Решения и определения судов

Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.03.2010 по делу N А55-36853/2009 По делу об отмене постановления о привлечении к ответственности по ч. 6 ст. 15.25 КоАП РФ за несоблюдение установленного порядка представления форм учета и отчетности по валютным операциям.

ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 9 марта 2010 г. по делу N А55-36853/2009

Резолютивная часть постановления объявлена 03 марта 2010 г.

Постановление в полном объеме изготовлено 09 марта 2010 г.

Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Апаркина В.Н.,

судей Рогалевой Е.М., Марчик Н.Ю.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Сурковой Г.В.,

с участием:

от заявителя Открытого акционерного общества “СМАРТС“ - Добашина Ю.М.

доверенность от 09.12.2009 г. N 435;

от ответчика Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Самарской области - извещен, не явился;

от третьего лица ОАО КБ “Солидарность“ - извещен, не явился,

рассмотрев в открытом судебном заседании 03 марта 2010 г. в зале N 6 апелляционную жалобу Территориального управления Федеральной
службы финансово-бюджетного надзора в Самарской области

на решение Арбитражного суда Самарской области от 30 декабря 2009 года по делу N А55-36853/2009 (судья Бойко С.А.),

по заявлению Открытого акционерного общества “СМАРТС“, г. Самара

к Территориальному управлению Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Самарской области, г. Самара

третье лицо: ОАО КБ “Солидарность“, г. Самара

о признании незаконным и отмене постановления о назначении административного наказания от 17.11.2009 года N 36-09/687,

установил:

открытое акционерное общество “СМАРТС“ обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Самарской области от 17.11.2009 г. N 36-09/687 о привлечении Общества к административной ответственности, предусмотренной частью 6 статьи 15.25 КоАП РФ в виде наложения штрафа в размере 40 000 рублей.

Решением суда 1 инстанции от 30.12.2009 г. постановление Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Самарской области от 17.11.2009 г. N 36-09/687 о назначении ОАО “СМАРТС“ административного наказания по ч. 6 ст. 15.25 КоАП РФ в виде штрафа в размере 40 000 рублей признано незаконным и отменено.

В апелляционной жалобе Территориальное управление Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Самарской области просит решение суда 1 инстанции отменить полностью и принять по делу новый судебный акт, ссылаясь на то, что ОАО “СМАРТС“, не указав в графе 2 Справки о подтверждающих документах код документа, допустило нарушение, выразившееся в несоблюдении установленного порядка представления форм учета и отчетности по валютным операциям, в связи с чем было правомерно привлечено к административной ответственности по ч. 6 ст. 15.25 КоАП РФ.

ОАО “СМАРТС“ в отзыве на апелляционную жалобу просит решение суда 1 инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу
- без удовлетворения.

В судебном заседании представитель ОАО “СМАРТС“ поддержал доводы, изложенные в отзыве на апелляционную жалобу.

Представители Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Самарской области и ОАО КБ “Солидарность“ в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.

В соответствии со ст. 156 АПК РФ дело рассмотрено в отсутствие представителей ответчика и третьего лица, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства.

Ходатайство Территориального управления Федеральной службы финансово- бюджетного надзора в Самарской области об отложении рассмотрения дела судом отклонено как необоснованное.

Проверив материалы дела, выслушав представителя ОАО “СМАРТС“, оценив имеющиеся в деле доказательства, суд апелляционной инстанции считает решение суда 1 инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу - не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.

Как установлено материалами дела, 09.11.2009 г. при осуществлении проверки соблюдения актов валютного законодательства РФ и актов органов валютного регулирования сотрудниками Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Самарской области был выявлен факт нарушения ОАО “СМАРТС“ установленного порядка представления форм учета и отчетности по валютным операциям, выразившийся в не указании в графе 2 справки о подтверждающих документах от 15 ноября 2008 г. кода документа, подтверждающего факт оказания услуг.

