Решения и определения судов

Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.04.2010 N 18АП-2309/2010 по делу N А47-11247/2009 По делу о взыскании штрафа за непредставление сведений индивидуального (персонифицированного) учета на застрахованных лиц.

ВОСЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 16 апреля 2010 г. N 18АП-2309/2010

Дело N А47-11247/2009

Резолютивная часть постановления объявлена 14 апреля 2010 г.

Полный текст постановления изготовлен 16 апреля 2010 г.

Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Степановой М.Г., судей Кузнецова Ю.А., Дмитриевой Н.Н., при ведении протокола секретарем судебного заседания Пироговой С.В., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Бугурусланском районе Оренбургской области на решение Арбитражного суда Оренбургской области от 19.01.2010 по делу N А47-11247/2009 (судья Лазебная Г.Н.),

установил:

Государственное учреждение Управление - Пенсионного фонда Российской Федерации в Бугурусланском районе Оренбургской области (далее - управление) обратилось в Арбитражный
суд Оренбургской области с заявлением к крестьянскому хозяйству “Звукерит“ (далее - крестьянское хозяйство) о взыскании штрафа в размере 257 руб. 60 коп. за непредставление сведений индивидуального (персонифицированного) учета на застрахованных лиц.

Решением Арбитражного суда Оренбургской области от 19.01.2010 в удовлетворении заявленных требований отказано.

Не согласившись с решением арбитражного суда первой инстанции, управление обратилось в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, взыскать с крестьянского хозяйства 257 руб. 60 коп. штрафа за непредставление сведений индивидуального (персонифицированного) учета на застрахованных лиц.

В обоснование доводов апелляционной жалобы управление указало, что крестьянским хозяйством нарушен установленный законодательством срок представления сведений индивидуального (персонифицированного) учета за 2008 год на застрахованных лиц, поскольку до настоящего времени указанные сведения крестьянским хозяйством не представлены.

Кроме того, управление считает, что непредставление главой крестьянского хозяйства в установленный срок сведений образует состав правонарушения, ответственность за которое предусмотрена пунктом 3 статьи 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ “Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования“.

При этом срок предоставления сведений установлен в пункте 38 Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах для целей обязательного пенсионного страхования, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15.03.1997 N 318, - ежегодно до 1 марта.

Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в судебное заседание не явились.

В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие представителей не явившихся лиц.

Арбитражный суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело в порядке статей 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.

Как следует из материалов дела, Управлением проведена проверка своевременности представления сведений индивидуального (персонифицированного) учета крестьянским хозяйством, по результатам которой составлен акт N 62216 от 27.08.2009 (л.д. 7 - 8) и вынесено решение от 17.09.2009 N 219085060 (л.д. 9 - 10) о привлечении лица к ответственности за нарушение законодательства об обязательном пенсионном страховании. Указанным решением крестьянское хозяйство привлечено к ответственности, предусмотренной статьей 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ “Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования“ в виде штрафа в сумме 257 руб. 60 коп.

На основании указанного решения крестьянскому хозяйству выставлено требование N 219097184 от 17.09.2009 (л.д. 11 - 12), которым предложено уплатить штраф в сумме 257 руб. 60 коп. в срок до 01.10.2009

Неисполнение крестьянским хозяйством обязанности по оплате суммы штрафа явилось основанием для обращения управления в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что управлением не было представлено доказательств наличия у крестьянского хозяйства наемных работников.

Выводы суда первой инстанции об отказе в удовлетворении заявленных управлением требований являются правильными.

В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ “Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации“ (далее - Федеральный закон от 15.12.2001 N 167-ФЗ) Федеральный закон от 01.04.1996 N 27-ФЗ “Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования“ (далее - Федеральный закон от 01.04.1996 N 27-ФЗ) является составной частью законодательства об обязательном пенсионном страховании.

Данный Федеральный закон устанавливает правовую основу и принципы организации индивидуального (персонифицированного) учета
сведений о гражданах, на которых распространяется действие законодательства Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании.

Согласно статье 1 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ под индивидуальным (персонифицированным) учетом понимается организация и ведение учета сведений о каждом застрахованном лице для реализации пенсионных прав в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии с указанной статьей к страхователям относятся юридические лица, в том числе крестьянские (фермерские) хозяйства.

