Решения и определения судов

Определение Московского областного суда от 27.07.2010 по делу N 33-14464 В удовлетворении исковых требований об обязании включить время обучения в выслугу лет, пересчете размера пенсии отказано правомерно, так как правовых оснований для проведения индексации назначенной истцу пенсии за выслугу лет, как работнику летно-испытательного состава гражданской авиации, не имеется.

МОСКОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 27 июля 2010 г. по делу N 33-14464

Судья Кудрякова Ю.С.

Судебная коллегия по гражданским делам Московского областного суда в составе

председательствующего Ракуновой Л.И.,

судей Красновой Н.В., Шинкаревой Л.Н.,

при секретаре С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Д. на решение Щелковского городского суда Московской области от 25 мая 2010 года

по делу по иску Д. к ГУ - УПФ РФ N 18 по г. Москве и Московской области об обязании включить время обучения в Балашихинском высшем военном авиационном училище летчиков в выслугу лет как работнику летно-испытательного состава, пересчитать в этой связи размер пенсии и произвести индексацию пенсии,

заслушав доклад судьи Ракуновой Л.И.,

объяснения истца, его
представителя,

установила:

Д. обратился в суд с иском к ГУ - УПФ РФ N 18 по г. Москве и Московской области об обязании включить время обучения в Балашовском высшем военном авиационном училище летчиков с 30.07.1974 г. по 11.10.1978 г. в выслугу лет как работнику летно-испытательного состава, пересчитать в этой связи размер пенсии и произвести индексацию пенсии до 01.01.2010 г.

Ответчик исковые требования не признал.

Решением Щелковского городского суда в удовлетворении искового заявления отказано.

Не согласившись с решением суда в части отказа в иске в индексации назначенной пенсии, в кассационной жалобе истец просит его отменить.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, заслушав объяснения явившихся лиц, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда в обжалованной истцом части - в части отказа в иске об индексации назначенной истцу пенсии как работнику летно-испытательного состава до 1 января 2010 года.

При этом судебная коллегия исходит из следующего.

До 1 января 2010 года на основании п. 3 ст. 31 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ “О трудовых пенсиях в Российской Федерации“ пенсии работникам летно-испытательного состава устанавливались с сохранением норм и условий, предусмотренных нормативными правовыми актами, действовавшими до дня вступления в силу указанного Федерального закона.

Таким нормативным правовым актом, как правильно указал суд первой инстанции, являлось Положение о порядке назначения и выплаты пенсий за выслугу лет работникам летно-испытательного состава, утвержденное Постановлением Совета Министров РСФСР от 5 июля 1991 года N 384, которое содержало отсылочные нормы на Закон Российской Федерации от 20 ноября 1990 года N 340-1 “О государственных пенсиях в Российской Федерации“. Нормы данного Закона и Положения N 384 регулировали
установление, назначение и выплату пенсии за выслугу лет работникам летно-испытательного состава в период до 1 января 2010 года.

Указанные нормативные правовые акты не предусматривали механизма деления установленной пенсии за выслугу лет на базовую и страховую части.

Федеральным законом от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ предусмотрены основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на трудовые пенсии, к числу которых относятся: пенсия по старости, по инвалидности и по случаю потери кормильца. Нормами данного Федерального закона не предусмотрено установление пенсии за выслугу лет (статья 9).

Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 18 марта 2004 года N 6-П “По делу о проверке конституционности части второй статьи 6 Закона Российской Федерации “О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей“ в связи с запросами Верховного Суда Российской Федерации и Мещанского районного суда города Москвы“ разграничил понятия пенсии за выслугу лет и трудовой пенсии.

Исходя из системного толкования положений ФЗ “О трудовых пенсиях в Российской Федерации“ пенсия истцу назначена независимо от достижения им пенсионного возраста, является пенсией за выслугу лет, поскольку была назначена досрочно по ранее установленным нормам законодательства и ее размер не подлежал ограничению, установленному для всех трудовых пенсий (трудовая пенсия по старости, трудовая пенсия по инвалидности, трудовая пенсия по случаю потери кормильца) при определении расчетного размера трудовой пенсии (по состоянию на 1 января 2002 года).

Таким образом, по мнению судебной коллегии, основания для назначения истцу трудовой пенсии по старости досрочно как
работнику летно-испытательного состава не предусмотрены ни Законом Российской Федерации от 20 ноября 1990 года N 340-1, ни Федеральным законом от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ (в редакции, действовавшей до 1 января 2010 года). Из материалов дела усматривается и не оспаривается истцом, что он никогда не обращался в пенсионные органы с заявлением о назначении ему трудовой пенсии по старости и с даты первичного назначения пенсии (3 июля 2009 года) и по настоящее времени является получателем пенсии за выслугу лет как работник летно-испытательного состава гражданской авиации.

С учетом изложенного, положения Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ об индексации размеров трудовой пенсии (а данным Законом установлены различные механизмы индексации базовой и страховой части трудовой пенсии) не могут распространяться на размеры пенсий за выслугу лет работникам летно-испытательного состава, назначенных, исчисленных и выплачиваемых в соответствии с нормами другого нормативного правового акта - Положение N 384.

