Решения и определения судов

Определение Санкт-Петербургского городского суда от 16.08.2010 N 33-11222/10 В удовлетворении иска гражданина об оспаривании документов Жилищного комитета Правительства Санкт-Петербурга о порядке предоставления и расчета мер социальной поддержки гражданам по оплате коммунальных услуг отказано правомерно, поскольку судом установлено, что данные документы изданы в пределах полномочий комитета, а также не нарушают, не изменяют и не ограничивают права гражданина как пользователя коммунальными услугами и как получателя льгот, предусмотренных для ветерана труда.

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 16 августа 2010 г. N 33-11222/10

Судья Иванова Ю.В.

Судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда в составе

председательствующего Володкиной А.И.

судей Петровой Ю.Ю., Семенова О.А.

при секретаре Е.

рассмотрела в открытом судебном заседании 16 августа 2010 года кассационную жалобу Д. на решение Дзержинского районного суда Санкт-Петербурга от 06 июля 2010 года по гражданскому делу N 2-1339/10 по заявлению Д. об оспаривании письма Жилищного комитета Правительства Санкт-Петербурга от 16 сентября 2008 года N 2-2588/08 и пункта 2.3 распоряжения Жилищного комитета Правительства Санкт-Петербурга от 18 марта 2009 года N 42-р.

Заслушав доклад судьи Володкиной А.И., объяснения Д., - судебная коллегия

установила:

Решением Дзержинского районного суда Санкт-Петербурга
от 06 июля 2010 года Д. отказано в признании недействующими письма от 16 сентября 2008 года N 2-2588/08 и пункта 2.3 распоряжения от 18 марта 2009 года N 42 Жилищного комитета Правительства Санкт-Петербурга.

В кассационной жалобе Д. просит решение отменить как незаконное и необоснованное.

Изучив материалы дела, выслушав объяснения Д., обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не усматривает оснований для ее удовлетворения.

В ходе слушания дела судом первой инстанции установлено, что Д. является собственником отдельной трехкомнатной квартиры <...> общей площадью 77.88 кв. м; совместно с ним в указанной квартире зарегистрированы постоянно проживающими супруга и сын; Д. является ветераном труда.

Оспариваемое Д. письмо от 16 сентября 2008 года N 2-2588/08 содержит указание на то, что Жилищный комитет Правительства Санкт-Петербурга направляет подведомственным организациям Порядок предоставления и расчета размера мер социальной поддержки гражданам по оплате жилого помещения и коммунальных услуг и предлагает в срок до 01 ноября 2008 года разработать программу расчета льгот и о готовности информировать Комитет.

При этом приложением к письму является Порядок предоставления и расчета размера мер социальной поддержки гражданам по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, утвержденный председателем Жилищного комитета Правительства Санкт-Петербурга 10 сентября 2008 года и согласованный с Председателем Комитета по труду и социальной защите населения 10 сентября 2008 года.

В соответствии с вышеуказанным Порядком гражданам, имеющим право в соответствии с действующим законодательством на меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг в пределах нормативов потребления, размер меры социальной поддержки по оплате тепловой энергии на отопление жилых помещений рассчитывается по приведенной формуле; при этом формула учитывает показатели в виде нормативна потребления населением
тепловой энергии, используемой на нужды отопления в Гкал/кв. м и регионального стандарта нормативной площади жилого помещения на одного человека в кв. м (п. 1).

Указанные показатели включены в формулу для расчета меры социальной поддержки с учетом того, что такая мера социальной поддержки предоставляется только непосредственно носителю льготы (без учета члена семьи) и в пределах социальной нормы площади помещения.

Также Порядком предусмотрено, что меры социальной поддержки на оплату тепловой энергии на отопление жилого помещения сверх нормативной площади не предоставляются (п. 1.1).

Пункт 2 Порядка касается расчета размера мер социальной поддержки для инвалидов и их семей.

Пункт 3 Порядка предусматривает его вступление в силу с 01 января 2009 года.

Оспариваемый Д. пункт 2.3 Распоряжения Жилищного комитета Правительства Санкт-Петербурга от 18 марта 2009 года N 42-р “О внесении изменений в распоряжение Жилищного комитета от 02 октября 2006 года N 101-р “Об утверждении формы платежного документа “Счет“ за жилое помещение, коммунальные и прочие услуги“ в части структуры платежного документа “Счет“ - предусматривает, что начисление платежей по услуге “электроснабжение на общедомовые нужды“ и “электроснабжение“ по каждому многоквартирному дому на основании обращения управляющих многоквартирными домами организаций, ТСЖ, ЖСК, ЖК после предоставления ими необходимых данных для расчета начислений.

Отказывая в удовлетворении заявления, суд первой инстанции учитывал то, что Д. имеет льготы ветерана труда, об иных льготах, связанных с оплатой жилья и коммунальных услуг, не заявил; является собственником занимаемого жилого помещения; суд исходил из того, что вышеуказанные Письмо и распоряжение не отвечают признакам нормативного правового акта, поскольку не устанавливают правовые нормы, обязательные для неопределенного круга лиц; суд проверил полномочия Жилищного комитета при издании вышеуказанных
документов; пришел к выводу о том, что документы изданы в пределах его полномочий, а также не нарушают, не изменяют и не создают для Д. какие-либо обязанности либо ограничивают существующие права.

