Решения и определения судов

Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 22.03.2010 N 08АП-499/2010 по делу N А75-8323/2009 По делу о взыскании задолженности за электроэнергию.

ВОСЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 22 марта 2010 г. N 08АП-499/2010

Дело N А75-8323/2009

Резолютивная часть постановления объявлена 17 марта 2010 года.

Постановление изготовлено в полном объеме 22 марта 2010 года.

Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Гергель М.В.,

судей Гладышевой Е.В., Зориной О.В.,

при ведении протокола судебного заседания: секретарем судебного заседания Мокшиной С.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-499/2010) товарищества собственников жилья “2А микрорайон“ на решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 30 ноября 2009 года, принятое по делу N А75-8323/2009 (судья Кущева Т.П.) по иску открытого акционерного общества “ЮГОРСКАЯ ТЕРРИТОРИАЛЬНАЯ ЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ КОМПАНИЯ“ к товариществу собственников жилья “2 А микрорайон“ о
взыскании 483 479 рублей 17 копеек,

В судебном заседании участвуют представители:

от товарищества собственников жилья “2А микрорайон“ - представитель Мазанова Г.В.;

от открытого акционерного общества “ЮГОРСКАЯ ТЕРРИТОРИАЛЬНАЯ ЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ КОМПАНИЯ“ - представитель не явился, извещено;

установил:

Открытое акционерное общество “ЮГОРСКАЯ ТЕРРИТОРИАЛЬНАЯ ЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ КОМПАНИЯ“ (далее - ОАО “ЮТЭК“) обратилось в Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры с иском к товариществу собственников жилья “2А микрорайон“ (далее - ТСЖ “2А микрорайон“) о взыскании задолженности за электроэнергию (январь 2009 г. - июнь 2009 г.) в размере 483 479 руб. 17 коп.

В порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) истец уточнил исковые требования, просил взыскать с ответчика задолженность по электроэнергии за период с января 2009 по июнь 2009 года в сумме 358 997 руб. 47 коп.

Уточненные исковые требования приняты судом к рассмотрению.

Требования, предъявленные со ссылками на нормы статей 307, 309, 539, 544, 547 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), мотивированы тем, что истцом в период с января 2009 года по июнь 2009 года поставлена электроэнергия на общедомовые нужды многоквартирных жилых домов в отсутствие договора, которая не оплачена полностью ответчиком, как организацией обслуживающей жилой фонд.

Решением Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 30.11.2009 по делу N А75-8323/2009 исковые требования ОАО “ЮТЭК“ удовлетворены. С ТСЖ “2А микрорайон“ в пользу ОАО “ЮТЭК“ взыскано 367 291 руб. 21 коп., из них долг в размере 358 997 руб. 47 коп., а также судебные расходы по уплате государственной пошлины в сумме 8 293 руб. 70 коп. В части 124 481 руб. 70 коп. производство по делу прекращено. Возвращена
ОАО “ЮТЭК“ из федерального бюджета государственная пошлина в размере 2 876 руб. 58 коп.

Не согласившись с решением суда, ТСЖ “2А микрорайон“ в апелляционной жалобе просит его отменить, принять по делу новый судебный акт.