Выводы, изложенные судебной коллегией в настоящем определении, соответствуют правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 1 декабря 2009 года N 1550-О-О “Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы граждан Ф.И.О. Ф.И.О. и Ф.И.О. на нарушение их конституционных прав статьей 17 и пунктом 3 статьи 31 Федерального закона “О трудовых пенсиях в Российской Федерации“, в соответствии с которой вступивший в силу с 1 января 2002 года Федеральный закон “О трудовых пенсиях в Российской Федерации“ непосредственно не определил какие-либо специальные условия пенсионного обеспечения работников летно-испытательного состава и не установил особого механизма индексации назначенных им пенсий за выслугу лет. Вместе с тем пунктом 3 статьи 31 названного
Закона были сохранены действовавшие до 1 января 2002 года льготные условия и нормы назначения пенсий указанной категории работников, предусмотренные нормативными правовыми актами, и было предписано применять эти условия и нормы при оценке пенсионных прав соответствующих лиц согласно нормам названного Закона.

Положения статьи 17 Федерального закона “О трудовых пенсиях в Российской Федерации“ устанавливают, в частности, порядок индексации базовой и страховой частей трудовых пенсий и имеют целью не допустить снижения жизненного уровня получателей данного вида пенсий (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 18 декабря 2007 года N 884-О-О).

Заявители не относятся к категории получателей трудовых пенсий, соответственно, данные законоположения их конституционные права, в том числе право на социальное обеспечение, закрепленное статьей 39 (часть 1) Конституции Российской Федерации, не затрагивают.

Судебная коллегия исходит из того, что на основании п. 3 ст. 31 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ истцу может быть осуществлена оценка пенсионных прав в соответствии с нормами названного Закона.

Согласно ст. 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ оценка пенсионных прав застрахованных лиц осуществляется по состоянию на 1 января 2002 года путем их конвертации (преобразования) в расчетный пенсионный капитал.

Конвертация пенсионных прав лиц из числа работников летно-испытательного состава осуществляется в соответствии с п. 1 - 5 ст. 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ, однако расчетный размер трудовой пенсии исчисляется не по общим правилам, а согласно условиям и нормам Закона Российской Федерации от 20 ноября 1990 года N 340-1 и Положения N 384.

Правомерность такого правового регулирования подтверждена Определением Конституционного Суда Российской Федерации от 2 ноября 2006 года
N 563-0 “По жалобам граждан Ф.И.О. Ф.И.О. и других на нарушение их конституционных прав положениями пункта 3 статьи 31 Федерального закона “О трудовых пенсиях в Российской Федерации“.

Конвертация является основанием рассматривать установленную пенсию как трудовую пенсию по старости, размер которой подлежит индексации в порядке, предусмотренном статьей 17 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ.

Таким образом, истец имел право выбора варианта расчета пенсии: за выслугу лет, исчисленной и выплачиваемой в соответствии с Положением N 384, или трудовой пенсии по старости в соответствии с Федеральным законом от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ, индексируемой в установленном порядке. При наличии соответствующего волеизъявления истца, ему могла быть осуществлена конвертация пенсионных прав по нормам, установленным Федеральным законом от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ.

С учетом изложенного, судебная коллегия полагает, что правовых оснований для проведения индексации назначенной истцу пенсии за выслугу лет как работнику летно-испытательного состава гражданской авиации не имеется.

С 1 января 2010 года, пенсии за выслугу лет, установленные до этой даты лицам из числа работников летно-испытательного состава, на основании ч. 6 ст. 37 Федерального закона от 24 июля 2009 года N 213-ФЗ подлежат пересмотру в беззаявительном порядке путем установления им пенсии за выслугу лет в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 166-ФЗ “О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации“ в редакции Федерального закона от 24 июля 2009 года N 213-ФЗ и трудовой пенсии по старости в соответствии с Федеральным законом от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ в редакции Федерального закона от 24 июля 2009 года N 213-ФЗ. При
этом, если размер получаемой до 1 января 2010 года пенсии за выслугу лет превышает размер пенсии за выслугу лет, предусмотренный Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 166-ФЗ, за гражданином сохраняется пенсия за выслугу лет в более высоком размере.

Трудовые пенсии по старости гражданам из числа работников летно-испытательного состава (т.е. кому была произведена конвертация пенсионных прав), установленные до 1 января 2010 года, выплачиваются в сохраненном размере. По желанию указанных граждан им может быть установлена пенсия за выслугу лет в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 166-ФЗ и трудовая пенсия по старости.

В соответствии с частью 9 статьи 37 Федерального закона от 24 июля 2009 года N 213-ФЗ индексация размеров трудовых пенсий производится в соответствии с пунктом 6 статьи 17 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ, а индексация размеров пенсий по государственному пенсионному обеспечению (включая сохраненные размеры пенсий за выслугу лет работникам летно-испытательного состава), определенных в соответствии с частью 6 статьи 37 Федерального закона от 24 июля 2009 года N 213-ФЗ, - в порядке, установленном статьей 25 Федерального закона от 15 декабря 2001 года N 166-ФЗ для индексации социальных пенсий.

Таким образом, судом первой инстанции правильно установлены обстоятельства, имеющие значение для разрешения дела, применен закон, подлежащий применению по спорным правоотношением, в соответствии со ст. 67 ГПК РФ представленным сторонами доказательствам дана надлежащая оценка.

Доводы кассационной жалобы в обжалованной истцом части судебного решения не содержат аргументов, опровергающих правильность выводов суда первой инстанции, в решении по ним содержатся правильные и мотивированные ответы.

Руководствуясь ст. ст. 199, 361 ГПК РФ, судебная
коллегия

определила:

Решение Щелковского городского суда Московской области от 25 мая 2010 года оставить без изменения, кассационную жалобу Д. - без удовлетворения.