Решения и постановления судов

Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.09.2010 по делу N А66-5183/2010 По делу о признании недействительным решения налогового органа о привлечении общества к ответственности за совершение налогового правонарушения.

ЧЕТЫРНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 20 сентября 2010 г. по делу N А66-5183/2010

Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Осокиной Н.Н., судей Кудина А.Г. и Мурахиной Н.В.

при ведении протокола секретарем судебного заседания Коробовой Ю.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества “Сибур-ПЭТФ“ на решение Арбитражного суда Тверской области от 7 июля 2010 года по делу N А66-5183/2010 (судья Перкина В.В.),

установил:

открытое акционерное общество “Сибур-ПЭТФ“ (далее - общество, ОАО “Сибур-ПЭТФ“) обратилось в Арбитражный суд Тверской области с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 10 по Тверской области (далее - инспекция, налоговый орган) о признании недействительным решения от 12.03.2010 N 21-15/720 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.

Решением Арбитражного суда Тверской области от 7 июля 2010 года в удовлетворении заявленных требований отказано.

Общество с судебным решением не согласилось и обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит суд апелляционной инстанции его отменить, заявленные требования - удовлетворить. Полагает, что окончание трехлетнего срока для представления документов приходится на дату представления налоговой декларации за 3-й квартал 2009 года.

Инспекция в отзыве просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в суд не направили, в связи с этим дело рассмотрено в их отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).

Исследовав доказательства по делу, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.

Как следует из материалов дела, инспекция провела камеральную проверку представленной обществом 30.11.2009 уточненной налоговой декларации НДС за 3-й квартал 2009 года.

По результатам проверки налоговым органом составлен акт от 02.02.2010 N 21-15/187 и принято решение от 12.03.2010 N 21-15/720 о привлечении общества к ответственности за совершение налогового правонарушения.

Данным решением обществу доначислен НДС в сумме 502 848 руб., а также пени по нему - 10 944 руб. 28 коп. Кроме того, общество привлечено к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) в виде штрафа в размере 33 523 руб. 20 коп.



Доначисление указанных налогов инспекция мотивировала тем, что обществом в трехлетний срок со дня отгрузки товара не представлены документы, подтверждающие реализацию товара в Республику Беларусь.

Не согласившись с данным решением, общество обжаловало его в судебном порядке.

Суд первой инстанции правомерно отказал в удовлетворении заявленного требования по следующим основаниям.

Согласно пунктам 1 и 2 статьи 171 НК РФ налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму налога, исчисленную в соответствии со статьей 166 Кодекса, на установленные статьей 171 НК РФ налоговые вычеты. Вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг), в отношении товаров (работ, услуг), приобретаемых для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения в соответствии с главой 21 Налогового кодекса Российской Федерации, и для перепродажи.

Пунктом 1 статьи 172 данного Кодекса определено, что налоговые вычеты, предусмотренные статьей 171 НК РФ, производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг). Вычетам подлежат только суммы налога, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации, после принятия на учет указанных товаров (работ, услуг) и при наличии соответствующих первичных документов.

В соответствии с пунктом 3 статьи 172 НК РФ вычеты сумм налога, предусмотренных пунктами 1 - 8 статьи 171 НК РФ, в отношении операций по реализации товаров (работ, услуг), указанных в пункте 1 статьи 164 НК РФ, производятся в порядке, установленном названной статьей, на момент определения налоговой базы, установленной статьей 167 НК РФ.

При этом статьей 7 НК РФ закреплено, что если международным договором Российской Федерации, содержащим положения, касающиеся налогообложения и сборов, установлены иные правила и нормы, чем предусмотрены настоящим Кодексом и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами о налогах и (или) сборах, то применяются правила и нормы международных договоров Российской Федерации.

Соглашением между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Беларусь от 15.09.2004 (далее - Соглашение) определены принципы взимания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров, выполнения работ, оказания услуг и утвержден порядок взимания косвенных налогов и механизм контроля за их уплатой при перемещении товаров между Российской Федерацией и Республикой Беларусь.

