Решения и определения судов

Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.04.2010 по делу N А55-32117/2009 По делу о взыскании суммы субсидии, перечисленной на софинансирование объектов капитального строительства муниципальной собственности.

ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 23 апреля 2010 г. по делу N А55-32117/2009

Резолютивная часть постановления объявлена 19 апреля 2010 года.

Постановление в полном объеме изготовлено 23 апреля 2010 года.

Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Филипповой Е.Г., судей Кувшинова В.Е., Поповой Е.Г.,

при ведении протокола судебного заседания Финогентовой А.С., с участием:

от министерства экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области - представителя Достибегян К.З. (доверенность от 12 октября 2009 года),

от администрации муниципального района Елховский Самарской области - представителей Аюпова Р.Н. (доверенность от 15 марта 2010 года), Капустиной Г.Н. (доверенность от 16 апреля 2010 года), Фроловского Г.М. (доверенность от 26 февраля 2010 года),

от третьих лиц: министерства
управления финансами Самарской области - представитель не явился, извещено,

от ООО Центр “Стратегия“ - представителей Ушаковой Г.А. (доверенность от 02 марта 2010 года), Шейфер М.М. (ордер N 059283),

рассмотрев в открытом судебном заседании 19 апреля 2010 года апелляционную жалобу администрации муниципального района Елховский Самарской области

на решение Арбитражного суда Самарской области от 29 января 2010 года по делу N А55-32117/2009, судья Степанова И.К., принятое по заявлению министерства экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области, г. Самара, к администрации муниципального района Елховский Самарской области, с. Елховка, третьи лица: министерство управления финансами Самарской области, г. Самара, ООО Центр “Стратегия“, г. Самара,

о взыскании 16 019 000 руб.,

установил:

Министерство экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области (далее - министерство экономического развития, инвестиций и торговли) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением о взыскании с администрации муниципального района Елховский Самарской области (далее - администрация) 16 019 000 руб., ссылаясь на заключенное между ним и администрацией дополнительное соглашение N 2, которым уменьшена сумма предоставляемой субсидии по объекту “Строительство очистных сооружений и сетей канализации в районном центре Елховка“ до 1 501 000 рублей, и нецелевое использование перечисленных истцом денежных средств (т. 1, л.д. 2 - 9).

Определениями суда от 18 ноября 2009 года и от 18 декабря 2009 года к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: министерство управления финансами Самарской области (далее - министерство управления финансами) и ООО Центр “Стратегия“ (т. 1, л.д. 59, 68).

Решением суда от 29 января 2010 года заявление министерства экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области удовлетворено, с
администрации муниципального района Елховский Самарской области взысканы средства областного бюджета в размере 16 019 000 рублей.

В апелляционной жалобе администрация муниципального района Елховский просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт, ссылаясь на неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела, а также то, что окончание срока действия соглашения не влечет прекращения обязательств администрации по обеспечению целевого и эффективного использования полученных субсидий; нецелевого расходования бюджетных средств не допущено.

В отзывах на апелляционную жалобу министерство экономического развития, инвестиций и торговли, министерство управления финансами просят оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения, ссылаясь на законность и обоснованность обжалуемого решения суда.

В отзыве на апелляционную жалобу ООО Центр “Стратегия“ поддержало требования, изложенные в апелляционной жалобе.

Дело рассмотрено в соответствии с требованиями ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителя министерства управления финансами, надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного разбирательства.

В судебном заседании представитель администрации поддержал доводы апелляционной жалобы, просил решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.

Представитель министерства экономического развития, инвестиций и торговли возражал против удовлетворения апелляционной жалобы и просил оставить решение суда без изменения.

Представитель ООО Центр “Стратегия“ поддержал доводы апелляционной жалобы.

Проверив материалы дела, выслушав пояснения представителей лиц, участвующих в деле, арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.

Согласно ст. 28 Бюджетного кодекса Российской Федерации бюджетная система Российской Федерации основана на принципах эффективности и экономности использования бюджетных средств, адресности и целевого характера бюджетных средств.

В соответствии со ст. 139 Бюджетного кодекса Российской Федерации под субсидиями местным бюджетам из бюджета
субъекта Российской Федерации понимаются межбюджетные трансферты, предоставляемые бюджетам муниципальных образований в целях софинансирования расходных обязательств, возникающих при выполнении полномочий органов местного самоуправления по вопросам местного значения.

В силу ч. 3 ст. 19 Закона Самарской области от 28 декабря 2005 года N 235-ГД “О бюджетном устройстве и бюджетном процессе в Самарской области“ субсидии местным бюджетам предоставляются главным распорядителем средств областного бюджета на основании соглашений, заключенных ими с уполномоченным органом местного самоуправления.

В соответствии со ст. 289 Бюджетного кодекса Российской Федерации бюджетные средства, используемые не по целевому назначению, подлежат бесспорному изъятию.