Судебная коллегия считает, что при разрешении спора судом первой инстанции правильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, правильно применены нормы материального и процессуального права, выводы суда соответствуют установленным по делу обстоятельствам.

В соответствии со статьей 4 Закона Санкт-Петербурга “О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан в Санкт-Петербурге“ от 24 ноября 2004 N 589-79 ветеранам труда предоставляется льгота в размере 50% по оплате коммунальных услуг (водоснабжение, водоотведение, вывоз мусора, газ, электрическая и тепловая энергия) в пределах нормативов потребления указанных коммунальных услуг и только непосредственно носителю льготы.

Указанный Закон был принят во исполнение Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ “О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов “О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон “Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации“ и “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации.

Федеральным законом N 122-ФЗ также были внесены изменения в Федеральный закон от 12 января 1995 года N 5-ФЗ “О ветеранах“, статьей 22 которого установлено, что меры социальной поддержки ветеранов труда, а также граждан, приравненных к ним по состоянию на 31 декабря 2004 года, определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Норматив потребления тепловой энергии на отопление отдельных квартир (по состоянию на 01 января 2009 и по 15
января 2010 года) установлен распоряжением губернатора Санкт-Петербурга от 28 декабря 1999 года N 1388-р “Об изменении нормативов потребления населением тепловой энергии, используемой на нужды отопления“.

Норматив площади жилого помещения предусмотрен Законом Санкт-Петербурга от 11 июля 2005 года N 403-48 “О региональных стандартах в жилищной сфере“, которым установлены размеры региональных стандартов в жилищной сфере с целью определения прав граждан, проживающих в жилых помещениях любой формы собственности, на предоставление субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг и расчета их размеров в соответствии с частью первой статьи 159 Жилищного кодекса Российской Федерации.

При этом статья 4 Закона Санкт-Петербурга N 403-48 предусматривает, что расчет размеров финансовой помощи, оказываемой за счет средств бюджета Санкт-Петербурга, предусмотренных соответствующими целевыми статьями бюджета Санкт-Петербурга на соответствующий год, в виде субсидий гражданам на оплату коммунальных услуг, если иное не установлено законом, производится на основании региональных стандартов, установленных статьями 1, 2 и 3 Закона Санкт-Петербурга.

Согласно статье 1 указанного Закона в Санкт-Петербурге установлен региональный стандарт нормативной площади жилого помещения на одного человека для отдельных квартир любой формы собственности жилищного фонда: 36 кв. м общей площади для одиноко проживающих граждан; 25 кв. м общей площади - на каждого члена семьи из двух человек; 20 кв. м общей площади - на каждого члена семьи, состоящей их трех и более человек.

Таким образом, учет в формуле, приведенной в пункте 1 Порядка предоставления и расчета размера мер социальной поддержки гражданам по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, норматива потребления населением тепловой энергии, используемой на нужды отопления в Гкал/кв. м, и норматива площади жилого помещения (регионального стандарта нормативной площади
жилого помещения на одного человека в кв. м) для определения размера социальной поддержки по оплате тепловой энергии на отопление жилых помещений соответствует вышеуказанным нормативным актам и не может быть оценен как введение каких-либо ограничений прав граждан, в том числе прав Д.

Указание в пункте 1.1 Порядка на то, что меры социальной поддержки на оплату тепловой энергии на отопление жилого помещения сверх нормативной площади жилого помещения не предоставляются, - является по существу разъяснением порядка и условий применения вышеуказанных норм прав; в соответствии с Положением о Жилищном комитете, утвержденным постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 30 декабря 2003 года N 175, Жилищный комитет наделен полномочиями по разработке методических рекомендаций в сфере управления, содержания, ремонта многоквартирных домов (пункты 3.2.1, 3.2.2, 3.2.14 Положения).

Кроме того, судебная коллегия обращает внимание на то, что указанные методические рекомендации не являются нормативным актом и адресованы подведомственным Комитету организациям, а не неопределенному кругу лиц, в связи с чем Порядок и Письмо Жилищного комитета от 16 сентября 2008 года N 2-2588/08 не подлежали обязательному официальному опубликованию.

То обстоятельство, что вышеуказанный Порядок введен в действие лишь с января 2009 года, а не с момента введения субъектом Российской Федерации - городом Санкт-Петербургом льготы по оплате коммунальных услуг для ветеранов труда либо с иного момента, также не является основанием для признания оспариваемого Порядка недействующим в связи с тем, что право определять объем мер социальной поддержки ветеранов труда предоставлено субъектам Российской Федерации, указанная льгота предоставляется за счет бюджетных средств субъекта; по существу Д. не согласен с толкованием, которое применяют органы исполнительной власти в отношении закона в части объема предоставленных
льгот ветеранам труда и порядком его применения.

