “Строительное управление - 881“ на решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 15.03.2010 по делу N А75-13478/2009 (судья Шабанова Г.А.), принятое по заявлению Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Советском районе Ханты-Мансийского автономного округа - Югры к обществу с ограниченной ответственностью “Строительное управление - 881“ о взыскании задолженности по страховым взносам и пени,

при участии в судебном заседании представителей:

от общества с ограниченной ответственностью “Строительное управление - 881“ - не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом;

от Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Советском районе Ханты-Мансийского автономного округа - Югры - не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом;

установил:

государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Советском районе Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (далее - Управление ПФ РФ) обратилось в арбитражный суд с заявлением к обществу с ограниченной ответственностью “Строительное управление-881“ (далее - ООО “СУ-881“, Общество) о взыскании недоимки по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за 1 квартал 2009 года и пени в сумме 71 939 рублей 96 копеек, в том числе: страховые взносы на страховую часть пенсии в сумме 57 781 рубль; страховые взносы на накопительную часть пенсии в сумме 11 079 рублей; пени на страховую часть пенсии в сумме 2 584 рубля 42 копейки; пени на накопительную часть пенсии в сумме 495 рублей 54 копейки.

Решением Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 12.03.2010 требования Пенсионного фонда РФ удовлетворены.



В обоснование принятого решения суд первой инстанции сослался на неисполнение Обществом обязанности, предусмотренной Федеральным законом от 15.12.2001 N 167-ФЗ “Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации“, по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за 1 квартал 2009 года.

В апелляционной жалобе ООО “СУ-881“ просит решение суда первой инстанции отменить, принять по данному делу новый судебный акт - об отказе в удовлетворении заявленного требования.

Общество отмечает, в частности, что недоимка по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за 1 квартал 2009 года и пени были взысканы налоговым органом; в материалах дела отсутствуют доказательства вручения требования об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов организацией-страхователем по состоянию на 09.09.2009 N 513; названное требование не было направлено в установленный законом срок.

Кроме того, податель жалобы отмечает, что суд первой инстанции неправомерно рассмотрел настоящий спор без привлечения в качестве третьего лица налогового органа, поскольку таковой является администратором поступлений в бюджеты Российской Федерации по страховым выплатам на обязательное пенсионное страхование.

Общество также отмечает, что заявителем в материалы дела не представлены надлежащие доказательства наличия у Общества задолженности. Представленный же суду расчет авансовых платежей по страховым взносам на ОПС таким доказательством не является, поскольку представляет собой односторонний документ, и не относится к 1 кварталу 2009 года.

Податель жалобы, надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения дела в порядке апелляционного производства, явку своего представителя в судебное заседание не обеспечил.

Орган Пенсионного фонда РФ, надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения спора, явку своего представителя в судебное заседание не обеспечил, письменного отзыва на апелляционную жалобу Общества не представил.

Апелляционная жалоба рассмотрена в соответствии с частью 3 статьи 156, части 1 статьи 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в отсутствие участвующих в деле лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания и не заявивших ходатайств о его отложении.

Рассмотрев материалы дела, апелляционную жалобу, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства.

Требованием об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов организаций - страхователей по состоянию на 09.09.2009 N 513 орган Пенсионного фонда РФ предложил Обществу в срок до 05.10.2009 добровольно уплатить имеющуюся задолженность по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за 1 квартал 2009 года и пени.

Поскольку Обществом указанное выше требование было оставлено без исполнения, ГУ - УПФ РФ в Советском районе ХМАО-Югры обратилось в арбитражный суд с заявленным требованием.

12.03.2010 Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры принял обжалуемое решение.

Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для его отмены или изменения, исходя из следующего.

ООО “СУ-881“, являющееся в силу статьи 6 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ “Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации“ плательщиком страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, обязано своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации и вести учет, связанный с начислением и перечислением страховых взносов в указанный бюджет (статья 14 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ “Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации“).

Как предписывает пункт 1 статьи 23 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ “Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации“ под расчетным периодом понимается календарный год. Расчетный период состоит из отчетных периодов. Отчетными периодами признаются первый квартал, полугодие, девять месяцев календарного года. Ежемесячно страхователь уплачивает авансовые платежи, а по итогам отчетного периода рассчитывает разницу между суммой страховых взносов, исчисленных исходя из базы для начисления страховых взносов, определяемой с начала расчетного периода, включая текущий отчетный период, и суммой авансовых платежей, уплаченных за отчетный период.



В соответствии с пунктами 2, 6 статьи 24 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ “Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации“ страхователи ежемесячно производят начисление суммы авансовых платежей по страховым взносам, исходя из базы для начисления страховых взносов, исчисленной с начала расчетного периода, и тарифа страхового взноса, предусмотренного статьей 22 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ “Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации“.

