Решения и определения судов

Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.03.2010 N 18АП-1000/2010 по делу N А76-35080/2009 По делу о признании незаконным и отмене постановления, которым заявитель привлечен к административной ответственности в соответствии с частью 6 ст. 15.25 КоАП РФ за несвоевременное предоставление документов, подтверждающих вывоз товаров с таможенной территории РФ и справок о подтверждающих документах по экспортной операции.

ВОСЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 3 марта 2010 г. N 18АП-1000/2010

Дело N А76-35080/2009

Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Тимохина О.Б., судей Арямова А.А., Плаксиной Н.Г., при ведении протокола секретарем судебного заседания Коваленко А.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Челябинской области на решение Арбитражного суда Челябинской области от 14 декабря 2009 года по делу N А76-35080/2009 (судья Зайцев С.В.), при участии: от Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Челябинской области - Удовицкой С.А. (доверенность от 14.05.2009 N 1, служебное удостоверение),

установил:

общество с ограниченной ответственностью “Росстройматериал“ (далее - общество, заявитель, ООО “Росстройматериал“) обратилось
в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением о признании незаконным и отмене Постановления Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Челябинской области (далее - административный орган, заинтересованное лицо, управление) от 03.09.2009 N 10510000-259/2009, которым заявитель привлечен к административной ответственности в соответствии с частью 6 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ, Кодекс) с наложением административного штрафа в размере 40000 руб.

Решением арбитражного суда первой инстанции от 14 декабря 2009 года по настоящему делу заявленные обществом требования удовлетворены в связи с тем, что суд пришел к выводу о нарушении административным органом процессуальных требований КоАП РФ при привлечении общества к административной ответственности.

Заинтересованное лицо не согласилось с решением арбитражного суда и обжаловало его по следующим основаниям.

Управление считает, что в данном случае факт совершения обществом административного правонарушения подтверждается материалами дела и является доказанным.

Общество могло и должно было знать и соблюдать установленные сроки представления форм учета по валютным операциям, но им не были приняты все необходимые меры по соблюдению требований валютного законодательства.

ООО “Росстройматериал“ отзыв на жалобу не представило.

Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в судебное заседание представитель заявителя не явился.

С учетом мнения представителя заинтересованного лица и в соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие заявителя.

В судебном заседании представитель управления поддержал доводы апелляционной жалобы, настаивал на ее удовлетворении,

Арбитражный суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело в порядке статей 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, выслушав
пояснения управления, не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.

Как следует из материалов дела, 08.07.2008 общество заключило с ТОО “Степногорский горно-химический комбинат“ контракт N 82 на поставку товара, согласно спецификации на общую сумму 597300 руб. (л.д. 53 - 54).

Согласно разделу 3 договора, оплата производится в российских рублях на следующих условиях: 50 % предоплаты от общей стоимости товара, оставшиеся 50 % оплачиваются в течение 10-ти календарных дней по факту поставки.

По заключенному контракту в уполномоченном банке АКБ “Челиндбанк“ г. Челябинска обществом оформлен паспорт сделки N 08070022/0485/0000/1/0 от 10.07.2008, согласно которому датой завершения исполнения обязательств по контракту является 31.12.2008 (л.д. 55 - 57).

Поставка товара на общую сумму 597300 руб. с таможенной территории РФ осуществлялась по ГТД N 10510020/010908/0002338 (л.д. 58). Фактически товар вывезен с таможенной территории Российской Федерации 01.09.2008.

Денежные средства от экспорта товаров по контракту N 82 от 08.07.2008 согласно ведомости банковского контроля (л.д. 56) поступили на расчетный счет ООО “Росстройматериал“ 30.07.2008 в сумме 298650 руб. и 18.09.2008 в сумме 298650 руб.

