Решения и постановления судов

Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.04.2010 N 18АП-1960/2010 по делу N А47-9108/2009 По делу о признании недействительным решения фонда о привлечении страхователя к ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

ВОСЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 8 апреля 2010 г. N 18АП-1960/2010

Дело N А47-9108/2009

Резолютивная часть постановления объявлена 7 апреля 2010 г.

Постановление в полном объеме изготовлено 8 апреля 2010 г.

Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Степановой М.Г., судей Малышева М.Б., Толкунова В.М., при ведении протокола секретарем судебного заседания Пироговой С.В., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Государственного учреждения - Оренбургское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации на решение Арбитражного суда Оренбургской области от 13.01.2010 по делу N А47-9108/2009 (судья Лазебная Г.Н.), при участии: от открытого акционерного общества “Новотроицкий завод хромовых соединений“ - Гилязовой В.А. (доверенность от 30.03.2010 N 24), Горюнова Е.С. (доверенность от 11.01.2010 N 9),

установил:

открытое акционерное общество “Новотроицкий завод хромовых соединений“ (далее - общество, страхователь) обратилось в Арбитражный суд Оренбургской области с заявлением к Государственному учреждению - Оренбургское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - фонд, учреждение) о признании недействительным решения N 58 от 15.07.2009 о привлечении страхователя к ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

Решением Арбитражного суда Оренбургской области от 13.01.2010 заявленные требования удовлетворены.

Не согласившись с решением арбитражного суда первой инстанции, учреждение обратилось в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, отказать в удовлетворении заявленных требований.



В обоснование доводов апелляционной жалобы учреждение указало, что производимые страхователем выплаты имели непосредственное отношение к оплате труда, поскольку согласно приказам являлись поощрительными выплатами, связанными с трудом, а размер выплат определялся в зависимости от заработка работника либо отличался в зависимости от занимаемой должности на предприятии; в перечне выплат, на которые не начисляются страховые взносы в Фонд социального страхования Российской Федерации, утвержденном Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.07.1999 N 765, выплаты, производимые обществом на основании приказов, не содержатся.

Отзыв на апелляционную жалобу обществом не представлен.

Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в судебное заседание представители фонда не явились.

Арбитражный суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело в порядке статей 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, заслушав представителей фонда, не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.

Из материалов дела следует, что фонд провел документальную выездную проверку общества по вопросам начисления, уплаты страховых взносов по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и расходования этих средств за период с 01.01.2007 по 31.12.2008.

В ходе проведения проверки было установлено занижение облагаемой базы для начисления страховых взносов в виду не включения в нее выплат, произведенных работникам общества на основании приказов (т. 1 л.д. 66 - 103) в виде материальной помощи на лечение, к праздникам, в виде вознаграждений и премий к профессиональным праздникам, юбилеям, отсутствующих в перечне выплат, на которые не начисляются страховые взносы в Фонд социального страхования, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.07.1999 N 765.

По результатам проверки фондом составлен акт н/с N 351 от 19.06.2009 (т. 1 л.д. 11 - 25), а также с учетом представленных страхователем возражений (т. 1 л.д. 26 - 28) принято решение N 58 от 15.07.2009 о привлечении страхователя к ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (т. 1 л.д. 29).

Указанным решением страхователь привлечен к ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 19 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ “Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний“, в виде штрафа в сумме 6626 руб. 56 коп. за неуплату (неполную уплату) сумм страховых взносов в результате занижения облагаемой базы для начисления страховых взносов, обществу предложено уплатить недоимку по страховым взносам в сумме 35973 руб. 27 коп., а также уплатить пени в сумме 2906 руб. 59 коп.

Страхователем подана апелляционная жалоба на решение фонда в Государственное учреждение - Оренбургское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (т. 1 л.д. 30 - 32), по результатам рассмотрения которой принято решение от 28.08.2009 N 11-33/11/15147 (т. 1 л.д. 33 - 36).

Указанным решением Государственного учреждения - Оренбургское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации решение фонда N 58 от 15.07.2009 оставлено без изменения, апелляционная жалоба страхователя - без удовлетворения.



Не согласившись с решением учреждения N 58 от 15.07.2009, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что спорные выплаты непосредственно не связаны с выполнением работниками трудовых обязанностей, не являются компенсационными и стимулирующими выплатами и осуществлялись без учета результатов труда конкретных работников, а поэтому указанные выплаты не должны включаться в базу для исчисления страховых взносов на обязательное социальное страхование.

Выводы суда первой инстанции являются правильными.

В соответствии со статьей 20 Федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ “Об основах обязательного социального страхования“ (в редакции, действующей в спорный период) (далее - Федеральный закон от 16.07.1999 N 165-ФЗ) расчетной базой для начисления страховых взносов являются выплаты, начисленные в виде заработной платы, либо иные источники, определяемые в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно статье 17 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ “Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний“ (в редакции, действующей в спорный период) (далее - Федеральный закон от 24.07.1998 N 125-ФЗ) страхователь обязан в установленном порядке и в определенные страховщиком сроки начислять и перечислять страховщику страховые взносы - обязательные платежи по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, рассчитанные исходя из страхового тарифа, скидки (надбавки) к страховому тарифу.