Как следует из материалов дела, между министерством экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области и администрацией муниципального района Елховский Самарской области заключено соглашение N 34 от 17 марта 2008 года о порядке предоставления субсидий местному бюджету на софинансирование объектов капитального строительства муниципальной собственности, предусмотренных приложением 3 к Закону Самарской области “Об областном бюджете на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов“ (далее - соглашение), в соответствии с которым размер субсидии по объекту Строительство очистных сооружений и сетей канализации в районном центре Елховка (далее - объект) составил 58 425 000 руб. (т. 1, л.д. 12 - 18).

В соответствии с пунктами 2.2.6 и 2.2.9 соглашения администрация обязана освоить и обеспечить целевое и эффективное использование полученных субсидий в текущем финансовом году, то есть в 2008 году.

Во исполнение пунктов 2.1.2 и 2.1.4 соглашения истцом в мае 2008 года администрации был перечислен авансовый платеж в размере 17 520 000 руб. платежным поручением от 05 мая 2008 года N 288 (т. 1, л.д. 26).

Администрацией (заказчик) заключен договор
строительного подряда от 25 марта 2005 года N 11 с ООО Центр “Стратегия“ (подрядчик) для выполнения работ по строительству очистных сооружений и сетей канализации в районном центре Елховка Самарской области, к которому были заключены три дополнительных соглашения - от 14 мая 2007 года N 1; от 22 июня 2007 года N 2; от 21 мая 2008 года N 3 (т. 1, л.д. 27 - 37).

На основании пункта 2 дополнительного соглашения от 21 мая 2008 года N 3 к договору администрация должна выплатить подрядчику авансовый платеж в размере 18442500 руб. Справкой о стоимости выполненных работ и затрат от 30 апреля 2008 года N 1 подрядчик подтвердил администрации расходование денежных средств в размере 1500263,80 руб. (т. 1, л.д. 68 - 70).

Платежным поручением от 30 мая 2008 года N 245 администрацией на счет подрядчика перечислен авансовый платеж в размере 18 316 121,60 руб. (т. 1, л.д. 38), из них: 17520000 руб. - средства областного бюджета, перечисленные в 2008 году, и 796 122 руб. - остаток средств областного бюджета по состоянию на 01 января 2008 года. При этом подрядчиком подтвержден факт выполненных работ только на сумму 1 500 263,80 руб.

В июне 2008 года администрация представила министерству акт выполненных работ на общую сумму 1 500 263,80 руб. (т. 1, л.д. 141 - 145).

Платежным поручением от 11 июня 2008 года N 467 (т. 1, л.д. 39) министерством на счет администрации были перечислены дополнительные денежные средства в размере 1 050 180 руб.

Между министерством экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области и администрацией 12 сентября 2008 года было
заключено дополнительное соглашение N 1, которым внесены изменения в соглашение в части уменьшения суммы предоставляемой субсидии по объекту до 58 400 000 руб. (т. 1, л.д. 19 - 22).

По состоянию на 31 декабря 2008 года дополнительные акты выполненных работ министерству экономического развития, инвестиций и торговли представлены не были, следовательно, администрация не подтвердила министерству факт освоения средств областного бюджета в 2008 году в размере 16 019 736,2 руб. (17 520 000 руб. - 1 500 263,80 руб.).

Данное обстоятельство подтверждается также актом от 07 ноября 2008 года проверки целевого и эффективного использования средств областного бюджета, выделенных администрации муниципального района Елховский Самарской области на строительство очистных сооружений и сетей канализации в районном центре Елховка, проведенной управлением внутреннего аудита министерства в период с 06 ноября 2008 года по 07 ноября 2008 года (т. 1, л.д. 97 - 107).

Факт неосвоения денежных средств в полном объеме в установленные сроки подтверждается и актом от 26 декабря 2008 года визуального осмотра с проведением выборочных контрольных обмеров на объекте: по строительству очистных сооружений и сетей канализации в районном центре Елховка, проведенным контрольно-ревизионным управлением министерства управления финансами совместно с управлением внутреннего аудита министерства экономического развития, инвестиций и торговли (т. 1, л.д. 108 - 109), а также актом проверки использования средств областного бюджета, выделенных министерству экономического развития, инвестиций и торговли на строительство очистных сооружений и сетей канализации в районном центре Елховка за период с 01 января 2005 года по 06 февраля 2009 года, проведенной контрольно-ревизионным управлением министерства управления финансами в период со 02 февраля 2009 года по 06 февраля 2009 года
(т. 1, л.д. 111 - 124).