В период с 15.06.2009 по 16.07.2009 должностными лицами отдела валютного контроля Магнитогорской таможни проведена камеральная проверка общества на предмет соблюдения требований Федерального закона РФ N 173-ФЗ от 10.12.2003 “О валютном регулировании и валютном контроле“ (далее - Закон N 173-ФЗ), п. 2.4, п. 2.7 главы 2 Положения Центрального Банка России N 258-П от 01.06.2004 “О порядке представления резидентами уполномоченным банком подтверждающих документов и информации, связанных с проведением валютных операций“, инструкции Центрального Банка России N 117-И от 15.06.2004 “О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банком документов и информации при осуществлении валютных
операций, порядке учета уполномоченными банками валютных операций и оформления паспортов сделок“. Проверкой установлено, что заявителем не соблюден порядок представления форм учета и отчетности по валютным операциям, о чем составлен акт N 1051000/160709/0000244 по проверке соблюдения валютного законодательства от 16.07.2009. Обществом несвоевременно представлены в АКБ “Челиндбанк“ документы, подтверждающие факт вывоза товара с таможенной территории РФ по ГТД N 10510020/010908/0002338 на сумму 597300 руб. и справка о подтверждающих документах по экспортной операции. Документы, подтверждающие факт вывоза товаров с таможенной территории РФ и справка о подтверждающих документах по экспортной операции должны были быть представлены в банк паспорта сделки до 15.10.2008. Однако, указанные документы были представлены экспортером в уполномоченный банк 31.10.2008, то есть с нарушением срока на 16 дней.

Данное действие заявителя, по мнению административного органа, свидетельствует о неисполнении обществом требований Закона N 173-ФЗ и Инструкции Центрального Банка Российской Федерации от 15.06.2004 117-И “О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам документов и информации при осуществлении валютных операций, порядке учета уполномоченными банками валютных операций и оформления паспортов сделки“, что образует состав правонарушения, предусмотренного ч. 6 ст. 15.25 КоАП РФ.

По факту несвоевременного предоставления документов, подтверждающих вывоз товаров с таможенной территории РФ и справок о подтверждающих документах по экспортной операции административным органом по результатам проверки в отношении общества, в присутствии его представителя, составлен протокол об административном правонарушении N 10510000-259/2009 от 16.07.2009 (л.д. 45 - 46).

03.09.2009 на основании протокола об административном правонарушении и материалов проверки по данному нарушению административным органом принято Постановление N 10510000-259/2009 о привлечении заявителя к административной ответственности за правонарушение, предусмотренное ч. 6 ст. 15.25 КоАП
РФ в виде наложения штрафа в сумме 40000 руб., что и послужило основанием для обращения общества в суд с соответствующим заявлением.

Удовлетворяя требования общества, суд первой инстанции исходил из наличия события административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 6 ст. 15.25 КоАП РФ, но пришел к выводу о том, что в ходе административного расследования административным органом не был исследован вопрос о наличии или отсутствии вины заявителя в совершенном правонарушении, в связи с чем сделал вывод об отсутствии в действиях общества состава вмененного правонарушения.

Выводы арбитражного суда первой инстанции являются правильными, обоснованными и основанными на верном применении норм права.

Согласно ч. 6 ст. 15.25 КоАП РФ, за несоблюдение установленных порядка или сроков представления форм учета и отчетности по валютным операциям, нарушение установленного порядка использования специального счета и (или) резервирования, нарушение установленных единых правил оформления паспортов сделок либо нарушение установленных сроков хранения учетных и отчетных документов или паспортов сделок, предусмотрена административная ответственность.

В силу ст. 20 Закона N 173-ФЗ при осуществлении валютных операций между резидентом и нерезидентом оформляется паспорт сделки, правила оформления которого устанавливаются Центральным банком Российской Федерации.

Статьей 24 Закона N 173-ФЗ определены права и обязанности резидентов и нерезидентов, в т.ч. определено, что резиденты обязаны представлять органам и агентам валютного контроля документы и информацию, которые предусмотрены ст. 23 настоящего Федерального закона.

В соответствии с п. 3 ст. 23 Закона N 173-ФЗ порядок представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций агентам валютного контроля устанавливается Центральным банком Российской Федерации.

Порядок представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам документов и информации при осуществлении валютных операций,
порядок учета валютных операций и порядок оформления резидентами в уполномоченных банках паспорта сделки при осуществлении валютных операций установлен Инструкцией Центрального банка Российской Федерации от 15.06.2004 N 117-И.

На основании Решения совета директоров Банка России (протокол заседания совета директоров Банка России от 04.08.2006 N 13) в Инструкцию Банка России от 15.06.2004 N 117-И “О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам документов и информации при осуществлении валютных операций, порядке учета уполномоченными банками валютных операций и оформления паспортов сделок“, зарегистрированную Министерством юстиции Российской Федерации 17.06.2004 N 5859 (“Вестник Банка России“ от 18.06.2004 N 36), внесены изменения указаниями ЦБ РФ от 08.08.2006 N 1713-У.

