Решения и постановления судов

Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 25.06.2010 по делу N А75-2827/2010 По делу о привлечении к ответственности по части 2 статьи 14.1 КоАП РФ за осуществление предпринимательской деятельности по организации и проведению азартных игр без специального разрешения (лицензии).

ВОСЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 25 июня 2010 г. по делу N А75-2827/2010

Резолютивная часть постановления объявлена 18 июня 2010 года.

Постановление изготовлено в полном объеме 25 июня 2010 года.

Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:

Председательствующего судьи Киричек Ю.Н.,

судей Ивановой Н.Е., Рыжикова О.Ю.,

при ведении протокола судебного заседания: секретарем Михайловой Н.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-3836/2010) общества с ограниченной ответственностью “Планета“ (до 01.04.2010 “Планета игр“) на решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 07.04.2010 по делу N А75-2827/2010 (судья Кущева Т.П.), принятое по заявлению Ишимского межрайонного прокурора к обществу с ограниченной ответственностью “Планета игр“ о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

при участии в судебном заседании представителей:

от общества с ограниченной ответственностью “Планета“ - Чистов А.А. (паспорт серия <...>, доверенность б/н от 16.04.2010 сроком действия 3 года);

от Ишимского межрайонного прокурора - не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом;

установил:

Решением от 07.04.2010 по делу N А75-2827/2010 Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа удовлетворил заявленные Ишимским межрайонным прокурором (далее - Прокурор, заявитель) требования, привлек общество с ограниченной ответственностью “Планета игр“ (далее ООО “Планета игр“, Общество, ответчик) к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в виде административного штрафа в размере 40 000 руб.

В обоснование принятого решения суд первой инстанции указал на подтвержденный материалами дела факт совершения ООО “Планета игр“ административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и наличии оснований конфискации изъятого у Общества лотерейного оборудования в количестве 19 единиц.



При принятии решения суд первой инстанции пришел к выводу о том, что основным признаком, позволяющим отличить игровое оборудование от лотерейного, является случайное определение самим участником лотереи материального выигрыша без участия организатора азартных игр или его работников. Принимая во внимание, что материальный выигрыш в используемом Обществом оборудовании определяется случайно самим оборудованием, без участия организатора азартных игр или его работников, суд первой инстанции заключил, что используемое ответчиком оборудование является игровым, а осуществляемая им деятельность представляет собой деятельность по организации и проведению азартных игр.

В апелляционной жалобе Общество, ссылаясь на несоответствие выводов, изложенных в решении суда, фактическим обстоятельствам дела, неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела, нарушение судом норм материального и процессуального права, просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований Прокурора.

По мнению подателя жалобы, совершение ООО “Планета игр“ административного правонарушения, в рамках срока давности привлечения к административной ответственности не подтверждается материалами дела.

Ответчик считает, что выводы суда первой инстанции о том, что деятельность ООО “Планета игр“ представляет собой деятельность по организации и проведению азартных игр, а само оборудование, используемое для проведения стимулирующей лотереи, является игровым, являются недоказанными, а конфискацию лотерейного оборудования - незаконной так, как оно не принадлежит ответчику на праве собственности и не является изготовленной продукцией, орудием производства, или сырьем.

В письменном отзыве Прокурор отклонил доводы апелляционной жалобы, считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, просил оставить его без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

До начала рассмотрения апелляционной жалобы по существу в судебном заседании подателем апелляционной жалобы в порядке статьи 48 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации было заявлено ходатайство о процессуальном правопреемстве, подтвержденное следующими документами: Решением N 1 от 24.03.2010 участника ООО “Планета Игр“ об изменении наименования ООО “Планета Игр“ на ООО “Планета“, свидетельством о внесении записи о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица от 01.04.20010.

Рассмотрев указанное ходатайство в судебном заседании суда апелляционной инстанции, суд счел его подлежащим удовлетворению, и в порядке статьи 48 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации произвел замену ответчика - ООО “Планета Игр“ на его правопреемника ООО “Планета“.

В судебном заседании представитель Общества поддержал доводы и требования апелляционной жалобы.

Прокурор, надлежащим образом извещенный о месте и времени рассмотрения дела в порядке апелляционного обжалования, в судебное заседание не явился, ходатайства об отложении слушания по делу не представлено.

В порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации рассмотрение апелляционной жалобы проведено в отсутствие указанного лица.

Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, апелляционную жалобу, отзыв, выслушав представителя ответчика установил следующие обстоятельства.

Согласно выписке из государственного реестра всероссийских лотерей, ООО “Прометей“ предоставлено право проводить на территории Российской федерации стимулирующую лотерею “Лотомания“.

На основании контракта с оператором N 0284 негосударственной всероссийской тиражной стимулирующей лотереи от 20.01.2001 ООО “Прометей“ передало ООО “Планета игр“ право на распространение на территории Российской Федерации товара, с реализацией которого связано проведение стимулирующей лотереи “Лотомания“, а также право проведения указанной лотереи.

В КУСП МУВД “Ишимское“ 25.01.2009 был зарегистрирован рапорт СОД МУВД “Ишимское“ лейтенанта милиции Терентьева С.А. о том, что по ул. Артиллерийская, 17 г. Ишими осуществляет свою деятельность салон игровых автоматов.

В соответствии с договором N 2-10 субаренды нежилого помещения от 28.12.2009 ООО “Планета игр“ приняло во временное пользование от ООО “ЖАР ПТИЦА“ отдельное помещение магазина, расположенное по адресу: г. Ишим, ул. Артиллерийская, 17, для использования под салон для проведения стимулирующей лотереи.



Сотрудниками ОБЭП МУВД “Ишимское“ была проведена проверка соблюдения требований федерального законодательства, регулирующего деятельность по организации и проведению азартных игр ООО “Планета игр“ в помещении по адресу: г. Ишим, ул. Артиллерийская, 17.

Протоколом осмотра места происшествия от 25.01.2010 зафиксировано наличие в помещении по указанному адресу лототронов в количестве 19 единиц, подключенных к системе энергопитания и находящиеся в рабочем состоянии.

В ходе проверки установлено, что ООО “Планета игр“ посетителям, приобретшим полиграфическую продукцию в виде вип-закладок, какой либо чек о приобретении товара, дающий основание для участия в лотерее, не выдавался. Приобретенная продукция предъявлялась оператору, после чего денежные средства зачислялись в игровой автомат из расчета 1 бонусный балл = 1 рубль. В процессе игры участнику предоставлялось право с помощью клавиш управления выставлять значение баллов, запускать автомат несколько раз. В случае выигрыша, выдача денежных средств победителю осуществлялась сотрудницей салона на месте. Данные обстоятельства свидетельствуют о том, что участникам лотереи предоставлена возможность игры на игровом оборудовании с определенной степенью риска.

Таким образом, сотрудниками ОБЭП МУВД “Ишимское“ было установлено, что ООО “Планета игр“ под предлогом проведения стимулирующей лотереи “Лотомания“, осуществляет деятельность по организации и проведению азартных игр с использованием игровых автоматов без специального разрешения (лицензии) в помещении по адресу г. Ишим, ул. Артиллерийская, 17.

По результатам проверки в отношении ООО “Планета игр“ Прокурором вынесено постановление от 02.03.2010 о возбуждении производства об административном правонарушении предусмотренном частью 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

На основании данного постановления Прокурор обратился в арбитражный суд с заявлением о привлечении ООО “Планета игр“ к административной ответственности.

07.04.2010 Арбитражный суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры принял решение, являющиеся предметом апелляционного обжалования по данному делу.

Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, исходя из следующего.

В соответствии с частью 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна), влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой.

В соответствии с частями 1 и 2 статьи 5 Федерального закона от 29.12.2006 N 244-ФЗ “О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации“ деятельность по организации и проведению азартных игр может осуществляться исключительно организаторами азартных игр при соблюдении требований, предусмотренных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами и исключительно в игорных заведениях, соответствующих установленным требованиям.

Игорные заведения (за исключением букмекерских контор и тотализаторов) могут быть открыты исключительно в игорных зонах в порядке, установленном настоящим Федеральным законом (часть 4 статьи 5 Федерального закона от 29.12.2006 N 244-ФЗ “О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации“).

Согласно части 2 статьи 9 Федерального закона от 29.12.2006 N 244-ФЗ “О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации“ игорные зоны создаются на территориях следующих субъектов Российской Федерации: Алтайский край; Приморский край; Калининградская область; Краснодарский край и Ростовская область.