В обоснование апелляционной жалобы ТСЖ “2А микрорайон“ ссылается на неполное выяснение судом обстоятельств, имеющих значение для дела, на несоответствие выводов суда, изложенных в решении, обстоятельствам дела, на неправильное применение норм материального права. Так, по мнению подателя жалобы, суд первой инстанции неправильно истолковал нормы Постановления Правительства Российской Федерации от 07.12.1998 N 1444 “Об основах ценообразования в отношении электрической энергии, потребляемой населением“ (далее - постановление Правительства РФ N 1444), Методических указаний по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном рынке (потребительском) рынке, утвержденных приказом Федеральной службы по тарифам от 06.08.2004 N 20-Э/2 (далее - Методические указания по расчету), Правил функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2006 N 530 (далее - Правила N 530). Суд не разобрался кем является ответчик в отношениях с истцом (исполнителем коммунальной услуги, в целях использования на общедомовые нужды или абонентом). Суд неправильно установил, что в тех домах где отсутствуют приборы учета границей балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственностью сторон являются источники питания трансформаторной подстанций. Ответчик не согласен с предъявленным объемом потребленной электрической энергии, а также с тем фактом, что именно ТСЖ “2А микрорайон“ обязано оплачивать поставленную эклектическую энергию для общедомовых нужд (места общего пользования) в отсутствие заключенного договора, при наличии между истцом и гражданами потребителями публичных договоров энергоснабжения. Суд первой инстанции не установил
как осуществлялась поставка (по воздушным или кабельным линиям) электроэнергии используемой на общедомовые нужды, а также в чьей собственности находятся энергопринимающие устройства. Необоснованно возложил на ответчика обязанность оплачивать потери в сетях сетевых организаций.

В дополнении к апелляционной жалобе ТСЖ “2А микрорайон“ указывает на нарушение судом первой инстанции пунктов 155, 156 Правил N 530.

В письменном отзыве на апелляционную жалобу ОАО “ЮТЭК“ ссылается на обоснованность решения суда первой инстанции, указывая на то, что ответчик не является исполнителем коммунальных услуг.

Представитель ОАО “ЮТЭК“, надлежащим образом извещенного о времени и месте заседания суда апелляционной инстанции, в судебное заседание не явился.

В судебном заседании объявлялся перерыв с 10 марта 2010 года до 17 марта 2010 года. Информация о перерыве была размещена в сети Интернет на официальном сайте Восьмого арбитражного апелляционного суда.

В соответствии со статьями 123, 156, 266 АПК РФ апелляционная жалоба рассмотрена судом апелляционной инстанции без участия представителя истца.

В судебном заседании представитель ТСЖ “2А микрорайон“ поддержала требования, изложенные в апелляционной жалобе, просила отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт. Дополнительно пояснила, что ТСЖ является исполнителем услуги в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 N 307, пунктом 89 Правил N 530. Договор на поставку электрической энергии для мест общего пользования многоквартирных жилых домов с истцом на 2009 год не заключен. С 01.01.2009 года ТСЖ выставляет населению квитанции на оплату электрической энергии для мест общего пользования, полученные денежные средства перечисляет истцу. По шести домам, по которым осуществляется поставка электроэнергии по кабельным линиям квитанции выставлялись и расчет производится по показаниям ТП, предоставленным истцом в сводных расчетах.
Дома, в которые осуществляется поставка электрической энергии по воздушным линиям, квитанции населению выставляются исходя из норматива 7 кв. т. на 1 человека в соответствии с пунктом Правилами N 306. В жилых домах, где не установлены приборы учета, поставка электроэнергии идет по воздушным линиям, которые принадлежат сетевой организации ОАО “ЮТЭК-Пытьях“, что подтверждается письмом сетевой организации. Письмо Комитета по управлению имуществом касалось только жилых домов, электроснабжение которых производится по кабельным линиям.

Кроме того, суд совершенно не разобрался в основаниях предъявления задолженности в размере 6 224 рубля 40 копеек. Это оплата по договору N 20/1 от 01.12.2008 года о поставке электрической энергии в общежитие ул. Железнодорожная, 2а (офис и слесарка). Данная задолженность оплачена платежным поручением N 315 от 10.11.2009 года.

Рассмотрев материалы дела, апелляционную жалобу и отзыв на нее, выслушав представителя ответчика, проверив законность и обоснованность обжалуемого судебного акта, суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что решение суда первой инстанции от 30.11.2009 по делу N А70-8323/2009 подлежит отмене по указанным ниже основаниям.