12 ноября 2009 г. главным контролером-ревизором отдела валютного контроля Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Самарской области по результатам проведенной проверки был составлен протокол о совершении ОАО “СМАРТС“ административного правонарушения, предусмотренного ч. 6 ст. 15.25 КоАП РФ (л.д. 16 - 20, 88 - 90).

На основании протокола постановлением Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Самарской области от 17 ноября 2009 г. N 36-09/687 Общество привлечено к административной
ответственности по ч. 6 ст. 15.25 КоАП РФ с назначением наказания в виде штрафа в размере 40 000 рублей (л.д. 13 - 15, 96 - 98).

Из содержания постановления и других материалов дела следует, что 18.02.2002 г. между ЗАО “СМАРТС“ и E-Plus Mobilnik GmbH & Co.KG (Германия) заключено Соглашение о Международном Роуминге в стандарте GSM.

В октябре 2004 года на основании Соглашения Общество в уполномоченном банке ОАО КБ “Солидарность“ оформило паспорт сделки N 04100013/0554/0000/9/0. По паспорту дата завершения исполнения обязательств по контракту - 31.12.2010 г.

02.04.2008 г. ОАО “СМАРТС“ в уполномоченном банке ОАО КБ “Солидарность“ переоформило паспорт сделки N 04100013/0554/0000/9/0, в связи с изменением типа акционерного общества “СМАРТС“. По паспорту сделки дата завершения исполнения обязательства по контракту - 31.12.2010 г. (л.д. 76).

Согласно письму ЦБ РФ N 518 от 11.09.1997 г. “О перечне документов, подтверждающих выполнение работ, предоставление услуг и прав на результаты интеллектуальной деятельности при совершении внешнеторговых сделок“ документами, подтверждающими оказание услуг в области связи (телекоммуникаций) являются: акт приемки-сдачи, счета, счет-фактура.

Представленный ОАО “СМАРТС“ счет N 202801/11963 от 01.10.2008 г. на сумму 1 911,90 Евро является документом, подтверждающим оказание услуг (л.д. 78).

17.11.2008 г. ОАО “СМАРТС“ представило в уполномоченный банк ОАО КБ “Солидарность“ справку о подтверждающих документах от 15.11.2008 г. (л.д. 79).

В соответствии с частью 4 статьи 5 Федерального закона от 10 декабря 2003 г. N 173-ФЗ “О валютном регулировании и валютном контроле“ (далее - Закон N 173-ФЗ) Центральный Банк Российской Федерации устанавливает единые формы учета и отчетности по валютным операциям, порядок и сроки их представления, а также готовит и опубликовывает статистическую информацию по валютным
операциям.

Согласно пункту 2 части 2 статьи 24 Закона N 173-ФЗ резиденты, осуществляющие в Российской Федерации валютные операции, обязаны вести в установленном порядке учет и составлять отчетность по проводимым ими валютным операциям, обеспечивая сохранность соответствующих документов и материалов в течение не менее трех лет со дня совершения соответствующей валютной операции, но не ранее срока исполнения договора.

Справка о подтверждающих документах установлена Центральным банком Российской Федерации в качестве формы учета по валютным операциям для резидентов, за исключением кредитных организаций и валютных бирж (Указание ЦБ РФ от 10 декабря 2007 г. N 1950-У).

В соответствии с пунктом 2.1 Положения ЦБ РФ от 01.06.2004 г. N 258-П “О порядке представления резидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов и информации, связанных с проведением валютных операций с нерезидентами по внешнеторговым сделкам, и осуществления уполномоченными банками контроля за проведением валютных операций“ (далее - Положение N 258-П) в целях учета валютных операций по контракту и осуществления контроля за их проведением резидент представляет в банк ПС документы, связанные с проведением указанных операций, подтверждающие факт ввоза товаров на таможенную территорию Российской Федерации или вывоза товаров с таможенной территории Российской Федерации, а также выполнения работ, оказания услуг, передачи информации и результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав на них.