При этом в силу пункта 3 части 1 статьи 3, пункта 8 статьи 4, статьи 13 Федерального закона от 29.12.2006 N 244-ФЗ “О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации“ деятельность по организации и проведению азартных игр в игорной зоне осуществляется на основании разрешения, выдаваемого органом управления игорной зоной в соответствии с законодательством субъекта Российской Федерации (соглашением между органами государственной власти соответствующих субъектов Российской Федерации), в том числе путем проведения аукциона или конкурса, и предоставляющего организатору азартных игр право осуществлять деятельность по организации и проведению азартных игр в одной игорной зоне без ограничения количества и вида игорных заведений.

Как следует из материалов дела и апелляционной жалобы, ответчик не согласен с Прокурором, квалифицирующим деятельность Общества (лотерейного агента) как деятельность по организации игорного бизнеса.

Суд апелляционной инстанции находит правомерной позицию суда первой инстанции о том, что вышеназванная деятельность привлекаемого к ответственности лица не относится к деятельности по организации (проведению) лотереи.

Правовое регулирование деятельности в области проведения лотереи осуществляется Федеральным законом от 11.11.2003 N 138-ФЗ “О лотереях“, правовое регулирование деятельности по проведению азартных игр с использованием игровых автоматов - Федеральным законом от 29.12.2006 N 244 “О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации“.

В соответствии с Федеральным законом от 11.11.2003 N 138-ФЗ “О лотереях“:

- лотерея - игра, которая проводится в соответствии с договором и в которой одна сторона (организатор лотереи) проводит розыгрыш призового фонда лотереи, а вторая сторона (участник лотереи) получает право на выигрыш, если она будет признана выигравшей в соответствии с условиями лотереи. Договор между организатором лотереи и участником лотереи заключается на добровольной основе и оформляется выдачей лотерейного билета, квитанции, другого документа или иным предусмотренным условиями лотереи способом (пункт 1 статьи 2 Федерального закона от 11.11.2003 N 138-ФЗ “О лотереях“);

- выигрыш - часть призового фонда лотереи, определяемая согласно условиям лотереи, выплачиваемая в денежной форме участнику лотереи, передаваемая (в натуре) в собственность или предоставляемая участнику лотереи, признанному выигравшим в соответствии с условиями лотереи; (пункт 2 статьи 2 Федерального закона от 11.11.2003 N 138-ФЗ “О лотереях“);

- розыгрыш призового фонда лотереи - процедура, которая проводится организатором лотереи или по его поручению оператором лотереи с использованием лотерейного оборудования, которая основана на принципе случайного определения выигрышей и с помощью которой определяются выигравшие участники лотереи и подлежащие выплате, передаче или предоставлению этим участникам выигрыши (пункт 4 статьи 2 Федерального закона от 11.11.2003 N 138-ФЗ “О лотереях“);

- проведение лотереи - осуществление мероприятий, включающих в себя заключение договоров (контрактов) с оператором лотереи, изготовителем лотерейных билетов, изготовителем лотерейного оборудования, программных продуктов и (или) иных необходимых для проведения лотереи договоров (контрактов), распространение лотерейных билетов и заключение договоров с участниками лотереи, розыгрыш призового фонда лотереи, экспертизу выигрышных лотерейных билетов, выплату, передачу или предоставление выигрышей участникам лотереи (пункт 8 статьи 2);

- лотерейное оборудование - оборудование, специально изготовленное и используемое для проведения лотереи, или оборудование, оснащенное лотерейными программами (пункт 14 статьи 2 Федерального закона от 11.11.2003 N 138-ФЗ “О лотереях“).