Уплата сумм авансовых платежей производится ежемесячно в срок, установленный для получения в банке средств на оплату труда за истекший месяц, или в день перечисления денежных средств на оплату труда со счетов страхователя на счета работников, но не позднее 15-го числа месяца, следующего за месяцем, за который начисляется авансовый платеж по страховым взносам.

Разница между суммами авансовых платежей, уплаченными за отчетный (расчетный) период, и суммой страховых взносов, подлежащей уплате в соответствии с расчетом (декларацией), подлежит уплате не позднее 15 дней со дня, установленного для подачи расчета (декларации) за отчетный (расчетный период).

Данные об исчисленных и уплаченных суммах авансовых платежей страхователь отражает в расчете, представляемом не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным, в налоговый орган по форме, утвержденной Министерством финансов Российской Федерации по согласованию с Пенсионным фондом Российской Федерации.

В нарушение указанных норм страховые взносы на обязательное пенсионное страхование за 1 квартал 2009 года ООО “СУ-881“ своевременно не уплачены.

Сумма задолженности по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за указанные периоды составила 68860 руб.

Согласно статье 26 Федерального закона “Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации“ исполнение обязанности по уплате страховых взносов обеспечивается пенями. Пени начисляются за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате страховых взносов начиная со дня, следующего за установленным днем уплаты страховых взносов.

Пени за каждый день просрочки определяются в процентах от неуплаченной суммы страховых взносов.

Процентная ставка пеней принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.

Поскольку в установленный законодательством срок страховые взносы в Пенсионный фонд РФ уплачены не были, ООО “СУ-881“ начислены пени в сумме 3079 руб. 99 коп.

Таким образом, в связи с тем, что факт неуплаты Обществом страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за 1 квартал 2009 года в общей сумме 68860 руб., а также пеней в сумме 3079 руб. 99 коп., подтверждается материалами дела, суд первой инстанции правильно признал требование заявителя обоснованным и подлежащим удовлетворению.

В апелляционной жалобе Общество указало на то, что страховые взносы на обязательное пенсионное страхование взысканы путем доначисления единого социального налога на сумму страховых взносов.

Между тем судом первой инстанции был отклонен довод Общества о том, что задолженность по страховым взносам уже взыскана налоговым органом как недоимка по единому социальному налогу.

Выводы суда апелляционная коллегия находит правомерными.

В соответствии со статьей 3 Закона N 167-ФЗ под страховыми взносами на обязательное пенсионное страхование понимаются индивидуально возмездные обязательные платежи, которые уплачиваются в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации и персональным целевым назначением которых является обеспечение права гражданина на получение пенсии по обязательному пенсионному страхованию в размере, эквивалентном сумме страховых взносов, учтенной на его индивидуальном лицевом счете.

Как следует из правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении N 28-О от 05.02.2004, отличительные признаки налогов и страховых взносов обусловливают их разное целевое предназначение и различную социально-правовую природу и не позволяют рассматривать страховой взнос на обязательное пенсионное страхование как налоговый платеж, характеризующийся признаками индивидуальной безвозмездности и безвозвратности. Таким образом, страховые взносы на обязательное пенсионное страхование по своей социально-правовой природе не являются налоговыми платежами.

То обстоятельство, что сумма единого социального налога, подлежащая уплате в федеральный бюджет, в соответствии с пунктом 2 статьи 243 Налогового кодекса Российской Федерации уменьшается на сумму начисленных за этот же период страховых взносов (авансовых платежей по страховому взносу) на обязательное пенсионное страхование (налоговый вычет) в пределах таких сумм, исчисленных исходя из тарифов страховых взносов, предусмотренных Федеральным законом N 167-ФЗ, не является основанием для вывода, что страховые взносы являются составной частью единого социального налога и при его уплате страхователь освобождается от обязанности уплатить страховые взносы.

Напротив, из смысла пункта 2 статьи 243 Налогового кодекса Российской Федерации следует, что налогоплательщик имеет право на налоговый вычет по единому социальному налогу на сумму исчисленных и уплаченных страховых взносов.

В случае уплаты налогоплательщиком страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в бюджет ПФ РФ с неприменением вычетом по ЕСН у налогоплательщика образуется переплата именно по ЕСН, что является основанием для возврата излишне уплаченных сумм налога из бюджета в порядке статьи 78 НК РФ.

Таким образом, уплата единого социального налога без учета налогового вычета не приводит к двойному налогообложению и не компенсирует задолженность по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование.

