Решения и определения судов

Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 25.03.2010 по делу N А75-516/2010 По требованию об отмене определения об отказе в принятии обеспечительных мер в виде запрета налоговому органу проводить расходные операции с валютного и рублевого счетов на сумму, составляющую остатки неисполненных взысканий по исполнительному листу.

ВОСЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 25 марта 2010 г. по делу N А75-516/2010

Резолютивная часть постановления объявлена 18 марта 2010 года.

Постановление изготовлено в полном объеме 25 марта 2010 года.

Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Кливера Е.П.

судей Ивановой Н.Е., Рыжикова О.Ю.

при ведении протокола судебного заседания секретарем Михайловой Н.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-1504/2010) Департамента инвестиций, науки и технологий Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (далее - Департамент)

на определение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры об отказе в принятии обеспечительных мер от 13.01.2010 по делу N А75-516/2010 (судья Кущева Т.П.), принятое по заявлению Департамента

к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N
1 по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югры (далее - МИФНС России N 1 по ХМАО-Югры; Инспекция),

при участии в деле третьих лиц:

1) открытого акционерного общества “Ханты-Мансийский банк“ (далее - ОАО “Ханты-Мансийский банк“),

2) Управления Федеральной службы судебных приставов по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югры (далее - УФССП по ХМАО-Югре)

о признании незаконным решения от 14.10.2009,

при участии в судебном заседании:

от Департамента - представитель не явился, лицо о времени и месте рассмотрения дела извещено надлежащим образом;

от МИФНС России N 1 по ХМАО-Югре - представитель не явился, лицо о времени и месте рассмотрения дела извещено надлежащим образом;

от ОАО “Ханты-Мансийский банк“ - представитель не явился, лицо о времени и месте рассмотрения дела извещено надлежащим образом;

от УФССП по ХМАО-Югре - представитель не явился, лицо о времени и месте рассмотрения дела извещено надлежащим образом,

установил:

Департамент обратился в Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры с заявлением к МИФНС России N 1 по ХМАО-Югре, в котором просил признать незаконным решение от 14.10.2009 о приостановлении расходных операций по валютному счету N 4070297840000000158, открытому в ООО “Видстрой“ в ОАО “Ханты-Мансийский банк“ и рублевому счету N 4070281050000001410, открытому ООО “Видстрой“ в ОАО “Ханты-Мансийский банк“ на который были размещены денежные средства для выполнения постановления судебного пристава-исполнителя ОСП по г. Ханты-Мансийску и Ханты-Мансийскому району Кондратова А.В. в части необходимой для исполнения решения Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры по делу N А75-2256/2009.

При обращении с заявлением о признании незаконным указанного ненормативного правового акта налогового органа от Общества поступило ходатайство о принятии обеспечительных мер, в котором заявитель просил - запретить Инспекции и ОАО “Ханты-Мансийский банк“ проводить расходные
операции с вышеуказанных счетов на общую сумму, составляющую остатки не исполненных взысканий в пользу Департамента по исполнительному листу серии АС N 000642659 по делу N А75-2256/2009 и равную 980 184 руб. 96 коп., находящуюся на расчетных счетах N 4070297840000000158 и N 4070281050000001410, открытых в ОАО “Ханты-Мансийский банк“.

Определением Арбитражного суда Тюменской области от 13.01.2010 в удовлетворении заявленного Департаментом ходатайства отказано.

В обоснование принятого судебного акта суд первой инстанции указал на то, что заявителем не представлено доказательств, свидетельствующих о невозможности или затруднительности исполнения решения суда в случае удовлетворения иска.

Суд первой инстанции также отметил, что Департаментом не представлено бесспорных доказательств того, что в случае отказа в иске у него будет достаточно средств для незамедлительного исполнения оспариваемого решения.

Департамент, не согласившись с принятым судебным актом, обратился в Восьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить вынесенное арбитражным судом определение.

В обоснование апелляционной жалобы заявитель указывает, что арбитражным судом первой инстанции неполно выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела, неверно применены нормы материального и процессуального права.

МИФНС России N 1 по ХМАО-Югре, надлежащим образом извещенная о времени и месте рассмотрения настоящего спора в порядке апелляционного производства, явку своего представителя не обеспечила, письменного отзыва на апелляционную жалобу Департамента не представила.

ОАО “Ханты-Мансийский банк“, надлежащим образом извещенное о времени и месте рассмотрения настоящего спора, явку своего представителя в судебное заседание не обеспечило, в письменном отзыве на апелляционную жалобу отметило, что заявленные Департаментом обеспечительные меры соразмерны заявленному требованию.