В соответствии с Федеральным законом от 29.12.2006 N 244 “О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации“:

- азартная игра - основанное на риске соглашение о выигрыше, заключенное двумя или несколькими участниками такого соглашения между собой либо с организатором азартной игры по правилам, установленным организатором азартной игры (пункт 1 статьи 4 Федерального закона от 29.12.2006 N 244 “О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации“);

- ставка - это денежные средства, передаваемые участником азартной игры организатору азартной игры или другому участнику азартной игры и служащие условием участия в азартной игре в соответствии с правилами, установленными организатором азартной игры (пункт 3 статьи 4 Федерального закона от 29.12.2006 N 244 “О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации“);

- выигрыш - денежные средства или иное имущество, в том числе имущественные права, подлежащие выплате или передаче участнику азартной игры при наступлении результата азартной игры, предусмотренного правилами, установленными организатором азартной игры (пункт 4 статьи 4 Федерального закона от 29.12.2006 N 244 “О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации“);

- деятельность по организации и проведению азартных игр - деятельность, направленная на заключение основанных на риске соглашений о выигрыше с участниками азартных игр и (или) организацию заключения таких соглашений между двумя или несколькими участниками азартной игры (пункт 6 статьи 4 Федерального закона от 29.12.2006 N 244 “О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации“);

- участник азартной игры - физическое лицо, принимающее участие в азартной игре и заключающее основанное на риске соглашение о выигрыше с организатором азартной игры или другим участником азартной игры (пункт 10 статьи 4 Федерального закона от 29.12.2006 N 244 “О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации“);

- игровое оборудование - устройства или приспособления, используемые для проведения азартных игр (пункт 16 статьи 4 Федерального закона от 29.12.2006 N 244 “О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации“);

- игровой автомат - игровое оборудование (механическое, электрическое, электронное или иное техническое оборудование), используемое для проведения азартных игр с материальным выигрышем, который определяется случайным образом устройством, находящимся внутри корпуса такого игрового оборудования, без участия организатора азартных игр или его работников (пункт 18 статьи 4 Федерального закона от 29.12.2006 N 244 “О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации“).

Исходя из анализа изложенных положений, определяющих понятие лотереи и азартной игры, а также определяющих понятия лотерейного оборудования и игрового автомата суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.

Игровые автоматы предназначены для проведения азартных игр, в которых основными операциями являются прием ставок, проведение игры и выплата выигрыша.

Лотерейные автоматы предназначены для проведения лотереи, а не азартной игры, их функции ограничены продажей лотерейных билетов и (или) выдачей денежного приза по выигрышным билетам.

В отличие от игрового автомата на лотерейном нет устройства, определяющего случайным образом выигрыш, он определяется до проведения лотереи по правилам организатора лотереи.

Игровой автомат предполагает непосредственное участие игрока, его управление процессом игры, комбинацией символов. Суть азартной игры состоит в случайном выпадении последовательности условных символов, в зависимости от комбинации которых клиент либо теряет денежные средства, зачисленные на его баланс, либо его баланс увеличивается, то есть клиент получает выигрыш. Лицо самостоятельно управляет игрой при помощи нажатия клавиши клавиатуры. Сумма, оставшаяся на балансе клиента после окончания игры, выплачивается оператором клиенту. Клиент имеет право забрать зачисленные им средства в любое время, если на счете будет положительный баланс.

Напротив, проведение лотереи не допускает участие физического лица в качестве лица, определяющего условия выпадения выигрышной комбинации, данное лицо не может влиять на проведение лотереи, не может управлять лотерейным оборудованием.

Игровой автомат предполагает наличие в его корпусе устройства, определяющее выигрыш случайным образом без участия организатора азартных игр или его работников.

Как установлено судом первой инстанции, следует из постановления о возбуждении производства об административном правонарушении от 02.03.2010, объяснений директора Общества Кремлева Д.Л., правил участия в стимулирующей лотерее “Лотомания“, клиент самостоятельно определяет денежную сумму, подлежащую внесению в автомат, в качестве бонусных балов по соотношению 1 рубль - 1 балл. Количество таких бонусных баллов определяется стоимостью приобретенного физическим лицом товара; введение в автомат бонусных баллов осуществляется работниками Общества, после чего определение выигрышной комбинации символов и размера выигрыша не зависит от работников Общества. Физическое лицо - клиент после зачисления бонусных баллов лично путем неоднократного нажатия клавиш управления может фиксировать определенные комбинации, увеличивать количество бонусных баллов и суммы выигрыша.

Таким образом, управление процессом определения выигрышной комбинации участником лотереи, а не работником общества, зачисление баллов в автомат, которые в последующем формируют сумму выигрыша и непосредственно влияют на его размер, а также возможность участника забрать выигрыш в любой момент, свидетельствуют о наличии признаков азартной игры.