В целях эффективного использования средств областного бюджета Законом Самарской области “О внесении изменений в Закон Самарской области “Об утверждении областной целевой программы “Жилище“ на 2006 - 2010“ годы от 25 декабря 2008 года N 154-ГД (т. 1, л.д. 42 - 54) внесены изменения в Закон Самарской области “Об утверждении областной целевой программы “Жилище“ на 2006 - 2010 годы“ от 11 июля 2006 года N 86-ГД, согласно которым лимит капитальных вложений по объекту был уменьшен и составил 1501000 руб.

Министерство экономического развития, инвестиций и торговли письмом от 10 декабря 2008 года N 7-16/943 (т. 1, л.д. 71) уведомило администрацию о перераспределении лимитов бюджетных инвестиций: об уменьшении объема бюджетных ассигнований на объект с суммы 58 400 000 руб. до 1 501 000 руб. с одновременным указанием на необходимость возврата администрацией неосвоенных средств областного бюджета в сумме 17069 180 руб.

Администрацией 16 декабря 2008 года возвращены министерству экономического развития, инвестиций и торговли денежные средства в размере 1 050 180 руб. платежным поручением от 16 декабря 2008 года N 11 (т. 1, л.д. 40). Вместе с тем администрацией после перечисления подрядчику авансового платежа в сумме 18 316 121,60 руб. не получено от него актов о выполненных работах, подтверждающих расходование средств областного бюджета, кроме подтверждения суммы 1 500 263,80 руб.

Администрацией 24 декабря 2008 года было направлено министерству экономического развития, инвестиций и торговли письмо N 4142, согласно которому стоимость объема выполненных работ на объекте возросла с 1 500 260 руб. до 13 810 240 руб. без представления актов о выполненных работах в обоснование
роста объемов (т. 1, л.д. 72).

Администрация 29 декабря 2008 года в целях софинансирования строительства объекта платежным поручением N 596 (т. 1, л.д. 41) перечислила из местного бюджета на счет подрядчика денежные средства в размере 236 908 руб.

Министерством экономического развития, инвестиций и торговли и администрацией 31 декабря 2008 года было заключено дополнительное соглашение N 2, которым внесены изменения в соглашение в части уменьшения суммы предоставляемой субсидии по объекту до 1501000 руб. (т. 1, л.д. 23 - 26).

В связи с необходимостью возврата в областной бюджет средств областного бюджета, предоставленных в виде субсидии местному бюджету на софинансирование объекта, администрацией подано исковое заявление в Арбитражный суд Самарской области о расторжении договорных обязательств с подрядчиком и взыскании неосвоенных денежных средств (т. 1, л.д. 55 - 62).

Решением Арбитражного суда Самарской области от 14 апреля 2009 года иск в части расторжения договора подряда N 11 от 25 марта 2005 года оставлен без рассмотрения (т. 1, л.д. 63 - 64) в связи с непредставлением администрацией доказательств соблюдения требований ч. 2 ст. 452 Гражданского кодекса Российской Федерации о направлении ответчику (подрядчику) предложения расторгнуть спорный договор подряда.

Письмом от 20 марта 2009 года N 783 администрацией в адрес подрядчика была направлена претензия о расторжении договорных обязательств и возврате денежных средств областного бюджета в размере 15 314 868,07 руб. (т. 1, л.д. 65 - 66). Каких-либо дальнейших действий по возврату перечисленных подрядчику денежных средств администрацией не принято.

Таким образом, по состоянию на 31 декабря 2008 года администрация не подтвердила и не обосновала использование средств областного бюджета в размере 16 019 000 руб. (17
520 000 руб. - 1 501 000 руб.).

Согласно разделу 6 соглашения срок действия соглашения - до 31 декабря 2008 года. Однако окончание срока действия данного соглашения не влечет прекращения обязательств администрации по предоставлению истцу соответствующей отчетности и по обеспечению целевого и эффективного использования полученных субсидий.

В соответствии с пунктом 4.1 соглашения споры и разногласия, которые могут возникнуть между сторонами при исполнении настоящего соглашения, разрешаются путем переговоров с обязательным оформлением протоколов.

Так, на совещании на тему: “Использование средств областного бюджета, выделенных администрации муниципального района Елховский в 2008 году на софинансирование строительства очистных сооружений и сетей канализации в районном центре Елховка“, проведенного 12 августа 2009 года министерством при участии и.о. главы муниципального района Елховский с оформлением протокола (т. 1, л.д. 87 - 89), принято решение об обеспечении администрацией возврата средств областного бюджета в сумме 16 019 000 рублей в срок до 17 августа 2009 года.

В адрес министерства экономического развития, инвестиций и торговли 21 августа 209 года поступило письмо администрации от 19 августа 2009 года N 1836 (т. 1, л.д. 90 - 94), из которого следует, что дополнительное соглашение N 2 к соглашению подписано в период пребывания главы Елховского района в отпуске и поэтому не может быть принято к исполнению.