В соответствии с пунктом 1 статьи 5 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний подлежат физические лица, выполняющие работу на основании трудового договора (контракта), заключенного со страхователем.

Согласно статье 1 Федерального закона от 22.12.2005 N 179-ФЗ “О страховых тарифах на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2006 год“ для страхователей страховые тарифы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний установлены в процентах к начисленной оплате труда по всем основаниям (доходу) застрахованных, а в соответствующих случаях - к сумме вознаграждения по гражданско-правовому договору в соответствии с видами экономической деятельности по классам профессионального риска.

Кроме того, в соответствии с пунктом 3 Правил начисления, учета и расходования средств на осуществление обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.03.2000 N 184, страховые взносы начисляются на начисленную по всем основаниям оплату труда (дохода) работников, а в соответствующих случаях - на сумму вознаграждения по гражданско-правовому договору.

Статьями 129, 135, 144 Трудового кодекса Российской Федерации (в редакции, действующей в спорный период) установлено, что оплата труда - это система отношений, связанных с обеспечением установления и осуществления работодателем выплат работникам за их труд в соответствии с законами, иными нормативными правовыми актами, коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами и трудовыми договорами, которая состоит из заработной платы, а также выплат компенсационного и стимулирующего характера. Работодатель имеет право устанавливать различные системы премирования, стимулирующих доплат и надбавок с учетом мнения представительного органа работников.

Таким образом, из содержания приведенных норм права следует, что основанием для начисления страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний являются не любые доходы, выплаченные работнику, а только выплаты, подлежащие включению в фонд оплаты труда организации, исчисленные работнику за определенный трудовой результат (исполнение служебных обязанностей, выполнение работы, оказание услуги), носящие обязательный характер.

При этом и выплаты стимулирующего и компенсационного характера будут являться элементами оплаты труда только в том случае, если они обладают признаками заработной платы, то есть выплачиваются за выполнение работником трудовой функции, их размер зависит от сложности, количества и качества выполняемой работы, носят гарантированный характер, производятся систематически. Именно такие выплаты, производимые в пользу работников, должны включаться в расчетную базу для исчисления рассматриваемых страховых взносов. Иные источники доходов включаются в расчетную базу в случае прямого указания на это в законе в силу пунктов 1, 2 статьи 20 Федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ.

Пунктом 4 статьи 20 Федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ также установлено, что виды выплат, на которые не начисляются страховые взносы, определяются Правительством Российской Федерации.

Однако это не означает, что законодатель предоставил Правительству Российской Федерации право определять расчетную базу для исчисления страховых взносов, так как это противоречило бы статье 20 Федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ. Правительство Российской Федерации уполномочено определить лишь виды выплат, которые не облагаются страховыми взносами.

Следовательно, Постановление Правительства Российской Федерации само по себе не может применяться для определения расчетной базы для исчисления страховых взносов.

Названными законами о социальном страховании не установлено, что страховой взнос исчисляется с любых доходов, выплачиваемых работодателем своим работникам.

Законодательство Российской Федерации не ограничивает отношения между работодателем и работниками лишь исполнением последними своих трудовых обязанностей и их оплатой, не запрещает работодателю оказывать материальную помощь своим работникам в связи с затратами на лечение, к праздникам, осуществлять вознаграждение и выплачивать премии к профессиональным праздникам, юбилеям, а также производить работникам иные выплаты, не связанные с оплатой их труда.

Напротив, осуществление организациями поименованных выплат отвечает требованиям Конституции Российской Федерации о гарантии социальных прав граждан.

Из вышеизложенного следует, что если начисленные работнику суммы не предусмотрены действующей в организации системой оплаты труда, то они не подлежат включению в расчетную базу.

Судом первой инстанции установлено и из материалов дела следует, что обществом производились в 2007 - 2008 годах единовременные выплаты работникам в целях обеспечения социальных гарантий работников, а именно:

- материальная помощь: на лечение - приказ от 29.05.2007 N 269 (т. 1 л.д. 71); к 45-летнему юбилею завода - приказы от 21.03.2008 N 359 (т. 1 л.д. 83 - 87), от 22.02.2007 N 103 (т. 1 л.д. 88 - 90); ко Дню химика - приказ от 22.05.2008 N 683 (т. 1 л.д. 91 - 94); к празднованию Нового года и Рождества Христова - приказ от 24.12.2008 N 525 (т. 1 л.д. 103);