Согласно Протокола изъятия от 03.03.2010 у ООО “Планета игр“ изъято лотерейное оборудование в количестве 19 единиц: модель “LOT-1000 м“ N 025439 18.06.2009 года изготовления, модель “LOT-1000 м“ N 024725 19.06.2009 года изготовления, модель “LOT-1000 м“ N 025431 20.06.2009 года изготовления, модель “LOT-1000 м“ N 024632 22.06.2009 года изготовления, модель “LOT-1000 м“ N 024698 19.06.2009 года изготовления, модель “LOT-1000 м“ N 024721 22.06.2009 года изготовления, модель “LOT-1000 м“ N 025178 20.06.2009 года изготовления, модель “LOT-1000 м“ N 025162 22.06.2009 года изготовления, модель “LOT-1000 м“ N 02186 18.06.2009 года изготовления, модель “LOT-1000 м“ N 02157 10.06.2009 года изготовления, модель “LOT-1000 м“ N 024669 19.06.2009 года изготовления, 4 модель “LOT-1000 м“ N 024758 22.06.2009 года изготовления, модель “LOT-1000 м“ N 024747 08.06.2009 года изготовления, модель “LOT-1000 м“ N 024859 22.06.2009 года изготовления, модель “LOT-2000 SM“ N 04832611, модель “LOT-2000 SM“ N 04832692, модель “LOT-2000 SM“ N 04832716, модель “LOT-2000 SM“ N 04832633, модель “LOT-2000 SM“ N 04832771, которое оставлено на хранение в складском помещении МУП “Спецавтохозяйтсво“ по адресу: Тюменская область, г. Ишим, ул. Казанская, д. 44.

Учитывая изложенное, и принимая во внимание алгоритм фактического использования данного оборудования, суд апелляционной инстанции находит обоснованным вывод суда первой инстанции о том, что используемое Обществом оборудование является игровым, а осуществляемая им деятельность представляет собой деятельность по организации и проведению азартных игр.

Согласно части 9 статьи 16 Федерального закона от 29.12.2006 N 244 “О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации“ деятельность игорных заведений, не имеющих разрешения на осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр в игорной зоне, должна быть прекращена до 1.07.2009, за исключением букмекерских контор и тотализаторов, соответствующих требованиям данного Федерального закона.

Поскольку разрешение на осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр в игорной зоне у ООО “Планета игр“ отсутствует, действия Общества правильно квалифицированы Прокурором по части 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, как осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения, если такое разрешение обязательно, что и было осуществлено Прокурором.

В апелляционной жалобе ООО “Планета игр“ в качестве оснований подтверждения своей позиции о незаконности привлечения его к административной ответственности, ссылаясь на имеющиеся в материалах дела сертификат соответствия N РОСС RU.АВ57.Н00458 на платы электронные для лотерейного оборудования, сертификат соответствия N РОСС RU.АИ83.ВО3883 на лотерейное оборудование (лототроны), технические паспорта на лотерейное оборудование (лототрон), указывает на то, что используемые Обществом лототроны полностью соответствуют требованиям, предъявляемым для лотерейного оборудования.

Суд апелляционной инстанции находит указанную позицию подателя жалобы несостоятельной, поскольку наличие сертификатов лотерейного оборудования не имеет значение для целей рассмотрения настоящего спора, так как в силу Федерального закона от 11.11.2003 N 138-ФЗ “О лотереях“ лотерейное оборудование не подлежит сертификации, как это предусмотрено для игровых автоматов, которые должны быть сертифицированы в обязательном порядке.

Кроме того, в тексте представленных сертификатов, полученных в системе добровольной сертификации, не отражены признаки, по которым лототроны признаны соответствующими Закону о лотереях и иным подзаконным актам.

Также апелляционный суд находит несостоятельной позицию подателя жалобы о том, что срок давности привлечения ООО “Планета игр“ в административной ответственности истек.

Согласно части 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев (по делу об административном правонарушении, рассматриваемому судьей, - по истечении трех месяцев) со дня совершения административного правонарушения. При длящемся административном правонарушении сроки, предусмотренные частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, начинают исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения (части 2 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).

В данном случае деятельность обособленного подразделения ООО “Планета игр“ по организации и проведению азартных игр по адресу: г. Ишим, ул. Артиллерийская, 17, является длящимся правонарушением, о котором правоохранительным органам стало известно 25.01.2010.

