Решения и определения судов

Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.03.2010 по делу А55-28425/2009 По делу о признании недействительным решения налогового органа о привлечении к ответственности в виде штрафа за неполную уплату налога на прибыль, транспортного налога и предложении уплатить указанные налоги, а также пени.

ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 2 марта 2010 г. по делу N А55-28425/2009

Резолютивная часть постановления объявлена 26 февраля 2010 г.

Постановление в полном объеме изготовлено 02 марта 2010 г.

Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Холодной С.Т.,

судей Кузнецова В.В., Бажана П.В.,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Хархавкиным А.А.,

с участием:

от Некоммерческой организации “Фонд содействия милиции города Новокуйбышевска“ - Протопопов И.В. доверенность от 20.05.2009 года,

от налогового органа - Шишканова Г.Н. доверенность от 07.04.2009 года, Юдаков В.В. доверенность от 26.11.2009 года N 05-26/29857, Перов И.К. доверенность от 10.11.2009 года N 05-26/28680,

рассмотрев в открытом судебном заседании 26 февраля 2010 г., в зале N 6,

апелляционную жалобу

Некоммерческой организации “Фонд
содействия милиции города Новокуйбышевска“, г. Новокуйбышевск, Самарская область,

на решение Арбитражного суда Самарской области от 21 декабря 2009 года по делу N А55-28425/2009, судья Степанова И.К.,

по заявлению Некоммерческой организации “Фонд содействия милиции города Новокуйбышевска“, г. Новокуйбышевск, Самарская область,

к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 16 по Самарской области, г. Новокуйбышевск,

о признании недействительным решения налогового органа,

установил:

некоммерческая организация “Фонд содействия милиции города Новокуйбышевска“, г. Новокуйбышевск, (далее - заявитель, налогоплательщик, организация) обратилась в арбитражный суд Самарской области с требованием признать недействительным решение Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 16 по Самарской области (далее - ответчик, налоговый орган) от 05.06.2009 г. N 21/12 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения в полном объеме.

Решением Арбитражного суда Самарской области от 21 декабря 2009 года заявленные требования удовлетворены частично. Суд признал недействительным решение Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 16 по Самарской области от 05.06.2009 г. N 21/12 в части: привлечения заявителя к налоговой ответственности, предусмотренной п. 1 ст. 122 Налогового кодекса Российской Федерации в виде штрафа в размере 983 136 руб. за неполную уплату налога на прибыль; в размере 1 151 руб. за неполную уплату транспортного налога; начисления пени по транспортному налогу в размере 1 206 руб.; уплаты недоимки по транспортному налогу в размере 5 756 руб. как несоответствующее Налоговому кодексу Российской Федерации. В остальной части в удовлетворении заявления судом отказано.

Не согласившись с выводами суда, заявитель подал апелляционную жалобу, в которой просит решение суда изменить. Решение Межрайонной ИФНС России N 16 по Самарской области от 05.06.2009 г. N 21/12 о привлечении заявителя к налоговой ответственности признать
недействительным в полном объеме.

В апелляционной жалобе заявитель считает, что полученные им суммы пожертвований, использованные строго по целевому назначению, определенному жертвователями, и учтенные заявителем с соблюдением требований законодательства об обеспечении раздельного учета получения и использования таких пожертвований, не должны учитываться при определении налоговой базы заявителя по налогу на прибыль на основании п. 2 ст. 251 НК РФ. Считает, что факт нецелевого использования заявителем денежных средств в материалах проверки не зафиксирован, проведенной проверкой не установлен. Денежные платежи не имеют отношение ни к благотворительной, ни к спонсорской деятельности, а представляют собой суммы пожертвований в полном соответствии со ст. 582 ГК РФ. При этом суд первой инстанции не дал никакой оценки доводам заявителя о том, что полученные денежные средства не учитывались им при определении налоговой базы не как благотворительные, а именно как пожертвования. При этом заявитель руководствовался п. 2 ст. 251 НК РФ.

В судебном заседании представитель заявителя доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объеме.

Представители налогового органа считают решение суда законным и обоснованным по основаниям, изложенным в мотивированном отзыве от 24.02.2010 г. N 04-25/03593. Просят апелляционную жалобу Некоммерческой организации “Фонд содействия милиции города Новокуйбышевска“ оставить без удовлетворения.

Апелляционная жалоба на судебный акт арбитражного суда Самарской области рассмотрена в порядке, установленном ст. ст. 266 - 268 АПК РФ.