В обоснование исковых требований истец ссылается на то, что им в отсутствие заключенного договора осуществлена поставка в период с января 2009 года - по июнь 2009 года электрической энергии в многоквартирные жилые дома для общедомовых нужд (освещение мест общего пользования), обслуживающей организацией которых является ответчик. В обоснование требований приведены положения пункта 73 Правил N 530, статьи 307, 309, 539, 544, 547 ГК РФ.

Для оплаты электрической энергии ответчику выставлены счета-фактуры N 12/00000326 от 31.01.2009 на сумму 91 813, 66 руб., N 12/00000588 от 28.02.2009 на сумму 122 295, 84 руб., N 12/00000982 от 31.03.2009 на
сумму 73 385, 40 руб., N 12/00001253 от 30.04.2009 на сумму 82 305 руб., N 12/00001589 от 31.05.2009 на сумму 67 252, 33 руб., N 12/00001918 от 30.06.2009 на сумму 46 426, 43 руб.

Расчет электрической энергии произведен истцом, с применением тарифов установленных решением РЭК от 11.12.2008 N 370, для потребителей, приравненных к населению (одностановочный НН - 151 коп./кВт.ч.).

В адрес ответчика направлена претензия от 21.07.2009, с требованием оплатить задолженность за период с января 2009 по июнь 2009 на общую сумму 483 479 руб. 17 коп.

В связи с тем, что оплата переданной электрической энергии за период с января 2009 года по июнь 2009 года произведена не была, истец обратился с настоящим иском в суд.

В соответствии с частью 1 статьи 539 ГК РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.

В соответствии со статьей 544 ГК РФ и статьей 2 Федерального закона от 14.04.1995 N 41-ФЗ “О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации“ оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон, а порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.

Исследовав материалы дела, суд первой инстанции правильно установил, что поскольку между сторонами договор на поставку электроэнергии в места
общего пользования не заключен, то оплата электроэнергии должна производиться в соответствии с требованиями, установленными действующим законодательством Российской Федерации в сфере электроэнергетики.

Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции исходил из того, что ответчик не является исполнителем коммунальных услуг в понимании постановления Правительства РФ N 1444, Методических указаний по расчету, и к нему не подлежит применению понижающий коэффициент 0,7. Также судом признан обоснованным и подтвержденным расчет потребленной электрической энергии в местах общего пользования в домах, обслуживаемых ответчиком, установлена правильность применения тарифа.

Повторно оценив материалы дела, суд апелляционной инстанции не соглашается с указанными выше выводами суда первой инстанции.

Для правильного рассмотрения настоящего спора, прежде всего, необходимо установить статус истца и ответчика в отношениях по поставке электрической энергии на общедомовые нужды.

В соответствии с пунктом 1 статьи 135 ЖК РФ товариществом собственников жилья признается некоммерческая организация, объединение собственников помещений в многоквартирном доме для совместного управления комплексом недвижимого имущества в многоквартирном доме, обеспечения эксплуатации этого комплекса, владения, пользования и в установленных законодательством пределах распоряжения общим имуществом в многоквартирном доме.

Из материалов дела усматривается, что собственниками помещений, расположенных в многоквартирных жилых домах (53 дома), входящих во 2А микрорайон в г. Пыть-Яхе в целях управления многоквартирными домами создано ТСЖ “2А микрорайон“.

Пунктом 3 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307 (далее - Правила N 307) даны следующие определения:

“коммунальные услуги“ - деятельность исполнителя коммунальных услуг по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению, водоотведению, электроснабжению, газоснабжению и отоплению, обеспечивающая комфортные условия проживания граждан в жилых помещениях;

“исполнитель“ - юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, предоставляющие коммунальные услуги,
производящие или приобретающие коммунальные ресурсы и отвечающие за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых потребителю предоставляются коммунальные услуги. Исполнителем могут быть управляющая организация, товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив, а при непосредственном управлении многоквартирным домом собственниками помещений - иная организация, производящая или приобретающая коммунальные ресурсы;

“потребитель“ - гражданин, использующий коммунальные услуги для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности;

“ресурсоснабжающая организация“ - юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, осуществляющие продажу коммунальных ресурсов.

