Решения и постановления судов

Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.02.2010 по делу N А55-32298/2009 По делу об отмене постановления о привлечении к ответственности по ст. 12.34 КоАП РФ за нарушение правил проведения ремонта и содержания дорог, железнодорожных переездов или других дорожных сооружений.

ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 17 февраля 2010 г. по делу N А55-32298/2009

Резолютивная часть постановления объявлена: 17 февраля 2010 г.

Постановление в полном объеме изготовлено: 17 февраля 2010 г.

Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Кузнецова В.В.,

судей Бажана П.В., Холодной С.Т.,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Маненковым А.В.,

с участием:

от заявителя - Нянькин Д.А., доверенность N б/н от 31.12.2009 г.,

от административного органа - не явился, извещен,

от прокурора - не явился, извещен,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда, в зале N 6 дело по апелляционной жалобе Комитета ЖКХ Администрации городского округа Сызрань на решение Арбитражного суда Самарской области от 03 декабря 2009 г. по делу N А55-32298/2009 (судья Бойко С.А.),

принятое по заявлению Комитета жилищно-коммунального хозяйства Администрации городского округа Сызрань, г. Сызрань,

к Управлению внутренних дел г. Сызрань Самарской области, г. Сызрань,

Прокуратуре г. Сызрань Самарской области, г. Сызрань,

о признании незаконными и отмене постановлений о привлечении к административной ответственности,

установил:

Комитет жилищно-коммунального хозяйства Администрации городского округа Сызрань (далее заявитель) обратился в Арбитражный суд Самарской области с заявлениями о признании незаконными и отмене постановлений ОГИБДД УВД г. Сызрани (далее административный орган) от 13.10.2009 г. N 63 АА 095364, N 63 АА 095365, N 63 АА 095366 которыми заявитель был привлечен к административной ответственности, предусмотренной ст. 12.34 КоАП РФ в виде штрафов в размере 20 000 руб. по каждому постановлению. Определением от 05.11.2009 г. по делу N А55-32298/2009, дела по вышеназванным заявлениям были объединены в одно производство.

Решением Арбитражного суда Самарской области от 03 декабря 2009 г. по делу N А55-32298/2009 в удовлетворении заявленных требований отказано.

В апелляционной жалобе заявитель просит отменить решение суда первой инстанции и удовлетворить заявленные требование. Заявитель считает, что вывод суда о том, что не пропущен срок давности для привлечения к административной ответственности не соответствует обстоятельствам дела.

Дело рассмотрено в отсутствие административного органа и прокурора, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.

Административный орган в отзыве указывает, что решение суда является законным и обоснованным и просит оставить его без изменения.

Проверив материалы дела, выслушав представителя заявителя, оценив в совокупности имеющиеся в деле доказательства, арбитражный апелляционный суд считает решение арбитражного суда первой инстанции подлежащим отмене по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела 07.08.2009 г. составлен акт комиссионного обследования состояния улично-дорожной сети технических средств организации дорожного движения в районе общеобразовательных учреждений, школьных маршрутов по г.о. Сызрань в котором отражены выявленные нарушения и определено ответственное лицо - Комитет жилищно-коммунального хозяйства Администрации городского округа Сызрань. Акт подписан в том числе и должностным лицом административного органа - государственным инспектором ДН ОГИБДД УВД по г.о. Сызрань ст. лейтенантом милиции Горшковым А.В.

Постановлениями прокурора г. Сызрани от 28.09.2009 года в отношении Комитета жилищно-коммунального хозяйства Администрации городского округа Сызрань были возбуждены дела об административных правонарушениях, ответственность за которые предусмотрена статьей 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Поводом для этого послужили выявленные прокурором на основании в том числе и акта комиссионного обследования от 07.08.2009 г. факты нарушения Комитетом жилищно-коммунального хозяйства Администрации городского округа Сызрань требований п. 8.1.27 ГОСТ Р 52289-2004 “Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограничений и направляющих устройств“, а именно, на участке улицы Декабристов в районе Детского дома и СОШ N 12 г. Сызрани, на участке улицы Урицкого, 97 в районе СОШ N 9 г. Сызрани, на участке улицы Интернациональная, 134 в районе СОШ N 6 г. Сызрани отсутствуют пешеходные ограждения перильного типа в районе регулируемого пешеходного перехода.

