Решения и определения судов

Определение Московского городского суда от 27.07.2010 по делу N 33-22458 В заявлении об оспаривании действий Центральной приемной комиссии Минобороны РФ и Министра обороны РФ, связанных с отказом в зачислении в суворовское военное училище, отказано правомерно, так как утверждение кандидатов на поступление в суворовское училище является правом, а не обязанностью Министра обороны РФ, именно он, будучи высшим воинским начальником, определяет как количественный, так и качественный их состав.

МОСКОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 27 июля 2010 г. по делу N 33-22458

Фс Беседин Э.А.

27 июля 2010 г. Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе председательствующего Климовой С.В., судей Гончаровой О.С. и Грибовой Е.Н. при секретаре К. заслушав в открытом судебном заседании по докладу Гончаровой О.С.

дело по кассационной жалобе Р. на решение Пресненского районного суда от 24 ноября 2009 г., которым постановлено: В удовлетворении заявления об оспаривании действий Центральной приемной комиссии Министерства обороны РФ и Министра обороны РФ, третьи лица начальник и приемная комиссия Тверского суворовского военного училища, связанных с отказом в зачислении в суворовское военное училище, действующей в интересах
несовершеннолетнего Р.Ю. Р. - отказать.

установила:

Р. обратилась в суд с заявлением об оспаривании действий Центральной приемной комиссии Министерства обороны РФ и Министра обороны РФ, а также начальника и приемной комиссии Тверского суворовского военного училища, указав, что ее сын Р.Ю., 1997 года рождения, в 2009 году обратился к начальнику Тверского суворовского военного училища с заявлением, в котором выразил желание учиться в данном училище. По результатам прохождения окончательного медицинского освидетельствования Р.Ю., 1997 года рождения, был признан годным к прохождению военной службы. По результатам социально-психологического изучения, психологического и психофизиологического обследования Р.Ю. вынесено заключение по его зачислению в училище: “рекомендуется к зачислению“. Общая оценка его физической подготовленности “отлично“. Вместе с тем, согласно приказу Министра обороны Российской Федерации от 10 августа 2009 года N 996 Русаков Ю.Н. не был зачислен в Тверское суворовское военное училище. Заявитель считает, что приемными комиссиями и должностными лицами Тверского суворовского военного училища и Министерства обороны Российской Федерации нарушены права ее сына Р.Ю., установленные ч. 2 ст. 43 Конституции Российской Федерации, ч., ч. 2, 3 ст. 5, ч., ч. 1, 1.1 ст. 16 Закона Российской Федерации от 10 июля 1992 г. N 3266-1 “Об образовании“. Истица ссылается в качестве правового обоснования иска на положения ФЗ от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ “О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей“, Закон РФ от 10 июля 1992 года N 3266-1 “Об образовании“, Типовое положение о суворовских военных, нахимовских военно-морских, военно-музыкальном училищах и кадетских (морских кадетских) корпусах, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 30 апреля 2008 года N 328, Типовое
положение об общеобразовательном учреждении, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 19 марта 2001 года N 196, Типовое положение об образовательном учреждении среднего профессионального образования, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 18 июля 2008 года N 543, Инструкцию по организации и проведению приема в суворовские военные, нахимовские военно-морские, военно-музыкальные училища и кадетские (морские кадетские, музыкальные кадетские) корпуса, заявитель просила суд признать незаконными действия приемной комиссии и начальника Тверского суворовского военного училища, Центральной приемной комиссии Министерства обороны Российской Федерации, Министра обороны Российской Федерации, связанные с незачислением в указанное училище Р.Ю., 1997 года рождения, и возложить обязанность на Центральную приемную комиссию Минобороны России и Министра обороны Российской Федерации принять решение по вопросу зачисления Р.Ю. с учетом требований закона и результатов конкурсного отбора.

В судебном заседании заявитель заявленные требования поддержала и просила об их удовлетворении.

Представитель ответчика Министра обороны РФ в судебном заседании требования заявителя не признал и просил отказать в их удовлетворении. По мнению ответчика, определение штатного количества личного состава воинских формирований, в том числе и суворовских училищ, относится к исключительной компетенции Министра обороны РФ, который вправе, а не обязан устанавливать как количественный, так и качественный состав указанных воинских формирований, в том числе и учебных.