Исследовав доказательства по делу с учетом доводов апелляционной жалобы, объяснений лиц, участвующих в деле, отзыва на жалобу, суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что решение суда от 21.12.2009 года в части отказа заявителю в удовлетворении требований следует отменить, признать недействительным решение Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 16 по Самарской
области от 05.06.2009 г. N 21/12 в части предложения Некоммерческой организации “Фонд содействия милиции города Новокуйбышевска“ уплатить налог на прибыль в сумме 4 915 680 руб. и пени по налогу на прибыль в сумме 1 135 140 руб., в связи с несоответствием выводов изложенных в решении обстоятельствам дела, что в силу ч. 1 ст. 270 АПК РФ является основанием для изменения или отмены решения арбитражного суда первой инстанции. В остальной части решение суда первой инстанции следует оставить без изменения.

При этом суд апелляционной инстанции исходит из следующих обстоятельств.

Как усматривается из материалов дела налоговым органом по результатам выездной налоговой проверки (акт N 12-08/20 ДСП от 29.04.2009 г.) было принято решение от 05.06.2009 г. N 21/12, которым заявитель привлечен к налоговой ответственности по п. 1 ст. 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) за неполную уплату налога на прибыль в виде штрафа в сумме 983 136 руб., за неполную уплату транспортного налога в виде штрафа в сумме 1 151 руб., с предложением заявителю уплатить налог на прибыль в сумме 4 915 680 руб., транспортный налог в сумме 5 756 руб., пени по налогу на прибыль в сумме 1 135 140 руб., по транспортному налогу в сумме 1 206 руб.

Решением Управления Федеральной налоговой службы по Самарской области от 03.08.2009 г. N 03-15/18177 апелляционная жалоба заявителя оставлена без удовлетворения, оспариваемое решение налогового органа утверждено (т. 1 л.д. 49 - 50).

Налоговым органом начисления налога на прибыль в сумме 4 915 680 руб. мотивированны теми обстоятельствами, что заявителем от коммерческих организаций г. Новокуйбышевска в 2006
- 2007 г. г. были получены денежные средства в виде спонсорской и благотворительной помощи, а именно: от ОАО “НПЗ“ - благотворительная помощь для ГУ-СОВО; благотворительная помощь для МРО УНП; благотворительная помощь в проведении детского футбольного турнира; от ЗАО “Новокуйбышевская нефтехимическая компания“ - финансовая помощь для прокуратуры, оказание финансовой помощи (для ГАИ), перечисление благотворительной помощи, финансовая помощь; от ООО “Самараоргсинтез“ - благотворительная помощь, спонсорская помощь для оплаты сувенирной продукции, благотворительная помощь; от ООО “ФОМ“ - финансовая помощь для ГИБДД; от ООО “Волга-АС“ - финансовая помощь для МРО УНП; от ООО “МНП Электро“ - благотворительная помощь (ГИБДД), материальная помощь для осуществления служебной деятельности МРО УНП, благотворительная помощь; от ООО “Новокуйбышевский завод масел и присадок“ - для МРО УНП, спонсорская для прокуратуры, благотворительная помощь для криминальной милиции; от ЗАО “Нефтехимия“ - финансовая помощь для прокуратуры; от ЗАО “ЭКЗА“ - спонсорская помощь для МРО УНП; от ООО “РСУ-Поиск“ - спонсорская помощь для оплаты сувенирной продукции к 70-летию безопасности дорожного движения, спонсорская помощь для поощрения сотрудников и ветеранов ГАИ, спонсорская помощь по оплате сувенирной продукции; от ООО “Присма“ - спонсорская финансовая помощь для ГАИ, благотворительная помощь; от ОАО “Новитэк-Полимер“ - спонсорская финансовая помощь в связи с юбилеем ГАИ, материальная помощь для прокуратуры, материальная помощь для осуществления служебной деятельности МРО УНП, добровольная помощь ко Дню милиции (для МРО УНП); от ОАО “СНП Нова“ - спонсорская помощь для поощрения сотрудников ГАИ, благотворительная помощь, спонсорская помощь для поощрения сотрудников ГАИ; от ООО “Статус“ - для прокуратуры; от ЗАО “ПМК-15“ - благотворительная помощь по решению совета директоров; от ИП
Майоров - благотворительный взнос; от ЗАО “Новокуйбышевск-Электромонтаж“ - спонсорская помощь для МРО УНП; от ООО “Битум-Ойл“ - благотворительная помощь; от ООО “Дружба-2“ - благотворительная помощь; от ООО “Космос“ - благотворительная помощь; от ООО “СМУ-3“ - для МРО УНП; от ООО “Стройпотенциал“ - финансовая помощь для МРО УНП; от ООО “Безенчукское мясоперерабатывающее предприятие“ - за обеспечение охраны правопорядка; от ООО “СУ-4“ - благотворительная помощь по письму главы города; от ООО “Нефтяной мир“ - благотворительная помощь; от ООО “Новафининвест“ - благотворительная финансовая помощь.