В соответствии с Положением Банка России от 01.06.2004 N 258-П документы, связанные с проведением валютных операций, подтверждающие факт ввоза товаров на таможенную территорию Российской Федерации или вывоза товаров с таможенной территории Российской Федерации, а также выполнения работ, оказания услуг, передачи информации и результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав на них (далее - подтверждающие документы), резидент представляет в банк в установленном банком ПС порядке и в согласованный с банком ПС срок, не превышающий 15 календарных дней после окончания месяца, в течение которого по контракту был осуществлен вывоз товаров с таможенной территории Российской Федерации или оформлены документы, подтверждающие выполнение работ, оказание услуг, передачу информации и результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав на них; 45 календарных дней после окончания месяца, в течение которого по контракту был осуществлен ввоз товаров на таможенную территорию Российской Федерации.

Согласно пункту 2.1 Положения банка России от 01.06.2004 N 258-П в целях учета валютных операций по контракту
и осуществления контроля за их проведением резидент представляет в уполномоченный банк документы, связанные с проведением указанных операций и подтверждающие ввоз товаров на таможенную территорию Российской Федерации или вывоз товаров с таможенной территории Российской Федерации, а также выполнения работ, оказания услуг, передачи информации и результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав на них.

В соответствии с пунктом 2.2 Положения банка России от 01.06.2004 N 258-П подтверждающие документы представляются резидентом в уполномоченный банк одновременно с двумя экземплярами справки о подтверждающих документах.

На основании пункта 2.4 Положения банка России от 01.06.2004 N 258-П резидент представляет в уполномоченный банк документы, указанные в пункте 2.2 настоящего Положения, в установленном банком порядке и в согласованный с банком срок, не превышающий 15 календарных дней, исчисляемых со дня, следующего за датой выпуска (условного выпуска) таможенными органами ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации или вывозимых с таможенной территории Российской Федерации, определяемой по отметкам таможенного органа о выпуске (условном выпуске) товаров в таможенной декларации (в случае представления грузовой таможенной декларации на бланке установленной формы - графа “D“), которые подлежат декларированию таможенным органом путем подачи таможенной декларации.

Согласно пункту 1 Указания Центрального банка РФ от 10.12.2007 N 1950-У “О формах учета по валютным операциям, осуществляемым резидентами, за исключением кредитных организаций и валютных бирж“ справка о подтверждающих документах, указанная в пункте 2.2 Положения N 258-П и составляемая в соответствии с приложением 1 к Положению N 258-П отнесена к формам учета по валютным операциям для резидентов.

Следовательно, являются верными выводы суда об установлении события административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 6 ст. 15.25 Кодекса.

Вместе с
тем, ст. 26.1 Кодекса предусмотрено, что одним из обстоятельств, подлежащих выяснению по делу об административном правонарушении, является виновность лица в совершении административного правонарушения.

Согласно части 1 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

В силу ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность.

При проверке законности постановления административного органа о привлечении к административной ответственности в полномочия суда не входит установление признаков состава административного правонарушения, а проверяется правильность установления этих признаков административным органом. При этом суд не должен подменять административный орган в вопросе о наличии вины в действиях лица, привлекаемого к административной ответственности.

Эти обстоятельства подлежали установлению административным органом при вынесении Постановления.

В силу пунктов 4 и 6 статьи 29.10 Кодекса в постановлении по делу об административном правонарушении должны быть указаны обстоятельства, установленные при рассмотрении дела, и мотивированное решение по делу.

При вынесении оспоренного Постановления вопрос о наличии вины заявителя в совершении вменяемого ему административного правонарушения административным органом не исследовался. В нарушение статьи 29.10 Кодекса в обжалуемом Постановлении административного органа не указана ни форма вины, ни в чем конкретно состоит вина общества, привлекаемого к административной ответственности.

При таких обстоятельствах жалоба удовлетворению не подлежит.

Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании частей 3, 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.

Руководствуясь статьями 176, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса
Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции

постановил:

решение Арбитражного суда Челябинской области от 14 декабря 2009 года по делу N А76-35080/2009 оставить без изменения, апелляционную жалобу Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Челябинской области - без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.

В случае обжалования Постановления в порядке кассационного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения кассационной жалобы можно получить на интернет-сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа по адресу http://fasuo.arbitr.ru.

Председательствующий

О.Б.ТИМОХИН

Судьи

Н.Г.ПЛАКСИНА

А.А.АРЯМОВ