Пунктом 89 Правил N 530 установлено, что исполнитель коммунальных услуг на основании договора энергоснабжения (договора купли-продажи (поставки) электрической энергии) и в соответствии с настоящими Правилами приобретает электрическую энергию у гарантирующего поставщика (энергосбытовой организации) для целей оказания собственникам и нанимателям жилых помещений в многоквартирном доме и собственникам жилых домов коммунальной услуги электроснабжения, использования на общедомовые нужды (освещение и иное обслуживание с использованием электрической энергии межквартирных лестничных площадок, лестниц, лифтов и иного общего имущества в многоквартирном доме), а также для компенсации потерь электроэнергии во внутридомовых электрических сетях. При этом количество приобретаемой исполнителем коммунальных услуг у гарантирующего поставщика (энергосбытовой организации) электрической энергии определяется на границе балансовой принадлежности электрических сетей сетевой организации и внутридомовых электрических сетей.

Потери электроэнергии во внутридомовых электрических сетях определяются исполнителем коммунальных услуг как разность между объемом электрической энергии, приобретенным на границе балансовой принадлежности электрических сетей сетевой организации и внутридомовых электрических сетей, объемом использования электрической энергии на общедомовые нужды и объемом оказанных потребителям коммунальных услуг электроснабжения.

В судебном заседании по рассмотрению апелляционной жалобы представитель ответчика подтвердила, что в отсутствие заключенного
договора между истцом и ответчиком на поставку электрической энергии на общедомовые нужды на 2009 год, ТСЖ фактически в спорный период времени принимало от населения платежи и перечисляло оплату электрической энергии за места общего пользования ресурсоснабжающей организации.

При таких обстоятельствах, исходя из системного толкования приведенных пунктов Правил N 530 и N 307 следует, что ТСЖ “2А микрорайон“ является исполнителем коммунальных услуг, поскольку фактически приобретает электрическую энергию для использования на общедомовые нужды (освещение лестниц площадки, лестниц, лифтов и иного общего имущества в многоквартирном доме) для целей передачи собственникам и нанимателям жилых помещений в многоквартирных домах (53 дома во 2А микрорайоне), которые, в свою очередь, являются потребителями услуг, ОАО “ЮТЭК“ является ресурсоснабжающей организацией.

Суд апелляционной инстанции полагает, что размер примененного истцом тарифа необоснован.

Обслуживаемые ответчиком жилые дома оборудованы стационарными электроплитами, что подтверждено представителями сторон и установлено в рамках рассмотрения дела А75-2129/2009.

Начисляя плату за отпущенную ответчику электроэнергию в спорный период, истец применил тариф в размере 1 руб. 51 коп. за 1 кВтч (потребитель приравненный к населению), установленный пунктом 2.3. приложения N 1 к постановлению РЭК от 11.12.2008 N 370 (том 2 л.д. 118).

Ответчик полагает, что подлежит применению тариф в размере 1 руб. 05 коп. (с применением коэффициента 0,7), установленный для населения, проживающего в домах, оборудованных в установленном порядке стационарными электроплитами и электроотопительными установками.

Суд апелляционной инстанции считает, что при определении размера оплаты за электрическую энергию истцом должен применяться тариф с понижающим коэффициентом.

В силу пункта 2 Постановления Правительства РФ N 1444 для населения, проживающего в городских населенных пунктах в домах, оборудованных в установленном порядке стационарными электроплитами и электроотопительными установками,
применяется понижающий коэффициент 0,7.

В соответствии с пунктом 27 Методических указаний по расчету, к группе потребителей “население“ приравниваются исполнители коммунальных услуг, в том числе товарищества собственников жилья.

