Решения и определения судов

Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.05.2010 N 18АП-3847/2010 по делу N А76-4370/2010 По делу о привлечении к административной ответственности, предусмотренной ч. 2 ст. 14.1 КоАП РФ, за осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии).

ВОСЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 25 мая 2010 г. N 18АП-3847/2010

Дело N А76-4370/2010

Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Костина В.Ю., судей Арямова А.А., Плаксиной Н.Г., при ведении протокола секретарем судебного заседания Плотниковой Е.В., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью “Лотерейный Мир“ на решение Арбитражного суда Челябинской области от 31.03.2010 по делу N А76-4370/2010 (судья Костылев И.В.),

установил:

управление внутренних дел МВД России в г. Озерске Челябинской области (далее - заявитель, управление, административный орган) обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением о привлечении общества с ограниченной ответственностью “Лотерейный Мир“ (далее - заинтересованное лицо, общество, ООО “Лотерейный Мир“)
к административной ответственности, предусмотренной ч. 2 ст. 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).

Решением арбитражного суда первой инстанции от 31.03.2010 по настоящему делу в удовлетворении заявленного требования отказано.

Заинтересованное лицо не согласилось с указанным решением в части определения субъекта инкриминируемого правонарушения, считает, что судом неправильно применены нормы материального права, а выводы, изложенные в решении, не соответствуют обстоятельствам дела.

В апелляционной жалобе просит решение суда оставить без изменения, исключив из текста выводы суда о наличии признаков административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 14.1 КоАП РФ, в действиях общества с ограниченной ответственностью “Акцент“ (далее - ООО “Акцент“).

В обоснование доводов жалобы считает, что состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 14.1 КоАП РФ, в действиях ООО “Акцент“, а также индивидуального предпринимателя Лебедевой О.В. отсутствует.

Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в судебное заседание представители сторон не явились.

В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие представителей сторон.

Арбитражный суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело в порядке статей 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.

Как следует из материалов дела, ООО “Лотерейный мир“ зарегистрировано в качестве юридического лица 06.05.2009 Межрайонной инспекцией ФНС России N 46 по г. Москве за основным государственным регистрационным номером 1097746274053 (л.д. 16).

30.12.2009 в помещении букмекерской конторы “Шанс“, расположенном на втором этаже магазина “Орфей“ по адресу: Челябинская область, г. Озерск, проспект К. Маркса, 29 “б“, сотрудниками
ОБЭП УВД России в г. Озерске проведено оперативно-розыскное мероприятие “Проверочная закупка“ на основании постановления от 30.12.2009 (л.д. 38).

В ходе данного оперативно-розыскного мероприятия в указанном помещении зафиксирован факт осуществления деятельности зала игровых автоматов, что отражено в протоколе проверочной закупки от 30.12.2009 (л.д. 39). 30.12.2009 дознавателем ОД УВД МВД России в г. Озерске проведен осмотр места происшествия, о чем составлен протокол осмотра места происшествия (л.д. 21 - 23).

Как установлено в ходе осмотра “игрового зала“, расположенного на 2 этаже магазина “Орфей“ по адресу: Челябинская область, г. Озерск, проспект К. Маркса, 29 “б“, в данном помещении осуществляется деятельность по проведению азартных игр на оборудовании, имеющем признаки игровых автоматов, без лицензии на организацию и проведение азартных игр.

О/у ОБЭП УВД МВД России в г. Озерске составлен рапорт от 30.12.2009 об обнаружении признаков преступления при проведении оперативно-розыскного мероприятия “проверочная закупка“ в помещении букмекерской конторы “Шанс“ (л.д. 20).

В материалы дела представлено постановление об отказе в возбуждении уголовного дела от 27.01.2010 (л.д. 18 - 19), в котором указано, что полученный доход от организации и проведения азартных игр составил менее 250000 руб., в связи с чем в действиях директора ООО “Лотерейный Мир“ - Ахмеджанова Р.Д. отсутствует состав преступления. В данном постановлении указано, что организатором лотереи является ООО “Лотерейный Мир“.

Поскольку установленные при проведении проверки факты, являются нарушениями лицензионных требований и условий, то по факту выявленного нарушения 11.02.2010 вынесен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 14.1 КоАП РФ в отношении ООО “Лотерейный Мир“ (л.д. 13).

