Решения и определения судов

Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.03.2010 по делу N А72-16960/2009 По делу о признании недействительным решения и предписания антимонопольного органа о прекращении нарушения Закона о защите конкуренции, выразившееся в продлении автобусных маршрутов без проведения конкурса.

ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 2 марта 2010 г. по делу N А72-16960/2009

Резолютивная часть постановления объявлена 01 марта 2010 г.

В полном объеме постановление изготовлено 02 марта 2010 г.

Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Семушкина В.С., судей Филипповой Е.Г., Поповой Е.Г.,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Олениной Е.В.,

с участием в судебном заседании:

представителя мэрии г. Ульяновска Беляковой Ж.В. (доверенность от 19 января 2010 г. N 8-01-8),

Шакуровой Е.Е. (доверенность от 22 октября 2009 г.) - представителя индивидуального предпринимателя Горюновой Т.А.,

представители Управления Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области, Министерства промышленности и транспорта Ульяновской области, Управления ГИБДД УВД Ульяновской области и индивидуальный предприниматель Аглиуллов Ш.М. не явились,
извещены надлежащим образом,

рассмотрев в открытом судебном заседании 01 марта 2010 г. в помещении суда апелляционную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области, г. Ульяновск, на решение Арбитражного суда Ульяновской области от 09 декабря 2009 г. по делу N А72-16960/2009 (судья Семенова М.А.), принятое по заявлению мэрии г. Ульяновска, г. Ульяновск, к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области, при участии в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, Министерства промышленности и транспорта Ульяновской области, г. Ульяновск, Управления ГИБДД УВД Ульяновской области, индивидуальных предпринимателей Горюновой Т.А., Аглиуллова Ш.М., г. Ульяновск,

о признании незаконными и отмене ненормативно-правовых актов,

установил:

мэрия города Ульяновска (далее - Мэрия) обратилась в Арбитражный суд Ульяновской области с заявлением (с учетом принятого судом уточнения заявленных требований) о признании недействительными решения Управления Федеральной антимонопольной службы но Ульяновской области (далее - антимонопольный орган) от 12.08.2009 г. по делу N 5579/04-2009 и предписания антимонопольного органа от 12.08.2009 N 34.

На основании статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации Арбитражный суд Ульяновской области привлек к участию в деле предпринимателей Ф.И.О. Ф.И.О. Министерство промышленности и транспорта Ульяновской области, Управление государственной инспекции безопасности дорожного движения Управления внутренних дел по Ульяновской области.

Решением от 09.12.2009 г. по делу N А72-16960/2009 Арбитражный суд Ульяновской области признал оспариваемые решение и предписание антимонопольного органа недействительными.

В апелляционной жалобе антимонопольный орган просит отменить указанное судебное решение и отказать Мэрии в удовлетворении заявления. Антимонопольный орган считает, что обжалуемое судебное решение является законным и обоснованным.

Предприниматель Горюнова Т.А. в отзыве апелляционную жалобу отклонила, считая решение суда первой инстанции законным и
обоснованным.

Определение суда апелляционной инстанции от 27.01.2010 г. о назначении времени и места судебного разбирательства было направлено в адрес Аглиуллова Ш.М. по единственно известному суду адресу: 433310, Ульяновская область, р. п. Ишеевка, ул. Подгорная, д. 2. Почтовый конверт, в котором было направлено указанное определение, возвращен в адрес суда апелляционной инстанции с отметкой об отсутствии адресата по указанному адресу.

При таких обстоятельствах, в силу пунктов 2, 3 части 2 статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Аглиуллов Ш.М. считается надлежаще извещенным о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы.

На основании статей 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в отсутствие предпринимателя Аглиуллова Ш.М., представителей антимонопольного органа, Министерства промышленности и транспорта Ульяновской области, Управления ГИБДД УВД по Ульяновской области, которые были надлежащим образом извещены о времени и месте проведения судебного заседания.

В судебном заседании представители Мэрии и предпринимателя Горюнова Т.А. апелляционную жалобу отклонили, считая решение суда первой инстанции законным и обоснованным.

Рассмотрев материалы дела в порядке апелляционного производства, проверив доводы, приведенные в апелляционной жалобе, отзыве на нее и в выступлениях представителей Мэрии и предпринимателя Горюнова Т.А. в судебном заседании, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.

Как видно из материалов дела, решением от 12.08.2009 г. по делу N 5579/04-2009 антимонопольный орган признал действия Мэрии, выразившиеся в продлении маршрутов N N 124, 163 (N N 90, 99) предпринимателю Горюновой Т.А. без проведения конкурса, нарушением части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ “О защите конкуренции“. Антимонопольный орган посчитал, что Мэрия, продлив указанные маршруты, создала предпринимателю Горюновой Т.А. необоснованные
преимущества перед предпринимателем Аглиулловым Ш.М. и иными лицами, с которыми на определенных участках совпадают схемы движения указанных маршрутов. Как указано в решении антимонопольного органа, от остановочного пункта “Городское кладбище“ до остановочного пункта “Садовое товарищество “Юбилейное“ составляет приблизительно 4 - 4,5 км и Мэрия, изменив место нахождения остановочного пункта, создала новый маршрут. По мнению антимонопольного органа, проведение конкурса на право заключение договора на организацию пассажирских перевозок по новому маршруту могло привлечь новых потенциальных перевозчиков.

