Решения и определения судов

Определение Московского областного суда от 19.10.2010 по делу N 33-20061 Иск о признании права пользования жилым помещением по договору социального найма удовлетворен правомерно, так как в данном случае имеет место реализация истцом своих жилищных прав путем вселения в жилое помещение как члена семьи нанимателя с согласия нанимателя, признания лица членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, кроме того, по прежнему месту жительства истец снят с регистрационного учета и квартира приватизирована проживающими там гражданами без его участия.

МОСКОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 19 октября 2010 г. по делу N 33-20061

Судья: Трифонова Н.Н.

Судебная коллегия по гражданским делам Московского областного суда

в составе: председательствующего судьи Гаценко О.Н.,

судей Савельева А.И., Кирщиной И.П.

при секретаре А.

рассмотрела в заседании 19 октября 2010 года кассационную жалобу Администрации городского поселения Люберцы на решение Люберецкого городского суда Московской области от 24 августа 2010 года по делу по иску Щ. к Администрации муниципального образования Люберецкий муниципальный район Московской области, Администрации городского поселения Люберцы Люберецкого муниципального района Московской области о признании права пользования жилым помещением по договору социального найма,

заслушав доклад судьи Московского областного суда Гаценко О.Н.,

объяснения представителя Администрации г/п Люберцы С., представителя
Щ. К.

установила:

Щ. обратился в суд с иском о признании права пользования жилым помещением, квартирой N 6 расположенной по адресу: г. <...>.

В обоснование требований указал, что с 1998 г. по 2008 г. он содержался в местах лишения свободы. После отбытия наказания стал проживать со своей одинокой сестрой Щ.Л. по указанному адресу. Истец в указанную квартиру был вселен сестрой в соответствии в качестве члена ее семьи, совместно с ней вел общее хозяйство, нес бремя содержания квартиры, участвовал в оплате эксплуатационных и коммунальных услуг, текущего ремонта жилого помещения, имел равные с ней права в отношении указанной квартиры. 16.10.2009 года Щ.Л. умерла. Иных близких родственников у нее не осталось, похороны сестры организовал истец. После смерти сестры, истец продолжает проживать в квартире, несет бремя ее содержания. При жизни его сестра намеревалась подать документы для оформления полномочными органами и включения брата в договор социального найма этой квартиры, однако так и не успела это сделать вследствие смерти. Администрация городского поселения Люберцы отказывает истцу в заключении договора социального найма спорного жилого помещения.

Ответчик представитель Администрации муниципального образования Люберецкий муниципальный район Московской области в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие. Представитель Администрации городского поселения Люберцы Люберецкого муниципального района Московской области против удовлетворения заявленного иска возражал.

Решением суда исковые требования удовлетворены.

В кассационной жалобе Администрации г/п Люберцы просит решение суда отменить, ссылаясь на его незаконность.

Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы судебная коллегия не находит оснований к отмене решения, как постановленного в соответствии с требованиями закона.

Из материалов дела усматривается, что Щ. является родным братом Щ.Л.

Нанимателем квартиры N 6 по адресу
г. <...> являлась Щ.Л. Иных лиц в квартире зарегистрировано не было.

С 1998 г. по 2008 г. Щ. находился в местах лишения свободы, после освобождения был вселен Щ.Л. в качестве члена семьи нанимателя в квартиру N 6, стал проживать со своей сестрой Щ.Л. единой семьей, вести совместное хозяйство, общий бюджет.

В 2009 г. Щ.Л. умерла.

Щ. остался проживать в квартире N 6.

В заключении с ним договора социального найма администрация г/п Люберцы отказала.

Согласно ч. 1 ст. 69 ЖК РФ к членам семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма относятся проживающие совместно с ним его супруг, а также дети и родители данного нанимателя. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы признаются членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, если они вселены нанимателем в качестве членов его семьи и ведут с ним общее хозяйство.

В соответствии со ст. 70 ЖК РФ наниматель с согласия в письменной форме членов своей семьи, в том числе временно отсутствующих членов своей семьи, вправе вселить в занимаемое им жилое помещение по договору социального найма своего супруга, своих детей и родителей или с согласия в письменной форме членов своей семьи, в том числе временно отсутствующих членов своей семьи, и наймодателя - других граждан в качестве проживающих совместно с ним членов своей семьи. Наймодатель может запретить вселение граждан в качестве проживающих совместно с нанимателем членов его семьи в случае, если после их вселения общая площадь соответствующего жилого помещения на одного члена семьи составит менее учетной нормы. На вселение к родителям их несовершеннолетних детей не требуется согласие остальных членов семьи нанимателя и согласие наймодателя.