В соответствии с пунктом 2.2 Положения N 258-П подтверждающие документы представляются резидентом в банк ПС одновременно с двумя экземплярами справки о подтверждающих документах, оформленной резидентом в порядке, изложенном в Приложении 1 к указанному Положению.

В рамках административного производства Территориальным управлением Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Самарской области было установлено, что ОАО “СМАРТС“ 17.11.2008 г. представило справку о
подтверждающих документах в уполномоченный банк ОАО КБ “Солидарность“, не указав в графе 2 код документа.

Таким образом, по мнению административного органа, Общество нарушило требования п. 2 ч. 2 ст. 24 Закона N 173-ФЗ от 10.12.2003 г., п. 2.2. Положения N 258-П.

Между тем, при принятии оспариваемого постановления административным органом не были учтены следующие обстоятельства.

Частью 6 статьи 15.25 КоАП РФ предусмотрена ответственность за несоблюдение установленных порядка или сроков представления форм учета и отчетности по валютным операциям, нарушение установленного порядка использования специального счета и (или) резервирования, нарушение установленных единых правил оформления паспортов сделок либо нарушение установленных сроков хранения учетных и отчетных документов или паспортов сделок.

Объективной стороной данного состава правонарушения является несоблюдение установленных порядка или сроков представления форм учета и отчетности по валютным операциям, нарушение установленного порядка использования специального счета и (или) резервирования, нарушение установленных единых правил оформления паспортов сделок либо нарушение установленных сроков хранения учетных и отчетных документов или паспортов сделок.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении в числе других выяснению подлежат обстоятельства, связанные с наличием события административного правонарушения.

Согласно п. 1 ч. 1 статьи 24.5 КоАП РФ отсутствие события административного правонарушения является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.

В соответствии с ч. 1 статьи 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.

Из оспариваемого постановления административного органа следует, что в вину Обществу вменено нарушение порядка оформления, что, по мнению административного органа, является нарушением установленного порядка представления форм учета и отчетности
по валютным операциям, а именно: не указание в графе 2 справки о подтверждающих документах от 15 ноября 2008 года кода документов, подтверждающих факт оказания услуг.

Между тем из материалов дела следует, что установленная валютным законодательством обязанность по предоставлению справки о подтверждающих документах ОАО “СМАРТС“ исполнена.

Согласно письму ОАО КБ “Солидарность“ б/н и б.д. (вх. N 4081 от 12.10.2009 г.) датой представления справок о подтверждающих документах от 15.11.2008 г. является следующий рабочий день 17.11.2008 г. (л.д. 88).

Фактически указанная справка представлена в уполномоченный банк ОАО КБ “Солидарность“ - 17.11.2008 г.

Замечаний к представленной заявителем справке о подтверждающих документах у банка, как агента валютного контроля, не имелось.

Представленная заявителем справка о подтверждающих документах позволяла в полном объеме осуществить необходимый валютный контроль по совершенным обществом валютным операциям.

Вопреки доводам органа финансово-бюджетного надзора, неправильное оформление (заполнение) графы 2 справки о подтверждающих документах не может быть признано нарушением установленного порядка или сроков представления подтверждающих документов, в силу чего не образует объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 6 ст. 15.25 КоАП РФ.

В связи с этим у органа финансово-бюджетного надзора отсутствовали правовые основания для привлечения Общества к административной ответственности по ч. 6 ст. 15.25 КоАП РФ.

На данные обстоятельства правомерно указано в решении суда 1 инстанции.

С учетом изложенного доводы Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Самарской области, приведенные в апелляционной жалобе, являются ошибочными и во внимание не принимаются.

При таких обстоятельствах суд 1 инстанции правомерно удовлетворил требования заявителя, оснований для отмены решения суда не имеется.

Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд

постановил:

решение Арбитражного суда Самарской области от 30
декабря 2009 года по делу N А55-36853/2009 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.

Председательствующий

В.Н.АПАРКИН

Судьи

Е.М.РОГАЛЕВА

Н.Ю.МАРЧИК