В силу статьи 7 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ наряду с индивидуальными предпринимателями члены крестьянских (фермерских) хозяйств являются застрахованными лицами, на которых в соответствии с Законом распространяется обязательное пенсионное страхование.

Согласно пункту 2 Порядка регистрации в территориальных органах Пенсионного фонда Российской Федерации страхователей, уплачивающих страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации в виде фиксированных платежей, утвержденного Постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 02.08.2006 N 197п, регистрация физических лиц, зарегистрированных в качестве индивидуальных предпринимателей и самостоятельно уплачивающих страховые взносы в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации (в том числе глав крестьянских (фермерских) хозяйств, уплачивающих страховые взносы в виде фиксированного платежа за себя и членов хозяйства), осуществляется в отделениях ПФР (территориальных органах ПФР) в пятидневный срок с момента представления в территориальные органы страховщика федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, сведений, содержащихся в едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей и представляемых в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Учитывая изложенное, нормы законодательства, регулирующие правоотношения в системе обязательного пенсионного страхования, приравнивают глав крестьянских (фермерских) хозяйств для целей уплаты страховых взносов в виде фиксированного платежа к индивидуальным предпринимателям.

В части 3 статьи 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ установлено, что за непредставление
в установленные сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, либо представление неполных и (или) недостоверных сведений к страхователям, в том числе физическим лицам, самостоятельно уплачивающим страховые взносы, применяются финансовые санкции в виде взыскания 10 процентов причитающихся за отчетный год платежей в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Таким образом, субъектами ответственности за непредставление в установленные сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, могут выступать страхователи или физические лица, самостоятельно уплачивающие страховые взносы.

Вместе с тем из акта N 62216 об обнаружении фактов, свидетельствующих о нарушении законодательства об обязательном пенсионном страховании от 27.08.2009, а также решения N 219085060 о привлечении лица к ответственности за нарушение законодательства об обязательном пенсионном страховании от 17.09.2009, следует, что крестьянским хозяйством нарушена норма пункта 5 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ, которая предусматривает обязанность физического лица, самостоятельно уплачивающего страховые взносы, представлять в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации сведения индивидуального (персонифицированного) учета, в то время как к ответственности по части 3 статьи 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ привлечен не глава крестьянского хозяйства, а само крестьянское хозяйство, то есть юридическое лицо.

При этом согласно статье 2 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ правоотношения, связанные с уплатой страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и осуществлением контроля за их уплатой, регулируются законодательством о налогах и сборах, если иное не предусмотрено Федеральным законом N 167-ФЗ.

В силу подпунктов 12, 13 пункта 3 статьи 100 Налогового кодекса Российской Федерации в акте налоговой проверки, в частности, указываются документально подтвержденные факты нарушений законодательства
о налогах и сборах, выявленные в ходе проверки, или запись об отсутствии таковых; выводы и предложения проверяющих по устранению выявленных нарушений и ссылки на статьи настоящего Кодекса, в случае если настоящим Кодексом предусмотрена ответственность за данные нарушения законодательства о налогах и сборах.

Согласно пункту 8 статьи 101 Налогового кодекса Российской Федерации в решении о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения излагаются обстоятельства совершенного привлекаемым к ответственности лицом налогового правонарушения так, как они установлены проведенной проверкой, со ссылкой на документы и иные сведения, подтверждающие указанные обстоятельства, доводы, приводимые лицом, в отношении которого проводилась проверка, в свою защиту, и результаты проверки этих доводов, решение о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за конкретные налоговые правонарушения с указанием статей настоящего Кодекса, предусматривающих данные правонарушения, и применяемые меры ответственности.

Таким образом, управление, привлекая крестьянское хозяйство к ответственности, должно было отразить в акте проверки и решении о привлечении к ответственности факт приема крестьянским хозяйством на работу лиц по трудовым договорам (гражданско-правовым договорам).

В то же время, отсутствие в акте N 62216 от 27.08.2009 и решении N 219085060 от 17.09.2009 сведений о том, в отношении каких лиц крестьянское хозяйство не представило сведения индивидуального (персонифицированного) учета, а также отсутствие ссылки на документы и иные сведения, подтверждающие наличие у крестьянского хозяйства наемных работников (застрахованных лиц), не позволяет проверить обоснованность привлечения крестьянского хозяйства к ответственности в виде штрафа по части 3 статьи 17 Федерального закона от 01.04.1996 г. N 27-ФЗ.