Заявитель в порядке ст. 23.1 КоАП РФ обратился в арбитражный суд с требованием о привлечении ООО
“Лотерейный Мир“ к административной ответственности по ч. 2 ст. 14.1 КоАП РФ.

Отказывая в удовлетворении заявленного требования, суд первой инстанции исходил из того, что ООО “Лотерейный Мир“ не является субъектом вменяемого ему правонарушения.

Оценив в порядке ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации все имеющиеся в деле доказательства в их совокупности, суд апелляционной инстанции считает, что вывод суда первой инстанции является правильным, соответствует обстоятельствам дела и действующему законодательству.

На основании ч. 6 ст. 205 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.

В соответствии с ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов РФ об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Статьей 1.5 КоАП РФ установлено, что лицо подлежит административной ответственности за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

В силу ч. 2 ст. 14.1 КоАП РФ осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна), влечет наложение административного штрафа с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой.

На основании ч. 3 ст. 28.3 КоАП РФ
протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 2 ст. 14.1 Кодекса, вправе составлять должностные лица федеральных органов исполнительной власти, их учреждений, структурных подразделений и территориальных органов, а также иных государственных органов, осуществляющих лицензирование отдельных видов деятельности и контроль за соблюдением условий лицензии в пределах компетенции соответствующего органа.

Согласно ч. 3 ст. 3 Федерального закона от 29.12.2006 N 244-ФЗ “О государственном регулировании деятельности по организации, проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации“ (далее - Закон N 244-ФЗ) проверка технического состояния игрового оборудования осуществляется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства о налогах и сборах.

В силу ч. 3 ст. 16 Закона N 244-ФЗ контроль за соблюдением организаторами азартных игр установленных ч. 1 и 2 данной статьи требований осуществляется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства о налогах и сборах.

В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 08.08.2001 N 128-ФЗ “О лицензировании отдельных видов деятельности“ (далее - Закон N 128-ФЗ) под лицензируемым видом деятельности понимается вид деятельности, на осуществление которого на территории Российской Федерации требуется получение лицензии в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Согласно ч. 1 и 2 ст. 5 Закона N 244-ФЗ деятельность по организации и проведению азартных игр может осуществляться исключительно организаторами азартных игр при соблюдении требований, предусмотренных данным Законом, другими федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами и исключительно в игорных заведениях, соответствующих установленным требованиям.

Игорные заведения (за исключением букмекерских контор и тотализаторов) могут
быть открыты исключительно в игорных зонах в порядке, установленном данным Законом (ч. 4 ст. 5 Закона N 244-ФЗ).

Согласно ч. 2 ст. 9 названного Закона игорные зоны создаются на территориях следующих субъектов Российской Федерации: Алтайский край; Приморский край; Калининградская область; Краснодарский край и Ростовская область.

В силу п. 3 ч. 1 ст. 3, п. 8 ст. 4, ст. 13 Закона N 244-ФЗ деятельность по организации и проведению азартных игр в игорной зоне осуществляется на основании разрешения, выдаваемого органом управления игорной зоной в соответствии с законодательством субъекта Российской Федерации (соглашением между органами государственной власти соответствующих субъектов Российской Федерации), в том числе путем проведения аукциона или конкурса.

Согласно п. 6 ст. 4, п. 3 ст. 5 указанного Закона деятельность по организации и проведению азартных игр - это деятельность, направленная на заключение основанных на риске соглашений о выигрыше с участниками азартных игр и (или) организацию заключения таких соглашений между двумя или несколькими участниками азартной игры.

Из ст. 4 Закона N 244-ФЗ следует, что азартная игра - это основанное на риске соглашение о выигрыше, заключенное двумя или несколькими участниками такого соглашения между собой либо с организатором азартной игры по правилам, установленным организатором азартной игры; пари - это азартная игра, при которой исход основанного на риске соглашения о выигрыше, заключаемого двумя или несколькими участниками пари между собой либо с организатором данного вида азартной игры, зависит от события, относительно которого неизвестно, наступит оно или нет; ставка - это денежные средства, передаваемые участником азартной игры организатору азартной игры или другому участнику азартной игры и служащие условием участия в азартной игре в
соответствии с правилами, установленными организатором азартной игры; выигрышем признаются денежные средства или иное имущество, в том числе имущественные права, подлежащие выплате или передаче участнику азартной игры при наступлении результата азартной игры, предусмотренного правилами, установленными организатором азартной игры; игровой автомат - оборудование (механическое, электрическое, электронное или иное техническое оборудование), используемое для проведения азартных игр с материальным выигрышем, который определяется случайным образом устройством, находящимся внутри корпуса такого игрового оборудования, без участия организатора азартных игр или его работников.