Пункт 2 Порядка регулирует вопросы предоставления мер социальной поддержки инвалидам и их семьям; учитывая, что Д. к такой категории не относится, оснований считать, что указанный пункт Порядка затрагивает его интересы, и он вправе оспаривать его законность, не имеется.

Пункт 2.3 распоряжения Жилищного комитета от 18 марта 2009 года N 42-р адресован государственному унитарному предприятию “Вычислительный центр коллективного пользования многоотраслевого комплекса жилищного хозяйства“ и указывает на то, что начисление платежей по услуге “электроснабжение на общедомовые нужды“ и “Электроснабжение“ по каждому многоквартирному дому и соответственно включение данного платежа в “Счет“ за жилое помещение, коммунальные и прочие услуги“ производится только на основании обращения управляющих многоквартирных домами организаций, ТСЖ, ЖСК, ЖК и после предоставления ими необходимых данных для расчета начислений.

Указанный пункт также носит характер разъяснения условий, при которых возможны расчет платы за вышеуказанные коммунальные услуги и отражение размера платы в платежных документах; не является нормативным правовым актом, не устанавливает для истца каких-либо прав и ограничений, дополнительных обязанностей, не лишает и не ограничивает право на льготы.

Порядок предоставления гражданам коммунальных услуг регулируется Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 года N 307.

Письмом Министерства регионального развития Российской Федерации от 18 июня 2007 года N 11356-ЮТ/107 даны разъяснения к вышеуказанному Постановлению в части порядка платы за коммунальные услуги.

В соответствии с требованиями Правил количество электрической энергии, подаваемой на работу приборов освещения помещений общего пользования и для работы электрического оборудования, входящего в состав общего имущества в многоквартирном доме, должно оплачиваться в составе платы за коммунальные услуги “электроснабжение“.

Комитет по
тарифам Санкт-Петербурга при установлении тарифов на жилищные услуги с 01 августа 2008 года вывел из состава платы за “содержание общего имущества в многоквартирных домах“ затраты на приобретение электрической энергии, используемой на освещение мест общего пользования и работу электрического оборудования в многоквартирных домах (за исключением электросиловой энергии лифтов) - Информационное письмо от 04 августа 2008 года N 01-22-1392/08-0-0. До 01 августа 2008 года расход электроэнергии на общедомовые нужды был включен в состав платы за “содержание общего имущества многоквартирного дома“.

Таким образом, введение данного вида платы за коммунальные услуги предусмотрено требованиями действующего законодательства.

В целях приведения структуры платежного документа “Счет“ на жилое помещение, коммунальные и прочие услуги в соответствие с перечнем фактически предоставленных населению услуг, распоряжением Жилищного комитета от 18 марта 2009 года N 42-р внесено изменение в распоряжение Жилищного комитета от 02 октября 2006 года N 101-р “Об утверждении формы платежного документа “Счет“ за жилое помещение, коммунальные и прочие услуги“.

Этим же распоряжением (оспариваемый пункт 2.3) определено то, что начисление платежей за электроснабжение производится только на основании обращений управляющих организаций, ТСЖ, ЖСК, ЖК и после предоставления ими необходимых данных для расчета начислений; данное указание адресовано ГУП “Вычислительный центр коллективного пользования многоотраслевого комплекса жилищного хозяйства“.

Таким образом, оснований считать, что пункт 2.3 распоряжения каким-либо образом нарушает либо ограничивает права Д. как пользователя коммунальными услугами либо получателя льгот, предусмотренных для ветерана труда, не имеется.

Доводы кассационной жалобы Д. относительно того, что Жилищный комитет при издании оспариваемых актов ввел нормативы для расчета льготы за отопление, введена плата за электроснабжение на общедомовые нужды, - являются несостоятельными с учетом вышеизложенного. По
существу доводы кассационной жалобы сводятся к иному толкованию примененных судом норм материального права, что не может служить основанием для отмены по существу правильного решения суда первой инстанции, оно подлежит оставлению без изменения; оснований для удовлетворения кассационной жалобы судебная коллегия не усматривает.

То обстоятельство, что при расчете размера меры социальной поддержки применяется норматив потребления тепловой энергии на отопление отдельных квартир, утвержденный распоряжением губернатора Санкт-Петербурга от 28 декабря 1999 года, не имеет правового значения для разрешения вопроса о законности вышеуказанных оспариваемых Д. актов; законность применения указанного размера норматива подлежит проверке в рамках спора о правильности начисления платежа по услуге; как следует из материалов дела, правильность начисления платежа являлась предметом исследования как мирового судьи Судебного участка N 200 Санкт-Петербурга (решение от 24 ноября 2009 года дело N 2-104/09-200), так и Дзержинского районного суда Санкт-Петербурга от 01 апреля 2010 года (решение от 01 апреля 2010 года дело N 2-423/10); решения вступили в законную силу, по настоящее время не отменены и не изменены в установленном законом порядке.

На основании изложенного и руководствуясь статьей 361 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

Решение Дзержинского районного суда Санкт-Петербурга от 06 июля 2010 года оставить без изменения; кассационную жалобу Д. - без удовлетворения.