- разовая премия: ко Дню Защитника Отечества - приказ от 22.02.2007 N 103 (т. 1 л.д. 66); к юбилейным датам (день рождения) - приказы: от 04.05.2007 N 231 (т. 1 л.д. 72), от 21.06.2007 N 523 (т. 1 л.д. 73), от 02.07.2007 N 574 (т. 1 л.д. 74), от 05.09.2007 N 851 (т. 1 л.д. 76), от 21.11.2007 N 1184 (т. 1 л.д. 77), от 23.11.2007 N 1193 (т. 1 л.д. 78), от 22.01.2008 N 47 (т. 1 л.д. 80), от 14.02.2008 N 183 (т. 1 л.д. 81), от 20.02.2008 N 209 (т. 1 л.д. 82), от 29.10.2008 N 1431 (т. 1 л.д. 99), от 28.11.2008 N 1510 (т. 1 л.д. 100), от 14.11.2008 N 1484 (т. 1 л.д. 101), от 22.12.2008 N 1575 (т. 1 л.д. 102); ко Дню химика - приказ от 25.05.2007 N 263 (т. 1 л.д. 67 - 70); ко Дню железнодорожника - приказ от 01.08.2007 N 707 (т. 1 л.д. 75); ко Дню металлурга - приказ от 18.06.2008 N 295 (т. 1 л.д. 97 - 98); по случаю профессионального праздника - приказ от 21.08.2008 N 343 (т. 1 л.д. 95 - 96);

- подарки: ко Дню химика - приказ от 25.05.2007 N 263 (т. 1 л.д. 67 - 70); к празднованию Нового года и Рождества Христова - приказ от 25.12.2007 N 525 (т. 1 л.д. 79).

Оценив имеющиеся в материалах дела приказы в порядке, предусмотренном статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в отдельности и в совокупности с иными доказательствами, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о том, что спорные выплаты не являются оплатой труда работников, а, следовательно, не подлежат включению в базу для начисления страховых взносов.

Так, судом первой инстанции установлено, что спорные выплаты производились за счет чистой прибыли общества, выплата спорных сумм в составе оплаты труда не предусмотрена локальными нормативными актами, в частности: коллективным договором (т. 1 л.д. 56 - 60, 121 - 124), положениями об оплате труда и премировании работников общества и порядком начисления премий (т. 1 л.д. 61 - 65, 138 - 153; т. 2 л.д. 1 - 58), трудовыми договорами (т. 1 л.д. 125 - 137).

В силу статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами оспариваемых актов, возлагается на соответствующий орган.

Фондом не доказано, что оспариваемые выплаты были связаны с оплатой труда работников, а именно: носили систематический характер, зависели от трудового вклада работника, сложности, количества и качества выполняемой им работы, уплачивались из фонда заработной платы.

Напротив, из материалов дела следует, что выплаты носили разовый (единовременный) характер, не были связаны с выполнением работниками трудовых обязанностей и достижения ими определенных трудовых результатов.

Сам по себе факт наличия трудовых отношений между обществом и его работниками, а также выражение размера выплат в зависимости от заработка работника либо от занимаемой им должности, не являются основаниями для вывода о том, что спорные выплаты относятся к системе оплаты труда.

Так, при осуществлении спорных выплат, как дополнительных социальных гарантий защиты работников, общество свободно в определении размера и формы таких выплат.

При таких обстоятельствах спорные выплаты не должны включаться в облагаемую базу по начислению страховых взносов, у фонда отсутствовали законные основания для доначисления обществу страховых взносов и привлечения к ответственности по пункту 1 статьи 19 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ.

Довод учреждения о необоснованности выводов суда первой инстанции о не отнесении спорных выплат к числу выплат, на которые начисляются страховые взносы, поскольку в перечне выплат, на которые не начисляются страховые взносы в Фонд социального страхования Российской Федерации, утвержденном Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.07.1999 N 765, спорные выплаты не указаны, проверен и подлежит отклонению.

Так, в указанном Перечне выплат установлены исключения не из всех выплат, полученных работниками организации, а только из выплат, начисленных работникам в связи с выполнением ими трудовых обязанностей.

В рассматриваемом же случае установлено, что спорные выплаты не были непосредственно связаны с выполнением работниками общества своих трудовых обязанностей, а поэтому положения, изложенные в Перечне выплат, применению не подлежат.

Учитывая изложенное, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы фонда не имеется.

Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта в порядке части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.

Руководствуясь статьями 176, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции

постановил:

решение Арбитражного суда Оренбургской области от 13.01.2010 по делу N А47-9108/2009 оставить без изменения, апелляционную жалобу Государственного учреждения - Оренбургское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации - без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.

В случае обжалования постановления в порядке кассационного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения кассационной жалобы можно получить на интернет-сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа по адресу http://fasuo.arbitr.ru.

Председательствующий

судья

М.Г.СТЕПАНОВА

Судьи:

М.Б.МАЛЫШЕВ

В.М.ТОЛКУНОВ