О времени и месте вынесения названных постановлений законный представитель заявителя был извещен требованием от 25.09.2009 г. N 21-36/09. В день вынесения постановлений о возбуждении дел об административных правонарушениях в прокуратуру явился защитник Атласов Дмитрий Владимирович с доверенностью от 28 сентября 2009 г. согласно которой он уполномочен представлять интересы КЖКХ в прокуратуре городского округа Сызрань, в том числе и в связи с вышеперечисленными правонарушениями. Арбитражный суд первой инстанции сделал правильный вывод о том, что данная доверенность выдана на участие в конкретных делах об административных правонарушениях, что в силу разъяснений, содержащихся в пункте 24 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 “О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях“ является доказательством извещения законного представителя о времени и месте составления постановлений о возбуждении дел об административных правонарушениях.

Материалы возбужденных прокурором дел об административных правонарушениях были переданы для рассмотрения в ОГИБДД УВД г. Сызрани.

Постановлениями ОГИБДД УВД г. Сызрани от 13.10.2009 г. N 63 АА 095364, N 63 АА 095365, N 63 АА 095366 заявитель был привлечен к административной ответственности, предусмотренной ст. 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде штрафов в размере 20 000 руб. по каждому постановлению.

О времени и месте рассмотрения дел об административных правонарушениях заявитель был извещен определениями об отложении рассмотрения дел от 07.10.2009 г. и извещениями от 07.10.2009 г., факт получения которых заявителем подтверждается штампом входящей регистрации.

При рассмотрении дел об административных правонарушениях присутствовал защитник Атласов Д.В.

Довод заявителя о том, что Атласову Д.В. не были разъяснены его права, как защитнику, арбитражный суд первой инстанции обоснованно отклонил, как противоречащий обстоятельствам дела.

Из содержания постановлений прокурора от 28 сентября 2009 г., а также из имеющихся в материалах дела расписок следует, что Атласову были разъяснены права, предусмотренные статьей 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Арбитражный суд первой инстанции правильно указал в решении, что объем прав, содержащийся в части 1 статьи 25.1. и части 5 статьи 25.5 Кодекса идентичен и сделал правильный вывод о том, что до сведения защитника Атласову Д.В. были доведены его права, которыми он обладает в процессе рассмотрения дел об административных правонарушениях, а поэтому отсутствуют существенные нарушения процедуры привлечения заявителя к административной ответственности.

Согласно статьи 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение правил проведения ремонта и содержания дорог, железнодорожных переездов или других дорожных сооружений в безопасном для дорожного движения состоянии либо непринятие мер по своевременному устранению помех в дорожном движении, запрещению или ограничению дорожного движения на отдельных участках дорог в случае, если пользование такими участками угрожает безопасности дорожного движения, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей.

Объективную сторону правонарушений, вмененных в вину заявителю, составляет нарушение правил проведения ремонта и содержания дорог.

Субъектом данного правонарушения является лицо, ответственное за содержание автодорог.

Согласно Положения о Комитете жилищно-коммунального хозяйства Администрации городского округа Сызрань комитет выступает заказчиком по муниципальным контрактам по текущему ремонту и содержанию дорог.

Согласно ст. 26.1. КоАП РФ по делу об административном правонарушении выяснению подлежит наличие события административного правонарушения, а также вина лица, привлекаемого к ответственности.

В силу ст. 26.2. Кодекса доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.

Факт несоблюдения заявителем требований отсутствия пешеходных ограждений перильного типа, выполненных в соответствии с ГОСТ 52289-2004 “Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограничений и направляющих устройств“ в районе регулируемого пешеходного перехода на участке улицы Декабристов в районе Детского дома и СОШ N 12 г. Сызрани, на участке улицы Урицкого, 97 в районе СОШ N 9 г. Сызрани, на участке улицы Интернациональная, 134 в районе СОШ N 6 г. Сызрани подтверждается материалами дела и заявителем не оспаривается.