Исходя из
указанных норм следует, что к кругу лиц, отнесенных к членам семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, относятся: супруг, дети и родители данного нанимателя, проживающие совместно с ним, другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы. Для приобретения равного с нанимателем права на жилую площадь, необходимо вселение с согласия нанимателя для постоянного проживания с нанимателем в качестве члена семьи.

При доказанности фактов вселения в жилое помещение на постоянное жительство, проживания в нем и совместного ведения хозяйства дает основание в случае спора о том, являлось ли конкретное лицо членом семьи нанимателя, считать его таковым.

К другим родственникам при этом могут быть отнесены любые родственники как самого нанимателя, так и членов его семьи независимо от степени родства как по восходящей, так и нисходящей линии.

Под ведением общего хозяйства, являющимся обязательным условием признания членами семьи нанимателя других родственников и нетрудоспособных иждивенцев, следует, в частности, понимать наличие у нанимателя и указанных лиц совместного бюджета, общих расходов на приобретение продуктов питания, имущества для совместного пользования и т.п.

По смыслу ст. 69 ЖК РФ и ч. 1 ст. 70 ЖК РФ, лица, вселенные нанимателем жилого помещения по договору социального найма в качестве членов его семьи, приобретают равные с нанимателем права и обязанности при условии, что они вселены в жилое помещение с соблюдением предусмотренного ч. 1 ст. 70 ЖК РФ порядка реализации нанимателем права на вселение в жилое помещение других лиц в качестве членов своей семьи,. При этом наймодатель вправе запретить вселение других граждан, в случае если после их вселения общая площадь занимаемого жилого помещения на одного члена семьи составит менее учетной нормы.

Жилищное законодательство,
определяя права и обязанности нанимателя и членов его семьи как равные, подразумевает, главным образом, правомочие пользования жилым помещением.

Как видно из материалов дела, Щ.Л., как наниматель квартиры, дала согласие на вселение Щ. для постоянного проживания в спорную квартиру совместно с ней. Факт проживания и ведения совместного хозяйства подтверждается показаниями допрошенных судом первой инстанции свидетелей.

Таким образом, при жизни, Щ.Л. как наниматель квартиры не возражала против постоянного проживания в квартире как члена ее семьи, своего брата Щ., дала на это согласие, вела с ним совместное хозяйство, что дает основание считать Щ. членом семьи нанимателя. Доказательств того, что Щ.Л. оспаривала факт вселения и проживания истца в названном жилом помещении, считала не приобретшим или утратившим право пользования жилым помещением суду не представлено.

Судебная коллегия соглашается с выводами суда. Все доводы истца, имеющие юридическое значение для правильного разрешения спора, были оценены судом первой инстанции при рассмотрении дела по существу и им дана надлежащая оценка.

Доводы, изложенные в кассационной жалобе, не содержат обстоятельств, свидетельствующих о нарушении судом норм материального и процессуального права, и сводятся фактически к несогласию с той оценкой, которую исследованным по делу доказательствам дал суд первой инстанции, в связи с чем не могут повлечь его отмену. Довод о том, что ранее, до помещения истца в места лишения свободы, он проживал по другому адресу и за ним сохранено право пользования жилым помещением по месту его прежнего проживания не могут повлечь отмену решения. Граждане по своему усмотрению и в своих интересах осуществляют принадлежащие им жилищные права, в том числе распоряжаются ими, свободны в установлении и реализации своих жилищных прав
в силу договора и (или) иных предусмотренных жилищным законодательством оснований (часть 2 статьи 1 ЖК РФ). Жилищные правоотношения возникают из юридических фактов, из определенных действий (бездействия) участников жилищных отношений с которыми закон и иные нормативные правовые акты связывают возникновение, изменение и прекращение прав и обязанностей, составляющих содержание этих правоотношений. В данном случае имеет место реализация истцом своих жилищных прав путем вселения в жилое помещение, как члена семьи нанимателя с согласия нанимателя, признания лица членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма. Кроме того, по прежнему месту жительства истец снят с регистрационного учета, и квартира приватизирована проживающими там гражданами без его участия.

Оснований к переоценке установленных судом обстоятельств у судебной коллегии не имеется, поэтому кассационная жалоба не может быть удовлетворена.

Руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

решение Люберецкого городского суда Московской области от 24 августа 2010 года оставить без изменения, а кассационную жалобу Администрации городского поселения Люберцы - без удовлетворения.