Указанная финансовая помощь оказывалась путем перечисления платежными поручениями с указанием назначения платежа (т. 2 л.д. 14 - 97, т. 5 л.д. 1 - 83). Данные перечисления денежных средств заявитель квалифицировал как пожертвования со ссылкой на направленные в адрес коммерческих организаций письма с просьбой оказать благотворительное пожертвование, которое направляется на укрепление правопорядка в городе, на решение социально-бытовых проблем сотрудников правоохранительных органов (т. 1 л.д. 129 - 150, т. 2 л.д. 1 - 11), договоры благотворительного пожертвования (т. 2 л.д. 12 - 13), на ст. 582 ГК РФ, а также на положения Устава Некоммерческой организации “Фонд содействия милиции города Новокуйбышевска“, в соответствии с которыми: она является не имеющей членства некоммерческой организацией, учрежденной на основе добровольных имущественных взносов, преследующей социальные, благотворительные и иные общественно полезные цели (п. 1.4); фонд обязан распределять средства, выделяемые Фонду на общественно полезные программы и мероприятия, если благотворителем не предусмотрено иное распределение, не противоречащее задачам и целям Фонда. Фонд вправе разрабатывать и осуществлять проекты, позволяющие одному или нескольким благотворителям объединиться для решения конкретной социальной программы. Граждане и организации могут
принимать участие в благотворительной деятельности Фонда как путем внесения добровольных пожертвований, предоставления в безвозмездное пользование имущества, так и путем оказания организационного, трудового и иного содействия Фонду при осуществлении им своей уставной деятельности (п. 4.1 - 4.3). Полученные суммы пожертвований были израсходованы на основании писем правоохранительных органов и использованы исключительно по целевому назначению.

Согласно позиции налогового органа, которую суд посчитал правомерной, благотворительный характер хозяйственных операций должен быть подтвержден документами, оформляемыми при совершении операций по безвозмездной передаче имущества (работ, услуг), а именно: договором (контрактом) с получателем благотворительной помощи на безвозмездную передачу товаров (выполнение работ, оказание услуг) в рамках благотворительной деятельности; копиями документов, подтверждающих принятие на учет получателем благотворительной помощи безвозмездно полученных товаров (выполненных работ, оказанных услуг); актами или иными документами, свидетельствующими о целевом использовании полученных (выполненных, оказанных) в рамках благотворительной деятельности товаров (работ, услуг). При этом суд указал на недоказанность заявителем факта представления налоговому органу в установленном порядке договоров благотворительного пожертвования.

Поскольку в Налоговом кодексе Российской Федерации отсутствуют определения “спонсорская помощь“ и “благотворительная помощь“, налоговым органом в соответствии с п. 1 ст. 11 НК РФ использованы понятия и термины, установленные Федеральным законом Российской Федерации от 13.03.2006 г. N 38-ФЗ “О рекламе“ и Федеральным законом Российской Федерации от 11.08.1995 г. N 135-ФЗ “О благотворительной деятельности и благотворительных организациях“.

Благотворительная деятельность, согласно Федеральному закону Российской Федерации от 11.08.1995 г. N 135-ФЗ “О благотворительной деятельности и благотворительных организациях“, означает добровольную деятельность граждан и юридических лиц по бескорыстной передаче гражданам или юридическим лицам имущества, в том числе денежных средств, бескорыстному выполнению работ, предоставлению услуг, оказанию иной поддержки. Благотворительная деятельность
может осуществляться только в строго определенных целях.

При этом благополучателями могут выступать лишь определенные в законе категории граждан, такие, которые в силу своих физических, интеллектуальных особенностей не способны самостоятельно реализовывать свои права и законные интересы, которые нуждаются в социальной поддержке и защите в силу чрезвычайных обстоятельств.

Органы государственной власти, правоохранительные органы и их сотрудников нельзя отнести к категории нуждающихся и, следовательно, средства, направленные на материальное стимулирование сотрудников таких органов, нельзя рассматривать как отвечающие требованиям ст. 2 Федерального закона Российской Федерации от 11.08.1995 г. N 135-ФЗ “О благотворительной деятельности и благотворительных организациях“.