Надлежаще уведомленные о дате и месте судебного заседания ответчик Центральная приемная комиссия Министерства обороны РФ и третьи лица начальник и приемная комиссия Тверского суворовского военного училища в суд не явились.

Судом постановлено вышеуказанное решение, об отмене которого по доводам кассационной жалобы просит Р.

Проверив материалы дела, судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие Р. извещенной о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, выслушав
представителя МО РФ, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда.

Разрешая заявленные требования, суд правильно сослался на положения Закона РФ от 10.07.1992 года N 3266-1 “Об образовании“, Типовое положением о суворовских военных, нахимовских военно-морских, военно-музыкальном училищах и кадетских (морских кадетских) корпусах, утвержденным Постановлением Правительства от 30.04.2008 года N 328, Типовое положением об общеобразовательном учреждении, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 19.03.2001 года N 196, Типовое положением об образовательном учреждении среднего профессионального образования (среднем специальном учебном заведении), утвержденным Постановлением Правительства РФ от 18.07.2008 года N 543, а также нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти и указал, что порядок приема и отбора кандидатов в суворовские военные, нахимовские военно-морские, военно-музыкальные училища и кадетские (морские кадетские) корпуса определен Приказом Министра обороны РФ от 15.01.2001 г. N 25 “О суворовских военных, нахимовских военно-морских, военно-музыкальных училищах и кадетских, морских кадетских корпусах Министерства обороны Российской Федерации“ (приложение N 2 - порядок приема в суворовские военные, нахимовские военно-морские, военно-музыкальное училища и кадетские (морские кадетские корпуса). Согласно п. п. 2, 5, 6 Порядка в училища могут поступать несовершеннолетние граждане Российской Федерации, годные по состоянию здоровья, имеющие соответствующий классу поступления уровень образования и возраст.

Прием кандидатов в училища осуществляется на основании результатов конкурсных вступительных испытаний по общеобразовательным предметам (в военно-музыкальное училище - вступительных экзаменов по русскому языку (диктант) и музыкальным дисциплинам), проверки их психологической готовности к обучению в училище и физической подготовленности. Несовершеннолетние граждане-сироты, а также несовершеннолетние граждане, оставшиеся без попечения родителей, зачисляются в училище без экзаменов по результатам собеседования.

В соответствии с разделом IV Порядка конкурсные
вступительные испытания осуществляются с 15 по 31 июля, в ходе которых проводится: определение физической подготовленности кандидатов; определение психологической готовности кандидатов к обучению вступительные испытания по общеобразовательным предметам.

По результатам определения физической подготовленности выносится заключение “готов к обучению“ или “не готов к обучению“, а по результатам определения психологической готовности к обучению - “рекомендуется к зачислению“ или “не рекомендуется к зачислению“.

По результатам вступительного испытания по общеобразовательным предметам выставляется единая балльная оценка кандидата за образовательную подготовку, которая заносится в лист учета конкурсных вступительных испытаний и в конкурсный список. Результаты вступительного испытания по общеобразовательным предметам апелляции не подлежат.

В соответствии с разделом VI Порядка Центральная приемная комиссия формирует проект именных списков кандидатов с учетом выбранного ими для поступления училища и представляет его на утверждение Министру обороны Российской Федерации. После утверждения именных списков кандидатов Министром обороны Российской Федерации начальником училища не позднее трех дней издается соответствующий приказ по училищу. Дополнительное зачисление в училище после утверждения именных списков кандидатов на зачисление осуществляется по решению Министра обороны Российской Федерации.

В силу п. 21 Типового положения о суворовских военных, нахимовских военно-морских, военно-музыкальном училищах и кадетских (морских кадетских) корпусах, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 30 апреля 2008 года N 328 несовершеннолетние граждане - сироты, а также несовершеннолетние граждане, оставшиеся без попечения родителей, зачисляются в училище без экзаменов по результатам собеседования и медицинского освидетельствования.

Материалами дела достоверно установлено, что Р.Ю., 1997 года рождения в 2009 году обратился к начальнику Тверского суворовского военного училища, в котором выразил желание учиться в Тверском суворовском военном училище.