В статье 2 Соглашения установлено, что при экспорте товаров применяется нулевая ставка налога на добавленную стоимость и (или) освобождение от уплаты (возмещение уплаченной суммы) акцизов при условии документального подтверждения факта экспорта. Порядок взимания косвенных налогов при экспорте товаров осуществляется в соответствии с Положением о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при перемещении товаров между Российской Федерацией и Республикой Беларусь (далее - Положение), которое является неотъемлемой частью настоящего Соглашения.

Пунктом 1 раздела 2 Положения определено, что при реализации товаров, вывезенных с территории государства одной Стороны на территорию государства другой Стороны, применяется нулевая ставка налога на добавленную стоимость и (или) освобождение от уплаты акцизов (возмещение уплаченных сумм акцизов) при представлении в налоговые органы документов, предусмотренных пунктом 2 настоящего раздела.

Для обоснования применения нулевой ставки или освобождения от уплаты (возмещения) акцизов в налоговые органы одновременно с налоговой декларацией представляются документы, заверенные подписью руководителя и главного бухгалтера (пункт 2 раздела 2 Положения).

Документы, предусмотренные пунктом 2 настоящего раздела, представляются в налоговые органы в течение 90 дней с даты отгрузки (передачи) товаров (пункт 3 раздела 2 Положения).

При непредставлении этих документов суммы косвенных налогов подлежат уплате в бюджет за тот налоговый период, на который приходится день отгрузки (передачи) товаров, с использованием права на вычет сумм налога на добавленную стоимость, уплаченных за приобретенные (принятые на учет) товары, выполненные работы и оказанные услуги, использованные для производства и (или) реализации товаров, в порядке, установленном национальным законодательством государств Сторон.

При этом Положением предусматривается, что в случае представления налогоплательщиком документов, обосновывающих применение нулевой ставки, по истечении 90-дневного срока (но не более трех лет со дня возникновения обязательства по уплате косвенных налогов) уплаченные суммы косвенных налогов подлежат возврату в порядке, установленном национальным законодательством государств Сторон.

Таким образом, если в течение 90 дней с даты отгрузки документы не были собраны, экспортер обязан начислить налог на стоимость реализованных товаров за тот период, в котором была осуществлена отгрузка товаров.



В соответствии со статьей 163 НК РФ (в редакции, действовавшей до 01.01.2007) налоговый период (в том числе для налогоплательщиков, исполняющих обязанности налоговых агентов) устанавливается как календарный месяц.

Согласно пункту 2 статьи 6.1 НК РФ (в редакции, действовавшей до 01.01.2007) течение срока, исчисляемого годами, месяцами, неделями или днями, начинается на следующий день после календарной даты или наступления события, которым определено его начало.

Из материалов дела следует, что обществом по договору от 24.04.2006 N 024 произведена поставка продукции в Республику Беларусь, что подтверждается соответствующими счетами-фактурами и товарно-транспортными накладными.

В указанный 90-дневный срок обществом не представлены документы, подтверждающие реализацию товара в Республику Беларусь, в связи с чем оно исчислило налог и уплатило его в бюджет.

Как указано выше, трехлетний срок начинает течь со дня возникновения обязательств по уплате косвенных налогов. Согласно письму Минфина России от 19.10.2007 N 03-07-15/164 установленный российско-белорусским соглашением 90-дневный срок для подтверждения нулевой ставки налога исчисляется в календарных днях.

В соответствии с представленными в материалы дела счетом-фактурой от 27.04.2006 N 489 и товарно-транспортной накладной от 27.04.2006 N 1078 груз принят к перевозке 27.04.2006.

Таким образом, 90 дней с даты отгрузки (перевозки) товаров, установленные Соглашением, в данном случае, исчисляются с 27.04.2006, 91-й день приходится на 26.07.2006.

Следовательно, по товарно-транспортной накладной от 27.04.2006 N 1078 на сумму 640 800 руб. документы, обосновывающие применение нулевой ставки, должны были быть представлены не позднее 31.07.2009.