Судебная коллегия апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции необоснованно поддержал указанную позицию налогового органа.

При этом исходил из следующего.

Согласно ст. 247 Налогового кодекса Российской Федерации объектом обложения налогом на прибыль организаций признается полученная налогоплательщиком прибыль - доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов, которые определяются в соответствии с главой 25 Кодекса.

Статьей 251 Налогового кодекса Российской Федерации определены доходы, не учитываемые при определении налоговой базы, их перечень является исчерпывающим.

В соответствии с п. 2 ст. 251 Налогового кодекса Российской Федерации при определении налоговой базы не учитываются целевые поступления (за исключением целевых поступлений в виде подакцизных товаров). К ним относятся целевые поступления из бюджета и целевые поступления на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности, поступившие безвозмездно от других организаций и (или) физических лиц и использованные указанными получателями по назначению.

При этом налогоплательщики - получатели указанных целевых поступлений обязаны вести отдельный учет доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках целевых поступлений.

В соответствии с п. п. 1 п. 2 ст. 251 НК РФ к целевым поступлениям на содержание
некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности относятся пожертвования, признаваемые таковыми в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации. Указанные выше суммы пожертвований были в соответствии с п. 3 ст. 582 Гражданского кодекса Российской Федерации обусловлены жертвователями использованием полученных средств по определенному в платежных поручениях назначению.

Кроме того, заявителем в полном соответствии с п. 2.5 приказов об учетной политике организации, был произведен раздельный учет получения и использования пожертвований, поскольку пожертвования отражались на счете 86 “Целевое финансирование“, их расходование отражалось на счете 25. У заявителя отсутствовал доход от получения пожертвованных средств, поскольку все они расходовались строго по указанному в платежных поручениях назначению и заявитель не имел никакой экономической выгоды от их получения.

Согласно представленным сметам доходов и расходов денежных средств в 2006 г., 2007 г. заявителем указанные средства были израсходованы в 2006 году: на премирование сотрудников правоохранительных органов за высокие показатели в служебной деятельности; на приобретение мебели, оргтехники и прочего обеспечения, на ремонт служебных помещений и автотранспорта Новокуйбышевского межрайонного отдела Управления по налоговым преступлениям; на расчеты за проведение лабораторных анализов на качество продуктов и по страхованию автотранспорта ОВД г. Новокуйбышевска; на приобретение спецоборудования и его обслуживание, служебных бланков, на ремонт автотранспорта; на оказание материальной помощи низкооплачиваемой категории сотрудников милиции; в 2007 году: на премирование сотрудников правоохранительных органов за высокие показатели в служебной деятельности; на приобретение мебели, оргтехники и прочего обеспечения, на ремонт служебных помещений и автотранспорта Новокуйбышевского межрайонного отдела Управления по налоговым преступлениям; на расчеты за проведение лабораторных анализов на качество продуктов и по страхованию автотранспорта ОВД г. Новокуйбышевска; на приобретение спецоборудования и его
обслуживание, служебных бланков, на ремонт автотранспорта; на оказание материальной помощи низкооплачиваемой категории сотрудников милиции.

Основанием произведенных расходов являлись письма Отдела внутренних дел г. Новокуйбышевска с просьбой о поощрении сотрудников денежной премией (денежными средствами), об оказании материальной помощи ветеранам; приказы заявителя о поощрении работников; об оплате за ОВД приобретаемых товарно-материальных ценностей, за проведение экспертизы.

Выплаты сотрудникам ОВД г. Новокуйбышевска производились из кассы заявителя наличными денежными средствами и с произведенных этим сотрудникам выплат был исчислен и удержан НДФЛ. По мнению суда, поскольку уплата некоммерческой организацией, каковой является заявитель, из средств целевых поступлений НДФЛ за конкретное физическое лицо, для которого уплата данного налога является обязанностью, установленной Налоговым кодексом Российской Федерации, не может быть признана целевым расходованием таких поступлений, полученных на выполнение уставных задач.

Исходя из чего, суд сделал вывод, что заявителем денежные средства, поступившие от коммерческих организаций г. Новокуйбышевска, были использованы не по целевому назначению.

Поэтому при направлении целевых средств не по назначению они подлежат включению в состав внереализационных доходов в момент, когда получатель имущества (в том числе денежных средств) фактически использовал указанное имущество (в том числе денежные средства) не по целевому назначению либо нарушил условия, на которых они предоставлялись (подп. 9 п. 4 ст. 271 Налогового кодекса Российской Федерации).