УФССП по ХМАО-Югре, надлежащим образом извещенное о времени и месте рассмотрения настоящего спора в порядке апелляционного производства, явку своего представителя не обеспечило, письменного отзыва
на апелляционную жалобу Департамента не представило.

На основании части 3 статьи 156, части 1 статьи 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле.

Рассмотрев материалы дела, апелляционную жалобу, письменный отзыв на нее, арбитражный суд апелляционной инстанции приходит к выводу о наличии оснований для отмены определения суда об отказе в обеспечении заявления от 13.01.2010 и удовлетворения заявления Департамента о принятии обеспечительных мер, исходя из следующего.

В соответствии с частью 1 статьи 90 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд по заявлению лица, участвующего в деле, может принять срочные временные меры, направленные на обеспечение иска или имущественных интересов заявителя (обеспечительные меры).

Согласно части 2 статьи 90 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обеспечительные меры допускаются на любой стадии арбитражного процесса, если непринятие этих мер может затруднить или сделать невозможным исполнение судебного акта, а также в целях предотвращения причинения значительного ущерба заявителю.

Согласно пункту 4 Постановления Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 12.10.2006 N 55 “О применении арбитражными судами обеспечительных мер“ арбитражный суд принимает меры, предусмотренные главой 8 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для обеспечения прав и интересов заявителя имущественного или неимущественного характера в целях предупреждения причинения материального либо нематериального вреда в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В соответствии с пунктом 9 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 12.10.2006 N 55 “О применении арбитражными судами обеспечительных мер“ при применении обеспечительных мер арбитражный суд исходит из того, что в соответствии с частью 2 статьи 90 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обеспечительные меры допускаются на любой стадии процесса в случае
наличия одного из следующих оснований:

1) если непринятие этих мер может затруднить или сделать невозможным исполнение судебного акта, в том числе, если исполнение судебного акта предполагается за пределами Российской Федерации;

2) в целях предотвращения причинения значительного ущерба заявителю.

Учитывая, что обеспечительные меры применяются при условии обоснованности, арбитражный суд признает заявление стороны о применении обеспечительных мер обоснованным, если имеются доказательства, подтверждающие наличие хотя бы одного из оснований, предусмотренных частью 2 статьи 90 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Арбитражный суд вправе применить обеспечительные меры при наличии обоих оснований, указанных в части 2 статьи 90 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, если заявителем представлены доказательства их обоснованности.

Основания применения обеспечительных мер по ходатайству заинтересованного лица должны устанавливаться судом в каждом конкретном деле на основании представленных заявителем документов, обосновывающих его ходатайство.

Согласно правовой позиции, сформулированной в Постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 12.10.2006 N 55 “О применении арбитражными судами обеспечительных мер“, при оценке доводов заявителя в соответствии с частью 2 статьи 90 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации следует иметь в виду разумность и обоснованность требования заявителя о применении обеспечительных мер, вероятность причинения заявителю значительного ущерба в случае непринятия обеспечительных мер, обеспечения баланса интересов заинтересованных сторон, предотвращения нарушения при принятии обеспечительных мер публичных интересов, интересов третьих лиц. При этом суд оценивает, насколько истребуемая заявителем конкретная обеспечительная мера связана с предметом заявленного требования, соразмерна ему и каким образом она обеспечит фактическую реализацию целей обеспечительных мер, обусловленных основаниями, предусмотренными частью 2 статьи 90 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Обязательным является представление заявителем доказательств наличия оспоренного или нарушенного права, а также его нарушения.

Арбитражный процессуальный
кодекс Российской Федерации не предусматривает конкретных оснований, обязывающих суд обеспечить иск. Оценка обоснованности и необходимости применения обеспечительных мер производится судом по своему внутреннему убеждению, основанному на изучении всех обстоятельств спора.

Согласно пункту 13 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 09.12.2002 N 11 “О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации“ арбитражный суд не должен принимать обеспечительные меры, если заявитель не обосновал причины обращения с заявлением об обеспечении требований конкретными обстоятельствами, подтверждающими необходимость принятия обеспечительных мер, и не представил доказательства, подтверждающие его доводы.

В рамках настоящего дела Департамент просит запретить Инспекции и ОАО “Ханты-Мансийский банк“ проводить расходные операции с вышеуказанных счетов на общую сумму, составляющую остатки неисполненных взысканий в пользу Департамента по исполнительному листу серии АС N 000642659 по делу N А75-2256/2009 и равную 980 184 руб. 96 коп., находящуюся на расчетных счетах N 4070297840000000158 и N 4070281050000001410, открытых в ОАО “Ханты-Мансийский банк“.

