Решения и определения судов

Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.01.2010 по делу N А55-32302/2009 По делу о признании незаконным и отмене постановлений о привлечении к ответственности по ст. 12.34 КоАП РФ за нарушение правил проведения ремонта и содержания дорог.

ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 15 января 2010 г. по делу N А55-32302/2009

Резолютивная часть постановления объявлена 13 января 2010 года.

Постановление в полном объеме изготовлено 15 января 2010 года.

Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Филипповой Е.Г., судей Юдкина А.А., Кувшинова В.Е.,

при ведении протокола судебного заседания Финогентовой А.С., с участием:

от комитета жилищно-коммунального хозяйства администрации городского округа Сызрань - представителя Нянькина Д.А., доверенность от 31 декабря 2009 года N 2,

от Управления внутренних дел по городскому округу Сызрань - представитель не явился, извещено,

от третьего лица: прокуратуры г. Сызрани - представитель не явился, извещена,

рассмотрев в открытом судебном заседании 11 января 2010 года апелляционную жалобу комитета жилищно-коммунального
хозяйства администрации городского округа Сызрань

на решение Арбитражного суда Самарской области от 24 ноября 2009 года по делу N А55-32302/2009, судья Стенина А.В., принятое по заявлению комитета жилищно-коммунального хозяйства администрации городского округа Сызрань, Самарская область, г. Сызрань, к Управлению внутренних дел по городскому округу Сызрань, Самарская область, г. Сызрань, третье лицо: прокуратура г. Сызрани, Самарская область, г. Сызрань,

о признании незаконными и отмене постановлений от 13 октября 2009 года серии 63 АА N 095367, 095363 по делу об административном правонарушении по ст. 12.34 КоАП РФ,

установил:

Комитет жилищно-коммунального хозяйства администрации городского округа Сызрань (далее - КЖКХ администрации г.о. Сызрань) обратился в Арбитражный суд Самарской области с заявлением о признании незаконными и отмене постановлений Управления внутренних дел по городскому округу Сызрань (далее - УВД по г. о. Сызрань, административный орган) от 13 октября 2009 года серии 63 АА N 095367 N 095363 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), за нарушение правил проведения ремонта и содержания дорог.

Дело рассмотрено с участием прокуратуры г. Сызрани.

Определением суда от 05 ноября 2009 года дела N А55-32302/2009, N А55-32303/2009 объединены в одно производство с присвоением номера дела N А55-32302/2009.

Решением суда 24 ноября 2009 года в удовлетворении заявления КЖКХ администрации г.о. Сызрань отказано на том основании, что оспариваемое постановление вынесено административным органом при наличии в действиях комитета состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 12.34 КоАП РФ, с соблюдением установленного порядка привлечения к административной ответственности.

В апелляционной жалобе КЖКХ администрации г.о. Сызрань просит решение суда отменить, производство по делу прекратить, ссылаясь на истечение
срока давности привлечения к административной ответственности.

В отзыве на апелляционную жалобу УВД по г.о. Сызрань просит оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения, ссылаясь на законность и обоснованность обжалуемого решения суда.

Отзыв на апелляционную жалобу прокурор не представил, что в соответствии с ч. 1 ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не препятствует рассмотрению дела по имеющимся в деле доказательствам.

В судебном заседании представитель КЖКХ администрации г.о. Сызрань поддержал доводы апелляционной жалобы, просил решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявления.

Дело рассмотрено в соответствии с требованиями ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителей УВД по г.о. Сызрань и прокуратуры, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства.

Проверив материалы дела, выслушав пояснения представителя КЖКХ администрации г.о. Сызрань, арбитражный апелляционный суд считает, что обжалуемый судебный акт следует отменить в связи с неправильным применением норм материального права.

Как следует из материалов дела, 21 сентября 2009 года в ходе прокурорской проверки были установлены нарушения требований Федерального закона от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ “О безопасности дорожного движения“, ГОСТ 52289-2004 “Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограничений и направляющих устройств“, а именно: на ул. Нефтебазной, в районе д. 13 отсутствуют 2 знака 1.23 “Дети“; на участке ул. Урицкого, 97, в районе ОУСОШ N 9 г. Сызрани отсутствует пешеходное ограждение перильного типа в районе регулируемого пешеходного перехода 70 м.

Постановлениями прокурора г. Сызрани от 28 августа 2009 года в отношении КЖКХ администрации г.о. Сызрань возбуждены дела об административных правонарушениях по ст. 12.34 КоАП
РФ.