Применение понижающего коэффициента 0,7 при формировании тарифа на электроэнергию не означает предоставление льготы ни населению, ни исполнителям коммунальных услуг.

В Информационном письме Федеральной службы по тарифам от 30.12.2004 N СН-2849/13 “О порядке применения понижающего коэффициента 0,7“ разъяснено, что установление тарифов на электрическую энергию, отпускаемую населению, устанавливается на Ф.И.О. и применение коэффициента 0,7 не может рассматриваться как льготный тариф, поскольку является особым порядком ценообразования.

В письме РЭК от 24.02.2010 N 20/231 со ссылкой на пункт 27 Методических указаний по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке разъяснено, что за потребленную электрическую энергию в местах общего пользования граждан в домах, оборудованных электрическими плитами в городских населенных пунктах, исполнители коммунальных услуг должны рассчитываться по тарифам, установленным для группы “население“ с применением понижающего коэффициента 0,7.

Из смысла пункта 2 Постановления Правительства РФ N 1444 не следует, что, определяя тариф на электроэнергию, надлежит производить разделение на объемы, потребленные квартирах и местах общего пользования.

Указанная правовая позиция изложена в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.01.2008 N 10223/07.

Также данные обстоятельства были предметом исследования судов апелляционной и кассационной инстанции в рамках дела N А75-2129/2009.

Кроме того, в письме РЭК Тюменской области, Ханты-Мансийского автономного округа, Ямало-Ненецкого автономного округа от 10.07.2009 N 12/1072 указано, что за потребленную электрическую энергию в местах общего пользования граждан в домах, оборудованных электрическими плитами в городских населенных пунктах следует производить начисления по тарифу в размере 105 коп. /кВТ.ч. (том 1 л.д. 81)

Взимание оплаты за спорный период без применения понижающего коэффициента может повлечь возникновение на стороне ответчика неосновательного обогащения.

Далее, между сторонами возник спор об объеме электрической энергии и применении способов ее определения.

В соответствии с правилами статьи 65 АПК РФ, истец должен представить доказательства, подтверждающие объем поставленной электрической энергии.

При определении объема электрической энергии истец принимает во внимание показания счетчиков, установленных на трансформаторных подстанциях (далее - ТП), что подтверждается расчетами (том 1 л.д. 123 - 148).

Согласно контррасчету ответчика стоимость электрической энергии в местах общего пользования за период с января 2009 по июнь 2009 года составляет 124 481 руб. 70 коп., из расчета 1,05 кВт.ч. Ответчик применяет расчетный метод, принимая показания истца (по шести домам в которых электроснабжение осуществляется по кабельным линиям) и по нормативу 7 кв. т. на человека (в домах, где нет приборов учета и электроснабжение осуществляется по воздушным линиям).

Проверив расчет истца, с учетом имеющихся в материалах дела документов, суд апелляционной инстанции признает его обоснованным.

Из материалов дела следует, что в отношении 6 домов, находящихся на обслуживании ТСЖ “2А микрорайон“ (ул. Советская, 22а, Советская, 20, Советская, 49, Советская, 47, Железнодорожная 6, Железнодорожная 7) спора об объеме поставленной энергии нет, ответчиком приняты показания приборов, снятые истцом в ТП (сводные расчеты в т. 1 л.д. 123 - 148, расчеты истца в т. 2 л.д. 22 - 46).

Поскольку согласно письму Комитета по управлению муниципальным имуществом от 05.12.2008 года N 4113 кабельные линии от ТП к жилым домам вводятся в эксплуатацию в составе жилого дома, входят в стоимость домов, относятся к инженерным сооружениям, обслуживающим жилой дом, и входят в имущественный комплекс жилого дома (дело А75-2129/2009).

Между тем, в отношении других домов ответчик пояснил, что электроснабжение к ним осуществляется не по кабельным линиям (КЛ), а по воздушным линиям (ВЛ), которые не входят в состав общего имущества многоквартирного дома. Данные дома не оборудованы общедомовыми приборами учета.