Постановление о возбуждении дела об административном правонарушении по части 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении ООО “Планета игр“ вынесено Прокурором - 02.03.2010.

Решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры по делу об административном правонарушении вынесено 07.04.2010.

Кроме того, частью 4 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрено, что, в случае отказа в возбуждении уголовного дела, но при наличии в действиях лица признаков административного правонарушения сроки, предусмотренные частью 1 настоящей статьи, начинают исчисляться со дня принятия решения об отказе в возбуждении уголовного дела. По факту осуществления ООО “Планета игр“ предпринимательской деятельности МУВД “Ишимское“ проводилась проверка в порядке статей 144 - 145 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, по результатам которой 02.03.2010 принято решение об отказе в возбуждении уголовного дела.

Следовательно, сроки давности привлечения ООО “Планета игр“ к административной ответственности должны исчисляться со 02.03.2010. На момент вынесения судом решения по делу об административном правонарушении, то есть 07.04.2010 года, сроки давности привлечения к административной ответственности не истекли.

Доводы ответчика о том, что дело об административном правонарушении по части 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении ООО “Планета игр“ возбуждено 25.01.2010 - дата составления протокола осмотра места происшествия, несостоятельны.

В соответствии с пунктом 1 части 4 статьи 28.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях дело об административном правонарушении действительно считается возбужденным с момента составления протокола осмотра места совершения административного правонарушения. Однако в рассматриваемом случае протокол осмотра места совершения административного правонарушения не составлялся, а был составлен протокол осмотра места происшествия в рамках проверки в порядке статей 144 - 145 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, при этом составление протокола осмотра места происшествия не влечет за собой возбуждение производства об административном правонарушении.

Таким образом, дело об административном правонарушении по части 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении ООО “Планета игр“ считается возбужденным - 02.03.2010 года, с момента вынесения прокурором постановления о возбуждении дела об административном правонарушении (пункт 3 части 4 статьи 28.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).

Не может служить основанием для отмены решения суда первой инстанции довод апелляционной жалобы о незаконной конфискации лотерейного оборудования, не принадлежащего ответчику на праве собственности.

Из содержания пункта 15.1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 “О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях“ следует, что в соответствии с частью 3 статьи 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в постановлении по делу об административном правонарушении должны быть решены вопросы об изъятых вещах и документах, а также о вещах, на которые наложен арест, если в отношении них не применено или не может быть применено административное наказание в виде конфискации или возмездного изъятия.

Как конфискация, так и возмездное изъятие орудия совершения или предмета административного правонарушения являются видами административных наказаний (статьи 3.2, 3.6, 3.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях), а, следовательно, могут быть применены арбитражным судом только при принятии решения о привлечении лица к административной ответственности и назначении административного наказания и только в том случае, если один из этих видов административных наказаний предусмотрен соответствующей статьей (частью статьи) Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Однако следует учитывать, что в рамках рассмотрения данных дел не подлежат разрешению споры, связанные с определением законного владельца вещей и документов.

Поскольку по результатам рассмотрения настоящего дела в суде первой инстанции принято решение о привлечении ООО “Планета игр“ к административной ответственности, Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры правомерно пришел к выводу о необходимости конфискации изъятого имущества.

Оценив в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные в материалы дела доказательства, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что порядок привлечения Общества к административной ответственности соблюден, сроки привлечения к административной ответственности, предусмотренные статьей 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не истекли, наказание назначено в пределах санкции, установленной частью 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Суд первой инстанции полно и всесторонне исследовал обстоятельства дела и принял законное и обоснованное решение в соответствии с нормами материального и процессуального права, у апелляционной инстанции отсутствуют основания для переоценки выводов суда первой инстанции и отмены решения.

Судебные расходы судом апелляционной инстанции не распределяются, поскольку жалобы на решения арбитражного суда по делам, вытекающим из административных правоотношений, государственной пошлиной не облагаются.

На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд

постановил:

Решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 07.04.2010 по делу N А75-2827/2010 оставить без изменения, а“елляционную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.

Председательствующий

Ю.Н.КИРИЧЕК

Судьи

Н.Е.ИВАНОВА

О.Ю.РЫЖИКОВ