Только в этом случае уплаченные суммы косвенных налогов подлежат возврату в порядке, определенном национальным законодательством государств Сторон.

По остальным представленным обществом счетам-фактурам установлены следующие сроки:

- от 05.05.2006 N 605 на сумму 712 000 руб.: обязательство по уплате налога возникло с 03.08.2006, окончание трех лет со дня возникновения обязательства по уплате косвенных налогов приходится на 31.08.2009, налоговые вычеты составили 128 160 руб.;

- от 18.05.2006 N 629 на сумму 720 400 руб.: обязательство по уплате налога возникло с 16.08.2006, окончание трех лет со дня возникновения обязательства по уплате косвенных налогов - 31.08.2009, налоговые вычеты - 129 672 руб.;

- от 09.06.2006 N 795 на сумму 728 800 руб.: обязательство по уплате налога возникло с 07.09.2006, окончание трех лет со дня возникновения обязательства по уплате косвенных налогов - 30.09.2009, налоговые вычеты - 131 184 руб.;

- от 31.05.2006 N 701 на сумму 720 400 руб.: обязательство по уплате налога возникло с 29.08.2006, окончание трех лет со дня возникновения обязательства по уплате косвенных налогов - 31.08.2009, налоговые вычеты - 129 672 руб.

Как следует из материалов дела, документы, обосновывающие применение нулевой ставки налога, общество представило в инспекцию только 20.10.2009 вместе с первичной декларацией по НДС за 3-й квартал 2009 года, то есть после истечения трехлетнего срока дня возникновения обязательства по уплате косвенных налогов по всем вышеуказанным операциям.

В связи с этим общество не имеет права на возврат налога в соответствии с пунктом 3 раздела 2 Положения по указанным выше отгрузкам, и, соответственно, налоговая инспекция обоснованно доначислила ему НДС в сумме 502 848 руб.

Отклоняются доводы апелляционной жалобы о том, что с 01.01.2007 налоговый период исчисляется кварталами, следовательно, представление налоговой декларации до 20-го числа после истечения последнего налогового периода осуществлено в рамках трехлетнего срока.

Действительно, с 01.01.2007 в статью 163 НК РФ Федеральным законом от 27.07.2006 N 137-ФЗ “О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с осуществлением мер по совершенствованию налогового администрирования“ внесены изменения, в соответствии с которыми налоговым периодом при уплате НДС признается не один месяц, как ранее, а квартал.

При этом пунктом 6 статьи 7 данного Закона предусмотрено, что в случае, если течение предусмотренных законодательством о налогах и сборах сроков не завершилось до 1 января 2007 года, указанные сроки исчисляются в порядке, действовавшем до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.

По настоящему делу течение трехлетнего срока для предъявления НДС к вычету началось до 01.01.2007, следовательно, и после наступления указанной даты исчисление данного срока необходимо производить исходя из того, что налоговый период равен одному месяцу.

Кроме того, суд первой инстанции правомерно отметил, что из анализа пункта 8 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 25, пункта 1 статьи 38 и пункта 1 статьи 44 НК РФ следует, что возникновение обязанности по уплате налога определяется наличием объекта налогообложения с даты окончания налогового периода, а не с даты представления налоговой декларации или окончания срока уплаты налога.

Обществом также не предъявлено доказательств того, что в указанный трехлетний период оно не могло представить уточненную налоговую декларацию по НДС за 2006 год (за период, в котором была осуществлена экспортная поставка), срок представления которой НК РФ не ограничен.

С учетом изложенного суд первой инстанции правомерно посчитал оспариваемое решение инспекции законным и обоснованным.

Таким образом, основания для отмены или изменения решения суда первой инстанции отсутствуют.

Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд

постановил:

решение Арбитражного суда Тверской области от 7 июля 2010 года по делу N А66-5183/2010 оставить без изменения, апелляционную жалобу открытого акционерного общества “Сибур-ПЭТФ“ - без удовлетворения.

Председательствующий

Н.Н.ОСОКИНА

Судьи

А.Г.КУДИН

Н.В.МУРАХИНА