Решения и определения судов

Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 24.03.2010 по делу N А75-12617/2009 По делу об отмене постановления о привлечении к ответственности по статье 19.7.3 КоАП РФ за непредставление информации в федеральный орган исполнительной власти в области финансовых рынков.

ВОСЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 24 марта 2010 г. по делу N А75-12617/2009

Резолютивная часть постановления объявлена 17 марта 2009 года.

Постановление изготовлено в полном объеме 24 марта 2010 года.

Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Золотовой Л.А.,

судей Шиндлер Н.А., Сидоренко О.А.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Моисеенко Н.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-1235/2010) открытого акционерного общества Телерадиокомпания “Север“ на решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 08.12.2009 по делу N А75-12617/2009 (судья Федоров А.Е.), принятое по заявлению открытого акционерного общества Телерадиокомпания “Север“ к Региональному отделению Федеральной службы по финансовым рынкам в Уральском федеральном округе об отмене постановления о
привлечении к административной ответственности N 62-09-427/ПН от 23.10.2009 г.,

при участии в судебном заседании представителей:

от открытого акционерного общества Телерадиокомпания “Север“ - Чепурко В.В. (удостоверение, доверенность от 04.12.2009 сроком действия на 3 года);

от Регионального отделения Федеральной службы по финансовым рынкам в Уральском федеральном округе - не явился, извещен;

установил:

Решением от 08.12.2009 по делу N А75-12617/2009 Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры отказал в удовлетворении требований открытого акционерного общества Телерадиокомпания “Север“ (далее - заявитель, Общество, ОАО “Север“) об отмене постановления Регионального отделения Федеральной службы по финансовым рынкам в Уральском федеральном округе от 23.10.2009 N 62-09-427/ПН о привлечении Общества к административной ответственности, предусмотренной ст. 19.7.3 Кодекса об административных правонарушениях в РФ, отклонив доводы Общества о наличии оснований для применения в рассматриваемой ситуации положений ст. 2.9 Кодекса, а также о недопустимости привлечения к административной ответственности юридического лица при установлении виновности во вменяемых в вину Обществу неправомерных действиях его руководителя.

При этом судом принято во внимание, что факт и обстоятельства совершения административного правонарушения, выразившегося в непредставлении в установленный в требовании административного органа срок документов, Обществом не оспаривается. Доводы заявителя о том, что при определении правонарушения в качестве малозначительного должно быть учтено имущественное положение нарушителя, отклонены как противоречащие руководящим разъяснениям, сформулированным Пленумом ВАС РФ в Постановлении N 10 от 02.06.2004 г.

В апелляционной жалобе Общество, ссылаясь на нарушение судом норм материального права, неполное выяснение фактических обстоятельств дела, просит решение отменить и принять новый судебный акт об удовлетворении требований ОАО “Север“.

В представленном в апелляционный суд отзыве на жалобу общества административный орган выражает свое несогласие с доводами подателя жалобы, считает решение
суда законным, обоснованным и не подлежащим отмене или изменению.

Суд апелляционной инстанции в силу части 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации рассмотрел апелляционную жалобу в отсутствие представителя Регионального отделения, извещенного надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства и не заявившего ходатайства об его отложении.

Суд апелляционной инстанции, исследовав материалы дела, изучив апелляционную жалобу, отзыв на нее, выслушав представителя Общества, установил следующие обстоятельства.

Административным органом 06.08.2009 за исх. N 62-09-Ск-08/8062 в адрес заявителя на основании пункта 7 статьи 44 Федерального закона от 22.04.1996 N 39-ФЗ “О рынке ценных бумаг“ (далее - Закон о рынке ценных бумаг) направлено требование о предоставлении в соответствии с пунктами 1.9, 8.1.1, 8.2.4, 8.2.5, 8.3.1, 8.3.5, 8.4.1, 8.4.2, 8.5.4, 8.5.5 Положения о раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг, утвержденного приказом Федеральной службы по финансовым рынкам от 10.10.2006 N 06-117/пз-н, в срок до 06.09.2009 документов, подтверждающих раскрытие информации в форме Устава, годового отчета и годовой бухгалтерской отчетности за 2006, 2007, 2008 годы, списка аффилированных лиц, составленных на дату окончания 2 квартала 2009 года, банковских реквизитов расчетного счета (счетов) эмитента для оплаты копий документов на странице в сети Интернет, а именно: информационного письма, содержащего данные об адресе страницы в сети Интернет, используемой эмитентом для раскрытия информации, подписанного уполномоченным лицом эмитента, а также скриншота страницы в сети Интернет, подтверждающего размещение вышеуказанных документов.