10 августа 2009 года Министром обороны РФ издан приказ по личному составу
N 996, которым произведено зачисление несовершеннолетних граждан РФ, успешно прошедших конкурсные вступительные испытания в 2009 году, в том числе и в Тверское военное училище. Однако, как усматривается из приложения к данному приказу, Р.Ю., 1997 года рождения, данным приказом в училище не зачислен.

В соответствии с п. п. 28 п. 7 Положения о Министерстве обороны Российской Федерации, утвержденного указом Президента РФ от 16 августа 2004 г. N 1082 Минобороны России подготавливает предложения по численности, составу и структуре Вооруженных Сил и координирует в интересах обороны предложения по численности, составу и структуре других войск, воинских формирований и органов.

Пунктом 15 Типового положения о суворовских военных, нахимовских военно-морских, военно-музыкальном училищах и кадетских (морских кадетских) корпусах, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 30 апреля 2008 года N 328 закреплены полномочия федеральных органов исполнительной власти по общему руководству училищами, их финансированию и материально-техническому обеспечению, а также по утверждению штатов и уставов училищ.

Проанализировав представленные по делу доказательства, суд пришел к обоснованному выводу, что Министр обороны Российской Федерации в пределах предоставленных ему полномочий и в соответствии с действующим законодательством издал приказ от 10 августа 2009 года N 996 “О зачислении в суворовские военные, нахимовское, военно-морское, московское военно-музыкальное училища и кадетские (морские кадетские) корпуса Минобороны России“.

При этом суд учитывает, что утверждение кандидатов на поступление в суворовское училище является правом, а не обязанностью Министра обороны Российской Федерации, именно он, будучи высшим воинским начальником, который несет ответственность перед Российской Федерацией за боеготовность воинских формирований, их количественный и качественный состав, определяет как количественный состав, то есть численность кандидатов, которые подлежат зачислению в училище, так и
качественный их состав, то есть определяет кандидатов, подлежащих зачислению в указанные училища, исходя из их индивидуальных особенностей и готовности к поступлению в воинское учебное заведение на момент их поступления в таковое. С учетом обстоятельств, влияющих на количество кандидатов, которые могут быть зачислены в училище и, соответственно, пройти полный курс обучения, Министр обороны Российской Федерации вправе увеличить или уменьшить количество кандидатов, которые могут быть зачислены в училище. С учетом индивидуальных особенностей каждого кандидата, а также их готовности к поступлению в воинское учебное заведение Министр обороны Российской Федерации вправе принять решение о зачислении конкретного кандидата в военное учебное заведение.

При таких обстоятельствах, суд обоснованно отказал в удовлетворении требований о признании незаконными действий Центральной приемной комиссии Министерства обороны Российской Федерации и Министра обороны Российской Федерации, связанных с не зачислением в указанное училище сына заявителя - Р.Ю. и возложения обязанности на Центральную приемную комиссию Минобороны Российской Федерации и Министра обороны Российской Федерации принять решение по вопросу зачисления Р.Ю. с учетом требований закона и результатов конкурсного отбора.

Судебная коллегия полагает, что вынося обжалуемое решение, суд правильно определил значимые по делу обстоятельства, доводам сторон и фактическим обстоятельствам дела дал надлежащую оценку. Выводы суда соответствуют требованиям закона и подтверждаются представленными доказательствами, которым суд первой инстанции дал оценку в соответствии с требованием ст. 67 ГПК РФ. Нарушений норм процессуального и материального права, влекущих отмену решения судом не допущено.

Довод кассационной жалобы о том, что приказ Министра обороны РФ от 16 мая 2009 года N 409 “О внесении изменений в приказ Министра обороны РФ от 15 января 2001 года N 25“ не
соответствует действующему законодательству несостоятелен. Данного приказа зарегистрирован в Министерстве юстиции РФ, и в установленном законом порядке не признан не соответствующим действующему законодательству.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 360, 361 ГПК РФ коллегия,

определила:

Решение Пресненского районного суда от 24 ноября 2009 оставить без изменения, кассационную жалобу Р. - без удовлетворения.