УВД по г.о. Сызрань 13 октября 2009 года вынесло постановления N 095363, 095367 о привлечении КЖКХ администрации г.о. Сызрань к административной ответственности по ст. 12.34 КоАП РФ в виде штрафа в размере 20 000 руб.

Согласно ст. 12.34 КоАП РФ нарушение правил проведения ремонта и содержания дорог, железнодорожных переездов или других дорожных сооружений в безопасном для дорожного движения состоянии либо непринятие мер по своевременному устранению помех в дорожном движении, запрещению или ограничению дорожного движения на отдельных участках дорог в случае, если пользование такими участками угрожает безопасности дорожного движения, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей.

Объективную сторону правонарушений составляет нарушение правил проведения ремонта и содержания дорог.

Субъектом данного правонарушения является лицо, ответственное за содержание автодорог. Согласно Положению о комитете жилищно-коммунального хозяйства администрации городского округа Сызрань КЖКХ администрации г.о. Сызрань в рамках закрепленных предметов ведения осуществляет полномочия по содержанию, капитальному и текущему ремонту дорог; выступает заказчиком по муниципальным контрактам по текущему ремонту и содержанию дорог (п. 2.2).

С учетом вышеизложенного суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что субъектом административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст. 12.34 КоАП РФ, являются лица, уполномоченные осуществлять содержание, эксплуатацию и ремонт дорог и дорожных сооружений. В данном случае таковым является КЖКХ администрации г.о. Сызрань.

Материалы дел об административных правонарушениях прокурором были переданы для рассмотрения в ОГИБДД УВД г. Сызрани.

Постановлениями ОГИБДД УВД г. Сызрани от 13 октября 2009 года серии 63 АА N 095367, N 095363 комитет ЖКХ администрации городского округа Сызрань был привлечен к административной ответственности по ст. 12.34
КоАП РФ в виде штрафа в размере 20 000 рублей по каждому постановлению.

Статьей 12 Федерального закона от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ “О безопасности дорожного движения“ установлено, что ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам возлагается на лиц, осуществляющих содержание автомобильных дорог.

Статьями 21, 22 Федерального закона N 196-ФЗ предусмотрено, что мероприятия по организации дорожного движения в целях повышения его безопасности и пропускной способности дорог осуществляются органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, юридическими и физическими лицами, в ведении которых находятся автомобильные дороги. Деятельность по организации дорожного движения должна осуществляться на основе комплексного использования технических средств и конструкций, применение которых регламентировано действующими в Российской Федерации стандартами и предусмотрено проектами и схемами организации дорожного движения.

Согласно ГОСТ Р 52289-2004 “Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направленных устройств“, утвержденному приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 15 декабря 2004 года N 120-ст (далее - ГОСТ Р 52289-2004), устанавливающему правила применения технических средств организации дорожного движения, к техническим средствам относятся дорожный знак, разметка, светофор, дорожное ограждение и направляющее устройство.

ГОСТ 52765-2007 “Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Классификация“, утвержденный приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 23 октября 2007 года N 269-ст, устанавливает: дорожная разметка - это линии, надписи и другие обозначения на проезжей части с усовершенствованным покрытием, бордюрах, дорожных сооружениях и элементах
обустройства дорог, информирующие участников дорожного движения об условиях и режимах движения на участке дороги.

ГОСТ Р 52289-2004 в пункте 3.8 закреплено, что под дорожной разметкой понимаются линии, стрелы и другие обозначения на проезжей части, дорожных сооружениях и элементах дорожного оборудования, служащие средством зрительного ориентирования участников дорожного движения или информирующие их об ограничениях и режимах движения.

Требования к эксплуатационному состоянию технических средств организации дорожного движения установлены ГОСТ Р 50597-93 Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения, утвержденным постановлением Госстандарта Российской Федерации от 11 октября 1993 года N 221 (далее - ГОСТ Р 50597-93).

В соответствии с пунктами 4.2.2, 4.2.3 этого документа дорожная разметка в процессе эксплуатации должна быть хорошо различима в любое время суток (при условии отсутствия снега на покрытии). Дорожная разметка должна быть восстановлена, если в процессе эксплуатации износ по площади (для продольной разметки измеряется на участке протяженностью 50 м) составляет более 50% при выполнении ее краской и более 25% - термопластичными материалами. Требования стандарта являются обязательными и должны обеспечиваться организациями, в ведении которых находятся автомобильные дороги, а также улицы и дороги городов и других населенных пунктов.