В силу п. 5, 10, 16 ст. 4 Закона N 244-ФЗ организатором азартной игры является юридическое лицо, осуществляющее деятельность по организации и проведению азартных игр; участник азартной игры - это физическое лицо, принимающее участие в азартной игре и заключающее основанное на риске соглашение о выигрыше с организатором азартной игры или другим участником азартной игры; игровое оборудование - устройства или приспособления, используемые для проведения азартных игр.

Правовую основу государственного регулирования отношений, возникающих в области организации и проведения лотерей, порядок их организации и проведения на территории Российской Федерации, а также требования к лотерейному оборудованию определяет Федеральный закон от 11.11.2003 N 138-ФЗ “О лотереях“ (далее - Закон N 138-ФЗ), в соответствии с п. 1 ст. 2 которого лотерея - игра, которая проводится в соответствии с договором и в которой одна сторона (организатор лотереи) проводит розыгрыш призового фонда лотереи, а вторая сторона (участник лотереи) получает право на выигрыш, если она будет признана выигравшей в соответствии с условиями лотереи.

В соответствии с п. 14 ст. 2 названного Закона лотерейное оборудование - это оборудование, специально изготовленное и используемое для проведения лотереи, или оборудование, оснащенное
лотерейными программами.

Согласно п. 2, 3, 6 ст. 3 Закона N 138-ФЗ лотерея в зависимости от способа ее проведения подразделяется на тиражную, бестиражную и комбинированную.

Лотерея в зависимости от способа формирования ее призового фонда подразделяется на: 1) лотерею, право на участие в которой связано с внесением платы, за счет которой формируется призовой фонд лотереи; 2) лотерею, право на участие в которой не связано с внесением платы и призовой фонд которой формируется за счет средств организатора лотереи (стимулирующая лотерея).

Лотерея в зависимости от технологии ее проведения подразделяется на лотерею, проводимую: 1) в режиме реального времени, если договор об участии в лотерее заключается сторонами путем обмена документами посредством электронной или иной связи с использованием лотерейного оборудования, которое объединено сетью электросвязи, позволяет достоверно установить, что документ исходит от стороны договора, и с помощью которого проводятся розыгрыш призового фонда лотереи в режиме реального времени, фиксация и передача информации о результатах такого розыгрыша. Указанное оборудование должно обеспечивать защиту такой информации от утраты, хищения, искажения, подделки, а также от несанкционированных действий по ее уничтожению, модификации, копированию и иных подобных действий и несанкционированного доступа к сети электросвязи; 2) в обычном режиме, при котором сбор, передача, обработка игровой информации, формирование и розыгрыш призового фонда лотереи осуществляются поэтапно.

Порядок проведения стимулирующей лотереи на территории Российской Федерации регламентирован ст. 7 и 9 Закона N 138-ФЗ и конкретизирован приказом Министерства финансов Российской Федерации от 09.08.2004 N 66Н “Об установлении форм и сроков представления отчетности о лотереях и методологии проведения лотерей“.

Судом первой инстанции установлено и материалами дела подтверждено, что ООО “Лотерейный мир“, согласно Правилам проведения стимулирующей
лотереи, утвержденной Приказом МФ РФ N 66н от 09.08.2004, является организатором стимулирующей лотереи “Лотерейный Мир“, которая включена в государственный реестр всероссийских лотерей серии Н200С N 001581 ФНС со сроком проведения с 15.06.2009 по 14.06.2010.

Между ООО “Лотерейный мир“ и ООО “Акцент“ заключен договор N 119/09 от 01.12.2009 (л.д. 47 - 48), согласно которому ООО “Лотерейный мир“ (организатор) поручает ООО “Акцент“ (оператор) проведение стимулирующей лотереи “Лотерейным Мир“ в местах продажи товара от имени организатора и за его счет с 15.06.2009 по 14.06.2010 на территории Российской Федерации.