Обосновывая необходимость принятия испрашиваемой обеспечительной меры, Департамент указал на следующие обстоятельства.

Инспекцией вынесено решение о приостановлении расходных операций по счетам ООО “Видстрой“, включая валютный счет N 4070297840000000158 и рублевый счет N 4070281050000001410, открытые в ОАО “Ханты-Мансийский банк“, на которые были размещены денежные средства для выполнения постановления судебного пристава-исполнителя ОСП по г. Ханты-Мансийску и Ханты-Мансийскому району Кондратова А.В. от 14.10.2009.

Денежные средства, находящиеся на указанных расчетных счетах принадлежат заявителю, что подтверждается решениями Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры по делам N А75-2256/2009 (л.д. 14 - 23), N А75-11143/2009 (л.д. 28 - 32).

Денежные средства на перечисленных расчетных счетах были предусмотрены программой автономного округа “Государственная поддержка подготовки и
(или) реализации приоритетных инвестиционных проектов Ханты-Мансийского автономного округа - Югры“ на 2007-2011 годы, утвержденной Законом автономного округа от 16.10.2007 N 136-оз, и реестром приоритетных инвестиционных проектов Ханты-Мансийского автономного округа - Югры на 2007 год и среднесрочную перспективу до 2011, утвержденным Постановлением Правительства автономного округа от 01.03.2007 N 54-п, для реализации приоритетного инвестиционного проекта “Строительство многофункционального гостинично-делового комплекса с водной галереей и подземным паркингом по проекту Эрика Ван Эгераата на ул. Ленина в г. Ханты-Мансийск (далее - инвестиционный проект).

В целях реализации инвестиционного проекта Департамент и ООО “Видстрой“ в соответствии с распоряжением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 30.12.2008 N 588-рп заключили соглашение о совместной деятельности от 30.12.2008 N 2.

Целью названного соглашения явилось объединение вкладов заявителя и ООО “Видстрой“ для проведения инженерных изысканий и разработки проектной документации по реализации инвестиционного проекта.

В случае обращения налоговым органом на денежные средства, находящиеся на счетах ООО “Видстрой“ и принадлежащие Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре, в счет погашения налоговой задолженности ООО “Видстрой“ затруднит реализацию приоритетного инвестиционного проекта по строительству гостинично-делового комплекса в г. Ханты-Мансийске в установленные сроки для проведения шахматной олимпиады в г. Ханты-Мансийск, поскольку эти денежные средства были предусмотрены в бюджете автономного округа исключительно для этих целей.

Принимая во внимание характер возникшего между сторонами спора, соответствие заявленной обеспечительной меры предмету заявленного требования, а также то, что меры, гарантирующие возможность реализацию судебного акта по существу рассматриваемого спора, должны быть направлены на недопущение взыскания денежных средств, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что принятие испрашиваемых заявителем мер направлены на уменьшение негативных последствий действия ненормативного акта, соразмерны
требованиям Департамента и их принятие не приведет к нарушению баланса интересов сторон.

Таким образом, суд апелляционной инстанции считает, что испрашиваемая заявителем обеспечительная мера позволит достичь целей обеспечения заявления.

Руководствуясь пунктом 3 части 1 статьи 270, статьей 271, пунктом 3 части 4 статьи 272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд

постановил:

Апелляционную жалобу Департамента инвестиций, науки и технологий Ханты-Мансийского автономного округа - Югры удовлетворить.

Определение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 13.01.2010 по делу N А75-516/2010 отменить.

Разрешить вопрос о принятии обеспечительных мер по существу.

Запретить Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югры и открытому акционерному обществу “Ханты-Мансийский банк“ проводить расходные операции со счетов N 4070297840000000158 и N 4070281050000001410 на общую сумму, составляющую остатки неисполненных взысканий в пользу Департамента инвестиций, науки и технологий Ханты-Мансийского автономного округа - Югры по исполнительному листу серии АС N 000642659 по делу N А75-2256/2009 и равную 980 184 руб. 96 коп., находящихся на расчетных счетах N 4070297840000000158 и N 4070281050000001410, открытых в открытом акционерном обществе “Ханты-Мансийский банк“.

Меры по обеспечению имущественных интересов заявителя принять до вступления решения по делу N А75-516/2010 в законную силу.

Определение подлежит немедленному исполнению.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.

Председательствующий

Е.П.КЛИВЕР

Судьи

Н.Е.ИВАНОВА

О.Ю.РЫЖИКОВ