Данное требование поступило в адрес Общества 12.08.2009.

01.09.2009 в Региональное отделение поступило сопроводительное письмо Общества с приложением документов: Устава общества, карточки предприятия, свидетельства о постановке на учет юридического лица в налоговом органе, свидетельства о государственной регистрации юридического лица, свидетельства о
внесении записи в ЕГРЮЛ, бухгалтерских балансов за 2006, 2007, 2008 годы, отчета о прибылях и убытках за 2006, 2007, 2008 годы, списка аффилированных лиц.

Административным органом 09.09.2009 в адрес заявителя, в связи с наличием

данных, указывающих на событие административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена ст. 19.7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, направлено уведомление за исх. N 62-09-08/9151 о времени и месте составления протокола об административном правонарушении, с предложением явиться представителю Общества в Региональное отделение 08.10.2009

08.10.2009 заместителем начальника отдела Регионального отделения Баталовой Ю.Г. в отношении Общества составлен протокол об административном правонарушении N 62-09-683/пр-ап и возбуждено дело об административном правонарушении по статье 19.7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

13.10.2009 заявителем в адрес Регионального отделения посредством факсимильной связи направлено письмо от 13.10.2009 N 153 с указанием адреса страницы в сети Интернет, используемой Обществом для раскрытия, а также Обществом приложен скриншот страницы в сети Интернет, подтверждающий раскрытие указанной в требовании информации.

23.10.2009 заместителем руководителя Регионального отделения Кокоулиным С.Е. вынесено постановление N 62-09-427/пн о привлечении ОАО Телерадиокомпании “Север“ к административной ответственности, предусмотренной статьей 19.7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в РФ, в виде штрафа в размере 500 000 рублей.

Не согласившись с решением административного органа, Общество обратилось в Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры с настоящим заявлением.

Оценив в совокупности собранные по делу доказательства и проанализировав нормы материального и процессуального права, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о соблюдении административным органом порядка и сроков привлечения Общества к административной ответственности, а также о соблюдении заявителем срока обжалования решения административного органа, установленного арбитражным процессуальным законодательством.

Однако, судом первой
инстанции при вынесении судебного акта по делу не принято во внимание следующее.

Согласно частям 6 и 7 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.

При этом арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.

Как усматривается из материалов рассматриваемого спора, основанием для привлечения Общества к административной ответственности оспариваемым постановлением послужили действия, выразившиеся в неисполнении в полном объеме Требования административного органа о предоставлении в Региональное отделение документов, подтверждающих раскрытие информации в форме Устава, годового отчета и годовой бухгалтерской отчетности за 2006, 2007, 2008 годы, списка аффилированных лиц, составленных на дату окончания 2 квартала 2009 года, банковских реквизитов расчетного счета (счетов) эмитента для оплаты копий документов на странице в сети Интернет, а именно: информационного письма, содержащего данные об адресе страницы в сети Интернет, используемой эмитентом для раскрытия информации, подписанного уполномоченным лицом эмитента, а также скриншота страницы в сети Интернет, подтверждающего размещение вышеуказанных документов.

Указанные действия заявителя квалифицированы Региональным отделением, как охватываемые составом ст. 19.7.3 Кодекса об административных правонарушениях в РФ.

Между тем, статьей 19.7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена ответственность за непредставление или нарушение порядка либо сроков представления в федеральный орган
исполнительной власти в области финансовых рынков или его территориальный орган отчетов, уведомлений и иной информации, либо представление информации не в полном объеме и (или) недостоверной информации, предусмотренной Федеральными законами о рынке ценных бумаг.

Состав указанного административного правонарушения сформулирован таким образом, что необходимым условием для привлечения к ответственности за данное нарушение является установление несоблюдения субъектом порядка и сроков предоставления информации, установленных Федеральным законом о рынке ценных бумаг.