В договоре под проведением лотереи понимается осуществление оператором - ООО “Акцент“ мероприятий, включающих в себя заключение договоров (контрактов) с изготовителем лотерейных билетов, изготовителем или владельцем лотерейного оборудования, программных продуктов и (или) иных необходимых для проведения лотереи договоров (контрактов), распространение лотерейных билетов и заключение договоров с участниками лотереи, розыгрыш призового фонда лотереи, экспертизу выигрышных лотерейных билетов, выплату, передачу или предоставление выигрышей участникам лотереи (п. 1.1)

Условием участия в данной лотерее является приобретение непериодической печатной продукции, содержащей название “Лотерейный Мир“. После приобретения данной продукции гражданин может обратиться к представителю оператора и получить возможность участвовать в розыгрыше на лотерейном оборудовании, прошедшем в установленном порядке сертификацию. Участнику выдается билет стимулирующей лотереи с идентификационным номером и защитным слоем, под которым скрывается количество выигрышных баллов. После стирания защитного слоя и представления его представителю оператора, тот своей магнитной картой активирует лотерейное оборудование и заводит количество баллов, которое выиграл участник. Далее участник на лотерейном оборудовании, на котором установлена компьютерная плата с лотерейной программой, розыгрывает баллы. В случае выигрыша представитель оператора фиксирует его, вносит в отчет и
участник получает денежный выигрыш у распространителя печатной продукции.

В целях проведения лотереи ООО “Акцент“ заключило с Ф.И.О. договор аренды N 106/09 от 01.12.2009 (л.д. 84 - 87), согласно которому взяло в аренду лотерейное оборудование “Электронный лототрон “Лото-2“ в количестве 34 штук.

ООО “Акцент“ заключило с ИП Лебедевой О.В. договор N 120/09 от 01.12.2009 (л.д. 45 - 46), согласно которому Лебедева О.В. принимает на себя обязательства по осуществлению юридически и иных действий от имени и по поручению ООО “Акцент“, связанных с распространением билетов Всероссийской стимулирующей лотереи “Лотерейный Мир“ в местах, где она осуществляет продажу непериодических печатных изданий в качестве рекламных носителей, содержащих наименование “Лотерейный мир“.

Под юридическими и иными действиями в рамках настоящего договора указано: распространение билетов Всероссийской стимулирующей лотереи “Лотерейный Мир“ при продаже непериодических печатных изданий в качестве рекламных носителей, содержащих наименование “Лотерейным Мир“; выплаты денежных выигрышей участникам лотерей в соответствии с условиями настоящего Договора и условиями проведения лотереи; представление отчетных документов о распространении билетов Всероссийской стимулирующей лотереи “Лотерейный мир“.

Непериодические печатные издания с наименованием “Лотерейный мир“ ИП Лебедевой О.В. поставляет ООО “Лотерейный мир“ по договору поставки N 68/09 от 30.11.2009 (л.д. 44).

Согласно заключенному между ООО “Лотерейный мир“ и ИП Лебедевой договору N 23/12/09 от 01.12.2009 (л.д. 49 - 53) Лебедевой О.В. предоставлено право на открытие торговой точки с наименованием “Лотерейный Мир“, право на реализацию непериодических печатных изданий в качестве рекламных носителей, содержащих наименование “Лотерейный Мир“, по ценам, не ниже указанных Обществом, по адресу: Челябинская область, г. Озерск, ул. К. Маркса, 29 “б“.

Суд первой инстанции сделал правильный вывод о том, что, ООО “Лотерейный Мир“ не является субъектом вменяемого ему правонарушения.

Как правильно отметил суд, что вменяемую ООО “Лотерейный мир“ деятельность, которую заявитель квалифицирует как деятельность по проведению азартных игр, не осуществлялась непосредственно ООО “Лотерейный мир“.

Из материалов дела следует, что пункт 1.3 договора N 119/09 от 01.12.2009 предусматривает, что ООО “Акцент“ проводит стимулирующую лотерею на собственном либо арендованном лотерейном оборудовании по своему усмотрению.

В материалы дела представлен договор ООО “Акцент“ с гр. Ф.И.О. от 01.12.2009 N 106/09 (л.д. 84 - 87), согласно которому ООО “Акцент“ арендует лотерейное оборудование “Электронный лототрон “Лото-2“ в количестве 34 штук.