Однако данный довод администрации не основан на нормах действующего законодательства РФ, так как Федеральным законом РФ “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации“ от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и Самарской области не предусмотрено приостановления полномочий главы муниципального образования в случае на период его пребывания в
отпуске. Данный довод истца суд находит обоснованным.

Министерством экономического развития, инвестиций и торговли 04 сентября 2009 года исх. N 7-15/875 (т. 1, л.д. 95 - 96) повторно направлено письмо в адрес администрации с требованием в срок до 10 сентября 2009 года обеспечить возврат средств областного бюджета в сумме 16 019 000 рублей, которые до настоящего времени в бюджет Самарской области не возвращены.

В связи с изложенным судом первой инстанции обоснованно отклонены доводы администрации о том, что администрацией исполнены обязательства со ссылкой акты выполненных работ на сумму 4 738 тыс. руб. за 2008 год, на исполнение софинансирования доли местного бюджета в размере 236 968 руб., на акты выполненных работ за 2009 год на сумму 13 287 618,80 руб., с учетом доли местного бюджета в размере 664,34 руб.; об имевшейся у администрации возможности перечисления всей доли софинансирования в полном объеме до окончания срока действия соглашения в связи с поступлением на единый счет местного бюджета муниципального района Елховский денежных средств в размере 9 701,7 тыс. руб. от реализации муниципального имущества правительству Самарской области; о том, что администрация с принятием Закона Самарской области “О внесении изменений в Закон Самарской области “Об утверждении областной целевой программы “Жилище“ на 2006 - 2010 годы“ от 25 декабря 2008 года N 154-ГД была поставлена искусственно в положение неплательщика доли софинансирования за неделю до окончания срока действия соглашения; о выполнении подрядчиком в январе 2009 года работ на сумму 4 839 тыс. руб.; о подтвержденном объеме выполненных работ по строительству очистных сооружений и сетей канализации на сумму 4 838 650 руб.; о представленном подрядчиком графике производства работ на 2009 год; об обеспечении администрацией целевого использования полученных субсидий; о ведущихся на объекте работах и о выполнении объемов работ на сумму 18 025 779,80 руб. (в 2008 году - на 4 738 161 руб., в 2009 году - 13 287618,80 руб.) со ссылкой на акты выполненных работ формы КС-2, справки формы КС-3 (т. 1, л.д. 146 - 150, т. 2, л.д. 1 - 48).

Администрация, возражая против иска, не учитывает заключенное между ним и истцом дополнительное соглашение N 2, которым внесены изменения в соглашение в части уменьшения суммы предоставляемой субсидии по объекту до 1 501 000 руб. Кроме того, Закон Самарской области “О внесении изменений в Закон Самарской области “Об утверждении областной целевой программы “Жилище“ на 2006 - 2010“ годы от 25 декабря 2008 года N 154-ГД подлежит обязательному исполнению.

Доводы администрации о том, что законы Самарской области от 11 июля 2006 года N 86-ГД “Об утверждении областной целевой программы “Жилище“ на 2006 - 2010 годы“ и от 25 декабря 2008 года N 154-ГД “О внесении изменений в Закон Самарской области “Об утверждении областной целевой программы “Жилище“ на 2006 - 2010 годы“ признаны утратившими силу Законом Самарской области от 06 апреля 2009 года N 50-ГД не принимаются. Факт признания указанных законов утратившими силу не влияет на законность выводов суда первой инстанции, поскольку данные законы подлежат применению к отношениям, связанным с предоставлением администрации субсидии на строительство вышеуказанного социально значимого объекта, и ее использованием в соответствии с условиями предоставления. Кроме того, с утратой ими законной силы отпадают правовые основания для предоставления администрации вышеозначенной субсидии на период после вступления в законную силу Закона Самарской области от 06 апреля 2009 года N 50-ГД.

Доводы апелляционной жалобы о выполнении подрядной организацией работ по строительству объекта, на которое были выделены средства областного бюджета в виде субсидии, не могут быть учтены, поскольку администрацией не были выполнены условия соглашения об освоении субсидии в текущем финансовом году, и размер субсидии был уменьшен дополнительным соглашением в соответствии с условиями соглашения.

Таким образом, доводы, приведенные в апелляционной жалобе, не опровергают выводов суда первой инстанции и не свидетельствуют о наличии предусмотренных ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.

На основании изложенного решение суда от 29 января 2010 года следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу администрации - без удовлетворения.

Судебные расходы по уплате государственной пошлины за подачу апелляционной жалобы согласно статье 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации относятся на администрацию, однако взысканию не подлежат на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации.

Руководствуясь статьями 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд

постановил:

решение Арбитражного суда Самарской области от 29 января 2010 года по делу N А55-32117/2009 оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации муниципального района Елховский Самарской области - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа.

Председательствующий

Е.Г.ФИЛИППОВА

Судьи

В.Е.КУВШИНОВ

Е.Г.ПОПОВА