Согласно письму ОАО “Югорская территориальная энергетическая компания -Пыть-ЯХ“ N 189 от 12.02.2009 года следует, что электроснабжение жилых домов 2А микрорайона осуществляется в основном по ВЛ-0,4 кВ отходящих от ТП-6/0,4КВ, которые по договору аренды N 05-22 от 24.12.2008 переданы в ответственную эксплуатацию ОАО “ЮТЭК-Пыть-Ях“ (л.д. 57 том 2).

Данные обстоятельства истцом не оспорены, доказательства подачи электрической энергии ко всем домам по кабельным линиям, входящим в состав общего имущества дома, не представлены.

Согласно пункту 1 статьи 157 Жилищного Кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги определяется на основании приборов учета, а при их отсутствии - нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами местного самоуправленияза исключением нормативов потребления коммунальных услуг по электроснабжению и газоснабжению, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Правила предоставления коммунальных услуг гражданам устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Пунктом 8 Правил N 307 предусмотрено, что условия договора о приобретении коммунальных ресурсов и водоотведении (приеме (сбросе) сточных вод), заключаемого ресурсоснабжающими организациями с целью обеспечения потребителя коммунальными услугами не должны противоречить данным Правилам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации.

В силу абзаца второго пункта 15 Правил N 307 в случае, если исполнителем является товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный кооператив либо управляющая организация, расчет размера платы за коммунальные услуги, а также приобретение исполнителем холодной и горячей воды, услуг водоотведения, электрической энергии, газа и тепловой энергии осуществляются по тарифам, установленным Российской Федерацией и используемым для расчета для оплаты за коммунальные услуги гражданами.

В настоящем деле, электрическая энергия приобреталась ответчиком у ресурсоснабжающей организации как исполнителем не в целях перепродажи, а для предоставления населению потребителю электрической энергии на общедомовые нужды. Поэтому вопрос о методе определения количества потребленной электрической энергии при отсутствии приборов учета должен решаться исходя из установленных нормативов потребления коммунальных услуг. Данные выводы соответствует позиции, изложенной в Постановлении Президиума ВАС РФ от 09.06.2009 года N 525/09.

Согласно абзацу 2 пункта 147 Правил N 530 в целях определения объема потребления электрической энергии гражданами-потребителями в отсутствие приборов учета применяются нормативы потребления коммунальных услуг электроснабжения, установленные в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.

Аналогичный порядок определения объема потребления электрической энергии гражданами установлен в подпункте 3 пункта 1 приложения N 2 к Правилам N 307.

Пунктом 19 Правил N 307 установлено, что при отсутствии коллективных (общедомовых), общих (квартирных) и индивидуальных приборов учета размер платы за коммунальные услуги в жилых помещениях определяется, в том числе: для холодного водоснабжения, горячего водоснабжения, водоотведения и электроснабжения - в соответствии с подпунктом 3 пункта 1 приложения N 2 к настоящим Правилам.

Согласно пунктам 25, 26 Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 306 (далее - Правила N 306), при определении нормативов потребления коммунальных услуг учитываются нормативные технологические потери коммунальных ресурсов (технически неизбежные и обоснованные потери холодной и горячей воды, тепловой энергии, электрической энергии, газа во внутридомовых инженерных коммуникациях и оборудовании многоквартирного дома) и не учитываются расходы коммунальных ресурсов, возникшие в результате нарушения требований технической эксплуатации внутридомовых инженерных коммуникаций и оборудования, правил пользования жилыми помещениями и содержания общего имущества в многоквартирном доме. Коммунальные услуги, предназначенные для содержания общего имущества в многоквартирном доме, учитываются при установлении нормативов потребления коммунальных услуг для потребителей.