Протоколом об административном правонарушении от 08.10.2009 N 62-09-683/пр-ап (л.д. 34 - 37), оспариваемым постановлением (л.д. 5 - 8) подтверждается, что Обществу вменяется в вину нарушение срока предоставления в РО ФСФР информации, подтверждающей раскрытие обязательных сведений акционерным обществом в соответствии с Положением о раскрытии информации. При этом обязанность по предоставлению информации, перечень информации, форма и срок ее представления установлены РО ФСФР в УрФО в письменном требовании N 62-09-ск-08/8062 со ссылкой на полномочия Территориального органа ФСФР, вытекающие из пункта 7 статьи 44 Закона о рынке ценных бумаг.

В соответствии с пунктом 7 статьи 44 Федерального закона “О рынке ценных бумаг“ федеральный орган исполнительной власти по рынку ценных бумаг вправе требовать от участников ранка ценных бумаг, акционерных обществ представления документов, необходимых для решения вопросов, находящихся в компетенции указанного органа.

Из протокола об административном правонарушении следует, что привлечение к административной ответственности Общества обусловлено неисполнением предписания контролирующего органа, а не нарушением сроков предоставления необходимой информации в федеральный орган исполнительной власти в области финансовых рынков, установленных законодательством о рынке ценных бумаг, что не образует состава административного нарушения, ответственность за которое предусмотрена ст. 19.7.3 Кодекса об административных правонарушениях в РФ.

Формулируя вывод о наличии в действиях
Общества состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст. 19.7.3 Кодекса, Территориальный орган констатирует факт направления в адрес Общества требования от 06.08.2009 г., факт его получения Обществом 12.08.2009 г., и обязанность заявителя по представлению необходимой информации в срок установленный в указанном требовании, а именно: 06.09.2009 г.

Ответственность за невыполнение в установленный срок законного предписания федерального органа исполнительной власти в области финансовых рынков или его территориального органа предусмотрена частью 9 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от пятисот тысяч до семисот тысяч рублей.

Таким образом, по убеждению суда апелляционной инстанции, при вынесении оспариваемого постановления Региональным отделением ФСФР в Уральском федеральном округе допущена неверная квалификация вменяемых в вину Обществу противоправных действий, что является основанием для отмены вынесенного постановления.

Аналогичная точка зрения на существо спорных правоотношений сформулирована Федеральным арбитражным судом Западно-Сибирского округа в постановлениях от 02.03.2010 г. по делам А70-9453/2009, А75-10156/2009 в рамках которых оспаривалась законность вынесенных РО ФСФР в Уральском Федеральном округе постановлений о привлечении к ответственности, предусмотренной ст. 19.7.3 Кодекса.

Согласно пункту 9 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 “О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях“ в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании постановления административного органа о привлечении к административной ответственности суд установит, что оспариваемое постановление содержит неправильную квалификацию правонарушения либо принято неправомочным органом, суд в соответствии с частью 2 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации принимает решение о признании незаконным оспариваемого постановления и о его отмене.

С учетом указанных обстоятельств, вынесенное
РО ФСФР в Уральском федеральном округе постановление подлежит отмене, а апелляционная жалоба Общества на вынесенное судом первой инстанции решение - подлежит удовлетворению.

Поскольку за рассмотрение заявления об оспаривании постановления о привлечении к административной ответственности не предусмотрена уплата государственной пошлины, то не облагается государственной пошлиной и апелляционная жалоба по таким заявлениям, вопрос распределения судебных расходов судом не рассматривается.

На основании изложенного и руководствуясь пунктом 2 статьи 269, пунктом 4 части 1 статьи 270, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд

постановил:

решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 08.12.2009 по делу N А75-12617/2009 отменить, апелляционную жалобу, открытого акционерного общества Телерадиокомпания “Север“ - удовлетворить.

Принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных открытым акционерным обществом Телерадиокомпания “Север“ требований, изложив его в следующей редакции.

Признать незаконным и отменить вынесенное Региональным отделением Федеральной службы по финансовым рынкам в Уральском федеральном округе постановление от 23.10.2009 N 62-09-427/ПН о привлечении Открытого акционерного общества Телерадиокомпания “Север“ к административной ответственности, предусмотренной ст. 19.7.3 Кодекса об административных правонарушениях в РФ, в виде штрафа в размере 500 000 руб., в связи с отсутствием в действиях Общества состава вменяемого ему в вину административного правонарушения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.

Председательствующий

Л.А.ЗОЛОТОВА

Судьи

Н.А.ШИНДЛЕР

О.А.СИДОРЕНКО