Решения и постановления судов

Решение Верховного Суда Карачаево-Черкесской Республики от 10.06.2009 “О признании недействующим в части ч. 1 ст. 1, ч. 1, 2 ст. 3, абзаца 1 ст. 4 Закона Карачаево-Черкесской Республики N 65-РЗ от 30.07.2008 “О размере, условиях и порядке возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки по оплате жилого помещения с отоплением и освещением педагогическим работникам образовательных учреждений, работающим и проживающим в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа)

ВЕРХОВНЫЙ СУД

КАРАЧАЕВО-ЧЕРКЕССКОЙ РЕСПУБЛИКИ

РЕШЕНИЕ

от 10 июня 2009 года

Верховный суд Карачаево-Черкесской Республики в составе:

председательствующего судьи Гришиной С.Г.

при секретаре Растове A.M.

с участием прокурора Мурадовой А.Ю.

представителя Народного Собрания КЧР Наумовой Э.А.

представителя Президента КЧР Тлишева А.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании от 10 июня 2009 года гражданское дело по заявлению прокурора КЧР о признании недействующим в части ч. 1 ст. 1, ч. 1, 2 ст. 3, абзаца 1 ст. 4 Закона Карачаево-Черкесской Республики N 65-РЗ от 30.07.2008 “О размере, условиях и порядке возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки по оплате жилого помещения с отоплением и освещением педагогическим работникам образовательных учреждений, работающим и проживающим в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа)“

установил:

Прокурор КЧР обратился в суд с заявлением о признании противоречащим федеральному законодательству и недействующим со дня вступления решения суда в законную силу ч. 1 ст. 1, ч. 1, 2 ст. 3, абзаца 1 ст. 4 Закона Карачаево-Черкесской Республики N 65-РЗ от 30.07.2008 “О размере, условиях и порядке возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки по оплате жилого помещения с отоплением и освещением педагогическим работникам образовательных учреждений, работающим и проживающим в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа)“ в части распространения предусмотренных мер социальной поддержки только на педагогических работников (без учета членов семьи) и их распространения на республиканский и муниципальный уровень образовательных учреждений по следующим основаниям.

Так, установление в оспоренных нормах указанного Республиканского закона ограничения мер социальной поддержки по оплате жилья, отопления и освещения предоставлением их педагогическим работникам республиканских государственных и муниципальных образовательных учреждений и без учета членов семьи, по мнению заявителя, противоречит абзацу 3 пункта 5 статьи 55 ФЗ “Об образовании“, ст. 8 ФЗ “О введении в действие Жилищного кодекса

Российской Федерации“, ст. 59 ЖК РСФСР, не содержащих таких ограничений. Федеральное законодательство не связывает предоставление данных мер социальной поддержки с видом образовательного учреждения, уровнем его финансирования. Право педагогических работников на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности является федеральной мерой социальной поддержки и должно предоставляться в порядке, установленном законодательством РФ.

Представитель Народного Собрания КЧР Наумова Э.А. в судебном заседании не возражала против удовлетворения заявленных требований, пояснив, что в настоящее время готовится законопроект, предусматривающий соответствующие изменения.



Представитель Президента КЧР Тлишев А.А. также признал заявленные требования.

Изучив материалы дела, выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, суд приходит к следующим выводам.

Согласно статье 72 пунктам “б“, “е“, “ж“ Конституции РФ защита прав и свобод человека и гражданина, а также общие вопросы образования, социальная защита, включая социальное обеспечение относится к предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов. В соответствии с положениями (статьи 76 части 2 и 5) Конституции РФ по предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ; законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ не могут противоречить федеральным законам, принятым по предметам совместного ведения РФ и ее субъектов.

Постановлением ВНИК и СНК РСФСР от 10 июля 1930 года “О льготах квалифицированным работникам в сельской местностях и рабочих поселках“ (утратило силу в соответствии с Федеральным законом от 6 мая 2003 года “О внесении изменений и дополнений в Закон РФ “Об основах федеральной жилищной политики“ и изменений и дополнений в Закон РФ “Об основах федеральной жилищной политики“ и другие законодательные акты РФ в части совершенствования системы оплаты жилья и коммунальных услуг“) были закреплены жилищно-коммунальные льготы квалифицированным работникам просвещения, проживающим в сельских местностях и рабочих поселках. В частности, данным нормативным актом устанавливалась обязанность предоставления годной жилой площади с отоплением и освещением на работника и членов его семьи с оплатой жилой площади, отопления и освещения за счет соответствующих учреждений или организаций по действительной их стоимости.

Право на бесплатное пользование жилым помещением с отоплением и освещением для специалистов, работающих и проживающих в сельской местности вне населенных пунктов (а в установленных законодательством Союза ССР случаях - в рабочих и иных поселках), закреплялось и в статье 59 ЖК РСФСР, а в отношении педагогических работников сельских школ и совместно с ними проживающих членов их семей оно специально оговорено в Постановлениях Совета Министров СССР от 10 февраля 1948 года N 246 “О льготах и преимуществах для учителей начальных и семилетних школ“ и от 4 мая 1971 года N 255 “О некоторых мероприятиях по укреплению учебно-материальной базы общеобразовательных школ в сельской местности“.