Суд апелляционной инстанции считает указанный вывод суда ошибочным.

При осуществлении поощрительных выплат в адрес сотрудников ОВД за счет целевых поступлений, заявителем удерживался и перечислялся в бюджет НДФЛ. Однако заявитель не производил уплату НДФЛ за физических лиц - получателей поощрительных выплат, а лишь выполнял возложенные на него налоговым законодательством функции налогового агента. При этом уплата НДФЛ осуществлялась не за счет целевых поступлений и не за счет средств заявителя, а за счет средств, являющихся доходом физического лица - получателя этих средств. В связи с чем выводы суда первой инстанции противоречат положениям п. 4 и п. 9 ст. 226 Налогового кодекса Российской Федерации.

Суд правомерно указал, что в проверяемом периоде заявитель руководствовался письменным подтверждением налогового органа в отношении своей позиции, содержащимся в решении по предыдущей налоговой проверке. В ходе выездной налоговой проверки за период с 01.01.2004 г. по 31.12.2005 г. (акт проверки N 12-08/56 от 29.03.2007 г. - т. 1 л.д. 51 - 62, решение N 57/12 от 27.04.2007 г. - т. 1 л.д. 63 - 72), проведенной сплошным методом всех представленных документов, включая первичные банковские документы, налоговым органом не установлено никаких нарушений при определении состава доходов, учитываемых при определении налоговой базы по налогу на прибыль, были установлены только нарушения в порядке определения состава расходов, учитываемых в целях налогообложения. Однако за проверяемый период заявителем также получались от третьих лиц денежные средствами с аналогичными назначениями платежей, однако налоговым органом не установлено каких-либо нарушений в формировании налогооблагаемых доходов заявителя и организация не подлежит привлечению к налоговой ответственности на основании ст. 111 Налогового кодекса Российской Федерации

Однако суд указал на то, что в данном случае не подлежит применению п. 8 ст. 75 Налогового кодекса Российской Федерации, поскольку положение, предусмотренное этим пунктом, не применяется в случае, если указанные письменные разъяснения основаны на неполной или недостоверной информации. Как следует из акта проверки N 12-08/56 от 29.03.2007 г., заявителем не представлен в налоговый орган отчет о целевом использовании полученных денежных средств. Поэтому выводы налогового органа не могут быть признаны основанными на полной информации. Довод заявителя о применении п. 8 ст. 75 Налогового кодекса Российской Федерации был необоснованно отклонен судом.

Арбитражный суд не указал за какой период не был предоставлен заявителем отчет о целевом использовании денежных средств, в то время как в акте предыдущей проверки от 29.03.2007 года N 12-08/56 указано, что заявителем не был представлен отчет только за 2004 год. Поскольку проверка проводилась за 2004 - 2005 год, указанный отчет за 2005 год был представлен налоговому органу, то есть выводы налогового органа по результатам проверки были основаны на полной информации и заявитель в 2006 - 2007 г. г. руководствовался выводами налогового органа по результатам проверки за 2005 год. Более того, как указано в акте проверки, предыдущая проверка проводилась сплошным методом, то есть налоговый орган в ходе проверки проверял все документы, подтверждающие как поступление денежных средств, так и их расходование (п. 1.7 акта проверки). Таким образом выводы налогового органа по предыдущей проверке не могут быть признаны основанными на неполной информации, соответственно, подлежит применению п. 8 ст. 75 НК РФ.

Учитывая, что в соответствии со ст. 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо от уплаты государственной пошлины освобождено, Некоммерческой организации “Фонд содействия милиции города Новокуйбышевска“ следует выдать справку на возврат из федерального бюджета государственной пошлины в размере 1 000 руб.

Руководствуясь статьями 101, 110, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции

постановил:

решение Арбитражного суда Самарской области от 21 декабря 2009 года по делу N А55-28425/2009 отменить в части отказа в удовлетворении требований.

Признать недействительным решение Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 16 по Самарской области от 05.06.2009 г. N 21/12 в части предложения Некоммерческой организации “Фонд содействия милиции города Новокуйбышевска“ уплатить налог на прибыль в сумме 4 915 680 руб. и пени по налогу на прибыль в сумме 1 135 140 руб.

В остальной части решение суда оставить без изменения.

Выдать Некоммерческой организации Фонд содействия милиции города Новокуйбышевска справку на возврат из федерального бюджета государственной пошлины в сумме 1 000 руб.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.

Председательствующий

С.Т.ХОЛОДНАЯ

Судьи

В.В.КУЗНЕЦОВ

П.В.БАЖАН