В силу ст. 26.2. КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется
производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.

Факт несоблюдения требований ГОСТ 52289-2004 “Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограничений и направляющих устройств“ подтверждается постановлениями прокурора о возбуждении дел об административных правонарушениях от 28 августа 2009 года, актами комиссионного обследования, фотоматериалами.

Согласно ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Как следует из материалов дела, КЖКХ администрации г.о. Сызрань не принял всех зависящих от него мер по надлежащему ремонту и эксплуатации автомобильных дорог, что создало угрозу безопасности дорожного движения.

Суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об извещении прокурором лица, привлекаемого к административной ответственности, о времени и месте вынесения постановлений о возбуждении дел об административных правонарушениях.

О времени и месте вынесения постановлений законный представитель КЖКХ администрации г.о. Сызрань был извещен телефонограммой от 27 августа 2009 года. Факт телефонного соединения с номером заявителя 2 августа 2009 года подтверждается детализацией исходящих телефонных звонков ОАО “Волгателеком“. При вынесении постановлений о возбуждении дел об административных правонарушениях присутствовал защитник Атласов Дмитрий Владимирович на основании доверенности от 27 августа 2009 года, выданной на участие в конкретных делах об административных правонарушениях.

О времени и месте рассмотрения дел об административных правонарушениях КЖКХ администрации г.о. Сызрань был извещен извещениями от 07 октября 2009 года, факт получения которых заявителем
подтверждается штампом входящей регистрации.

Из содержания постановлений прокурора от 28 августа 2009 года из имеющихся в материалах дела расписок следует, что представителю Атласову Д.В. были разъяснены права, предусмотренные ст. 25.1 КоАП РФ.

Вместе с тем суд первой инстанции необоснованно днем обнаружения вышеуказанного правонарушения признал 21 сентября 2009 года, тогда как из материалов дела усматривается, что УВД г.о. Сызрань о вышеуказанных нарушениях правил ремонта и содержания дорог было известно еще 07 августа 2009 года. Данное обстоятельство подтверждается актом от 07 августа 2009 года комиссионного обследования состояния улично-дорожной сети и технических средств организации дорожного движения в районе общеобразовательных учреждений, школьных маршрутов по г.о. Сызрань (пункты 25 и 26), который подписан инспектором ГИБДД УВД г.о. Сызрань, участвовавшим в комиссионном обследовании. По результатам проверки КЖКХ администрации г.о. Сызрань было выдано предписание от 07 августа 2009 года об устранении недостатков, указанных в акте комиссионного обследования от 07 августа 2009 года. Кроме того, проверка 21 сентября 2009 года была проведена прокурором с привлечением старшего государственного инспектора ДН ОГИБДД УВД г.о. Сызрань.

В силу требований ч. 1 ст. 4.5. КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении не мажет быть вынесено по истечении двух месяцев со дня совершения административного правонарушения.

Исходя из ч. 2 ст. 4.5 КоАП РФ при длящемся административном правонарушении сроки, предусмотренные частью 1 настоящей статьи, начинают исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения.

В связи с изложенным административному органу, вынесшему оспариваемое постановление, о совершении КЖКХ администрации г.о. Сызрань вменяемых правонарушений было известно 07 августа 2009 года.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ производство по делу об
административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при истечении сроков давности привлечения к административной ответственности.

На основании п. 1 ч. 2 ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации решение суда от 24 ноября 2009 года следует отменить; принять новый судебный акт; заявления КЖКХ администрации г.о. Сызрань удовлетворить; признать незаконными и отменить оспариваемые постановления в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности.

В соответствии с ч. 4 ст. 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации уплата госпошлины за рассмотрение заявлений об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности и обжалование решений суда по данной категории дел не предусмотрена.

Руководствуясь статьями 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд

постановил:

решение Арбитражного суда Самарской области от 24 ноября 2009 года по делу N А55-32302/2009 отменить. Принять новый судебный акт.

Заявления комитета жилищно-коммунального хозяйства администрации городского округа Сызрань удовлетворить. Признать незаконными и отменить постановления Управления внутренних дел по городскому округу Сызрань от 13 октября 2009 года серии 63 АА N 095367, 095363 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 12.34 КоАП РФ.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа.

Председательствующий

Е.Г.ФИЛИППОВА

Судьи

В.Е.КУВШИНОВ

А.А.ЮДКИН