В соответствии с абзацем третьим пункта 5 статьи 55 ФЗ “Об образовании“ (в редакции Федерального закона от 13 января 1996 года N 12-ФЗ) педагогические работники образовательных учреждений в порядке, установленном законодательством РФ, пользуются правом на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа). Федеральным законом от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ (пункт 30 статьи 16) данная норма была дополнена положением о том, что размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки, устанавливаются законодательными актами субъектов РФ.

Таким образом, как в соответствии с ранее действующим, так и действующим в настоящее время федеральным законодательством право педагогических работников на бесплатную жилую площадь с освещением и отоплением в сельской местности является федеральной мерой социальной поддержки и предоставляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Реализуя предписания федерального законодательства Народным Собранием КЧР был принят Закон КЧР N 65-РЗ от 30.07.2008 “О размере, условиях и порядке возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки по оплате жилого помещения с отоплением и освещением педагогическим работникам образовательных учреждений, работающим и проживающим в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа)“.

Закон официально опубликован в газете “День Республики“ от 7 августа 2008 года, вступил в силу по истечении 10 дней со дня его официального опубликования.

Частью 1 статьи 1 данного закона установлены категории граждан, имеющих право на социальную поддержку. Так, данной нормой установлено, что меры социальной поддержки по оплате жилья, отопления (в том числе приобретения и доставки твердого топлива) и освещения предоставляются педагогическим работникам республиканских государственных и муниципальных образовательных учреждений, работающим и проживающим в сельской местности и рабочих поселках (поселках городского типа) на территории Карачаево-Черкесской Республики, пенсионерам из числа педагогических работников, которые проработали в сельской местности на территории Карачаево-Черкесской Республики в указанной сфере не менее 10 лет (без учета членов семьи).

В соответствии с абзацем 1 части 1 статьи 3 данного закона возмещение расходов на предоставление мер социальной поддержки осуществляется педагогическому работнику республиканским

государственным образовательным учреждением или муниципальным образовательным учреждением, в штате которого состоит (состоял) педагогический работник. Частью 2 данной нормы установлено, что возмещение указанных расходов производится республиканским государственным образовательным учреждением или муниципальным образовательным учреждением на основании определенных документов.

В первом предложении абзаца 1 статьи 4 Республиканского закона также указано на предоставление мер социальной поддержки по оплате жилых помещений с отоплением и освещением педагогическим работникам республиканских государственных образовательных учреждений или муниципальных образовательных учреждений.

Таким образом, в Республиканском законе определен круг субъектов предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения с отоплением и освещением.

Однако, как видно из приведенных выше положений федерального законодательства, оно не ограничивает право педагогических работников “на получение мер социальной поддержки по оплате жилья, отопления и освещения указанием на их предоставление без учета членов семьи и указанием на предоставление таких мер педагогическим работникам только республиканских государственных и муниципальных образовательных учреждений (предоставлением в зависимости от вида общеобразовательного учреждения, в котором педагоги осуществляют педагогическую деятельность).



Следовательно, оспариваемые нормы Закона в отношении педагогических работников противоречат федеральному законодательству, поскольку предусматривают возможность установления не предусмотренного федеральным законодательством ограничения права педагогических работников на бесплатное жилье, отопление и освещение.

В соответствии с ч. 2 ст. 253 ГПК РФ установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону, суд признает правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.

Исходя из вышеизложенного, заявленные прокурором требования о признании оспариваемых норм в части распространения предусмотренных мер социальной поддержки только на педагогических работников без учета членов семьи и их распространение только на педагогических работников республиканских и муниципальных образовательных учреждений противоречащими федеральному законодательству и недействующими со дня вступления решения в силу подлежат удовлетворению.

Руководствуясь ст. 194 - 198, 253 ГПК РФ, суд

решил:

Признать ч. 1 ст. 1, ч. 1, 2 ст. 3, абзаца 1 ст. 4 Закона Карачаево-Черкесской Республики N 65-РЗ от 30.07.2008 “О размере, условиях и порядке возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки по оплате жилого помещения с отоплением и освещением педагогическим работникам образовательных учреждений, работающим и проживающим в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа)“ в части распространения предусмотренных мер социальной поддержки только на педагогических работников (без учете членов семьи) и их распространения только на педагогических работников республиканских государственных и муниципальных образовательных учреждений, а именно указание слов “республиканских государственных и муниципальных“, а также слов “без учета членов семьи“, противоречащим федеральному законодательству и недействующим со дня вступления в законную силу решения суда.

Решение суда может быть обжаловано в течение десяти дней со дня принятия решения судом в окончательной форме в Верховный Суд РФ через Верховный суд КЧР.

Решение в окончательной форме изготовлено 11 июня 2009 года.

Председательствующий судья

Гришина С.Г.