12.08.2009 г. антимонопольный орган выдал Мэрии предписание N 34, которым обязал ее в срок до 30.09.2004 г. прекратить нарушение части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, выразившееся в продлении маршрутов N N 124, 163 (N N 90, 99) предпринимателю Горюновой Т.А. без проведения конкурса, отменить согласование изменения маршрутов N N 124, 163 от 31.10.2008 г. (протокол N 5-2008), внести изменения В Пассажирскую транспортную схему муниципального образования “Город Ульяновск“, утвержденную постановлением Главы города Ульяновска от 04.12.2007 г. N 10589 (пункты 97 и 114), указав путь следования данных маршрутов в соответствии со схемой движения согласно условиям конкурса, проведенного 03.07.2008 г., и о выполнении предписания сообщить в срок до 05.10.2009 г.

Признавая оспариваемые решение и предписание антимонопольного органа недействительными, суд первой инстанции обоснованно исходил из следующего.

Из материалов дела следует, что 03.07.2008 г. Мэрия провела конкурс на городские автобусные маршруты N 124 “Городское кладбище - Центр - п. Тути“ и N 163 “Вещевой рынок - Городское кладбище“. Победителем конкурса была объявлена предприниматель Горюнова Т.А.

31.10.2008 г. комиссия по регулированию рынка автотранспортных услуг при Мэрии г. Ульяновска приняла решение об удовлетворении заявки ИП Горюновой
Т.А. об изменении схем маршрутов N N 124, 163 и о продлении их до границ муниципального образования “Город Ульяновск“ (с/т “Юбилейное“) с выполнением работ по обустройству площадки отстоя (т. 1, л.д. 68).

Согласно решению комиссии по регулированию рынка автотранспортных услуг при Мэрии г. Ульяновска от 01.04.2009 г. маршрутам N 124 и N 163 присвоены номера 90 и 99 соответственно (т. 1, л.д. 66).

20.05.2009 г. Главой г. Ульяновска было принято постановление N 4002 “О внесении изменений в постановление Главы города Ульяновска от 04.12.2007 г. N 10589“, которым внесены изменения в раздел “Коммерческие автобусы“ приложения N 2 к постановлению Главы г. Ульяновска от 04.12.2007 г. N 10589 “Об утверждении пассажирской транспортной схемы муниципального образования “Город Ульяновск“.

Из материалов дела также следует, что предприниматель Горюнова Т.А. выполняет пассажирские перевозки по маршруту N 2 (“р. п. Ишеевка (ЦРБ) - с/т Юбилейное“), утвержденному постановлением Главы муниципального образования “Ишеевское городское поселение“ от 06.11.2008 г. N 343.

Предприниматель Аглиуллов Ш.М. осуществляет пассажирские перевозки по пригородным маршрутам регулярных перевозок N 122 “г. Ульяновск (АС “Парк Победы“) - р.п. Ишеевка (ЦРБ)“ и N 124 “г. Ульяновск (Ульяновский автовокзал) - р.п. Ишеевка (ЦРБ)“.

В соответствии с частью 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, возлагается на орган, который принял оспариваемый акт.

Между тем по настоящему антимонопольный орган не доказал соответствие оспариваемых решения и постановления закону или иному нормативному правовому акту, а также наличие обстоятельств, послуживших основанием для их принятия.

В силу статьи 6
Федерального закона от 10.12.1995 г. N 196-ФЗ “О безопасности дорожного движения“ органы местного самоуправления наделены правом в пределах своей компетенции решать вопросы безопасности дорожного движения.

Согласно статье 1 и пункту 3 статьи 17 Федерального закона от 06.10.2003 г. N 131-ФЗ “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации“ при решении вопросов местного значения орган местного самоуправления принимает решения самостоятельно.

Пунктом 6 статьи 37 Устава муниципального образования “Город Ульяновск“, утвержденного решением Ульяновской Городской Думы от 14.12.2005 г. N 202, установлены полномочия Мэрии в вопросах местного значения в области строительства и транспорта, к числу которых относятся осуществление контроля за качеством обслуживания пассажиров и принятие мер по организации дорожного движения.

В соответствии с Положением об организации транспортного обслуживания населения в городе Ульяновске, утвержденным постановлением Главы г. Ульяновска от 28.11.2005 г. N 2891, Положением об организации транспортного обслуживания населения в городе Ульяновске и пригороде, утвержденным постановлением Главы г. Ульяновска от 23.11.2004 г. N 2835, Положением о конкурсе на право выполнения пассажирских перевозок по городской маршрутной сети г. Ульяновска, утвержденным постановлением Главы г. Ульяновска от 11.07.2007 г. N 6134, Мэрия, в частности, выполняет функции организатора пассажирских перевозок на внутригородских маршрутах; разрабатывает и утверждает маршрутную сеть по пассажирским маршрутным перевозкам в пределах границ муниципального образования “Город Ульяновск“; привлекает перевозчиков для осуществления коммерческих перевозок по договорам на установленных маршрутах в границах муниципального образования, формирует муниципальный заказ на пассажирские перевозки: возмещает перевозчикам расходы в связи с принятием нормативных правовых актов о льготном проезде отдельных категорий граждан в соответствии с действующим законодательством.