Таким образом, оснований для привлечения ООО “Лотерейный мир“ не имелось, административным органом не представлены доказательства, свидетельствующие о факте осуществления непосредственно обществом “Лотерейный Мир“ в помещении букмекерской конторы “Шанс“, расположенной на втором этаже магазина “Орфей“ по адресу: Челябинская область, г. Озерск, проспект К. Маркса, 29 “б“, проведения лотереи, квалифицируемой заявителем как проведение азартных игр.

С учетом изложенного суд первой инстанции сделал правильный вывод о недоказанности управлением факта осуществления обществом “Лотерейный мир“ без выданного в установленном порядке специального разрешения деятельности по проведению азартных игр с использованием игрового оборудования, и, соответственно, о наличии в его действиях состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 14.1 Кодекса.

Согласно ст. 273 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации лица, участвующие в деле, а также иные лица в случаях, предусмотренных данным Кодексом, вправе обжаловать в порядке кассационного производства решение арбитражного суда первой инстанции, вступившее в законную силу, и (или) постановление суда апелляционной инстанции полностью или в части.

В соответствии с ч. 3 ст. 16 и ст. 42 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации лица, не участвовавшие в деле, о правах и об обязанностях которых арбитражный суд принял судебный акт, вправе обжаловать этот судебный акт, а также оспорить его в порядке надзора по правилам, установленным названным Кодексом. Такие лица пользуются правами и несут обязанности лиц, участвующих в деле.

В связи с этим лица, не участвующие в деле, как указанные, так и не указанные в мотивировочной и/или резолютивной части судебного акта, вправе его обжаловать в случае, если он принят о их правах и обязанностях, то есть данным судебным актом непосредственно затрагиваются их права и обязанности, в том числе создаются препятствия для реализации их субъективного права или надлежащего исполнения обязанности по отношению к одной из сторон спора.

При этом судебный акт может быть признан вынесенным о правах и обязанностях лица, не привлеченного к участию в деле, лишь в том случае, если им устанавливаются права этого лица относительно предмета спора либо возлагаются обязанности на это лицо.

Рассмотрев все доводы апелляционной жалобы управления, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что указанное лицо (ООО “Акцент“) участником производства по делу об административном правонарушении не являлось. В протоколе об административном правонарушении такие сведения отсутствуют.

Из содержания обжалуемого судебного акта не усматривается, что судом принято решение о правах и обязанностях ООО “Акцент“, либо иным образом затронуты его права и законные интересы.

Требование подателя апелляционной жалобы об исключении из мотивировочной части обжалуемого решения вывода о наличии в действиях ООО “Акцент“ признаков административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 14.1 КоАП РФ не могут быть удовлетворены судом апелляционной инстанции, поскольку таких выводов судебный акт не содержит. При этом, ссылка в апелляционной жалобе на то, что суд косвенно делает вывод о наличии в действиях ООО “Акцент“ данного правонарушения, также не нашла своего подтверждения, так как подобного вывода из текста решения арбитражного суда от 31.03.2010 не следует.

В связи с этим названный довод, содержащийся в жалобе, судом апелляционной инстанции не принимается как противоречащий буквальному содержанию обжалуемого судебного акта.

Доводы апелляционной жалобы основаны на неверном толковании действующего законодательства и опровергаются материалами дела, а потому оснований для ее удовлетворения не имеется.

Всем доказательствам, представленным сторонами, обстоятельствам дела, а также доводам, в том числе, изложенным в жалобе, суд первой инстанции дал надлежащую правовую оценку, оснований для переоценки выводов у суда апелляционной инстанции в силу ст. 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не имеется.

С учетом изложенного обжалуемый судебный акт подлежит оставлению без изменения, апелляционная жалоба - без удовлетворения.

Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании ч. 4 ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.

Руководствуясь статьями 176, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции

постановил:

решение Арбитражного суда Челябинской области от 31.03.2010 по делу N А76-4370/2010 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью “Лотерейный Мир“ - без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.

В случае обжалования постановления в порядке кассационного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения кассационной жалобы можно получить на интернет-сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа по адресу http://fasuo.arbitr.ru.

Председательствующий

судья

В.Ю.КОСТИН

Судьи:

А.А.АРЯМОВ

Н.Г.ПЛАКСИНА