В апелляционной жалобе ООО “СУ-881“ указывает на то, что документы, представленные органом Пенсионного фонда РФ в материалы дела, не могут служить доказательствами наличия у Общества задолженности по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, поскольку таковые составлены в одностороннем порядке и не относятся к 1 кварталу 2009 года.

Апелляционный суд соглашается с тем обстоятельством, что расчет авансовых платежей, имеющийся в материалах дела свидетельствует о недоимке Общества по страховым взносам за 3 квартал 2009 года. Между тем в материалы дела налогоплательщиком было представлено решение Межрайонной Инспекции ФНС N 4 по ХМАО-Югре от 02.09.2009 N 1498 об отказе в привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности. Из содержания названного решения усматривается, что налоговый орган в ходе проверки расчета по авансовым платежам по ЕСН за 1 квартал 2009 года установил то обстоятельство, что налогоплательщик неправомерно применил в названном периоде налоговые вычеты по ЕСН в размере сумм страховых взносов, поскольку по данным лицевого счета предприятия, страховые взносы, начисленные за отчетный период в размере 68859 руб., Обществом не уплачены. Обществом не представлено в материалы дела доказательств того, что названное решение налогового органа было оспорено и признано недействительным, что позволяет прийти к выводу о подтверждении названным решением наличия у Общества спорной недоимки по страховым взносам.

Довод Общества, изложенный в апелляционной жалобе о том, что требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов организаций - страхователей от 15.09.2009 N 513 не было направлено в его адрес в установленный законом трехмесячный срок и в материалах дела отсутствуют сведения о получении названного требования заинтересованным лицом, расценивается судом апелляционной инстанции как несостоятельный, в силу следующего.

В соответствии с пунктом 1 статьи 69 Налогового кодекса Российской Федерации требованием об уплате налога признается письменное извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога.

Согласно пунктам 5 и 6 указанной статьи требование об уплате налога направляется налогоплательщику налоговым органом, в котором налогоплательщик состоит на учете. Форма требования утверждается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов. Требование об уплате налога может быть передано руководителю (законному или уполномоченному представителю) организации или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку или иным способом, подтверждающим факт и дату получения этого требования.

Если указанными способами требование об уплате налога вручить невозможно, оно направляется по почте заказным письмом и считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.

ГУ - УПФ РФ в Советском районе ХМАО-Югры представило суду доказательства направления требования заказным письмом по юридическому адресу общества: г. Советский, мкр. Южная промзона.

Таким образом, орган Пенсионного фонда РФ доказал факт доведения до сведения страхователя требования с предложением уплатить недоимку и пени по страховым взносам.

Суд апелляционной инстанции считает необходимым отметить, что пропуск срока направления в адрес Общества требования об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов организаций - страхователей от 15.09.2009 N 513 не является основанием для отказа в удовлетворении требований заявителя.

Согласно пункту 1 статьи 45 Кодекса налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.

Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога.

В случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок производится взыскание налога за счет денежных средств, находящихся на счетах налогоплательщика в банке, в порядке, предусмотренном статьями 46 и 48 Кодекса, а также путем взыскания налога за счет иного имущества налогоплательщика в порядке, предусмотренном статьями 47 и 48 Кодекса.

Пунктом 1 статьи 70 НК РФ установлено, что требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено пунктом 2 настоящей статьи.

Пунктами 1, 3 статьи 46 Кодекса предусмотрено, что в случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок обязанность по уплате налога исполняется принудительно путем обращения взыскания на денежные средства налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя на счетах в банках.

Решение о взыскании принимается после истечения срока, установленного для исполнения обязанности по уплате налога, но не позднее 60 дней после истечения срока исполнения требования об уплате налога. Решение о взыскании, принятое после истечения указанного срока, считается недействительным и исполнению не подлежит. В этом случае налоговый орган может обратиться в суд с иском о взыскании с налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя причитающейся к уплате суммы налога.

Заявление может быть подано в суд в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате налога. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.

Решение о взыскании доводится до сведения налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя в срок не позднее пяти дней после вынесения решения о взыскании необходимых денежных средств.

В Постановлении Пленума ВАС РФ N 25 от 22.06.2006 года разъяснено, что срок давности взыскания налогов складывается из: срока на предъявление требования (статья 70 НК РФ) и срока на бесспорное взыскание налога за счет денежных средств (пункт 3 статьи 46 НК РФ). Срок на бесспорное взыскание начинает течь с момента истечения срока на добровольную уплату налога, который в свою очередь исчисляется с момента окончания срока, в течение которого требование об уплате налога должно было быть направлено налогоплательщику в соответствии со статьей 70 НК РФ.