Пассажирские перевозки транспортом общего пользования по городской маршрутной сети осуществляются
на основании договоров между муниципальным заказчиком и перевозчиком на выполнение соответствующего муниципального заказа.

Перевозчик вправе выступить с предложением об изменении действующего городского маршрута в связи с изменением обстановки на маршруте, которая не обеспечивает безопасность движения пассажирского транспорта.

Материалами дела подтверждается вывод суда первой инстанции о том, что в рассматриваемом случае не был открыт новый маршрут.

Как следует из материалов дела, прежняя остановка была у центральных ворот кладбища, а остановка “Садоводческое товарищество “Юбилейное“ находится у границ планируемого расширения кладбища - на 2,6 км дальше (а не 4 - 4,5 км, как указано в оспариваемом решении антимонопольного органа), что подтверждается актом от 07.12.2009 г., составленным Управлением ГИБДД УВД по Ульяновской области, Мэрией, администрацией Ленинского района г. Ульяновска, МУП “Правый берег“ по результатам выездного совещания по изучению дислокации остановки общественного транспорта относительно границ кладбища, определению расстояния до границ кладбища и его входов и условий работы общественного транспорта (т. 2, л.д. 59).

Судом первой инстанции установлено, что перенос остановки от центрального входа в “Городское кладбище“ до его крайней границы был обусловлен необходимостью обеспечения бесперебойной работы городского кладбища, требованиями безопасности дорожного движения, изменением дорожной разметки в виде сплошной линии.

Из писем специализированной службы по вопросам похоронного дела муниципального унитарного предприятия “Ритуальные услуги“ (т. 1, л.д. 119; т. 2, л.д. 56), Управления ГИБДД УВД по Ульяновской области (т. 1, л.д. 84; т. 2, л.д. 60) следует, что согласование отстойно-разворотной площадки напротив центрального входа на “Городское кладбище“ не представляется возможным из-за недостаточной видимости в продольном профиле автодороги, расположением в указанной зоне остановок общественного транспорта и пешеходного перехода, отсутствия необходимой площади для отстоя
автобусов. Наличие конечной остановки и площадки отстоя в указанном месте будет создавать опасность как для пассажиров маршрутного такси, так и для деятельности кладбища и похоронных процессий.

По сведениям Комитета по управлению земельными ресурсами и землеустройству мэрии г. Ульяновска остановка “Садоводческое товарищество “Юбилейное“ находится в границах муниципального образования “Город Ульяновск“ (т. 2, л.д. 57, 58). Причем “Садоводческое товарищество “Юбилейное“ является условным названием, поскольку конечная остановка находится в пределах городского кладбища на границе с садоводческим товариществом.

Таким образом, в целях безопасности автомобильного движения, с учетом заявления предпринимателя Горюновой Т.Л. и в рамках своих полномочий Мэрия перенесла остановку от центрального входа в “Городское кладбище“ на 2,6 км дальше.

Из протокола выездного совещания от 30.04.2009 г. следует, что площадку отстоя и разворота с установленным остановочным павильоном предприниматель Горюнова Т.Л. обустроила и привела в нормативное состояние (т. 1, л.д. 43).

Аглиуллов Ш.М., опрошенный в суде первой инстанции (т. 2, л.д. 41), пояснял, что его права как перевозчика нарушает именно маршрут N 2 (“Садоводческое товарищество “Юбилейное“ - “р.п. Ишеевка (ЦРБ)“), а не маршруты N 90 и N 99.

Суд первой инстанции также учел, что оспариваемое решение антимонопольного органа не содержит анализа (или иного исследования) показателей деятельности заинтересованных перевозчиков до продления конечных остановок маршрутов N N 90, 99 и после их продления.

Кроме того, открытие нового маршрута возможно только при условии отсутствия пешеходной доступности до утвержденной городской маршрутной сети и наложения (совпадения) на существующий маршрут более 50%.

Между тем, как установлено судом первой инстанции, в рассматриваемом случае указанных условий не имеется. Данный вывод суда первой инстанции антимонопольным органом не опровергается.

Таким образом, в действиях Мэрии
не усматривается признаков нарушения части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ “О защите конкуренции“.

Суд первой инстанции правильно применил нормы материального и процессуального права, а также выяснил и надлежащим образом оценил все обстоятельства, имеющие значение для разрешения спора.

Доводы, приведенные антимонопольным органом в апелляционной жалобе, основаны на ошибочном толковании закона и не опровергают обстоятельства, установленные судом первой инстанции.

Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

постановил:

решение Арбитражного суда Ульяновской области от 09 декабря 2009 г. по делу N А72-16960/2009 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа.

Председательствующий

В.С.СЕМУШКИН

Судьи

Е.Г.ФИЛИППОВА

Е.Г.ПОПОВА