В соответствии с п. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

На заявителе лежит обязанность по соблюдению правил проведения ремонта и содержания дорог в г. Сызрани. Заявителем не представлено доказательств, подтверждающих, что несвоевременная установка ограждений является следствием чрезвычайных, объективно непредотвратимых обстоятельств, а поэтому в действиях заявителя имеется состав административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена ст. 12.34 КоАП РФ.

Отказывая заявителю в удовлетворении заявленных требований, арбитражный суд первой инстанции сделал вывод о том, что административным органом не пропущен установленный статьей 4.5. КоАП РФ срок давности привлечения к административной ответственности, поскольку вмененные в вину заявителю правонарушения являются длящимися. Следовательно, в соответствии с ч. 2 ст. 4.5. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях сроки для привлечения к административной ответственности начинают исчисляться со дня обнаружения административных правонарушений. В рассматриваемом случае дела об административных правонарушениях возбуждены прокурором г. Сызрани. Следовательно, срок для привлечения к ответственности следует исчислять с момента выявления этих правонарушений прокурором т.е. с 21 сентября 2009 года, а поэтому срок давности привлечения к ответственности в данных конкретных случаях начинает течь с 21 сентября 2009 года. Оспариваемые постановления вынесены 13 октября 2009 года, т.е. в пределах двухмесячного срока, установленного часть 1 статьи 4.5. КоАП РФ.

Этот вывод суда первой инстанции является ошибочным, поскольку как это следует из материалов дела УВД г.о. Сызрань о вышеуказанных нарушениях правил ремонта и содержания дорог было известно еще 07.08.2009 года.

Данное обстоятельство подтверждается актом от 07.08.2009 года комиссионного обследования состояния улично-дорожной сети и технических средств организации дорожного движения в районе общеобразовательных учреждений, школьных маршрутов по г.о. Сызрань, который подписан инспектором ГИБДД УВД г.о. Сызрань, участвовавшим в комиссионном обследовании.

По результатам проверки КЖКХ администрации г.о. Сызрань было выдано предписание от 07.08.2009 года об устранении недостатков, указанных в акте комиссионного обследования от 07.08.2009 года.

В соответствии с ч. 1 ст. 4.5. КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении не мажет быть вынесено по истечении двух месяцев со дня совершения административного правонарушения.

Частью 2 ст. 4.5 КоАП РФ установлено, что при длящемся административном правонарушении сроки, предусмотренные частью 1 настоящей статьи, начинают исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения в данном случае эти сроки следует исчислять с 07.08.2009 года.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при истечении сроков давности привлечения к административной ответственности.

Административным органом оспариваемые постановления о привлечении заявителя к административной ответственности были вынесены после истечения двухмесячного срока, установленного ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ, а поэтому эти постановления являются незаконными и подлежат отмене.

На основании п. 1 ч. 2 ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации решение суда от 03 декабря 2009 года следует отменить; принять новый судебный акт; заявления КЖКХ администрации г.о. Сызрань удовлетворить; признать незаконными и отменить оспариваемые постановления в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности.

В соответствии с ч. 4 ст. 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации уплата госпошлины за рассмотрение заявлений об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности и обжалование решений суда по данной категории дел не предусмотрена.

Руководствуясь ст. ст. 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд

постановил:

решение Арбитражного суда Самарской области 03 декабря 2009 г. по делу N А55-32298/2009 отменить.

Заявленные требования комитета жилищно-коммунального хозяйства администрации городского округа Сызрани удовлетворить.

Признать незаконными и отменить постановления Управления внутренних дел по городскому округу Сызрань от 13.10.2009 г. N 63 АА 095364, N 63 АА 095365, N 63 АА 095366 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 12.34 КоАП РФ.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа, через арбитражный суд первой инстанции.

Председательствующий

В.В.КУЗНЕЦОВ

Судьи

П.В.БАЖАН

С.Т.ХОЛОДНАЯ