Доказательств привлечения к указанной ответственности главы крестьянского хозяйства материалы дела также не содержат.

Более того, что касается привлечения к ответственности главы крестьянского хозяйства за
непредставление сведений индивидуального (персонифицированного) учета, то необходимо отметить следующее.

Согласно подпунктам 1 - 8 пункта 2 статьи 6 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ физическое лицо, самостоятельно уплачивающее страховые взносы, представляет в орган Пенсионного фонда следующие сведения: страховой номер; фамилия, имя, отчество, фамилия, которая была у застрахованного лица при рождении; дата и место рождения; пол; адрес постоянного места жительства; серия и номер паспорта или удостоверения личности, дата выдачи указанных документов; гражданство.

Данные сведения на основании пункта 1 статьи 10 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ представляются в орган Пенсионного фонда в следующих случаях: при начальной регистрации его для индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования; при первичной регистрации застрахованного лица в качестве страхователя; при снятии с учета в качестве страхователя; при утрате им страхового свидетельства обязательного пенсионного страхования в соответствии с пунктом 5 статьи 7 Закона; при изменении сведений, предусмотренных подпунктами 2 - 5 пункта 2 статьи 6 Закона, содержащихся в его индивидуальном лицевом счете.

Порядок и сроки представления необходимых документов в каждом из вышеуказанных случаев установлены в пункте 2 статьи 10 указанного Закона.

Таким образом, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, в Федеральном законе от 01.04.1996 N 27-ФЗ для физических лиц, самостоятельно уплачивающих страховые взносы, установлен исчерпывающий перечень сведений и случаев, при которых сведения представляются в орган Пенсионного фонда Российской Федерации.

В силу пункту 2 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ ежегодная обязанность представлять до 1 марта сведения за застрахованных лиц возложена только на страхователя.

Глава крестьянского хозяйства может быть отнесен к категории “страхователь“ в соответствии с данным Федеральным законом
только в том случае, если он осуществляет прием на работу по трудовому договору, а также заключает договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы.

Таким образом, у физических лиц, самостоятельно уплачивающих страховые взносы, отсутствует обязанность ежегодно представлять до 1 марта сведения индивидуального (персонифицированного) учета в орган Пенсионного фонда Российской Федерации.

Предусмотренная пунктом 5 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ обязанность физических лиц, самостоятельно уплачивающих страховые взносы, представлять страховой номер индивидуального лицевого счета, фамилию, имя и отчество, сумму уплаченных страховых взносов обязательного пенсионного страхования, другие сведения, необходимые для правильного назначения трудовой пенсии не обусловлена каким-либо сроком, следовательно, за нарушение этой обязанности неприменима и ответственность, предусмотренная частью 3 статьи 17 Федерального закона.

Управлением в материалы дела не было представлено доказательств приема главой крестьянского хозяйства на работу лиц по трудовому договору, то есть не доказан тот факт, что глава крестьянского хозяйства является страхователем в отношении принятых им по трудовым договорам работников в 2008 году.

Именно поэтому ссылка управления в обоснование своих доводов об установлении срока представления в Пенсионный Фонд Российской Федерации обязательных сведений физическим лицом, самостоятельно уплачивающим страховые взносы, на пункт 38 Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах для целей обязательного пенсионного страхования, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15.03.1997 N 318, также является несостоятельной.

При таких обстоятельствах, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что требования управления, изложенные в апелляционной жалобе, удовлетворению не подлежат, управлением не доказано наличие оснований для привлечения крестьянского хозяйства к ответственности.

Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для
отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.

Руководствуясь статьями 176, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции

постановил:

решение Арбитражного суда Оренбургской области от 19.01.2010 по делу N А47-11247/2009 оставить без изменения, апелляционную жалобу Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Бугурусланском районе Оренбургской области - без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.

В случае обжалования постановления в порядке кассационного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения кассационной жалобы можно получить на интернет-сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа по адресу http://fasuo.arbitr.ru.

Председательствующий

судья

М.Г.СТЕПАНОВА

Судьи:

Ю.А.КУЗНЕЦОВ

Н.Н.ДМИТРИЕВА