Из изложенного следует, что взыскание налога - длящийся процесс. В рассматриваемой ситуации предельный срок принудительного взыскания неуплаченного налога и пени включает в себя: срок уплаты налога + 3 месяца на направление требования + 6 месяцев на обращение в суд за взысканием суммы недоимки или пени (итого 9 месяцев).

Как усматривается из материалов дела, Пенсионный фонд обратился в арбитражный суд за взысканием с Общества недоимки по страховым взносам за 1 квартал 2009 года.

В соответствии с пунктами 2, 6 статьи 24 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ “Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации“ страхователи ежемесячно производят начисление суммы авансовых платежей по страховым взносам, исходя из базы для начисления страховых взносов, исчисленной с начала расчетного периода, и тарифа страхового взноса, предусмотренного статьей 22 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ “Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации“.

Уплата сумм авансовых платежей производится ежемесячно в срок, установленный для получения в банке средств на оплату труда за истекший месяц, или в день перечисления денежных средств на оплату труда со счетов страхователя на счета работников, но не позднее 15-го числа месяца, следующего за месяцем, за который начисляется авансовый платеж по страховым взносам.

Разница между суммами авансовых платежей, уплаченными за отчетный (расчетный) период, и суммой страховых взносов, подлежащей уплате в соответствии с расчетом (декларацией), подлежит уплате не позднее 15 дней со дня, установленного для подачи расчета (декларации) за отчетный (расчетный период).

Данные об исчисленных и уплаченных суммах авансовых платежей страхователь отражает в расчете, представляемом не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным, в налоговый орган по форме, утвержденной Министерством финансов Российской Федерации по согласованию с Пенсионным фондом Российской Федерации.

Таким образом, Общество должно было не позднее 12 мая 2009 года (20 апреля + 15 дней) произвести оплату страховых взносов за 1 квартал 2009 года. Ранее названной даты заявитель о возникновении недоимки Общества узнать не мог. Именно с названной даты подлежит исчислять предельный срок для обращения Пенсионного фонда в арбитражный суд с настоящими требованиями, который истекает 12.02.2010 г. (12.05.2009 + 9 месяцев).

При названных обстоятельствах, апелляционный суд приходит к выводу, что на момент обращения Пенсионного фонда в суд первой инстанции с означенными требованиями (14.12.2009) заявитель не утратил права на взыскание спорной недоимки с Общества.

Кроме того, апелляционная инстанция считает необходимым отметить, что сроки для направления налогоплательщику требования об уплате налогов, установленные статьей 70 Налогового кодекса Российской Федерации, а также в пункте 1 статьи 25.1 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ сами по себе не являются пресекательными.

Также апелляционный суд не может согласиться с тем, что означенный спор необходимо рассматривать с участием налогового органа в качестве третьего лица.

Частью 1 статьи 51 АПК РФ установлено, что третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, могут вступить в дело на стороне истца или ответчика до принятия судебного акта, которым заканчивается рассмотрение дела в первой инстанции арбитражного суда, если этот судебный акт может повлиять на их права или обязанности по отношению к одной из сторон. Они могут быть привлечены к участию в деле также по ходатайству стороны или по инициативе суда.

Поскольку Обществом не заявлено доводов относительно того, какие обязанности могут возникнуть у налогового органа по отношению к сторонам спора, или какие права налогового органа могут быть измены вынесенным по результатам рассмотрения спора решением, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о правомерном рассмотрении судом первой инстанции настоящего спора без участия налогового органа.

Учитывая изложенное, арбитражный суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что, удовлетворив заявленное ГУ - УПФ РФ в Советском районе ХМАО-Югры требование, суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение.

Нормы материального права применены Арбитражным судом Ханты-Мансийского автономного округа - Югры правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено. Следовательно, оснований для отмены обжалуемого решения арбитражного суда не имеется, а потому апелляционная жалоба Общества удовлетворению не подлежит.

Судебные расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации относятся на ООО “СУ-881“. При принятии апелляционной жалобы к производству Восьмого арбитражного апелляционного суда Обществу была предоставлена отсрочка уплаты государственной пошлины, в связи с чем с него в доход федерального бюджета подлежит взысканию государственная пошлина в сумме 2000 руб.

Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд

постановил:

Решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 15.03.2010 по делу N А75-13478/2009 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Взыскать общества с ограниченной ответственностью “Строительное управление-881“, имеющего ОГРН 1048600305071, ИНН 8622009860, находящегося по адресу: 628240, Ханты-Мансийский автономный округ - Югры, Советский район, г. Советский, мкр. Южная промзона, в доход федерального бюджета государственную пошлину за рассмотрение апелляционной жалобы в размере 2 000 руб.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.

Председательствующий

Л.А.ЗОЛОТОВА

Судьи

Н.Е.ИВАНОВА

Е.П.КЛИВЕР