ТСЖ “2А микрорайон“ произвело расчет электрической энергии приняв во внимание количество проживающих человек в домах, согласно данным паспортной службы, норматив потребления электроэнергии кВт/чел, стоимость кВт./час.

Указанный расчет произведен ответчиком с учетом пункта 25 приложения Правил N 306, которым установлено, что расход электрической энергии на работу электрооборудования, являющегося общей собственностью многоквартирного дома, определяется исходя из следующих величин: в отношении приборов освещения мест общего пользования многоквартирного дома и придомовой территории, автоматических запирающих устройств, усилителей телеантенн коллективного пользования, систем противопожарной автоматики и дымоудаления, технологических потерь - 7 кВт ч в месяц на 1 человека; в отношении лифтового оборудования - 7 кВт ч в месяц на 1 человека.

Расчет истца с учетом показаний приборов учета в ТП не может определять количество электроэнергии поставленной для общедомовых нужд, так как они определяют количество поставленной электроэнергии на группу домов, а также юридическим лицам, эти приборы установлены не на границе балансовой и эксплуатационной ответственности ответчика, либо на границе балансовой принадлежности электрических сетей сетевой организации и внутридомовых электрических сетей, и не являются общедомовыми приборами учета.

При таких обстоятельствах, суд апелляционной инстанции считает доказанным факт поставки электроэнергии истцом в места общего пользования за период с января 2009 по июнь 2009 на сумму 124 481 руб. 70 коп.

При этом, из материалов дела следует, что ответчик перечислил истцу в счет оплаты поставленной в спорный период электрической энергии денежные средства на сумму 124 481 руб. 53 коп. (платежное поручение N 303 от 27.10.2009, N 260 от 25.09.2009; том 1 л.д. 69, л.д. 21 том 2).

Кроме того, истцом предъявлено требование о взыскании задолженности в размере 6 224 руб. 40 коп., которая согласно сводным расчетам по поставке электрической энергии на общедомовые нужды не относится и в счетах фактурах выделена отдельной строкой.

Ответчик пояснил, что это задолженность по договору N 20/1 на электроснабжение слесарки и офиса. Факт оплаты данной суммы подтверждается платежным поручением 315 от 10.11.2009.

При таких обстоятельствах, поскольку задолженность ответчиком погашена, исковые требования ОАО “ЮТЭК“ не подлежат удовлетворению.

В части прекращения судом производства по делу в части взыскания 124 481 рубль 70 копеек доводов в апелляционной жалобе не приводится, решение суда в данной части судом апелляционной инстанции не проверяется.

Решение суда первой инстанции от 30.11.2009 об удовлетворении требований подлежит отмене, поскольку судом неполно выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела, решение принято с нарушением норм материального и процессуального права.

Согласно статье 110 АПК РФ расходы по уплате государственной пошлины по исковому заявлению и апелляционной жалобе подлежат отнесению на истца.

На основании изложенного и руководствуясь пунктом 2 статьи 269, пунктами 1, 4 части 1 статьи 270, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд

постановил:

Решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 30 ноября 2009 года по делу N А75-8323/2009 об удовлетворении требований отменить, в указанной части принять по делу новый судебный акт.

В удовлетворении исковых требований открытого акционерного общества “ЮГОРСКАЯ ТЕРРИТОРИАЛЬНАЯ ЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ КОМПАНИЯ“ о взыскании с товарищества собственников жилья “2А микрорайон“ задолженности за потребленную энергию с января 2009 года по июнь 2009 года в размере 358 997 руб. 47 коп. отказать.

Взыскать с открытого акционерного общества “ЮГОРСКАЯ ТЕРРИТОРИАЛЬНАЯ ЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ КОМПАНИЯ“ в пользу товарищества собственников жилья “2А микрорайон“ расходы по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе в размере 1 000 руб.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.

Председательствующий

М.В.ГЕРГЕЛЬ

Судьи

Е.В.ГЛАДЫШЕВА

О.В.ЗОРИНА